Презентация знакомит учащихся с древним и современным татарским прикладным искусством, национальными орнаментами. Наряду с золотым шитьем, в презентации представлены разнообразные образцы татарского орнамента. Они нашли яркое выражение в различных произведениях многовекового творчества народа: в тонких узорах ювелирных изделий, красочных вышивках и узорных тканях, головных уборах, разноцветной мозаике, кожаной обуви, украшениях жилища. Предназначается учителям и учащимся, а также всем тем, кто интересуется татарским прикладным искусством.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Татарская национальная вышивка »
Татарская национальная вышивка
Выполнила: Минвалиева Н.Д
ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО — это особый мир художественного творчества, бесконечно разнообразная область художественных предметов, создаваемых на протяжении многовековой истории развития человеческой цивилизации. Это сфера, вне которой невозможно представить себе жизнь человека. Каждая вещь, будь то мебель, посуда или одежда, занимает определенное место не только в организованной человеком среде жизнедеятельности, но прежде всего — в его духовном мире.
Прекрасные образцы татарского орнамента нашли яркое выражение в различных произведениях многовекового творчества народа: в тонких узорах ювелирных изделий, красочных вышивках и узорных тканях, резной пластике надгробных камней, головных уборах, разноцветной
мозаике кожаной обуви, украшениях жилища.
В татарской вышивке основное место занимает растительный орнамент, что объясняется древностью и популярностью тамбурной техники вышивания. Растительный орнамент получает широкое распространение почти во всех видах народного творчества и поражает обилием цветочных мотивов, живописностью их трактовки, богатством цветовых сочетаний. Наиболее реалистичная трактовка растительных образов проявляется в вышивках, техники гравировке по металлу, а стилизованная – в технике скани. И все же, несмотря на то, что главным вдохновителем татарских мастериц была сама природа, ее реальные формы воспроизводились довольно редко; растительные образы отличаются собирательностью. Художницы используют несуществующие в реальном мире формы, объединяя на одном стебле различные цветы, плоды, листья, создавая, тем не менее, впечатление жизненности вышитых картин. Подобный эффект достигается с помощью приема асимметрии, которая вносит в рисунок элемент естественности и непосредственности, не нарушая при этом равновесия и цельности узора.
Значительное место в декоративном искусстве татар занимала графика. Буквами арабского алфавита, выполненными сложной вязью, украшались заставки и концовки книг, оформлялись шамаили для интерьера жилищ. Незначительное отражение эта традиция нашла и в вышивке. Так, некоторые вышивки прошлого столетия (полотенца, носовые платки, наволочки, чаще намазлыки) сопровождаются текстом - изречениями, посвящениями, добрыми пожеланиями, вышитыми арабской вязью.
Геометрический орнамент широко применяется в украшении сельского жилища, ювелирных изделий и органически присущ технологии узорного ткачества. Одним из характерных признаков геометрического орнамента в народном творчестве является обилие вариаций, благодаря которому татарские мастера создали богатый репертуар мотивов, многообразие их форм. Данный тип орнамента господствует в счетных и строчевых вышивках, где особенно сильно проявляется влияние технического начала.
Огромное количество цветочно-растительных мотивов татарских вышивок можно объединить в три группы. Это мотивы степного, лугового (частью лесного) и садового происхождения. Образы садовых цветов (георгины, пионы, астры, хризантемы) более характерны для вышивок горожанок, тогда как простому крестьянскому быту были более близки не столь яркие, но безмерно дорогие сердцу образы родных лесов, полей, лугов.
Зооморфные мотивы, характерные для декоративно-прикладного искусства русских и финно-угорских народов, в татарских вышивках встречаются очень редко. Одна из причин этого - запреты мусульманской религии на изображение живых существ. От этого идет и некоторая односторонность развития орнаментального искусства татар. Однако "табу" на изображение живых существ вызвало к жизни множество вариантов, не запрещенных религией типов орнамента.
И все же, несмотря на самые жесткие каноны, диктуемые религией, творчество отдельных народных мастеров воспроизводило и живые образы, населяющие окружающий мир, находилось место и для изображения сказочных, фантастических героев. Однако установить в узорах вышивок XIX века изображения птиц, бабочек, коней и пр. представляет немалую трудность - настолько стилизованы они, переработаны в духе растительного орнамента. Более реалистично зооморфные мотивы трактуются в золотошвейной глади. Дополнительную трудность в обнаружении зооморфных мотивов представляет многоцветность тамбура. Поэтому в вышивке со сплошным полихромным заполнением труднее прочитать зооморфное начало, чем в вышивке, где тамбур прорисовывает лишь контурные линии.
Современное народное декоративно-прикладное искусство продолжает существовать в виде отдельных домашних ремесел для изготовления необходимых предметов бытовой, особенно сельской, культуры. Обычно это мастера-одиночки, изготовляющие на продажу мужские и женские головные уборы, тканые коврики и половики, вышитые обрядовые полотенца, традиционную медночеканную утварь (кумганы), шамаили и др. В форме народных художественных промыслов до недавнего времени развивалось производство узорной мозаичной обуви в г. Арске и изделий узорного ткачества в с. Алексеевском. Современный этап в развитии татарского декоративно-прикладного искусства в целом характеризуется тесным взаимодействием народного художественного творчества с профессиональной культурой