Просмотр содержимого документа
«Народное творчество – глазами детей.»
Народное творчество – глазами детей.
Ценность народного искусства заключается в живом творчестве. Народное творчество – это художественные изделия созданные самими людьми .Каждый «народный художник»,создавая тот или иной предмет, вкладывает в него свое понимание красоты, свои представления о родной природе, родного края, быт, праздники…В произведениях народного творчества живут также унаследованные от глубокой старины мифологические образы, которые со временем приобрели характер декоративных мотивов. В художественных образах проявляется фантазия народа, его природный ум, живой юмор.
Народная вышивка – яркое ,самобытное искусство, на примере этого вида деятельности и рассмотрим. Старинные работы вышивальщиц различных районов хотя и отличаются по используемому материалу, расцветке и технике исполнения, в них много общего: ведущий цвет чисто красный с вкраплением черного ,зеленого, желтого. В орнаменте , преобладают простейшие геометрические фигуры: ромб, кружок, квадрат ,дополненные стилизованным изображением дерева ,птиц , животных… Вышивка в сочетании с другими видами отделки(ткачество ,кружево, нашивки…)богато украшала старинный праздничный костюм .Ею оформляли и некоторые предметы домашнего обихода: полотенца ,скатерти(столешники),занавески, платки..Полотенца не только служили утилитарным целям, но являлись и элементом декоративного убранства жилища .Их вывешивали к празднику, свадьбе и другим торжественным событиям. Вышитое полотенце было лучшим подарком при встрече особо уважаемых гостей, на нем подносили хлеб-соль.
Ведь через увлеченность можно достигнуть значительного эффекта как в обучении, так и в воспитании. Одной из задач школы и внешкольных учреждений на современном этапе ,на мой взгляд, должно стать приобщение детей к творчеству, развивать и обогощать их внутренний мир. Помочь ребенку вспомнить свою национальную и родовую память, уважительно относиться к своим древним корням; чтить и уважать память предков; систематическое и целенаправленное приобщение детей к истокам народной культуры. Заложенные в традиционной культуре высокая духовность и нравственность выступает гарантами ведения здорового образа жизни . Воспитательная роль народной культуры прежде всего - проявляется через воздействие на каждую личность, будь это младший школьник или дошкольник, таким образом, она активно влияет на весь уклад жизни и общества.
На уроках труда и в кружковых занятиях дети создают авторские работы. Своими работами учащиеся участвуют в конкурсах различного уровня ,конференциях, фестивалях .Готовясь к таким мероприятиям дети учатся создавать презентации, публично выступать, дают мастер-классы…тем самым приобретают опыт. На конференциях дети отстаивают свою точку зрения, рассказывают последовательность выполнения своих работ. Таким образом, среди компонентов творческих способностей школьников выделяют: быстроту как способность высказывать максимальное количество идей; гибкость как способность высказывать широкое многообразие идей; оригинальность как способность высказывать нестандартные идеи; законченность как способность к усовершенствованию изготовления изделия. Активно участвуют в ежегодном республиканском конкурсе на изготовление сувенирной продукции , посвященной памятным датам, выдающимся людям ЧР, и туристических сувениров «Мастер- наследие народного искусства» проводимых совместно Министерством экономики Чувашии и Торгово- промышленной палатой ЧР. Интересно проходит участие в телемостах , проводимых Распубликанской Детско- Юношеской библиотекой с городами России, где дети рассказывают про Чувашский край, традиции, известных личностей и показывают свои работы. Выезжая в Вологду на международный конкурс «Голос ремёсел» стали победителями среди 600 участников, члены жюри отметили нашы работы «Домик в Чувашском стиле», «Бабушкин сундук». Участвуя в выездных очных конкурсах дети вдохновляются работами других мастеров. Это дает им заряд на другие творческие изделия. Сшив обычных кошек из мягкого меха, одевая их в национальный наряд они становятся стильными, красивыми, авторскими работами.
Вышивка органично соединяет эстетическое и трудовое воспитание, так как процесс создания вещи (от замысла до изготовления) – наиболее эффективно развивает творческие способности, формирует эстетический вкус, воспитывает здоровые потребности человека, формирует представление о гармоническом единстве мира и месте человека в нем, формирует эстетическую оценку предметов и явлений.
Начинать приобщение к культуре надо с представлений об окружающем мире.Народные традиция - исторически сложившиеся устойчивые образцы и правила поведения, взгляды, вкусы, обычаи, повадки какого-либо этноса, сознательно передаваемые от поколения к поколению, обеспечивающие этносу преемственность его культуры и поддерживающие его единство. В доиндустриальном обществе большинство явлений культуры передавалось через традиции, поэтому оно называется традиционным. Совокупность народных традиций составляет в целом духовные ценности этноса:помочь ребенку вспомнить свою национальную и родовую память; уважительно относиться к своим древним корням; чтить и уважать память предков; систематическое и целенаправленное приобщение детей к истокам народной культуры.
Заложенные в традиционной культуре высокая духовность и нравственность выступает гарантами ведения здорового образа жизни населения, гармонизированной организации бытового уклада, уважение к традициям, доброжелательных отношений с окружающими, любви и бережного отношения к природе.Следование канонам традиционной культуры развивает у детей и подростков чувство собственного достоинства и национальной гордости, способствует осознанию роли своего народа в мировой цивилизации.
МБОУ «СОШ №28» Иванова Лариса Витальевна учитель технологии