Мониторинг творческих способностей учащихся на уроках технологии
Мониторинг творческих способностей учащихся на уроках технологии
Данное методическое пособие позволит учителю не только диагностировать уровень развития творческих способностей у учащихся, но и развивать их посредством проектной творческой деятельности. При диагностике используется достаточно простая методика Джонсона - методика наблюдений за действиями учащихся при выполнении заданий урока, поиске решений проблемных ситуаций, анализе идей ит.д.Результаты наблюдений фиксируются в начале учебного года и в конце. Контрольная проверка уровня развития творческих способностей происходит при защите проектов.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Опросник креативности -это объективный, состоящий из восьми пунктов контрольный список характеристик
творческого мышления и поведения, разра-
ботанный специально для идентификации про-явлений креативности, доступных
внешнему наблюдению .
эксперт-педагог наблюдает за социальными действиями ученика в классе во время какой-либо деятельности после объяснения учебного материала.
Содержание опросника: Примерное время тестирования 5-10 минут.
1. Чувствительность к проблеме, предпочтение сложностей. Способность ощущать тонкие, неопределенные, сложные особенности окружающего мира. Экспертная оценка способности:
постоянно проявляется.
2. Беглость. Способность выдвигать и выражать большое количество различных идей в данных условиях. Экспертная оценка способности: часто проявляется.
3. Гибкость. Способность предлагать разные виды, типы, категории идей. Экспертная оценка способности: иногда проявляется.
4. Находчивость, изобретательность. Способность предлагать дополнительные детали, идеи, версии или решения. Экспертная оценка способности: часто проявляется.
5. Воображение, способности к структурированию. Способность проявлять воображение, чувство юмора и развивать гипотетические возможности. Экспертная оценка способности: часто проявляется.
6. Оригинальность, изобретательность и продуктивность. Способность демонстрировать поведение, которое является неожиданным, оригинальным, но полезным для решения проблемы. Экспертная оценка способности: постоянно проявляется.
7. Независимость, нестандартность. Способность воздерживаться от принятия первой пришедшей в голову, типичной, общепринятой позиции, выдвигать различные идеи и выбирать лучшую. Экспертная оценка способности: иногда проявляется.
8. Уверенный стиль поведения с опорой на себя, самодостаточное поведение. Способность проявлять уверенность в своем решении, несмотря на возникшие затруднения. брать на себя ответственность за нестандартную позицию, мнение, содействующее решению проблемы. Экспертная оценка способности: часто проявляется.
Оценка.
Каждое утверждение опросника оценивается по шкале, содержащей пять градаций (баллов):
пример:Аналитическая справка по результатам мониторинга в МБОУ СОШ №34 г. Волжского за 2013-2014 учебный год». На основании приказа №542/1 от 2013 года в МБОУ СОШ №34 города Волжского был проведен мониторинг развития творческих способностей детьми 5-х классов на уроках технологии в 2013-2014 учебном году. В мониторинге принимали участие дети 10-11 лет. Проводила мониторинг учитель технологии Ю.А. Веремчук.
Входящая диагностика
В процессе мониторинга использовалась «Диагностика креативности Джонсона», выявлялись такие показатели творческого самовыражения, как беглость, гибкость (количество идей, способность переключаться с одной проблемы на другую), оригинальность (способность выдвигать нестандартные идеи), устойчивость интереса, целостность (способность придавать продукту завершенный вид). Для оценки креативности по опроснику эксперт – учитель наблюдала за социальными действиями интересующего лица в окружающей среде (во время какой-либо деятельности на уроках, во внеурочной деятельности). В ходе мониторинга педагогом заполнялись листы оценки входящей диагностики и окончательных результатов развития креативных способностей на каждого ребенка, а также сводные таблицы. После заполнения листов и таблиц учитель проработала полученные оценки, переводя их в количественный состав, вывела средний балл, который и занесла в сводную таблицу в каждой группе. Критерии оценки определяются уровнем развития: очень высокий, высокий, средний, низкий, очень низкий.
Развитие творческих способностей.
Развитие творческих способностей обучающихся происходит посредством проектной деятельности на уроках технологии. Сто лет назад ученый Джон Дьюи предложил строить обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, сообразуясь с его личным интересом и личными целями. Для этого ученику нужна проблема, взятая из реальной жизни. Сегодня этот метод обогатился прогрессивными интерактивными элементами интерактивной модели обучения, где хорошо организованные двухсторонние и трехсторонние связи, способствуют социальному развитию и стимулированию деятельности детей: интерактивная игра, в которой невозможно неучастие ученика во взаимодополняющем, основанном на взаимодействии процессе обучения. Используются интернет-ресурсы, групповые или индивидуальные формы урока, родители имеют возможность участвовать в образовательном процессе, дети изготавливают учебный материал, проводят презентации, ориентируются на самооценку.
Итоговая диагностика
Уточнение результатов итоговой диагностики происходило при защите проектов обучающимися по следующим критериям:
* аргументированность выбранной темы;
* качество доклада;
* качество ответов на вопросы (убежденность и убедительность);
* оригинальность и нестандартность выбора способа решения проблемы;
* качество выполнения практической части проекта (изделия).
Оценивание происходило по 5-ти бальной системе. Сумма баллов по всем критериям делится на «5».
«5» очень высокий уровень развития творческих способностей;
«4» высокий уровень развития творческих способностей;
«3» удовлетворительный, средний уровень развития творческих способностей;
«2» низкий уровень развития творческих способностей;
«1» очень низкий уровень развития творческих способностей.
Метод творческого проектирования с элементами интерактивной модели обучения замечательным образом позволяет вести учет динамики результатов обучения и развития.
Этапы
Задачи
Поисковый этап
Анализ и обработка информации
Деятельность учащихся
Постановка цели
Определение темы, уточнение целей, исходного положения Выбор рабочей группы
Деятельность педагога
Уточняют информацию
Конструкторский этап
Анализ проблемы
Технологический этап - выполнение
Сбор и уточнение информации
Формируют задачи
Определение источников информации
Планирование
Обсуждают задание
Мотивирует учащегося
Формы и методы
Выполнение запланированных технологических операций
Помогает в анализе и синтезе (по просьбе)
Работают с информацией
Выбор оптимального варианта
Объясняет цели проекта
Уточняют информацию (источники)
проблемная беседа
Постановка задач и выбор критериев оценки результатов
Заключительный этап
рассказ
Текущий контроль качества
Выполняют исследование и работают над проектом
Наблюдает
Проводят синтез и анализ идей
Уточнение планов деятельности
Выбирают и обосновывают свои критерии успеха
Распределение ролей в команде
исследование
Наблюдает
Наблюдает
Анализ выполнения проекта, достигнутых результатов (успехов и неудач) и причин этого
Защита
Оценка результатов
Наблюдает
Осуществляют самоконтроль и корректировку своей деятельности
Внесение при необходимости изменений в конструкцию и технологию
консультация
использование интернет-ресурсов
Побуждает использовать интернет-ресурсы
Беседа
Консультирует
Выполняют исследование
Анализ достижения поставленной цели
Подготовка доклада; обоснование процесса проектирования, объяснение полученных результатов
Осуществляют самоанализ и самооценку результатов проектирования
Организует, активирует и направляет поиск на выработку идей, помогает в выборе решения
Беседа
Советует (по просьбе)
Проводят контроль качества обработки изделия
сам. работа
Дискуссия
Оказывает помощь
Готовят документацию к защите
Защищают проект
Оценка
Дизайн- анализ
Оформляют проект
Обеспечивает материальную базу
Показ
Организует защиту и обсуждение проектов
Участвуют в коллективной оценке результатов проекта
Участвует в коллективном анализе и оценке результатов проекта
беседа
Ролевая и деловая игра
Косвенно руководит деятельностью учащихся
Упражнение
дискуссия
Аргументировано оценивает работу учащихся над проектом
имитационно-деятельностная игра
Организует и координирует процесс изготовления
Сам. работа
Сам. работа
Диагностика творческих способностей
консультация
Знакомит с новыми приемами обработки материалов
Практическая работа
деловая (ролевая игра)
(заполнение технологической карты)
Лист ответов при входящей диагностике
Дата 20.09.2013
Школа -МБОУ СОШ№34 ; Класс-5-а ;Возраст-10-11 лет
Респондент (Ф.И.О.) _Веремчук Ю.А. учитель технологии
Уровень развития творческих способностей в 5 «А» классе при входящей диагностике: 24,6
И так далее
4
2
3
4
3
4
4
3
3
3
2
4
2
3
3
2
4
1
сумма баллов
4
21
4
26
1
23
сумма делится на количество учащихся
Оценка творческой деятельности при защите проектов.
* аргументированность выбранной темы;
* качество доклада;
* качество ответов на вопросы (убежденность и убедительность);
* оригинальность и нестандартность выбора способа решения проблемы;
* качество выполнения практической части проекта (изделия).
Оценивание происходило по 5-ти бальной системе. Сумма баллов по всем критериям делится на «5».
«5» очень высокий уровень развития творческих способностей;
«4» высокий уровень развития творческих способностей;
«3» удовлетворительный, средний уровень развития творческих способностей;
«2» низкий уровень развития творческих способностей;
«1» очень низкий уровень развития творческих способностей.
Оценочный лист при защите проектов. Итоговая диагностика
Ф.И.О. учащегося
Аргументированность выбранной темы
1………………….
4
Качество доклада
2………………..
3
3
3…………
Убежденность и убедительность
3
3
Оригинальность и нестандартность выбора решения проблемы
3
И так далее
Итого:
4
5
4
Качество практической части (изделия)
Сумма делится на количество учащихся, а затем полученный результат делится на «5» и выводится средний бал л
4
4
5
44:14
4
4
50:14
4
61:14
56:14
Качественный анализ мониторинга
Вывод:
В этом возрасте у всех детей творческие способности в той или иной степени сформированы, но еще недостаточно опыта в практическом применении этих способностей при изготовлении полезного и нужного социального продукта, поэтому при входящей диагностике проблемные задания иногда вызывали замешательство при выполнении. По итогам выполнения проекта учащиеся уже владеют технологическими умениями, имеют практический навык в формулировке целей, задач, генерировании идей, выборе средства решения проблем, самооценке, отстаивании своей позиции и т.д.
В целом, педагогическое обследование детей выявило: в процессе проектной деятельности уровень творческих способностей у обучающихся 5-х классов за 2013-2014 учебный год повысился благодаря применению прогрессивных методов обучения и находится на стабильном среднем уровне, что свидетельствует об успешном освоении детьми требований основной общеобразовательной программы ФГОС. Те направления, в которых встречается оценка уровня развития – «низкий», следует усилить индивидуальную работу с детьми по данным направлениям с учетом выявленных проблем в текущем и следующем учебном году.