Просмотр содержимого документа
«Тематическое планирование»
Управление образования администрации муниципального района «Прилузский»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа» п.с.т. Вухтым
СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО
Заместителем директора по УВР Приказом № 175 от 01.09.2018
/__________/ В.А. Жигалова
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«АССОРТИ»
Основное общее образование, «5-10» класс
срок реализации программы 1 год
Направление развития личности – общекультурное
Составитель: Колбина Н.Н., учитель технологии
Вухтым
2018
Пояснительная записка кружка «Ассорти»
Как известно, глина – один из самых древних материалов, освоенных человеком. Древние глиняные статуэтки, изразцы, архитектурные облицовки, полихромные статуи, всевозможные сосуды, ювелирные украшения – всё говорит о высоком развитии искусства глины в истории человеческой цивилизации.
Данная программа направлена на приобщение детей к миру прикладного творчества, привитие практических навыков работы с глиной и знакомство с истоками русского народного ремесла.
Актуальность обуславливается важностью декоративно-прикладного творчества для развития и воспитания детей, его востребованностью в начальном и среднем звене школы.
Данная программа разработана на основе программ, отражённых в книгах: Федотова Г. Я. «Послушная глина», Алексахина Н. Н. «Волшебная глина» и Халезовой Н. Б. «Народная пластика и декоративная лепка в детском саду».
Новизна данной программы определяется учётом особенностей детей доступностью теоретического и практического материала, небольшие материальные затраты, зримые результаты работы.
Отличительные особенности данной программы заключаются в том, что она не привязана к какому-либо одному промыслу или направлению, а включает в себя элементы разных школ: сувенирная лепка, дымковская игрушка, каргопольская и филимоновская игрушка, декоративное панно и др. К тому же построение программы позволяет вводить появляющиеся новинки декоративного искусства, что делает творчество детей модным и современным.
• Программа позволяет развивать индивидуальность ребёнка в творчестве, поддерживать своеобразие стиля, стимулировать познавательную активность учащихся.
• Общение в группе единомышленников позволяет развивать коммуникативные навыки.
• Структура программы первого и второго года обучения учитывает потребности обучающихся в применении результатов своего труда в обычной жизни, даёт возможность использовать свои изделия в качестве подарков к календарным праздникам.
• Программа занятий лепкой вооружает детей одним из умений, которое пригодится в жизни, может помочь в профессиональной ориентации.
Педагогическая целесообразность программы определяется учётом возрастных особенностей обучающихся, широкими возможностями социализации в процессе привития трудовых навыков, развития мелкой моторики, речи, пространственного мышления и эстетического вкуса.
Возрастные особенности детей данного возраста: в группе занимаются дети школьного возраста, частично имеющие навыки лепки и не имеющие навыки лепки.
Цели и задачи программы.
Цель программы: Создание условий для развития детского творчества, художественного вкуса и интереса к народному искусству посредством обучения лепке из глины.
Задачи:
• Обучить основным приёмам и навыкам работы с глиной.
• Знакомить с разнообразием декоративно-прикладного искусства.
• Развивать художественно-творческие способности у каждого ребёнка.
• Воспитывать усидчивость, внимательность, умение работать в коллективе.
• Развивать у детей тонкую моторику рук, глазомер, чувство гармонии и красоты.
• Способствовать ранней профориентации посредством включения в практическую деятельность.
• Содействовать укреплению общих интересов в семьях путём привлечения детей и взрослых к проведению совместных праздников и мероприятий.
Организационно- педагогические основы обучения
Адресат программы – 7-16 лет.
Объём и сроки освоения программы – 105 часов, 3 часа в неделю которые распределяются следующим образом:
Распределение обучающихся по группам, производится в соответствии с их уровнем подготовленности и с учётом желания самих детей и подростков.
-Формы организации образовательного процесса и виды занятий:
Дикие животные (медведь, жираф, бегемот и др.) на выбор.
Оправка изделия, сушка, роспись.
1
2
3
6
Дикие животные (медведь, жираф, бегемот и др.) на выбор.
Оправка изделия, сушка, роспись.
-
3
3
7
Декоративное панно (соленое тесто)
«Корзинка с выпечкой». Сушка. Роспись.
1
2
3
8
Декоративное панно (соленое тесто)
«Корзинка с выпечкой». Сушка. Роспись.
-
3
3
9
Дымковская игрушка. История промысла,
Особенности лепки и росписи. Лепка сюжетных композиций на выбор ребёнка. Оправка, сушка, роспись, (отработка узоров на бумаге)
1
3
3
10
Дымковская игрушка. История промысла,
Особенности лепки и росписи. Лепка сюжетных композиций на выбор ребёнка. Оправка, сушка, роспись, (отработка узоров на бумаге)
-
2
3
11
Коллективная работа на тему крестьянского быта, народных праздников, гуляний. Беседа о народных традициях, предметах быта, костюмах. Разработка эскиза. Детальная проработка. Оправка, сушка, роспись.
1
2
3
12
Коллективная работа на тему крестьянского быта, народных праздников, гуляний. Беседа о народных традициях, предметах быта, костюмах. Разработка эскиза. Детальная проработка. Оправка, сушка, роспись.
-
3
3
13
Декоративное панно на тему «Зима». Оправка, сушка, роспись.
1
2
3
14
Декоративное панно на тему «Зима». Оправка, сушка, роспись.
-
3
3
15
Сувениры к Новому году
Символ года. Сушка, роспись.
1
2
3
16
Сувениры к Новому году
Символ года. Сушка, роспись.
-
3
3
17
Сувенир «Подсвечник». Оправка, сушка, лепка.
1
2
3
18
Сувенир «Подсвечник». Оправка, сушка, лепка.
-
2
3
19
Игрушка по мотивам Ковровского промысла. Сюжетная лепка по сказке «По щучьему велению» Оправка, сушка, роспись.
1
2
3
20
Игрушка по мотивам Ковровского промысла. Сюжетная лепка по сказке «По щучьему велению» Оправка, сушка, роспись.
-
3
3
21
Декоративное панно «любимое животное»
Оправка, сушка, роспись.
1
2
3
22
Декоративное панно «любимое животное»
Оправка, сушка, роспись.
-
3
3
23
Декоративное панно «любимое животное»
Оправка, сушка, роспись
-
3
3
24
Дымковская игрушка. Сюжетные композиции на тему: сказки А.С.Пушкина
оправка, сушка, роспись.
1
2
3
25
Дымковская игрушка. Сюжетные композиции на тему: сказки А.С.Пушкина
оправка, сушка, роспись.
-
2
3
26
Сувенир. Подарок папе (на выбор ребенка) Лепка, оправка, сушка, роспись.
1
2
3
27
Сувенир. Подарок папе (на выбор ребенка) Лепка, оправка, сушка, роспись.
-
3
3
28
Декоративное панно (глина или соленое тесто)
«Цветы для любимой мамы» Лепка, оправка, сушка, роспись.
1
2
3
29
Декоративное панно (глина или соленое тесто)
«Цветы для любимой мамы» Лепка, оправка, сушка, роспись.
-
3
3
30
Лепка посуды. Литье в гипсовые формы.
Оправка, сушка
1
2
3
31
Сувениры к празднику «Пасха».
1
2
3
32
Филимоновская игрушка История промысла. Особенности лепки и росписи.
Копилка «Котик» («Собачка», «Свинка» и другое животное) Оправка, сушка, роспись
1
2
3
35
Итоговое занятие. Подведение итогов года, награждения грамотами.
1
2
3
Итого
35
70
105
Список используемой литературы для составления программы
Алексахин Н.Н. Волшебная глина.- М.: Агар, 1998.
Асафьева Н.А. Глина. Первые шаги. Авторская рукопись.- Ульяновск, 2009.
Антипина В. Н. Технология создания глиняной игрушки. Метод. пособие с электронным приложением. Ульяновск, 2009.
Бородулин В.А., Коромыслов Б.И., Максимов Ю.В. и др. Основы худож. ремесла. В 2 ч.Ч.2., М.: Просвещение, 1987.
Воробьёва О.Я. Декоративно-прикл. творчество. 5-9 классы. Трад. нар. куклы. Керамика. – Волгоград: Учитель, 2009г.
Горичева В.С., Нагибина Н.И. Сказку сделаем из глины, теста, снега, пластилина: Популярное пособие для родителей и педагогов/ Ярославль: Академия развития, 1998.
Горяева Н.А., Островская О.В. Декоративно – прикладное искусство в жизни человека. Учебник для 5 кл., под ред. Б.М. Неменского. М., Пр., 2003.
Данкевич Е.В., Жакова О.В. Знакомьтесь: Глина. От простого к сложному. Санкт-Петербург: «Кристалл», 1998.
Журнал «Юный художник». № 7, М., 1990.
Изобразительное искусство в школе. Научно – методический и научно – популярный журнал. № 1.- М., 2013.
Изобразительное искусство. 3 класс: учеб. для общеоб. учр. - М.: Просвещение, 2012.
Искусство. Журнал № 1.Изд. Первое сентября, - М., 2013.
Кард В., Петров С. Пластилин: Игрушки из пластилина. – М.: «РИПОЛ КЛАССИК»; СПб: «Валери СПД», 2001.
Конышева Н. М. Лепка в начальных классах. Пособие для учителя. - М.: Просвещение, 1980.
Коротеева Е. И. Изобразительное искусство. 2 класс: учеб. для общеоб. учреждение. М.: Просвещение, 2011.
Неменский Б. М. Уроки изо. искусства. Поурочные разработки. 1-4 классы/ Б. М. Неменский. – М.: Просвещение, 2012.
Неменская Л.А. Изобразительное искусство. 1 класс: учеб. для общеоб. учреждений.- М.: Просвещение, 2012.
Организация внеурочной деятельности в школе : метод. рек./ авт.-сост. Е. Л. Петренко. Ульяновск: УИПКПРО, 2013.
Примерные программы внеурочной деятельности. Стандарты второго поколения. - М: Просвещение, 2011.
Программы общеобразовательных учреждений: Образовательная область «Технология»: «Художественно-конструкторская деятельность: 1-4 классы/ Н.М.Конышева. Смоленск: Ассоциация XXI век, 2009.
Программы общеобр. уч .«Изобразительное искусство 1-4, 5-9 классы», под рук. Б.М.Неменского. -М.,Просвещение, 2011.
Старикова В. В. Уроки технологии с использованием информационных технологий, 1-4 классы. Знакомство с нар. Худож. промыслами: методическое пособие с эл. приложением 123 с. (Современная школа) – М., Глобус, 2008.
Стриженова Т.К., Супрун Л.Я. Советское декоративное искусство. Журнал № 9. Советский художник. – М., 1987.
Тарановская Н.В. Маленькие чудеса. Сборник очерков о русском народном искусстве.- Л.: детск. лит., 1981.
Уткин П.И. Народные художественные промыслы России. Альбом, - М.: «Советская Россия», 1984.
Фишер Диана. Расписываем керамику. – М., АСТ Астрель, 2006.
Электронные ресурсы: 1. Диск «Мультимедийное приложение к урокам»: уроки технологии 1-4 классы. Диск содержит презентации к каждому уроку в программе Power Point. ООО «ГЛОБУС» т./ф. (495) 937-63-84, 688-63-83; (8442)238-144 E-mail: [email protected]; [email protected] http://www.globus-kniqa.ru
2. Диск «Технология»: библиотека электр. нагл.пос. для уч. общеобр. школ.- М.: ЗАО «Инфо-студия»; ЭКОН; М.О. РФ, 2004.
3. Фильм «Народные промыслы». ФГУП «Фильмофонд Центрнаучфильм». Видеостудия «Кварт». М., 2007.
4. Народное творчество. Презентация Microsoft Power Point. 802 kb/автор: user. Фассахова Г.С. 2004.
5. Marathon.1september.ru
6. htt://ru.wikipedia (5.06.13)
Пособие для учащихся:
Горяева Н.А., Островская О.В. Декоративно – прикладное искусство в жизни человека. Учебник для 5 кл., под ред. Б.М. Неменского. М., Просвещение, 2013.
Изобразительное искусство. 3 класс: учеб. для общеоб. учреждений. - М.: Просвещение, 2012.
Коротеева Е. И. Изобразительное искусство. 2 класс: учеб. для общеоб. учреждений. - М.: Просвещение, 2011.
Неменская Л.А. Изобразительное искусство. 1 класс: учеб. для общеоб. учреждений. - М.: Просвещение, 2012.
Пособие для учителей
Асафьева Н.А. Глина. Первые шаги. Авторская рукопись.- Ульяновск, 2009.
Антипина В. Н. Технология создания глиняной игрушки. Метод. пособие с электронным приложением. Авторская рукопись. - Ульяновск, 2009.
Неменский Б. М. Уроки изобразительного искусства. Поурочные разработки. 1-4 классы/ Б. М. Неменский. – М.: Просвещение, 2012.