Просмотр содержимого документа
«Использование проектного метода обучения на уроках технологии»
Я – учитель.
Пергаменты не утоляют жажды.
Ключ мудрости не на страницах книг.
Кто к тайнам жизни рвется мыслью каждой,
В своей душе находит их родник.
Гёте
Учитель технологии
МАОУ «Лицей № 82»
Мельникова
Лариса Юрьевна
Сормовского района
г. Нижнего Новгорода
Тема презентации
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОГО МЕТОДА ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ.
Условия формирования личного вклада педагога в развитие образования
Научно-исследовательские
Изучение научных работ психологов и педагогов по вопросам применения проектной деятельности на уроке (Хуторской А.В., Симоненко В.Д., Хотунцев Ю.Л., Ступницкая М.А.)
Изучение научных работ психологов и педагогов по вопросам применения проектной деятельности на уроке (Хуторской А.В., Симоненко В.Д., Хотунцев Ю.Л., Ступницкая М.А.)
Методические
Изучение научных работ по методике преподавания, разработка методических приемов применения метода (М.Б.Павлова, Д.Питт, Уколова.А.М.)
Изучение научных работ по методике преподавания, разработка методических приемов применения метода (М.Б.Павлова, Д.Питт, Уколова.А.М.)
Организационно-педагогические
Работа по самообразованию над темой, работа в творческих группах, активная работа в РМО учителей технологии
Работа по самообразованию над темой, работа в творческих группах, активная работа в РМО учителей технологии
Актуальность личного вклада педагога в развитие образования
Развитие высокого уровня мотивации к учебной деятельности, активизации познавательных интересов учащихся.
Формирование умений самостоятельно добывать нужную информацию, вычленять проблемы и искать пути их рационального решения, умений критически анализировать получаемые знания и применять их для решения все новых задач.
Формирование исследовательских, творческих навыков проектной деятельности.
Использование метода проектов делает учебный процесс творческим, целенаправленным, а ученика – ответственным и целеустремленным.
Актуальность данной технологии особенно возрастает на современном этапе, когда результатом образовательного процесса становится не определенная сумма знаний сама по себе, а умение применить полученные знания в различных жизненных ситуациях, т.е. их надпредметный характер.
Теоретическое обоснование личного вклада педагога в развитие образования.
Метод проектов–это система обучения, гибкая модель организации учебного процесса, ориентированная на творческую самореализацию развивающейся личности учащегося, развитие его интеллектуальных и физических возможностей, волевых качеств и творческих способностей в процессе получения новых знаний, создания новых товаров и услуг, обладающих субъективной или объективной новизной, и имеющих практическую значимость, под контролем учителя.
Е. С. Полат дает такое определение методу проектов в современном понимании : «…метод, предполагающий определенную совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий учащихся с обязательной презентацией этих результатов».
Проект – это пять « П» : Проблема - Проектирование (Планирование) –
- Поиск информации – Продукт – Презентация
Цели и задачи педагогической деятельности
Ведущая педагогическая идея
Создании условий для творческой самореализации учащихся через внедрение метода проектов в преподавание технологии.
Введение в урок элементов проблемности.
Усилении мотивации к изучению предмета.
Вовлечение учащихся в поисково - исследовательскую деятельность, формируя учебные умения и навыки, универсальные способы деятельности для дальнейшего их практического применения.
Познавательная деятельность
Информационно-коммуникативная деятельность
Рефлексивная деятельность
Деятельностный аспект личного вклада педагога в развитие образования.
В процессе совместной деятельности обеспечить развитие и саморазвитие личности обучаемого, исходя из его индивидуальных способностей и субъектного опыта.
Сформировать личность, обладающую системой базовых знаний и умений.
Сформировать у своих учеников социальную позицию полноправных и ответственных хозяев жизни.
Помочь им в будущем адаптироваться к жестким требованиям, предъявляемым рыночной экономикой.
Стать «авторами» формирующейся социально-экономической среды России.
Реализация данной задачи
практическое применение технологии в жизни
развитие интереса к изучению предмета
выполнение требований ФГОС к результатам освоения основной образовательной программы
Технология реализацииЭтапы подготовки проекта
№п/п
Содержание работы
1
Деятельность ученика
Подготовка к работе
2
3
Деятельность учителя
Изучают теоретический материал по теме
Определение темы и целей проекта
Определение источников, способов сбора и анализа информации, формы отчета, установление критериев оценки, распределение задач
Знакомит учеников с теоретическими вопросами темы
Обсуждают предмет с учителем и получают при необходимости дополнительную информацию
Знакомит со смыслом проектного подхода и мотивирует учащихся, помогает в постановке цели
Устанавливают план действий, формулируют задачи
Предлагает идеи, высказывает предположения
Этапы подготовки проекта
№п/п
Содержание работы
4
5
Деятельность ученика
Сбор информации, решение промежуточных задач
6
Анализ информации, формулирование выводов
Выполняют исследование, решая промежуточные задачи
Деятельность учителя
Наблюдает, советует, косвенно руководит
Анализируют информацию
Представление результатов
7
Наблюдает, советует
Отчитываются, обсуждают
Рефлексия
Слушает, задает вопросы в роли рядового участника
Участвуют в оценке путем коллективного обсуждения и самооценок
Оценивает усилия учащихся, неиспользованные возможности, потенциал продолжения
Условия применения метода проектов.
Существование некой значимой проблемы, требующей решения путём исследовательского (творческого) поиска и применения интегрированного знания.
Значимость предполагаемых результатов (практическая, теоретическая, познавательная).
Возможность применение исследовательских (творческих) методов при проектировании.
Выбранный метод является эффективным на всех этапах обучения, но особенно в средней школе, т.к в этом возрасте особенно продуктивно:
Формируются навыки самообразования и самоконтроля;
Прививаются навыки групповой работы;
Моделируется реальная технологическая цепочка – от постановки задачи через разработку сценария к представлению результатов;
Развивается информационная культура – навыки поиска, сбора,
обработки хранения и представления информации.
Новизна в использовании метода проектов для достижения новых положительных результатов саморазвития и самообразования ученика: формирование таких универсальных учебных действий как проблематизация, целеполагание, организация и планирование действий, самоанализ и рефлексия, презентация, коммуникативность, умение принимать решения.
Результативность деятельности и достигнутые эффекты
Критерии оценивания проекта
Форма представления проекта
Соответствие выбранной теме;
Информативность;
Эстетика оформления;
Сроки выполнения ;
Умение отвечать на вопросы оппонентов;
Оригинальность;
Доступность;
Надежность;
Безопасность;
Экологичность;
Стоимость.
Презентация;
Доклад;
Рисунок;
Электронная таблица;
Коллаж;
Буклет;
Видеоролик;
Газета;
Схема;
Кроссворд .
Результативность метода проектов
До выполнения проекта
После выполнения проекта
5 класс 6 класс 7 класс 8 класс
Транслируемость практических достижений
Метод проектов можно использовать как начинающим педагогам, так и педагогам с высокой планкой мастерства.
Трудности и возможные риски:
Пассивная позиция учащихся в процессе работы над проектом
Стремление спланировать работу под имеющийся ресурс.
Выбор материалов для проекта.
В групповом проекте нередко возникают проблемы «лодырей» и «иждивенцев».
Возможные отставания по срокам.
Первый проект 5 класс
В помощь ученикам
Коллективные проектные работы
Литература
Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. - М.,. 2005 г.-80 с.
Дахин А. Компетенция и компетентность: сколько их у российского школьника? // Народное образование, №4, 2004 г., с.136-137
Хуторской А. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования. // Народное образование №2, 2003г., с. 58-65
Хуторской А. Ключевые компетенции. Технология конструирования.// Народное образование, №5, 2003 г., с. 5-62
Ступницкая М.А. Что такое учебный проект? М.: Первое сентября, 2010.
Ступницкая М.А. Творческий потенциал проектной деятельности школьников . Развитие творческих способностей школьников и формирование различных моделей учета индивидуальных достижений . М.: Центр "Школьная книга", 2006.