ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДЕТЕЙ С ТАТАРСКИМ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНЫМ ИСКУССТВОМ
ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДЕТЕЙ С ТАТАРСКИМ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНЫМ ИСКУССТВОМ
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ИЗОДЕЯТЕЛЬНОСТИ (РИСОВАНИЕ)
В СТАРШЕЙ ГРУППЕ
ТЕМА: «ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДЕТЕЙ С ТАТАРСКИМ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНЫМ ИСКУССТВОМ»
Цель. Познакомить детей с образцами татарского народного изобразительного творчества, характерными признаками национальной одежды, обуви, предметов быта (тюбетейки, сапожки, башмачки, фартук, калфак); вызвать у ребят интерес к искусству татарского народа, научить понимать и оценивать красоту татарских национальных предметов, разнообразие их форм, красочность орнаментального оформления.
Подготовка к занятию. Анализ книги Ф. X. Валеева «Орнамент казанских татар» (Казань, 1969); изготовление наглядных пособий по книге Л. Сперанской «Костюм казанских татар» (Казань,1972) и Ф. Гуловой «Татарская народная вышивка» (Казань, 1980); подготовка кукол в национальных костюмах, создание альбома «Казань — столица Татарстана».
Материалы. Иллюстрации традиционных национальных изделий: полотенце, тюбетейка, калфак, фартук, башмачки, сапожки; рисунки национального костюма, предметов быта; куклы в татарских национальных костюмах.
Ход занятия. Воспитатель вместе с детьми рассматривает кукол в национальной одежде, говорит: «Красивая одежда? Откуда приехали к нам гости? («Из Татарстана».) Как вы это определили? («Куклы одеты в татарский национальный костюм».) Как называется мужской национальный головной убор? («Тюбетейка»,) А женский? («Калфак».)».
Физкультминутка.
Воспитатель просит детей рассмотреть узоры, украшающие тюбетейку и калфак, одежду кукол (платье, бархатный камзол, сапожки), обращает внимание на особенности их формы, на цвет. «Как назовем мы кукол? Какие вы знаете татарские имена девочек и мальчиков? («Асия, Галия, Ренат, Рафик, Алсу, Тагир».) Наши куклы изготовлены на фабрике, и на этикетке написаны их имена: девочка Алсу, мальчик Тагир. Мы тоже их так будем называть. На Алсу надето белое платье, подол его украшен оборкой. Рукава широкие, они собраны у проймы. (Показывает.) Поверх платья надет бархатный камзол-безрукавка. Камзол украшен вышивкой. Что на ногах у Алсу и Тагира? («На ногах у кукол сапожки».) Да, на ногах у них сапожки, украшенные красивым узором. Воспитатель рассказывает детям о том, что татары издавна носили такую одежду. Народные мастерицы украшали ее разнообразными узорами, составленными из цветов, листьев разной формы и разного цвета. Они отличаются яркостью узоров. Затем показывает иллюстрации, на которых изображены полотенце, подушка, скатерть, коврики, обращает внимание на отдельные элементы, их окраску. В заключение подчеркивает, что многие предметы, с которыми дети познакомились, и сейчас имеются в Татарстане. Когда город отмечал День Республики Татарстан, многие города, села, были украшены национальным орнаментом, составленным из цветов — тюльпана, колокольчика, гвоздики, веточек в красивом переплетении. Воспитатель учит рисовать из бумаги силуэты предметов и украшать их орнаментом. Дети соглашаются. Воспитатель сообщает, что на следующих занятиях они ближе познакомятся с народным орнаментом, после этого смогут выполнять рисунки.
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ИЗОДЕЯТЕЛЬНОСТИ (РИСОВАНИЕ)
В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ
ТЕМА: «УКРАШЕНИЕ ФАРТУКА»
Цель. Продолжать учить детей рисовать элементы татарского орнамента со вписанными частями и составлять симметричные и асимметричные композиции с декоративно трактованными фигурами; развивать самостоятельность детей в выборе элементов, решения их цветового и композиционного строи.
Подготовка к занятию. Рассмотреть с детьми изображение фартука на иллюстрациях (в книге «Костюм казанских татар»), определить его назначение, особенности орнаментации.
Материалы. Варианты рисунков на силуэтах фартуков; белые силуэты, акварельные краски.
Ход занятия. Воспитатель просит детей внимательно рассмотреть, как украшены фартуки, из чего состоят узоры, и говорит: «На фартуке узоры из цветов и листьев. Они расположены по-разному. На первом фартуке узор помещен на груди и на подоле. На втором он сочетается с оборкой. В этом узоре использованы веточка, цветы с листьями. (Обращает внимание на красивое сочетание красных цветов со вписанными зелеными частями и листьями.) Мы будем украшать силуэты фартуков по-своему. Для этого надо подумать, какой выбрать узор, какие взять цвета, как расположить элементы в украшении фартука».
Физкультминутка.
Воспитатель предлагает приступить к заготовкам, при этом следит за тем, как дети используют приемы рисования вписанных друг в друга цветов. В ходе занятия педагог следит за подбором детьми цветов краски, помогает составлять оригинальное украшение.
В итоге занятия проводится обсуждение работ; воспитатель показывает детям рисунки которых отличается от образцов по цветовому сочетанию, узорным элементам, композиционному строю, поощряет творческий подход ребят к выполнению задания, оставляя эти работы с общего согласия всех детей группы на несколько дней в уголке народного искусства.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДЕТЕЙ С ТАТАРСКИМ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНЫМ ИСКУССТВОМ »
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ИЗОДЕЯТЕЛЬНОСТИ (РИСОВАНИЕ)
В СТАРШЕЙ ГРУППЕ
ТЕМА: «ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДЕТЕЙ С ТАТАРСКИМ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНЫМ ИСКУССТВОМ»
Цель. Познакомить детей с образцами татарского народного изобразительного творчества, характерными признаками национальной одежды, обуви, предметов быта (тюбетейки, сапожки, башмачки, фартук, калфак); вызвать у ребят интерес к искусству татарского народа, научить понимать и оценивать красоту татарских национальных предметов, разнообразие их форм, красочность орнаментального оформления.
Подготовка к занятию. Анализ книги Ф. X. Валеева «Орнамент казанских татар» (Казань, 1969); изготовление наглядных пособий по книге Л. Сперанской «Костюм казанских татар» (Казань,1972) и Ф. Гуловой «Татарская народная вышивка» (Казань, 1980); подготовка кукол в национальных костюмах, создание альбома «Казань — столица Татарстана».
Материалы. Иллюстрации традиционных национальных изделий: полотенце, тюбетейка, калфак, фартук, башмачки, сапожки; рисунки национального костюма, предметов быта; куклы в татарских национальных костюмах.
Ход занятия. Воспитатель вместе с детьми рассматривает кукол в национальной одежде, говорит: «Красивая одежда? Откуда приехали к нам гости? («Из Татарстана».) Как вы это определили? («Куклы одеты в татарский национальный костюм».) Как называется мужской национальный головной убор? («Тюбетейка»,) А женский? («Калфак».)».
Физкультминутка.
Воспитатель просит детей рассмотреть узоры, украшающие тюбетейку и калфак, одежду кукол (платье, бархатный камзол, сапожки), обращает внимание на особенности их формы, на цвет. «Как назовем мы кукол? Какие вы знаете татарские имена девочек и мальчиков? («Асия, Галия, Ренат, Рафик, Алсу, Тагир».) Наши куклы изготовлены на фабрике, и на этикетке написаны их имена: девочка Алсу, мальчик Тагир. Мы тоже их так будем называть. На Алсу надето белое платье, подол его украшен оборкой. Рукава широкие, они собраны у проймы. (Показывает.) Поверх платья надет бархатный камзол-безрукавка. Камзол украшен вышивкой. Что на ногах у Алсу и Тагира? («На ногах у кукол сапожки».) Да, на ногах у них сапожки, украшенные красивым узором. Воспитатель рассказывает детям о том, что татары издавна носили такую одежду. Народные мастерицы украшали ее разнообразными узорами, составленными из цветов, листьев разной формы и разного цвета. Они отличаются яркостью узоров. Затем показывает иллюстрации, на которых изображены полотенце, подушка, скатерть, коврики, обращает внимание на отдельные элементы, их окраску. В заключение подчеркивает, что многие предметы, с которыми дети познакомились, и сейчас имеются в Татарстане. Когда город отмечал День Республики Татарстан , многие города, села, были украшены национальным орнаментом, составленным из цветов — тюльпана, колокольчика, гвоздики, веточек в красивом переплетении. Воспитатель учит рисовать из бумаги силуэты предметов и украшать их орнаментом. Дети соглашаются. Воспитатель сообщает, что на следующих занятиях они ближе познакомятся с народным орнаментом, после этого смогут выполнять рисунки.
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ИЗОДЕЯТЕЛЬНОСТИ (РИСОВАНИЕ)
В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ
ТЕМА: «УКРАШЕНИЕ ФАРТУКА»
Цель. Продолжать учить детей рисовать элементы татарского орнамента со вписанными частями и составлять симметричные и асимметричные композиции с декоративно трактованными фигурами; развивать самостоятельность детей в выборе элементов, решения их цветового и композиционного строи.
Подготовка к занятию. Рассмотреть с детьми изображение фартука на иллюстрациях (в книге «Костюм казанских татар»), определить его назначение, особенности орнаментации.
Материалы. Варианты рисунков на силуэтах фартуков; белые силуэты, акварельные краски.
Ход занятия. Воспитатель просит детей внимательно рассмотреть, как украшены фартуки, из чего состоят узоры, и говорит: «На фартуке узоры из цветов и листьев. Они расположены по-разному. На первом фартуке узор помещен на груди и на подоле. На втором он сочетается с оборкой. В этом узоре использованы веточка, цветы с листьями. (Обращает внимание на красивое сочетание красных цветов со вписанными зелеными частями и листьями.) Мы будем украшать силуэты фартуков по-своему. Для этого надо подумать, какой выбрать узор, какие взять цвета, как расположить элементы в украшении фартука».
Физкультминутка.
Воспитатель предлагает приступить к заготовкам, при этом следит за тем, как дети используют приемы рисования вписанных друг в друга цветов. В ходе занятия педагог следит за подбором детьми цветов краски, помогает составлять оригинальное украшение.
В итоге занятия проводится обсуждение работ; воспитатель показывает детям рисунки которых отличается от образцов по цветовому сочетанию, узорным элементам, композиционному строю, поощряет творческий подход ребят к выполнению задания, оставляя эти работы с общего согласия всех детей группы на несколько дней в уголке народного искусства.