Основа формирования практических навыков в рамках реализации ФГОС
Основа формирования практических навыков в рамках реализации ФГОС
Данный разработанный кейс позволяет на примере анализа практической ситуации научить обучающихся оценивать технологическую ситуацию в целом и принимать конкретные решения для выхода из сложившейся проблемной ситуации.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Основа формирования практических навыков в рамках реализации ФГОС»
Применение модульно-кейсовой технологии в учебном процессе по теме по теме «Особенности кружковой работы в процессе формирования ценностных ориентациях учащихся»
Выполнила:
Бормотина Анна Константиновна
Введение
В последние годы в связи с реформами образования в нашей стране происходит поиск новых эффективных методик обучения и воспитания. Новые потребности развивающегося российского общества невозможно удовлетворить без существенной перестройки технологий подготовки кадров высшей квалификации, осуществляемой в соответствии с научными рекомендациями по совершенствованию подготовки специалистов.
Для формирования у специалистов необходимых навыков требуются определенные изменения в существующих технологиях подготовки будущих специалистов: введение в процесс подготовки кейсов, разбор ситуаций, деловых игр.
Метод кейсов (англ. Case method, кейс-метод, кейс-стади, case-study, метод конкретных ситуаций) — техника обучения, использующая описание реальных экономических, социальных и бизнес-ситуаций. Обучающиеся должны проанализировать ситуацию, разобраться в сути проблем, предложить возможные решения и выбрать лучшее из них. Кейсы базируются на реальном фактическом материале, или же приближены к реальной ситуации.
Кейс-технология помогает развить умение решать проблемы с учетом конкретных условий и при наличии фактической информации. Она развивает такие квалификационные характеристики, как способность к проведению анализа и диагностики проблем, умение четко формулировать и высказывать свою позицию, умение общаться, дискутировать, воспринимать и оценивать информацию, которая поступает в вербальной и невербальной форме.
Цель и задачи
Целью нашей работы является составление кейса по теме «Особенности кружковой работы в процессе формирования ценностных ориентациях учащихся»
Для решения поставленной цели были определены следующие задачи:
- проанализировать научную и методическую литературу по данной тематике;
- определить тему (ситуацию) для разработки кейса по заданной теме;
- определить ключевые слова (основные термины) для разработки кейса по заданной теме;
- разработать сам кейс.
Текст кейса
Летом на каникулы Маша отправилась к бабушке в деревню. С раннего детства ее интересовал сундук, стоявший у стены, пересилив свое любопытство, она не смогла и спросила бабушку, что хранится в сундуке. Бабушка охотна, открыла сундук и, маша, увидела тканые рушники и подзоры, ковровые дорожки и пару челночков. Бабушка рассказала ей, что это она ткала пред замужеством и сохранила специально для своих внуков. Маше очень понравились тканые вещи, и она попросила бабушку научить ее премудростям ручного ткачества.
Задание: Предложите свою модель изделия, которое можно изготовить в технике «Ручное ткачество». Продумайте технологическую последовательность изготовления своего изделия.
Уточнение задания и контекст
Уточнение задания:
определитесь, для какой цели вы собираетесь сделать изделие
Необходимо решить в какой технике ручного ткачества вы будите делать изделие
Какие необходимы вам инструменты
Контекст задания:
Проанализировать, куда можно …(повесить, одеть, кому подарить) изделие
Выясните, какие цвета можно комбинировать
Как придать рельеф полотну (цветом, текстурой, толщиной нитей)
Откуда можно взять материал на изделие
Какое переплетение на изделие
Дополнительная информация
С древних времён на Руси существовало традиционное, домашнее ткачество, которое играло важную роль в жизни крестьян. Каждая женщина в доме с малых лет умела ткать одежду, пояса, ленты, полотенца, скатерти, покрывала, занавеси, половики и многое другое… Мастерицы своими руками стремились создавать не только полезные, но и красивые вещи. Декор, цветовое сочетание, орнаментальные мотивы несли символический смысл в каждой вещи и служили не только в быту, но и использовались для ритуалов и национальных обрядов. Кроме гладкой холстины деревенские мастерицы выполняли и ткани с узором. Техника тканья при этом усложнялась. Материалом для ткачества служила пряжа, которую получали из льна и конопли, а также из овечьей и козьей шерсти. Для начала сырьё выращивали, обрабатывали, отбеливали, красили и пряли. Пряжу часто окрашивали домашним способом в разные цвета и тогда узорные ткани получались особенно нарядными. И только после этого приступали к трудоёмкому и требующему внимание процессу ткачества.
Разнообразная техника (бранная, ремизная, переборная, закладная), фантазия и вкус ткачихи позволяли создавать прекрасные ткани с национальным художественным оформлением.
В каждой крестьянской семье имелся ткацкий стан, на котором женщины изготовляли домотканое полотно. Из него шили одежду, простыни, полотенца, скатерти и другие необходимые в быту предметы. Традиции домашнего ткачества передавались из поколения в поколение и сохранились до наших дней. Благодаря мастерам, которые против однообразия современной среды, это многовековое ремесло возрождают и сейчас, оно приобретает новое звучание, как искусство.
Глоссарий основных терминов
Бёрдо, бёрдышко — приспособление для ручного ткачества, род гребня.
Гобеле́н (фр. gobelin ) — один из видов декоративно-прикладного искусства, стенной безворсовый ковёр с сюжетной или орнаментной композицией, вытканный вручную перекрёстным переплетением нитей. Гобелены ткутся из цветных шёлковых и/или шерстяных нитей отдельными частями, которые затем сшиваются между собой (часто отдельные цветовые пятна).
Колотушка (приживалка) служит для прибивания уточных нитей. Зубья колотушки изготавливают из стальных пластин (или прочных пород деревьев) с закругленными краями и металлических прокладок у основания зубьев. Рукоятка с деревянными накладками. Подойдет и обычная вилка с длинными зубьями.
Ремесло́ — мелкое ручное производство, основанное на применении ручных орудий труда, личном мастерстве работника, позволяющем производить высококачественные, часто высокохудожественные изделия.
Творчество — процесс человеческой деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности или итог создания субъективно нового. Основной критерий, отличающий творчество от изготовления (производства) — уникальность его результата.
Ткачество — производство ткани на ткацких станках; ткачество возникло в позднем неолите как эволюция плетения. Одно из древнейших человеческих ремёсел. В более широком смысле под ткачеством понимают весь комплекс технологических процессов, составляющих ткацкое производство.
Ткацкий станок — оборудование или устройство для изготовления всевозможных видов ворсовых, гладких, плетёных и др. ковров. Хлопчатобумажных, шёлковых, шерстяных, и др. тканей.
Традиция — набор представлений, обычаев, привычек и навыков практической деятельности, передаваемых из поколения в поколение, выступающих одним из регуляторов общественных отношений.
Уток — система нитей, которые в ткани располагаются поперёк длины куска, проходя от одной кромки к другой.
Челнок (ткацкий) — рабочий орган ткацкого станка, прокладывающий уточную (поперечную) нить между нитями основы при выработке ткани. Челнок постоянно перемещается туда и обратно по основе (вручную или автоматически), создавая ткань.
Заключение
Внедрение кейс-метода в учебный технологический процесс позволяет на практике реализовать компетентностный подход, что способствует формированию у обучающихся таких ключевых компетенций как:
- ценностно-смысловой;
- общекультурной;
- учебно-познавательной;
- информационной;
- коммуникативной;
- социально-трудовой;
- компетенции личностного самосовершенствования.
Данный разработанный кейс позволяет на примере анализа практической ситуации научить обучающихся оценивать технологическую ситуацию в целом и принимать конкретные решения для выхода из сложившейся проблемной ситуации. Это способствует развитию гибкости мышления, творческого подхода, умения мыслить системно. Кроме того, разбор кейса в группе подразумевает коллективный характер познавательной деятельности, а это вырабатывает у обучающихся элементы делового общения, этического поведения, доброжелательного отношения, положительного, конструктивного мышления.
Библиография:
Барадулина, В.А . Основы художественного ремесла: Вышивка. Художественное ткачество. Ручное ковроделе. Композиция и колорирование текстильных художественных изделий / пособие для учителя / под редакцией В.А. Барадулина и О.В. Танкус. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2006. – 240с.
Богуславская, И.Я. Русское народное искусство / И.Я. Богуславская. - М.: Полымя, 2000. - 318 с.
Макарова, М.П. Традиции народного ткачества в творческих работах школьников / М.П. Макарова // Школа и производство. – 2002.-№3-С.1-80
Максимов, Ю.В. Русское народное декоративно прикладное искусство в школе / Ю.В. Максимов, В.Н. Чуракова. - М.: Перемена, 2001. - 247 с.
Маркелова, О.Н. Технология. Организация кружковой работы в школе / О.Н. Маркелова.- М.: Учитель, 2010.-184 с.
Молотобарова, О.С. Кружок изготовления игрушек-сувениров: Пособие для руководителей кружков / О.С. Молотобарова. - М.: Просвещение, 2001. - 176 с.