Стендовый доклад "Задания к художественным произведениям, способствующие развитию нравственных представлений младших школьников на уроках литературного чтения"
Стендовый доклад "Задания к художественным произведениям, способствующие развитию нравственных представлений младших школьников на уроках литературного чтения"
Стендовый доклад: "Задания к художественным произведениям, способствующие развитию нравственных представлений младших школьников на уроках литературного чтения"
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Стендовый доклад "Задания к художественным произведениям, способствующие развитию нравственных представлений младших школьников на уроках литературного чтения"»
Министерство общего и профессионального образования Свердловской области
Задания к художественным произведениям, способствующие развитию нравственных представлений младших школьников на уроках литературного чтения
44.02.02 Преподавание в начальных классах
Исполнитель:
Пешкова В.В.,
студентка 4а группы
Руководитель:
Устьянцева И. Ю.,
преподаватель психологических дисциплин
Камышлов, 2017
План
Актуальность темы исследования
Цель доклада
Основные понятия «нравственность», «нравственные представления»
Анализ учебно-методических комплексов, педагогического опыта методистов, учителей
Общая характеристика методической разработки «Сборник заданий к художественным произведениям, способствующих развитию нравственных представлений младших школьников на уроках литературного чтения»
5.1 Целевые ориентиры заданий к художественным произведениям, способствующих развитию нравственных представлений младших школьников на уроках литературного чтения
5.2 Новизна заданий к художественным произведениям, способствующих развитию нравственных представлений младших школьников на уроках литературного чтения
6. Диагностический инструментарий, позволяющий выявить результативность исследования
7. Заключение
8. Список литературы
Вопросы духовно-нравственного воспитания школьников в последнее время приобретают все большую актуальность. Утрата ценностных ориентиров в обществе и разнообразие социальной среды приводят к снижению уровня развития духовной культуры личности. Именно поэтому одна из приоритетных задач современного образования - поиск эффективных путей и средств развития нравственных представлений обучающихся. Эти процессы невозможны без осознания важности не только внешних, но и внутренних условий развития ребёнка, активизации его возможностей и потенций, стремления личности к духовному росту и самосовершенствованию. Очевидно, что развивать духовный и нравственный потенциал личности необходимо уже на первой ступени образования – в начальной школе.
О необходимости формирования духовного и нравственного потенциала личности, и, в частности, нравственных представлений у детей, писали в своих работах Коменский Я.А. «Наставление нравов», Анисимов С.Ф. «Мораль и поведение», Ключевской В.О. «О нравственности и русской культуре». По их мнению, уже в раннем возрасте необходимо формировать добродетельный характер, стойкость в жизненных невзгодах и сочувственное отношение к людям. Не менее актуальна эта тема и в трудах современных педагогов и психологов. Однако, однозначного определения к понятиям нравственность, нравственные преставления в научной литературе нет. В широком смысле нравственность - особая форма общественного сознания и вид общественных отношений; нравственность - в узком смысле - совокупность принципов и норм поведения людей по отношению друг к другу и обществу.
Различную трактовку понятию нравственность можно найти в Толковом словаре русского языка Ушакова Д.Н, книге Гаспарова М.Л. « Записки из выписки».
В своей работе мы придерживаемся определения, данного в Толковом словаре русского языка Ожегова С.И., Шведовой Н.Ю., так как оно наиболее близко соотносится с понятием нравственные представления: «Нравственные представления - это представления о таких качествах человека, которые помогают действовать, думать и чувствовать в соответствии со своим духовным началом».
Были проанализированы требования Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и Концепции духовно – нравственного воспитания и развития личности гражданина России (авт. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А), что стало основой для формулировки заданий к текстам художественных произведений, способствующих развитию нравственных представлений младших школьников на уроках литературного чтения.
Цель доклада – охарактеризовать особенности использования заданий к художественным произведениям, способствующих развитию нравственных представлений младших школьников.
Задачи:
1) охарактеризовать основные понятия «нравственность», «нравственные представления»
2) представить анализ учебно-методических комплексов, педагогического опыта методистов, учителей;
3) раскрыть характеристику методической разработки «Сборник заданий к художественным произведениям, способствующих развитию нравственных представлений младших школьников на уроках литературного чтения»;
Анализ учебно-методических комплексов («Школа России», «Гармония», «Перспектива»), педагогического опыта методистов, учителей – начальных классов; результатов исследований по данной теме подтвердили значимость и необходимость разработки заданий к художественным произведениям, способствующих развитию нравственных представлений младших школьников.
Однако, анализ учебников позволил сделать вывод, о недостаточном количестве разноуровневых заданий к текстам художественных произведений, вошедших в разделы «Я и мои друзья!», «Писатели детям», УМК «Школа Россия», 2 класс, что ограничивает опыт их использования в образовательной деятельности учителей начальной школы на уроках литературного чтения. Для того чтобы решить данную проблему, целесообразно формулировать интересные вопросы и разработать продуктивные задания к художественным текстам, способствующие развитию нравственных представлений учащихся.
Целевые ориентиры данных заданий:
осознание обучающимися значимости нравственных ценностей (взаимовыручки, решительности и др.) посредством изучения произведения Носова Н.Н., Булгакова Н., Ермолаева Ю., Осеевой В.А. (можно предложить следующие задание: « Послушайте аудиозапись рассказа, подготовьте ответ на вопрос «Почему автор назвал свой рассказ «Живая шляпа?». Подумайте, как еще можно озаглавить данный рассказ, проанализировав поступки героев. Предложите свою версию» (рассказ Носова Н.Н. «Живая шляпа»));
формирование умения отличать хорошие поступки от плохих при анализе образов художественного произведения (можно предложить следующее задание: «Обсудите с соседом по парте, правильно ли поступила мама, что отдала обе пирожных Оле? Обоснуйте свою точку зрения» (рассказ Ермолаева Ю. «Два пирожных»));
формирование умения давать характеристику герою, его поступкам, взаимоотношениями другими героями с опорой на текст (можно предложить следующее задание: «Перед вами листы со словами автора. Найдите именно те выражения, которые соответствуют поведению Павлика и подчеркните их, аргументируя свой ответ: сказал, шептал, сжал кулаки, сердце замерло, покосился, колени дрожали, красное сердитое лицо, сердито буркнул, уши горели, засопел от обиды, испугался, стукнул кулаком по скамейке, заикался» (рассказ Осеевой В.А. «Волшебное слово»));
развитие умения давать оценку жизненных ситуаций и поступков героев с точки зрения общечеловеческих норм («Проанализируйте поступки девочек, составьте их характеристику, используя данные прилагательные. Докажите свою точку зрения с опорой на текст. Добрая, недоброжелательная, ответственная, верная, бессердечная, решительная, надёжная подруга, трусливая и т.д.» (рассказ Булгакова Н.А. «Анна, не грусти!»).
Задания к художественным произведениям, которые представлены в работе, составлены для учащихся 2-х классов, обучающихся по УМК «Школа России», они объединены общей целью (развитие нравственных представлений младших школьников), а также разработаны с учетом возрастных особенностей младшего школьного возраста.
Новизна таких заданий заключается в следующем:
данная подборка заданий к конкретным разделам («Писатели – детям», «Я и мои друзья» и к различным художественным произведениям учебника «Литературное чтение» под редакцией Климановой Л.Ф., Горецкого В. Г., Головановой М.В., Виноградской Л. А., Бойкиной М. В., УМК «Школа России»;
в направленности заданий на развитие нравственных представлений младших школьников;
задания могут быть включены в тестовые, практические, контрольные работы по произведениям Носова Н. Н., Булгакова Н.А., Ермолаева Ю.И. и Осеевой В. А.;
задания общего блока могут быть использованы на уроках при систематизации и обобщении, закреплении и проверке изученного ранее материала.
В дальнейшем подобранные задания будут представлены в виде сборника, который будет адресован учителям начальных классов как объект для организации деятельности обучающихся.
Структура сборника будет представлять собой совокупность его частей: аннотация (выходные данные, краткие сведения о самом сборнике); пояснительная записка с обоснованием необходимости развития нравственных представлений у младших школьников; задания, способствующие развитию нравственных представлений у младших школьников на уроках литературного чтения; список используемой литературы.
Для определения уровня сформированности нравственных представлений подобран диагностический инструментарий (методика «Изучение представлений обучающихся о нравственных ценностях в процессе чтения и обыгрывания сказки «Заюшкина избушка» (А.Д. Кошелева), «Закончи историю» (Р.Р. Калинина), «Что такое хорошо и что такое плохо?» (Н.В. Кулешова), «Сюжетные картинки» (Р.Р. Калинина), «Что мы ценим в людях» (С. М. Петрова), диагностика нравственной самооценки (Колмогорцева Л.Н.)), который понятен и прост в обработке, соответствует поставленной цели и задачам исследовательского проекта, таким образом, позволяющий выявить результативность исследования.
Таким образом, развивать нравственные представления у младших школьников — это значит воспитать в ребёнке критерии должного, правильного и истинного отношения к себе, другим людям и миру.
Задания, для работы с художественными произведениями помогут учителю в процессе работы над текстом, вызывать у детей сопереживание, помочь им понять отношение автора к изображаемому, выразить свои чувства и эмоции, оценить поступки и дать характеристику героев произведения.
Список литературы:
1) Быску В.С. Формирование нравственных ориентиров младших школьников на уроках литературного чтения // Выпуская квалификационная работа бакалавра. 11.06.2015. URL: http://refleader.ru/poljgeqasatyotr.html (дата обращения: 23.03.17).
3) Ильинская И.П. Духовно-нравственное и эстетическое воспитание младших школьников средствами художественной культуры разных народов // Начальная школа.2014.№6.
6) Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка – М., 2010г.
7) Основные моральные понятия. Профессиональная и прикладная этика. URL: http://www.libsid.ru/osnovi-etiki/osnovnie-moralnie-ponyatiya- professionalnaya-i-prikladnaya-etika/vse-stranitsi (дата обращения: 25.03.17).
8) Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 6 октября 2009 г. № 373 г. Москва «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образователь- ного стандарта начального общего образования». URL:http://legalacts.ru/doc/prikaz-minobrnauki-rf-ot-0610.. (дата обращения: 08.01.17).
9) Рамзаева Т.Г., Львов М.Р. Процесс работы над художественным произведением в начальных классах //Методика обучения русскому языку в начальных классах: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. № 2121 «Педагогика и методика нач. обучения».- М.: Просвещение, 1979 - 129с. URL:https://docviewer.yandex.ru/?url=http%3A%2F%2FCyberLeninka.ru%2Farti cle%2Fn%2Fpsihologo(дата обращения: 23.03.17).