Описание слайдов.
1 слайд. Проект.
Проектный метод обладает большими, до конца ещё не реализованными возможностями развития творческих способностей учащихся. К тому же этот метод обучения позволяет школьникам внести свой вклад в сохранение и преумножение культурно-исторических ценностей родного края. Привлекательными были и остаются проекты,в которых учащиеся исследуют народные традиции и полученные знания используют при выполнении проектируемого изделия.
2 слайд. След, тень, оболочка
Традиционно у коми одежда воспринималась как «покров, оболочка» и одновременно « след, тень» человека(вуджор). Недаром и называлась она словом «паськом», которое одновременно переводилось и как послед новорожденного. Послед, и вся одежда, которую носит в течении жизни человек, считались неразрывно связанными с ним и его судьбой. Выражение пасьтом морт (человек без одежды)называют не только раздетого, но и обессиленного, больного человека, о котором могут также сказать вуджорыс абу (нет у него тени- оберега). Не случайно в прошлом носивший изодранную одежду не только нарушал нормы традиционного этикета, но и подвергал себя серьезной опасности. Повреждение или потеря одежды может предвещать несчастье или болезнь для её владельца
3 слайд. Ижемский коми национальный костюм
4 слайд. Женщины Ижемского района носили так называемые круглые сарафаны
Передняя часть сарафана:
Сарафан спереди завязывался на шнурок.
Вид сзади:
В середине задней части сарафана встречные, двойные складки.
5 слайд. Ижемские наряды всегда отличались богатством ткани.
Ширина ижемского сарафана в подоле достигала 4-5 метров.
6 слайд. Для их пошива использовали шелка с растительным орнаментом преимущественно холодных оттенков: темно- фиолетовый, темно- зеленый. Подол украшали кружевом. До появления фабричных кружев подол сарафана оши вали самодельной бахромой, которую изготовляли из хлобчатобумажных нитей или паруса, покрасив их в черный цвет.
7 слайд. Нижний сарафан, кокошник
Нижний сарафан, кокошник
8 слайд. Кокошник. Женские головные уборы коми имеют большое сходство с русскими. С большей или меньшей вероятностью можно предположить, что коми заимствовали головные уборы у русских с начала 16 века.
9 слайд. Головной убор давал исчерпывающую информацию о возрасте и социальном положении. Наиболее ярко украшались свадебные головные уборы и головные уборы женщин до рождения первого ребенка.
Девичьи головные уборы, оставляющие открытыми волосы и теменную часть головы, имели форму венка- обруча, или повязки. Они были довольно простыми по форме и способу изготовления. В зависимости от места бытования материал был различным.
10 слайд. Свадебный венец невесты «юрной»
Юр» – голова, «ной» –сукно.
Это головная повязка шириной 10-12 см.
Налобная часть на твердой берестяной основе вышивалась разноцветным бисером, жемчугом, стеклярусом, и пуговицами.
Юрной надевали невесте в день её свадьбы после расплетения косы
11 слайд. Распущенные по плечам волосы покрывали большим парчовым платком, поверх которого и надевали этот головной убор.
12слайд. Рубаха.
Богатством ткани, особенностью кроя выделяются ижемские рубахи( сос- рукава)
13Слайд. Ширина их в пройме может достигать 45-60 см. Рукав у запястья собран в двусторонние складки, образующие манжету.
14 слайд. Фартук
Поверх сарафана одевали фартук который также украшали кружевом.
15 слайд. Кукла в Ижемском национальном костюме.
Описание слайдов.
1 слайд. Проект.
Проектный метод обладает большими, до конца ещё не реализованными возможностями развития творческих способностей учащихся. К тому же этот метод обучения позволяет школьникам внести свой вклад в сохранение и преумножение культурно-исторических ценностей родного края. Привлекательными были и остаются проекты,в которых учащиеся исследуют народные традиции и полученные знания используют при выполнении проектируемого изделия.
2 слайд. След, тень, оболочка
Традиционно у коми одежда воспринималась как «покров, оболочка» и одновременно « след, тень» человека(вуджор). Недаром и называлась она словом «паськом», которое одновременно переводилось и как послед новорожденного. Послед, и вся одежда, которую носит в течении жизни человек, считались неразрывно связанными с ним и его судьбой. Выражение пасьтом морт (человек без одежды)называют не только раздетого, но и обессиленного, больного человека, о котором могут также сказать вуджорыс абу (нет у него тени- оберега). Не случайно в прошлом носивший изодранную одежду не только нарушал нормы традиционного этикета, но и подвергал себя серьезной опасности. Повреждение или потеря одежды может предвещать несчастье или болезнь для её владельца
3 слайд. Ижемский коми национальный костюм
4 слайд. Женщины Ижемского района носили так называемые круглые сарафаны
Передняя часть сарафана:
Сарафан спереди завязывался на шнурок.
Вид сзади:
В середине задней части сарафана встречные, двойные складки.
5 слайд. Ижемские наряды всегда отличались богатством ткани.
Ширина ижемского сарафана в подоле достигала 4-5 метров.
6 слайд. Для их пошива использовали шелка с растительным орнаментом преимущественно холодных оттенков: темно- фиолетовый, темно- зеленый. Подол украшали кружевом. До появления фабричных кружев подол сарафана оши вали самодельной бахромой, которую изготовляли из хлобчатобумажных нитей или паруса, покрасив их в черный цвет.
7 слайд. Нижний сарафан, кокошник
Нижний сарафан, кокошник
8 слайд. Кокошник. Женские головные уборы коми имеют большое сходство с русскими. С большей или меньшей вероятностью можно предположить, что коми заимствовали головные уборы у русских с начала 16 века.
9 слайд. Головной убор давал исчерпывающую информацию о возрасте и социальном положении. Наиболее ярко украшались свадебные головные уборы и головные уборы женщин до рождения первого ребенка.
Девичьи головные уборы, оставляющие открытыми волосы и теменную часть головы, имели форму венка- обруча, или повязки. Они были довольно простыми по форме и способу изготовления. В зависимости от места бытования материал был различным.
10 слайд. Свадебный венец невесты «юрной»
Юр» – голова, «ной» –сукно.
Это головная повязка шириной 10-12 см.
Налобная часть на твердой берестяной основе вышивалась разноцветным бисером, жемчугом, стеклярусом, и пуговицами.
Юрной надевали невесте в день её свадьбы после расплетения косы
11 слайд. Распущенные по плечам волосы покрывали большим парчовым платком, поверх которого и надевали этот головной убор.
12слайд. Рубаха.
Богатством ткани, особенностью кроя выделяются ижемские рубахи( сос- рукава)
13Слайд. Ширина их в пройме может достигать 45-60 см. Рукав у запястья собран в двусторонние складки, образующие манжету.
14 слайд. Фартук
Поверх сарафана одевали фартук который также украшали кружевом.
15 слайд. Кукла в Ижемском национальном костюме.
Описание слайдов.
1 слайд. Проект.
Проектный метод обладает большими, до конца ещё не реализованными возможностями развития творческих способностей учащихся. К тому же этот метод обучения позволяет школьникам внести свой вклад в сохранение и преумножение культурно-исторических ценностей родного края. Привлекательными были и остаются проекты,в которых учащиеся исследуют народные традиции и полученные знания используют при выполнении проектируемого изделия.
2 слайд. След, тень, оболочка
Традиционно у коми одежда воспринималась как «покров, оболочка» и одновременно « след, тень» человека(вуджор). Недаром и называлась она словом «паськом», которое одновременно переводилось и как послед новорожденного. Послед, и вся одежда, которую носит в течении жизни человек, считались неразрывно связанными с ним и его судьбой. Выражение пасьтом морт (человек без одежды)называют не только раздетого, но и обессиленного, больного человека, о котором могут также сказать вуджорыс абу (нет у него тени- оберега). Не случайно в прошлом носивший изодранную одежду не только нарушал нормы традиционного этикета, но и подвергал себя серьезной опасности. Повреждение или потеря одежды может предвещать несчастье или болезнь для её владельца
3 слайд. Ижемский коми национальный костюм
4 слайд. Женщины Ижемского района носили так называемые круглые сарафаны
Передняя часть сарафана:
Сарафан спереди завязывался на шнурок.
Вид сзади:
В середине задней части сарафана встречные, двойные складки.
5 слайд. Ижемские наряды всегда отличались богатством ткани.
Ширина ижемского сарафана в подоле достигала 4-5 метров.
6 слайд. Для их пошива использовали шелка с растительным орнаментом преимущественно холодных оттенков: темно- фиолетовый, темно- зеленый. Подол украшали кружевом. До появления фабричных кружев подол сарафана оши вали самодельной бахромой, которую изготовляли из хлобчатобумажных нитей или паруса, покрасив их в черный цвет.
7 слайд. Нижний сарафан, кокошник
Нижний сарафан, кокошник
8 слайд. Кокошник. Женские головные уборы коми имеют большое сходство с русскими. С большей или меньшей вероятностью можно предположить, что коми заимствовали головные уборы у русских с начала 16 века.
9 слайд. Головной убор давал исчерпывающую информацию о возрасте и социальном положении. Наиболее ярко украшались свадебные головные уборы и головные уборы женщин до рождения первого ребенка.
Девичьи головные уборы, оставляющие открытыми волосы и теменную часть головы, имели форму венка- обруча, или повязки. Они были довольно простыми по форме и способу изготовления. В зависимости от места бытования материал был различным.
10 слайд. Свадебный венец невесты «юрной»
Юр» – голова, «ной» –сукно.
Это головная повязка шириной 10-12 см.
Налобная часть на твердой берестяной основе вышивалась разноцветным бисером, жемчугом, стеклярусом, и пуговицами.
Юрной надевали невесте в день её свадьбы после расплетения косы
11 слайд. Распущенные по плечам волосы покрывали большим парчовым платком, поверх которого и надевали этот головной убор.
12слайд. Рубаха.
Богатством ткани, особенностью кроя выделяются ижемские рубахи( сос- рукава)
13Слайд. Ширина их в пройме может достигать 45-60 см. Рукав у запястья собран в двусторонние складки, образующие манжету.
14 слайд. Фартук
Поверх сарафана одевали фартук который также украшали кружевом.
15 слайд. Кукла в Ижемском национальном костюме.