kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Разработка урочного плана проведения занятия

Нажмите, чтобы узнать подробности

В работе даны описания планирования урока, согласно требованиям ФГОС.

Просмотр содержимого документа
«Разработка урочного плана проведения занятия»








РАЗРАБОТКА УРОЧНОГО ПЛАНА ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЯ



 

 

 

 


Выполнил: учитель технологии  Казакова Н.А. 


















Уфа-2021

Оглавление

Введение 3

Глава I. Современный урок в соответствии с требованиями ФГОС. 4

1.1 Концепция преподавания предмета «Технология» в образовательных организациях Российской Федерации. 4

1.2 Универсальные Учебные Действия 7

1.3 Приёмы формирования умения самооценки (рефлексии) 14

Заключение 25

Список литературы. 27


































Введение

Данная работа посвящена исследованию и разработке процесса подготовки педагога к урокам технологии.

Актуальность исследования заключается в необходимости постоянного совершенствования практики обучения учащихся. Социальный заказ общества выдвигает задачу повышение качества образования, развитие личности, усиления гуманистического содержания обучения, повышения воспитательного, образовательного и развивающего потенциала учебного предмета применительно к индивидуальности каждого ученика. Вопросы повышения качества обучения и уровня воспитания обучающихся были и остаются приоритетными в современной методике преподавания технологии.

Предмет исследования: процесс подготовки и разработки учителем урока технологии. Теоретическая и практическая значимость работы определяется возможностью использования полученных результатов в дальнейших исследованиях, посвященных анализу особенностей методики подготовки и проведения уроков технологии. В рамках преподавания технологии могут быть использованы разработанные планирование и конспекты уроков. Цель работы: изучить процесс подготовки и разработки учителем урока технологии, разработать план конспект урока.

Задачи обучения (ожидаемый учебный результат) предполагают формирование представлений об объекте и навыков работы, закрепление ранее изученного и в целом формирование системы универсальных учебных действий. В предложенных ниже планах уроков сформулированы примерные задачи обучения.

Как подготовить современный урок в рамках ФГОС?





Глава I. Современный урок в соответствии с требованиями ФГОС.

1.1 Концепция преподавания предмета «Технология» в образовательных организациях Российской Федерации.

«Настоящий урок начинается не со звонка,

а задолго до него».

С.И. Гессен.

В российском образовании начаты системные изменения, направленные на обеспечение требований инновационной экономики, основанной на стремительно изменяющихся технологиях, а также запросов общества. Основная задача здесь — построение приоритетов и структуры среднего образования в соответствии с современными потребностями рынка труда, повышение доступности качественных образовательных услуг. Одной из важных стратегий влияющих на развитие целей и задач предметной области «Технология» является стратегия научно-технологического развития Российской Федерации. В документе отражена роль науки и технологий в обеспечении устойчивого будущего нации, в развитии России и определении ее положения в мире. Выступая на съезде машиностроителей в Москве 19 апреля 2016 г. Президент РФ В.В. Путин отметил: «Мы много делаем для развития дополнительного образования в технической сфере. Нам нужно подумать и том, как качественно изменить преподавание школьного предмета «Технология», чтобы ребята могли закреплять базовые знания, полученные при изучении физики, химии и других предметов в практической, проектной деятельности». На основе документа Национальная технологическая инициатива (далее НТИ) разработана Концепция преподавания предмета «Технология» в образовательных организациях Российской Федерации, реализующих основные общеобразовательные программы (далее Концепция). Данная концепция была утверждена 24 декабря 2018 г. Целью Концепции является создание условий для формирования технологической грамотности, критического и креативного мышления, глобальных компетенций, необходимых для перехода к новым приоритетам научно-технологического развития Российской Федерации. Реализация Концепции требует достижения указанных в настоящем разделе ориентиров, основанных на системно-деятельностном подходе. Известны три функции образования, в соответствии с которыми деятельность учителя на уроке подчинена достижению комплекса задач: обучение, воспитание и развитие.

Задачи воспитания представляют собой более сложное педагогическое явление. Они предполагают формирование у школьников свойств личности и черт характера. Этот процесс требует длительного времени, поэтому формулировать для каждого урока задачи воспитания нецелесообразно.

Задачи развития предполагают воздействие в ходе обучения на такие психические процессы как внимание, восприятие, мышление, память, чувство, эмоции, воля, а также двигательную и сенсорную сферы. Задачи развития этих качеств личности стоят перед учителем из урока в урок. Все вышеизложенное обусловлено тем, что новые требования привели учителя к тому, чтобы разработать свой авторский проект на основе дидактических принципов, направленных на формирование познавательной и творческой деятельности обучающихся. Нацелить на формирование теоретических и практических представлений об образовательной области предмета технологии, на овладение практических приемов и навыков трудовой деятельности. Предметная область «Технология» играет значительную роль в формировании универсальных учебных действий, навыков XXI века, в равной мере применимых в учебных и жизненных ситуациях. В докладе ЮНЕСКО «В новое тысячелетие» было заявлено, что школа должна ребёнка «научить учиться», «научить жить», «научить жить вместе», «научить работать и зарабатывать». Это реализуется в том случае, если мы будем создавать ситуации урока, когда ученик учится управлять универсальными операциями: решать проблемы разной сложности (личностные, регулятивные, познавательные УУД); позитивно общаться (коммуникативные УУД); управлять потоками информации (познавательные УУД); управлять проектами, исследованиями, экспериментами (регулятивные УУД); изобретать (познавательные УУД).

Основной формой организации обучения учащихся технологии является урок. Урок – не просто основная форма работы с обучающимися. Это ещё и творчество самого учителя.

В рамках модернизации системы российского образования поменялись цели и содержание образования, появились новые средства и технологии обучения, но основной формой обучения учащихся остался урок. Современные ФГОС НОО предъявил новые требования к структуре и содержанию нового урока, а также к достижению планируемых результатов к обучению. Особенность федеральных государственных образовательных стандартов общего образования - их деятельностный характер, который ставит главной задачей развитие личности ученика. Поставленная задача требует перехода к новой системно-деятельностной образовательной парадигме, которая, в свою очередь, связана с принципиальными изменениями деятельности учителя, реализующего ФГОС.

1.2 Универсальные Учебные Действия

Предмет «Технология» нацелен на становление самосознания обучающегося как творческой личности, индивидуальности, формирование у него устойчивого стремления к творческой самореализации, на формирование теоретических и практических представлений об образовательной области предмета технологии, на овладение практических приемов и навыков трудовой деятельности. Этому способствует формирование универсальных учебных действий (УУД) на уроках технологии.

Универсальные Учебные Действия – это совокупность способов действий обучающегося, которая обеспечивает его способность к самостоятельному усвоению новых знаний, т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком значении ​этот термин можно определить как совокупность способов​ действия обучающегося, а также связанных с ними навыков​, обеспечивающих самостоятельное​ усвоение новых знаний, формирование умений, включая​ организацию этого процесса.​ ​

Виды УУД:

1. Личностные​ – самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическая ориентаций, правосознание, самообразование.

2. Регулятивные​ – постановка учебных целей и задач, планирование их реализации, прогнозирование, контроль, оценка, коррекция, рефлексия.

3. Коммуникативные​ – планирование сотрудничества с учителем, постановка вопросов, разрешения конфликтов, умение выражать свои мысли.

4. Познавательные​ – построение цепи рассуждений, сопоставление, определение понятий, постановка и решение проблемы, анализ.

Учебная деятельность учителя и учащегося в значительной мере сосредотачивается на уроке. Вот почему качество подготовки обучающихся во многом определяется уровнем проведения урока, его содержательной и методической наполненностью, его атмосферой. Для того чтобы этот уровень был достаточно высоким, надо, чтобы учитель в ходе подготовки урока постарался сделать его своеобразным произведением со своим замыслом, завязкой и развязкой. Как же построить такой урок? Как сделать так, чтобы урок не только вооружал учащихся знаниями и умениями, но чтобы все, что происходит на уроке, вызывало у детей искренний интерес, подлинную увлеченность, формировало их творческое сознание? В приоритете самостоятельная работа учеников, а не учителя.

Одной из систем, реализующих данные требования на практике, является модульное обучение. Оно индивидуализирует обучение и в связи с этим создает условия для самостоятельной познавательной деятельности обучающихся. Цель модульного бучения: содействие развитию самостоятельности обучающихся, их умению работать с учетом индивидуальных способов проработки учебного материала. Например: модуль «конструирования и моделирование фартука» (6час.) состоит из трех тем «построение основы чертежа фартука», «моделирование фартука» и «раскрой фартука». Конечная цель модуля – раскроить фартук на основе своей модели. Учитель может предложить обучающимся попробовать определить, что изучают в рамках данного модуля. Они могут сообразить, что сначала надо снять мерки и построить выкройку изделия. Сущность модульного обучения состоит в том, что обучающиеся полностью самостоятельно достигает целей учебно-познавательной деятельности в процессе работы над модулем – целевым функциональным узлом, в который объединены учебное содержание и приемы учебной деятельности по овладению этим содержанием. В ходе модульного обучения осуществляется целенаправленное формирование и развитие универсальных учебных действий. Учебное содержание выступает средством для достижения целей этого важнейшего процесса. Задачи преподавателя - мотивировать процесс обучения, осуществлять управление учебно - познавательной деятельностью обучающихся через модуль и непосредственно их консультировать. В связи с этим возникает необходимость в создании нового поурочное планирование в модульной технологии. Перспективный план отражает: объект труда, практическую работу, домашнюю подготовку учащихся, технические средства обучения, раздаточный материал, учебно-наглядные пособия, контрольные работы, зачеты, инструктаж по технике безопасности, включает различные подходы и методы к обучению и современные педагогические технологии.

Востребованные образовательные и педагогические технологии. Современный урок строится на основе применения технических средств

с использованием как традиционных, так и инновационных педагогических

технологий. Используя современные технологии, у школьников формируется умение самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, делать выводы, умозаключения, т.е. развиваются умения и навыки самостоятельности и саморазвития. Целью является воспитание личности ученика как субъекта жизнедеятельности. Быть субъектом – быть хозяином своей деятельности: ставить цели; решать задачи; отвечать за результаты. Педагогические технологии представляют собой качественно новый подход к обучению и воспитанию школьников и предполагают гарантированный результат достижения учебных целей, что имеет исключительное значение в контексте современных тенденций развития образования. Метод проектов, личностно ориентированного обучения, развивающего обучения, проблемного обучения, саморазвития личности, игровые технологии, технологии групповой деятельности, информационные образовательные технологии. Информационно-коммуникационные технологии создают широкие возможности для развития современного образования, прежде всего в направлении индивидуализации, создают условия для реализации творческого потенциала учителя и ученика. Внедрение ИКТ в образовательный процесс требует разработки совершенно новой методики преподавания технологии, которая во многом связана с исследовательскими, проектными технологиями. При этом учитель должен уметь формировать информационно-образовательную среду, в которой школьник мог бы выражать и одновременно учить себя. Информационно-коммуникативные технологии - фактор повышения качества образования и имеют следующие направления: создание презентаций к урокам, использование готовых обучающих программ и уроков, работа с ресурсами интернет. Создание и подготовка дидактических материалов (варианты заданий, таблицы, памятки, схемы, чертежи, демонстрационные таблицы и т.д.), создание мониторинга по отслеживанию результатов обучения и воспитания, создание текстовых работ, наглядность изучаемого материала.

Цели обучения

Содержание занятия должно соответствовать цели обучения. Немаловажной задачей любого преподавателя является выбор такого материала, который необходимо довести до обучающихся. Любой преподаватель может достичь успеха при соблюдении следующих основных условий: знание уровня, на котором находятся обучаемые к началу планирования; четкое представление об уровне, которого должна достичь работа к концу планируемого периода; выбор эффективных путей и средств планируемой деятельности. Осуществление планирования требует специальных знаний, умений и навыков, позволяющих четко сформулировать цели обучения и воспитания, а также умения анализировать степень достижения поставленных целей и задач. Любой урока начинается с осознания и правильного, четкого определения его конечной цели - чего учитель хочет добиться; затем установления средства - что поможет учителю в достижении цели, а уж затем определения способа - как учитель будет действовать, чтобы цель была достигнута. Цель урока в современной школе должна отличаться конкретностью, с указанием средств ее достижения и ее переводом в конкретные дидактические задачи. Учитель должен продумать: какая должна быть предварительная структура сообщения. Каким образом у обучаемого можно будет создать целостный образ, чтобы упорядочить конкретные знания, и в какой последовательности необходимо эти знания излагать, чтобы шаг за шагом выстраивать структуру практического знания. Изучая содержание конкретной учебной темы, учитель излагает логическую взаимосвязь учебного материала с ранее изученным, а также с материалом, который предстоит изучить позже. Это позволит более глубоко и четко сформулировать ближние и дальние цели изучения учебного материала. Приёмы формирования целеполагания. Тема урока «Физиология питания. Минеральные вещества» достаточно сложна для понимания учащимся. Можно предложить учащимся попробовать определить, что изучают в рамках данной темы. Если учащиеся затрудняются ответить, то можно обратится к словарю темы: «минеральные вещества, макроэлементы, микроэлементы». Учащиеся могут сообразить, что речь пойдет о правильном питании человека и роли минеральных веществ. Цель урока может звучать так: «знать о роли микро- и макроэлементов в питании; уметь составить меню с правильным соотношением макро и микроэлементов». Например, изучив тему «Построение основы чертежа фартука», обучающиеся смогут самостоятельно определить, что же они будут знать и уметь при изучении темы «Моделирование фартука», смогут ответить «знать способы изменения чертежа изделия, уметь вносить изменения в чертёж согласно выбранной модели».

Итак, обучающиеся формулируют цель урока, а учитель корректирует её запись. Далее школьнику предлагается определить, для чего нужно именно ему изучение данной темы: «Я изучаю эту тему, чтобы … шить фартук какой мне нравиться, (или такой вариант) уметь кроить разные варианты фартуков и т.д.». Затем обучающиеся выполняют какую-либо работу по плану, представленному в инструкционной карте или схеме. Они начинают понимать важность соблюдения очерёдности технологического процесса.

Проверка знаний и умений.

Проверка знаний и умений позволяет контролировать процесс обучения, определять его результаты, делать выводы о выполнении планов и реальности планирования. Проверка и оценка знаний и умений осуществляется на каждом уроке. После изучения больших тем или разделов программы проводятся контрольно-проверочные уроки с целью выявления уровня овладения обучающимися комплексом знаний и умений и принятия определённых решений по усовершенствованию учебно- воспитательного процесса. Оценка знаний и умений должна быть мотивированной и объективной. Объективность оценки основывается на количественных и качественных показателях (точность обработки узлов, количество выполненных заданий и др.), позволяющих сопоставить результаты познавательно- трудовой деятельности отдельных обучающихся. Объективность оценки заключается также в том , что она выставляется на базе единых требований. В основу оценки обычно кладутся следующие критерии: уровень знаний обучающихся, правильность выполнения технологических приёмов, точность обработки деталей, соответствие норме времени, организация рабочего места, соблюдение правил безопасной работы.

Наряду с контролем учителя большую роль играет осуществление школьниками самоконтроля. Он является составной частью и условием выполнения самостоятельных работ и проводиться при планировании заданий, в ходе их выполнения и в конце. Самоконтроль включает в себя чувственные, умственные и двигательные компоненты процесса деятельности, позволяющие ученику на основе поставленной цели, намеченного плана и усвоенного образца следить за своими действиями, результатами и сознательно регулировать их.

Для проверки знаний разработаны тесты и задания, которые позволяют учителю оценить уровень усвоения материала, выявить пробелы в знаниях. Уровень сформированности самоконтроля, самооценки позволяют выявить разноуровневые задания. Этот дидактический материал позволяет обучающимуся выбрать задание, выполнить его во время урока или когда он пожелает, но обязательно.

Разноуровневые задания на карточках.

  1. Нарисуй модель фартука по её описанию. Фартук с отрезным нагрудником два кармана расположены на нижней части фартука. Карманы и нижняя часть фартука имеют округлую форму. Притачной пояс и бретели завязываются сзади на бант. Срезы фартука отделаны тесьмой. На карманах и нагруднике – аппликация.

  2. Какие конструктивные отличия фартуков вам известны?

Выбери и выполни любое задание.

1. Нарисуй и назови детали фартука, какие из них можно видоизменять?

2. Какие виды отделки можно использовать при пошиве фартука? (примеры)

3. Какие мерки необходимы для построения чертежа фартука, какие из них мы записываем на половину и почему?

4. Какая мерка определяет ширину фартука?

5. Нарисуй и построй чертёж фартука по следующему описанию. Фартук с цельнокроенной грудкой, нижняя часть и карман имеют овальную форму, верх грудки и карман отделаны из ткани контрастного цвета.


Такие карточки позволяют учителю проверить уровень усвоения знаний по теме и самоорганизации обучающегося, а ученику – самостоятельно выбрать вопрос и самостоятельно ответить на него. В конце урока – закрепление материала и рефлексия.

1.3 Приёмы формирования умения самооценки (рефлексии)

Рефлексией должны сопровождаться все этапы процесса самоорганизации учебной деятельности, так как главное требование – осознанность - выполняется только при овладении рефлексивным мышлением. Задача преподавателя не просто выложить известный ему материал, а научить детей учиться и думать. «Что я вынес из урока, был ли он мне понятен и интересен, как я смогу использовать свои знания в дальнейшем?» Ведь что такое рефлексия? Словами это этап урока, на котором ученик самостоятельно оценивает свои знания, эмоции, и анализирует полученную информацию. Думает о том, насколько полезно, понятно услышанное и нужно ли оно ему вообще.

Рефлексия в конце урока важна, чтобы ученик понял:

Какие знания получил.

Каких целей удалось достигнуть.

Как он сможет использовать знания в будущем.

Сможет ли верно оценить свою работу и работу одноклассников.

Как развивать привычки самоконтроля.

Как стимулировать критическое мышление.

Как сформировать осмысленный подход к действительности

Учителю же рефлексия позволяет наметить дальнейший план работы, оценить сильные и слабые стороны класса и найти коммуникативный подход к подопечным.

Прием может использоваться на любом этапе занятия, по итогам изученной темы либо в конце раздела.

Понимание мотива деятельности позволяет определить личностно значимую цель деятельности. Мне больше всего удалось…; Я получил от этого урока…; За что можно себя похвалить?; За что ты можешь похвалить одноклассников?; За что ты можешь похвалить учителя?; Что думал?; Что чувствовал?; Что приобрел?; Что меня удивило?; Как строил отношения?; Для меня было открытием то, что…; Что, на мой взгляд, удалось сделать?; Что, на мой взгляд, не удалось? Почему? Какой значимый результат я получу?

Рефлексия самореализации включает умение анализировать результаты деятельности, дать самооценку проделанной работе. « Что мне этот урок дал для жизни?; Чему я научился на практике ?; Какие способы использовались и насколько они эффективны?, «Как можно было бы достичь лучших результатов?» - вопросы для самоанализа результата деятельности. Наметить диагностируемые результаты (формирование структурных компонентов самоорганизации учебной деятельности) можно, используя технологическую карту образовательного процесса.

1.4 Технологическая карта.

Технологическая карта образовательного процесса позволяет осуществлять проектирование, прогнозирование, контроль усвоения учебного материала не только отдельного урока, но и темы, раздела, курса, так как совмещает тематическое и поурочное планирование. Технологическая карта урока — это графическое отображение сценария урока, план проведения урока, в котором заложены методы индивидуальной работы и возможности вариативного развития урока. Здесь описывается процесс деятельности, а также все операции деятельности и ее составляющие. В данной технологической карте может быть четко отражено взаимодействие учителя и ученика на уроке, планирование деятельности на каждом этапе урока. При разработке технологической карты урока по ФГОС необходимо учитывать ряд этапов. Прежде всего, необходимо рассмотреть этапы конструирования урока:

  1. Определение темы учебного материала.

  2. Определение дидактической цели темы.

  3. Определение типа урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний; закрепления новых знаний; комплексного применения знаний, умений и навыков; обобщения и систематизации знаний; проверки, оценки и коррекции знаний, умений и навыков учащихся.

  4. Продумывание структуры урока.

  5. Обеспеченность урока.

  6. Отбор содержания учебного материала.

  7. Выбор методов обучения.

  8. Выбор форм организации педагогической деятельности

  9. Оценка знаний, умений и навыков.

  10. Рефлексия урока.

В технологических картах образовательного процесса использована типология уроков, предлагаемая Л.Г. Петерсон.

Урок изучения нового – это традиционный (комбинированный) урок, лекция, экскурсия, исследовательская работа, учебный и трудовой практикум. Имеет целью изучение и первичное закрепление новых знаний.

Урок закрепления знаний – это практикум, экскурсия, лабораторная работа, собеседование, консультация. Имеет целью выработку умений по применению знаний.

Урок комплексного применения знаний – это практикум, лабораторная работа, семинар и т.д. Имеет целью выработку умений самостоятельно применять знания в комплексе, в новых условиях.

Урок обобщения и систематизации знаний – это семинар, конференция, круглый стол и т.д. Имеет целью обобщение единичных знаний в систему.

Урок контроля, оценки и коррекции знаний – это: контрольная работа, зачет, коллоквиум, смотр знаний и т.д. Имеет целью определить уровень овладения знаниями, умениями и навыками.

Тип урока

Целевое назначение

Результативность обучения

1

урок «открытия нового знания»

закрепление, коррекция изученных понятий, алгоритмов и т.д.

Формирование умений построения и реализации новых знаний у обучающихся

2

урок рефлексии

закрепление, коррекция изученных понятий, алгоритмов и т. д.

формирование у обучающихся способностей к рефлексии

3

урок общеметодологической направленности

выявление теоретических основ развития методических линий курсов

формирование способностей к структурированию и систематизации изучаемого предмета

4

урок повторения

Закрепление предметных знаний, умений, навыков, формирование универсальных учебных действий.

Безо выполнения упражнений, решение задач учеником, коллективом класса; безошибочные устные ответы; умение находить и исправлять ошибки, оказывать взаимопомощь.

5

контрольный урок.

Проверка предметных знаний, умений, навыков, умений решать практические задачи.

Результаты контрольной или самостоятельной работы.

6

коррекционный урок.

Индивидуальная работа над допущенными ошибками.

самостоятельное нахождение и исправление ошибок.

7

комбинированный урок.

Решение задач, которые невозможно выполнить в рамках одного урока.

запланированный результат.

8

учебная экскурсия

Непосредственное изучение явлений окружающего мира.

применение знаний, умений, навыков при изучении явлений окружающего мира в реальных жизненных ситуациях; творческое оформление отчетов.

9

Урок решения практических, проектных задач

Практическая направленность изучения теоретических положений.

использование средств учебного курса в целях изучения окружающего мира.


Применение в учебном процессе технологических карт образовательного процесса является одним из условий достижения предметных и метапредметных результатов учебной деятельности на уроках технологии. Структура технологических карт содержит этапы урока, составленные с учетом типа урока. Технологическая карта отражает суть занятия, поэтому среди обязательных элементов должны быть: тема, задачи, цель, мотивация, направление, что в целом даёт возможность управлять формированием знаний и умений и приводит к запланированному результату. Создание технологической карты позволяет учителю : осмыслить и спроектировать последовательность работы по освоению темы от цели до конечного результата; определить уровень раскрытия понятий на данном этапе и соотнести его с дальнейшим обучением (вписать конкретный урок в систему уроков);определить возможности реализации межпредметных знаний (установить связи и зависимости между предметами и результатами обучения); определить универсальные учебные действия, которые формируются в процессе изучения конкретной темы, всего учебного курса; соотнести результат с целью обучения после создания продукта – набора технологических карт.

Преимущества технологической карты: использование готовых разработок по темам освобождает учителя от непродуктивной рутинной работы; освобождается время для творчества учителя; обеспечиваются реальные метапредметные связи и согласованные действия всех участников педагогического процесса; снимаются организационно-методические проблемы (молодой учитель, замещение уроков, выполнение учебного плана и т. д.); обеспечивается повышение качества образования.

Использование технологической карты обеспечивает условия для повышения качества обучения, так как: деятельность по освоению темы (раздела) проектируется от цели до результата; используются эффективные методы работы с информацией; организуется поэтапная самостоятельная учебная, интеллектуально-познавательная и рефлексивная деятельность школьников; обеспечиваются условия для применения знаний и умений в практической деятельности.

Примерная технологическая карта 5 класс

Раздел «Конструирование и моделирование фартука» 6 час.

Тема: Моделирование фартука

Цель: Овладение системой знаний и формирование навыков в моделировании разных фасонов фартука и кармана, закрепление умения готовить выкройку к раскрою, ознакомление с профессией художник по костюму.

Задачи: образовательные: сформировать понятия о чертеже, выкройке; формировать и развивать умения работать с графической информацией, читать чертежи, вносить изменения в чертёж согласно выбранной модели; использовать в работе простейшие линии чертежей; знакомить обучающихся с подготовкой к раскрою.

Развивающие: развитие пространственного воображения, памяти, мышления.

Воспитательные: воспитывать бережное отношение к используемым материалам; прививать навыки культуры труда и аккуратности.

Предметные: познакомить учащихся с понятием «моделирование», видами отделки, способами и правилами моделирования.

Тип урока: урок открытия новых знаний

Педагогические технологии: развивающего и проблемного обучения. Личностно ориентированного обучения, информационно образовательные технологии.

Формы организации познавательной деятельности учащихся: коллективная, групповая.

Оборудование: компьютер, мультимедийная презентация, цветная бумага, шаблоны деталей фартука, клей, ножницы.

Потребности в ЭОР: иллюстративные материалы, деловая графика (схемы, таблицы).

Дидактически средства обучения: интерактивная доска, сантиметровая лента, чертеж в натуральную величину, чертежные инструменты, видеоматериалы, учебник технологии, рабочая тетрадь.

Формируемые УУД: личностные, познавательные, коммуникативные. Метапредметные связи: математика, черчение, изобразительное искусство.

Методы обучения: рассказ, беседа, демонстрация наглядных пособий, фронтальный опрос, работа в группах, практическая работа.

Планируемые результаты

личностные

анализировать, сравнивать, обобщать, использовать фантазию и воображение при выполнении учебных действий; формировать желания, выполнять учебные действия; осуществлять рефлексию процесса и результата деятельности; - ориентироваться на выполнение моральных норм (взаимопомощь); - проявление интереса к новому содержанию; осмысление основных вопросов, подлежащих усвоению;

познавательные

самостоятельно создавать способы решения проблем творческого характера; осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; осуществлять сравнение.


коммуникативные

участвовать в диалоге (понимать точку зрения собеседника, признавать право на иное мнение) - умение отражать в устной и письменной форме результаты своей деятельности. - умение воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах; - умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение.

регулятивные

уметь ставить цель, планировать, осуществлять самоконтроль и оценку результатов своей деятельности; развивать навыки и умения в моделировании изделия представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию, организовывать своё рабочее место - уметь осуществлять совместную деятельность: согласование и координацию деятельности с другими ее участниками.


этап урока

содержание урока

формируемые личностные и метапредметные результаты

деятельность учителя

деятельность учащихся


1

Организационный.

Проверяет готовность класса к уроку. Сообщает тему урока.

Проверяет готовность к уроку. Знакомятся с темой урока (открыть рабочую тетрадь и учебник)

Волевая регуляция (Р)

2

Целеполагание и мотивация.

Фронтальная работа: «Какова цель урока?»

Предлагает определить цель изучения темы и ответить на вопрос: «Почему важно изучать способы изменения основы чертежа фартука?»

Диагностируется сформированность и умения ставить цель.

Рассуждают о содержании темы урока, определяют цель изучения: «знать… уметь… я изучаю…»

(записать в рабочую тетрадь)

Целеполагание (Р)

Диалог, монолог (К)

Мотивация и самомотивация (Л)

3

Актуализация знаний.

Организация познавательной деятельности.

Предлагает определить: «Какие знания и умения вам необходимы для успешного изучения темы?»

Рассказывает о приемах моделирования фартука и правилах подготовки выкройки к раскрою.

Составляют план изучения темы (устно).

Изучают материал в рабочих тетрадях, выполняют моделирование фартука.

Планирование (Р)

Диалог, монолог (К)

Построение цепи рассуждений (П)

4

Контроль усвоения знаний.

Осуществляет контроль усвоения знаний, диагностирует усвоение предметных знаний и умений. Предлагает учащимся разноуровневые задания на выбор.

Отвечают на вопросы и выполняют задания в тетради и на практике вносят изменения в основу чертежа.

Самооценка (Р)

Самоконтроль (Р)

Анализ (П)

5

Рефлексия (подведение итогов урока)

Домашнее задание.

Создание условий для выявления затруднений в изучении темы, причин затруднений и определение возможного решения проблемы.

Предлагает ответить: «Достигнута ли цель урока? Что было интересно? Что непонятно и почему?»

Устно отвечают на вопросы и делают записи в тетради. Я умею… Мне понравилось… Моя отметка…

Записывают домашнее задание.

Самооценка (Р)

Рефлексия (Р)


Преимущества технологической карты: обеспечиваются реальные метапредметные связи и согласованные действия всех участников педагогического процесса; снимаются организационно-методические проблемы.



Заключение


Новые социальные запросы, отраженные в ФГОС, определяют цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающие такую ключевую компетенцию образования, как «научить учиться», то есть «учить – себя» — значит, самому давать себе предписания. Следовательно, чтобы научить детей учиться, важно построить структуру учебной деятельности и использовать те методы, которые помогут обучающимся для того, чтобы приобрести необходимый опыт в процессе обучения, и этим создать условия для его дальнейшего практического использования в жизни и профессиональной деятельности. 

Поэтому в процессе взаимодействия между учителем и учеником появились два вида деятельности: учение, или учебная деятельность, — это деятельность ученика, суть которой заключается в развитии собственных способностей, необходимых для освоения культурных ценностей общества; обучение – это деятельность учителя, предназначением которой является совершенствование учебных средств, необходимых для снятия затруднений ученика. 

Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности универсальных учебных действий, обеспечивающих компетенцию «научить учиться», а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин. 

Урок строится в рамках системно - деятельностного подхода:

обучающийся самостоятельно ставит учебную задачу, проектирует путь её реализации; контролирует и оценивает свои достижения.

Этому способствуют цифровые технологии. На уроке используются компьютер, диапроектор, интерактивная доска и т.п. С помощью электронных ресурсов, обучающийся найдет подробную информацию для занятий. ИКТ способствуют самостоятельному изучению материала. Ученик может проводить уроки, не выходя из дома, по Интернету. Школьник с детства поймет, что он сам должен стремиться к знаниям. Такое воспитание в дальнейшем сделает характер человека более твердым. Без излишней заботы педагогов ученик добьется более высоких результатов. Учитель выступает в роли помощника, куратора, к которому придется обращаться лишь при необходимости. Информационно-коммуникативные технологии позволяют подготовить и провести урок в соответствии с ФГОС и повысить познавательный интерес к изучаемому предмету у обучающихся.

Современный урок отражает владение классической структурой урока на фоне активного применения собственных творческих наработок, как в смысле его построения, так и в подборе содержания учебного материала, технологии его подачи и тренинга.


7

8

9

10

Список литературы.

1.Федеральный государственый образовательный стандарт [Электронный ресурс]: сайт/URL:http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=2661.

2. Издательство Просвещение [Электронный ресурс]: официальный сайт/URL: http://www.prosv.ru/umk/perspektiva/info.aspx?ob_no=20077.

3. О.Б.Логинова [Текст]: /Планируемые результаты начального общего образования //Методическое пособие – М.: Просвещение, 2010.

4. Примерные программы по учебным предметам. Стандарты второго по-

коления [Текст] // Технология 5-9 классы. – М.: Просвещение, 2011– 96 с.

5. Завуч. [Текст]: //Научно-практический журнал № 7, М – Центр “Педагогический поиск”, 1999.

6. Логвинова О.Н. Технологические карты образовательного процесса на уроках технологии (текст) // Школа и производство - №1 -2015г., стр.28.

7. Синица, Н.В. Технология. 6 класс. [Текст]: методическое пособие /

Н.В.Синица, П.С. Самородский – Вентана-Граф, 2016 – 160c.

8. Сапожников В. В. Организация уроков проверки знаний и умений (текст)// Школа и производство №7 -2013г. стр. 54.

9. М.Н.Скаткин [Текст]:/ Совершенствование процесса бучения// Методическое пособие – М.: 1971.


Интернет-ресурсы

10.https//pedsovet.ru/fgos/6048

11.https//urok.1sept.ru/articles/681022

12.http://www.uroki.net/docpage/doc2.htm.

13http://www.schoolguide.ru/index.php/progs/school-russia.html

26



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Технология (девочки)

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Разработка урочного плана проведения занятия

Автор: Казакова Наталья Анатольевна

Дата: 10.03.2021

Номер свидетельства: 575086

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(186) "Развитие читательской компетенции учащихся в условиях интеграции урочной и внеурочной деятельности"
    ["seo_title"] => string(109) "razvitiiechitatielskoikompietientsiiuchashchikhsiavusloviiakhintieghratsiiurochnoiivnieurochnoidieiatielnosti"
    ["file_id"] => string(6) "274356"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1452363483"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(78) "Рабочая программа Кружка "Юный коммерсант""
    ["seo_title"] => string(42) "rabochaiaproghrammakruzhkaiunyikommiersant"
    ["file_id"] => string(6) "270811"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1451283839"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(139) "Урочная и внеурочная деятельность на уроках литературного чтения «СКАЗКИ» "
    ["seo_title"] => string(84) "urochnaia-i-vnieurochnaia-dieiatiel-nost-na-urokakh-litieraturnogho-chtieniia-skazki"
    ["file_id"] => string(6) "147103"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1419327267"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(58) "План работы по самообразованию "
    ["seo_title"] => string(31) "plan-raboty-po-samoobrazovaniiu"
    ["file_id"] => string(6) "163424"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1422471583"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(100) "КАБИНЕТ БИОЛОГИИ КАК СРЕДА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА "
    ["seo_title"] => string(57) "kabiniet-biologii-kak-srieda-obrazovatiel-nogo-protsiessa"
    ["file_id"] => string(6) "127422"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1415300093"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства