kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Стендовый доклад

Нажмите, чтобы узнать подробности

Из опыта организации коллективной проектной деятельности                               на уроках технологии в 8-х классах

В современных условиях развития образования приоритетным является качественное обучение каждого ученика, создание условий и возможностей для его дальнейшего развития, повышение мотивации к учению. Поэтому главенствующую роль Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования отводит саморазвитию, самосовершенствованию и развитию творческих способностей учащихся.

Программой по предмету «Технология» предусматривается самые различные возможности развития и реализации творческого начала школьника. Системно-деятельностный подход, составляющий методологическую основу ФГОС школьного образования, определяет основные результаты обучения и воспитания, как достижение личностного, социального, коммуникативного и познавательного развития учащихся. Большая роль в их достижении отводится организации учебно-исследовательской и проектной деятельности учащихся, направленной «на формирование у обучающихся основ культуры исследовательской и проектной деятельности», на содействие развитию творческих способностей обучающихся, формирование навыков саморазвития и самообразования.

Прикладной характер деятельности

Проектная деятельность особенным образом заинтересовывает учащихся, когда они знают, что их проект будет востребован. Выбирая тему проекта и выполняя его, они учатся выявлять потребности приложения своих сил, находить возможности для проявления своей инициативы, способностей, знаний и умений, проверяют себя в реальном деле, проявляют целеустремленность и настойчивость.

Классификация типов проектов можно проследить по разным основаниям, в том числе по доминирующей деятельности:

  • практико-ориентированный проект – нацелен на решение социально или личностно значимой задачи с заранее определенным продуктом

(8Д класс «Выбор жизненного пути»);

  • исследовательский проект – включает в себя обоснование актуальности темы, выдвижение гипотезы, определение задач, выполнение исследования, эксперимент, анализ результатов (8Б класс «Петелька за петелькой»);
  • творческий проект - как правило, не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности участников, она только намечается и далее развивается в соответствии с требованиями к форме и жанру конечного результата [34, с. 5] (8 А класс «Дорогой мастеров»).

Рассмотрим более детально:

8Д класс: практико-ориентированный проект «Выбор жизненного пути»

Вот как они представили для себя проблемную ситуацию: «У каждого из наших сверстников на данный момент самой актуальной проблемой является выбор будущей профессии и пути получения профессионального образования. Так как с выбранной профессией будет связанна наша жизнь, и от правильности этого выбора будет зависеть ее качество».

Провели исследование «Профессиональный выбор моей семьи», отследив профессиональный выбор своих родственников. Затем при помощи теста проанализировали свои интересы, склонности, способности. Выбрали одно, или несколько учебных заведений для получения профессионального образования, изготовили рекламные проспекты.

8А класс: творческий проект «Дорогой мастеров»

Учащиеся представили себя в роли подмастерьев народных промыслов. Изучили детально понравившиеся промыслы, их историю, виды изделий и многое другое. Вот их выбор:

  • Русское кружево
  • Городецкая роспись
  • Мезенская роспись
  • Хохлома
  • Дымковская игрушка
  • Филимоновская игрушка
  • Гжель

Работа с народными промыслами – это особый творческий процесс, требующий воображения, интуиции, эмоционального самовыражения. Изготовление своими руками красивых и функциональных предметов вызывает повышенный интерес к работе и приносит удовлетворение результатами труда, пробуждает желание к последующей деятельности. Девочкам очень понравилось самостоятельно разрабатывать технологию и изготавливать стилизованные поделки. Работали они в парах – один был подмастерьем, другой собирал и обобщал информацию, изготавливал рекламный буклет. 

8Б класс: исследовательский проект «Петелька за петелькой»

 Самые неограниченные творческие возможности возникают при использовании в учебном процессе художественно-прикладных видов декоративного творчества, уходящих корнями в тысячелетнюю историю мира. На это откликнулся 8Б класс, выбрав коллективный проект по истории вязания «Петелька за петелькой». Особенно интересным нам показалось их исследование.

Многие из девочек на момент начала проекта совсем не умели вязать, некоторые захотели освоить новые навыки работы при помощи второго инструмента (крючка, или спиц). Динамику развития мастерства можно проследить от самого простого образца вязания до изготовления вязаных игрушек и изделий. Помимо изделий также была изготовлена интересная печатная рекламная продукция по вязанию.

Обратная связь

Выполнение коллективных творческих проектов обеспечивает также систему действенных обратных связей, способствует развитию личности не только обучающихся, но и педагога, принимающего участие в проектной деятельности, предоставляя новые возможности для совершенствования профессионального мастерства, что повышает эффективность обучения.

Работа над проектами всех очень заинтересовала и увлекла. Изготовленные изделия оформились в специализированные передвижные выставки, пользующиеся особым вниманием учащихся Лицея. На следующий учебный год также планируем в 8-х классах реализовывать коллективные проекты.

 Информационные источники:

  1. Бабина, Н.Ф. Технология: методика обучения и воспитания.

[Текст]: учеб. пособие / Бабина Н.Ф. - Директ-Медиа,

2015. – 390 с. ISBN: 978-5-4475-3764-7.

  1. Белозерова, Т.И. Квест в образовательном процессе [Текст] / Т.И. Белозерова, С.В. Прахова, Т.Е. Бойкова // Современные тенденции развития науки и технологий. - 2019. - № 2-7. - С. 9-12. - Библиогр.: с. 12.
  2. ФГОС. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. Стандарты второго поколения [Текст]. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. N 1897. – М Просвещение, 2017. – 53 с
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Стендовый доклад»

Курьязова О.Н.

учитель технологии МАОУ «Лицей №1» г. Балаково

Из опыта организации коллективной проектной деятельности на уроках технологии в 8-х классах

В современных условиях развития образования приоритетным является качественное обучение каждого ученика, создание условий и возможностей для его дальнейшего развития, повышение мотивации к учению. Поэтому главенствующую роль Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования отводит саморазвитию, самосовершенствованию и развитию творческих способностей учащихся.

Программой по предмету «Технология» предусматривается самые различные возможности развития, и реализации творческого начала школьника. Системно-деятельностный подход, составляющий методологическую основу ФГОС школьного образования, определяет основные результаты обучения и воспитания, как достижение личностного, социального, коммуникативного и познавательного развития учащихся. Большая роль в их достижении отводится организации учебно-исследовательской и проектной деятельности учащихся, направленной «на формирование у обучающихся основ культуры исследовательской и проектной деятельности», на содействие развитию творческих способностей обучающихся, формирование навыков саморазвития и самообразования.

Нормативная База

Предложу вашему вниманию лишь некоторые основные опорные моменты ФГОС, которыми руководствовалась при организации коллективной проектной деятельности в 8-х классах.

В общих положениях Стандарта указано, что он разработан с учётом региональных, национальных и этнокультурных потребностей народов Российской Федерации и направлен на обеспечение гражданской идентичности обучающихся; сохранения и развития культурного разнообразия [45, с.2].

Также в общих положениях Стандарта указано, что в «основу Стандарта положен системно-деятельностный подход, который обеспечивает: формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию; проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования; активную учебно-познавательную деятельность обучающихся; построение образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся» [45, с.2-3].

К результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования Стандарта относятся требования, включающие готовность и способность обучающихся к саморазвитию, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме [45, с.4].

- результаты освоения основной образовательной программы должны отражать:

- умение самостоятельно определять цели своего обучения, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

- умение создавать, применять и преобразовывать модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;

- работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение» [45, с.7].

Предметные результаты должны обеспечить:

- развитие инновационной творческой деятельности обучающихся в процессе решения прикладных учебных задач;

- совершенствование умений выполнения проектной деятельности;

- формирование способности придавать экологическую направленность любой деятельности, проекту;

- демонстрировать экологическое мышление в разных формах деятельности [45, с.20-21].

Основные требования к условиям реализации проектов:

- обеспечение возможности формирования у обучающихся опыта самостоятельной образовательной, проектно-исследовательской и художественной деятельности;

- формирование у обучающихся экологической грамотности, навыков здорового и безопасного для человека и окружающей его среды образа жизни;

- использования в образовательном процессе современных образовательных технологий деятельностного типа [45, с.40].

Метод проектов – педагогическая технология, цель которой ориентирована не на интеграцию фактических знаний, а на применение актуализированных знаний и приобретение новых для активного включения их в проектную деятельность, освоение новых способов деятельности в социокультурной среде. Эта технология предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по своей сути [30, c.24].

Основными требованиями к использованию метода проектов является:

- наличие значимой проблемы, требующей поиска решения;

- практическая, познавательная и теоретическая значимость предполагаемых результатов;

- самостоятельная (коллективная, парная) деятельность учащихся;

- структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов);

- использование исследовательских методов (определение проблемы и вытекающих из нее задач исследования, выдвижение гипотез для их решения, обсуждение методов исследования, оформление результатов, анализ полученных данных выводы) [32].

Прикладной характер деятельности

Проектная деятельность особенным образом заинтересовывает учащихся, когда они знают, что их проект будет востребован. Выбирая тему проекта и выполняя его, они учатся выявлять потребности приложения своих сил, находить возможности для проявления своей инициативы, способностей, знаний и умений, проверяют себя в реальном деле, проявляют целеустремленность и настойчивость.

Классификация типов проектов можно проследить по разным основаниям, в том числе по доминирующей деятельности:

  • практико-ориентированный проект – нацелен на решение социально или личностно значимой задачи с заранее определенным продуктом

(8Д класс «Выбор жизненного пути»);



  • исследовательский проект – включает в себя обоснование актуальности темы, выдвижение гипотезы, определение задач, выполнение исследования, эксперимент, анализ результатов (8Б класс «Петелька за петелькой»);



  • творческий проект - как правило, не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности участников, она только намечается и далее развивается в соответствии с требованиями к форме и жанру конечного результата [34, с. 5] (8 А класс «Дорогой мастеров»).

Рассмотрим более детально:

8Д класс практико-ориентированный проект «Выбор жизненного пути»

Вот как они представили для себя проблемную ситуацию: «У каждого из наших сверстников на данный момент самой актуальной проблемой является выбор будущей профессии и пути получения профессионального образования. Так как с выбранной профессией будет связанна наша жизнь, и от правильности этого выбора будет зависеть ее качество».

Провели исследование «Профессиональный выбор моей семьи», отследив профессиональный выбор своих родственников. Затем при помощи теста проанализировали свои интересы, склонности, способности. Выбрали одно, или несколько учебных заведений для получения профессионального образования, изготовили рекламные проспекты.

См. Приложение 1

8А класс творческий проект «Дорогой мастеров»

Учащиеся представили себя в роли подмастерьев на народных промыслах. Изучили детально понравившиеся промыслы, их историю, виды изделий и многое другое. Вот их выбор:

  • Русское кружево

  • Городецкая роспись

  • Мезенская роспись

  • Хохлома

  • Дымковская игрушка

  • Филимоновская игрушка

  • Гжель

Работа с народными промыслами – это особый творческий процесс, требующий воображения, интуиции, эмоционального самовыражения. Изготовление своими руками красивых и функциональных предметов вызывает повышенный интерес к работе и приносит удовлетворение результатами труда, пробуждает желание к последующей деятельности. Девочкам очень понравилось самостоятельно разрабатывать технологию и изготавливать стилизованные поделки. Работали они в парах – один был подмастерьем, другой собирал и обобщал информацию, изготавливал рекламный буклет.

См. Приложение 2











Гжель – это особая песня… Этот народный промысел заслуженно пользуется особым вниманием.







8Б класс исследовательский проект «Петелька за петелькой»

Самые неограниченные творческие возможности возникают при использовании в учебном процессе художественно-прикладных видов декоративного творчества, уходящих корнями в тысячелетнюю историю мира. На это откликнулся 8Б класс, выбрав коллективный проект по истории вязания «Петелька за петелькой». Особенно интересным нам показалось их исследование, фрагменты которого предлагаем вашему вниманию.

Никто не знает, сколько лет искусству вязания на спицах. Считается, что оно появилось раньше вязания крючком, но позже ткачества. Историки утверждают, что вязание на спицах - сравнительно недавнее изобретение. Обосновывают они это тем, что не существует древних легенд про вязание, в отличие от легенд про прядение или ткачество, таких как истории о греческой Арахне или японской Аматерасу.

Первые вязальные спицы вытачивали из слоновой кости, или черепашьего панциря.

В первые 400-500 лет самым распространенным материалом для вязания были хлопок и шелк, а не шерсть.

Изначально вязание на спицах считалось мужским занятием. В самый первый вязальный союз, основанный в Париже в 1527 году, женщин не принимали.

Вязальную машину изобрел священник Уильям Ли в 1589 году.

Многие из девочек на момент начала проекта совсем не умели вязать, некоторые захотели освоить новые навыки работы при помощи второго инструмента (крючка, или спиц). Все это очень хорошо видно на представленной ниже диаграмме.

12





11



Всего учащихся

9



8








Умели вязать

7






6





Научились вязать

5





4





3








Научились вязать крючком

2







1







Научились вязать спицами

Можно также проследить динамику развития мастерства от самого простого выполнения образца вязания до изготовления вязаных игрушек и изделий.

Помимо изделий также была изготовлена интересная рекламная печатная продукция по вязанию.

См. Приложение 3

Обратная связь

Выполнение коллективных творческих проектов обеспечивает также систему действенных обратных связей, способствует развитию личности не только обучающихся, но и педагога, принимающего участие в проектной деятельности, предоставляя новые возможности для совершенствования профессионального мастерства, что повышает эффективность обучения.

Работа над проектами всех очень заинтересовала и увлекла. Изготовленные изделия оформились в специализированные передвижные выставки, пользующиеся особым вниманием учащихся Лицея. На следующий учебный год также планируем в 8-х классах реализовывать коллективные проекты.

Информационные источники:

  1. Бабина, Н.Ф. Технология: методика обучения и воспитания.

[Текст]: учеб. пособие / Бабина Н.Ф. - Директ-Медиа,

2015. – 390 с. ISBN: 978-5-4475-3764-7.

  1. Белозерова, Т.И. Квест в образовательном процессе [Текст] / Т.И. Белозерова, С.В. Прахова, Т.Е. Бойкова // Современные тенденции развития науки и технологий. - 2019. - № 2-7. - С. 9-12. - Библиогр.: с. 12.

  2. Защита проекта [Электронный ресурс]. - Электрон, текстовые – Сайт

«Studfiles» - режим доступа: https://studfiles.net/preview/6013531/page:6/ 08 мая 2018 20:56:00.

  1. Игнатьева Е.В. О роли образовательного предмета «Технология» в

реформировании школьного образования [Электронный ресурс] / Е.В. Игнатьева. – Электрон, текстовые – Сайт «Киберленинка» - // Отечественная и зарубежная педагогика. - 2016. - №5 - режим доступа:

https://cyberleninka.ru/article/n/o-roli-obrazovatelnogo-predmeta-tehnologiya-vreformirovanii-shkolnogo-obrazovaniya 06 мая 2018 00:32:00.

  1. Комарова, Т.С. Коллективное творчество [Текст]:

учебное пособие / Т.С. Комарова, А.И Савенков. — М.: Педагогическое общество России, 2015. — 128 с. -ISBN: 5-93134-266-4.

  1. Нагель, О.И. О критериях оценки проектной деятельности учащихся

[Текст] / О.И. Нагель//Школа и производство. - 2017. - №6. – С. 12-20

  1. Основные требования к использованию метода проектов [Электронный

ресурс]. – Электрон, текстовые – Сайт «Studfiles» - режим доступа:

https://studfiles.net/preview/2238503/page:30

  1. Полат Е.С. Метод проектов [Текст]/ Е.С. Полат // Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб. пособие для студентов вузов. - М. ,2017 - С.188-241.

  2. Принципы обучения и особенности их применения на уроках технологии [Электронный ресурс]. - Электрон, текстовые – Сайт «Kopilkaurokov.ru» - режим доступа: https://kopilkaurokov.ru/tehnologiyam/planirovanie/printsipyobuchieniia-i-osobiennosti-ikh-primienieniia-na-urokakh-tiekhnologhii

  3. Типология проектов [Электронный ресурс]. - Электрон, текстовые –

Сайт «Студопедия» - режим доступа: https://studopedia.su/7_23102_tipologiyaproektov.html

  1. ФГОС. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. Стандарты второго поколения [Текст]. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. N 1897. – М Просвещение, 2017. – 53 с






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Технология (девочки)

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 8 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Стендовый доклад

Автор: Курьязова Ольга Николаевна

Дата: 26.08.2021

Номер свидетельства: 585884

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(300) "Стендовый доклад "Задания к художественным произведениям, способствующие развитию нравственных представлений младших школьников на уроках литературного чтения""
    ["seo_title"] => string(80) "stiendovyi_doklad_zadaniia_k_khudozhiestviennym_proizviedieniiam_sposobstvuiushc"
    ["file_id"] => string(6) "452529"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1516893521"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(65) "Стендовый доклад "Опорный конспект""
    ["seo_title"] => string(33) "stendovyi_doklad_opornyi_konspekt"
    ["file_id"] => string(6) "513278"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1559591904"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(174) "Стендовый доклад Использование метода наглядного моделирования на уроках обучения грамоте.docx"
    ["seo_title"] => string(80) "stendovyi_doklad_ispolzovanie_metoda_nagliadnogo_modelirovaniia_na_urokakh_obuch"
    ["file_id"] => string(6) "640524"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1700740440"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(102) "ПОЛОЖЕНИЕ  о публичном докладе (отчете) директора школы "
    ["seo_title"] => string(62) "polozhieniie-o-publichnom-dokladie-otchietie-diriektora-shkoly"
    ["file_id"] => string(6) "130618"
    ["category_seo"] => string(9) "directoru"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1415958834"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(96) "Программа  технического кружка "Стендовый моделизм" "
    ["seo_title"] => string(57) "proghramma-tiekhnichieskogho-kruzhka-stiendovyi-modielizm"
    ["file_id"] => string(6) "246378"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyam"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1446368232"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства