Рабочая программа по технологии для 3 класса, УМК "Школа 2100"
Рабочая программа по технологии для 3 класса, УМК "Школа 2100"
Рабочая программа по технологии для 3 класса, УМК "Школа 2100". Рабочая программа составлена на основе учебника Куревина О.А., Лутцева Е.А.Технология. Учебник для 3-го класса. («Прекрасное рядом с тобой») ФГОС. – М.: Баласс.
Рабочая программа включает:пояснительную записку, общую характеристику учебного предмета, описание места учебного предмета в учебном плане, описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета?, личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета, содержание учебного предмета, тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности, описание материально – технического обеспечения образовательного процесса
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по технологии для 3 класса, УМК "Школа 2100"»
Пояснительная записка
Целью является саморазвитие и развитие личности каждого ребёнка в процессе освоения мира через его собственную творческую предметную деятельность.
Задачи:
– формирование целостной картины мира материальной и духовной культуры как продукта творческой предметно-преобразующей деятельности человека;
– формирование мотивации успеха и достижений, творческой самореализации на основе организации предметно-преобразующей деятельности;
– общее знакомство с искусством как результатом отражения социально-эстетического идеала человека в материальных образах;
– формирование первоначальных конструкторско-технологических знаний и умений;
– развитие знаково-символического и пространственного мышления, творческого и репродуктивного воображения (на основе решения задач по моделированию и отображению объекта и процесса его преобразования в форме моделей: рисунков, планов, схем, чертежей); творческого мышления (на основе решения художественных и конструкторско-технологических задач);
– развитие регулятивной структуры деятельности, включающей целеполагание, планирование (умение составлять план действий и применять его для решения практических задач), прогнозирование (предвосхищение будущего результата при различных условиях выполнения действия), контроль, коррекцию и оценку;
– формирование внутреннего плана деятельности на основе поэтапной отработки предметно-преобразовательных действий;
– развитие коммуникативной компетентности младших школьников на основе организации совместной продуктивной деятельности;
– формирование умения искать и преобразовывать необходимую информацию на основе различных информационных технологий (графических - текст, рисунок, схема; информационно-коммуникативных);
– ознакомление с миром профессий и их социальным значением, историей возникновения и развития.
Задачи курса реализуются через культурологические знания,являющиеся основой для последующей художественно-творческой деятельности, которые в совокупности обеспечивают саморазвитие и развитие личности ребёнка.
Общая характеристика учебного предмета «Технология»
Теоретической основой данной программы являются:
● деятельностный подход — обучение на основе реализации в образовательном процессе теории деятельности
● теория развития личности учащегося на основе освоения универсальных способов деятельности
Особенность программы:
Изучение начального курса технологии через осмысление младшим школьником деятельности человека на земле, на воде, в воздухе и в информационном пространстве.
Усвоение содержания предмета осуществляется на основе продуктивной проектной деятельности. Формирование конструкторскотехнологических знаний и умений происходит в процессе работы с технологической картой.
Направления предмета:
Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда, самообслуживание
Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамотности
Конструирование и моделирование
На уроках реализуется принцип: от деятельности под контролем учителя к самостоятельному выполнению проекта.
Особое внимание в программе отводится практическим работам, при выполнении которых учащиеся:
● знакомятся с рабочими технологическими операциями, алгоритмом выполнения при изготовлении изделия, учатся подбирать необходимые материалы и инструменты;
● знакомятся со свойствами материалов, инструментами и машинами, помогающими человеку при обработке сырья и создании предметного мира;
● знакомятся с законами природы, знание которых необходимо при выполнении работы;
● учатся экономно расходовать материалы;
● осваивают проектную деятельность (учатся определять цели и задачи, составлять план, выбирать средства и способы деятельности, распределять обязанности в паре и группе, оценивать результаты, корректировать деятельность);
● учатся преимущественно конструкторской деятельности;
● знакомятся с природой и использованием её богатств человеком.
В программе интегрируется и содержание курсов «Изобразительное искусство», «Математика», «Русский язык» « Литературное Чтение», « Окружающий мир»
В программе «Технология» предусмотрены:
Знакомство с народными ремёслами и народными культурными традициями;
знакомство с производствами, связанными с природными ресурсами;
знакомство с проблемами охраны природы.
Описание места учебного предмета в учебном плане
В соответствии с учебным планом МБОУ гимназии № 12города Липецкапредусматривается 1 час по технологии в 3Б классе. Всего за год 35 часов.
Описание ценностных ориентиров содержания
учебного предмета «Технология»
Ценность жизни – признание человеческой жизни и существования живого в природе и материальном мире в целом как величайшей ценности, как основы для подлинного художественно-эстетического, эколого-технологического сознания.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира - частью живой и неживой природы. Любовь к природе означает прежде всего бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства, отражение в художественных произведениях, предметах декоративно-прикладного искусства.
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру, самосовершенствованию и самореализации, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье.
Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие, стремление помочь ближнему, как проявление высшей человеческой способности - любви.
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.
Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность художественно-культурных, этнических традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.
Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, потребности творческой самореализации, состояния нормального человеческого существования.
Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков, но свободы естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек.
Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.
Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.
Ценность патриотизма - одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
Ценность человечествакак части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения
учебного предмета «Технология»
Личностными результатами является формирование следующих умений:
– оценивать жизненные ситуации (поступки, явлении, события) с точки зрения собственных ощущений (явлении, события), соотносить их с общепринятыми нормами и ценностями; оценивать (поступки) в предложенных ситуациях, отмечать конкретные поступки, которые можно характеризовать как хорошие или плохие;
– описывать свои чувства и ощущения от созерцаемых произведений искусства, изделий декоративно-прикладного характера, уважительно относиться к результатам труда мастеров;
– принимать другие мнения и высказывания, уважительно относиться к ним;
опираясь на освоенные изобразительные и конструкторско-технологические знания и умения, делать выбор способов реализации предложенного или собственного замысла.
Средством достижения этих результатов служат учебный материал и задания учебника, нацеленные на умение определять своё отношение к миру, событиям, поступкам людей.
Метапредметными результатами изучения курса «Технология» является формирование следующих универсальных учебных действий:
Регулятивные УУД:
– самостоятельно формулировать цель урока после предварительного обсуждения;
– уметь с помощью учителя анализировать предложенное задание, отделять известное и неизвестное;
– уметь совместно с учителем выявлять и формулировать учебную проблему;
под контролем учителя выполнять пробные поисковые действия (упражнения) для выявления оптимального решения проблемы (задачи);
– выполнять задание по составленному под контролем учителя плану, сверять свои действия с ним;
– осуществлять текущий и точности выполнения технологических операций (с помощью простых и сложных по конфигурации шаблонов, чертёжных инструментов), итоговый контроль общего качества выполненного изделия, задания; проверять модели в действии, вносить необходимые конструктивные доработки;
Средством формирования этих действий служит технология продуктивной художественно-творческой деятельности.
– в диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.
Средством формирования этих действий служит технология оценки учебных успехов.
Познавательные УУД:
– искать и отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации в учебнике (текст, иллюстрация, схема, чертёж, инструкционная карта), энциклопедиях, справочниках, Интернете;
– добывать новые знания в процессе наблюдений, рассуждений и обсуждений материалов учебника, выполнения пробных поисковых упражнений;
– перерабатывать полученную информацию: сравнивать и класифицировать факты и явления; определять причинно-следственные связи изучаемых явлений, событий;
– делать выводы на основе обобщения полученных знаний;
преобразовывать информацию: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы (в информационных проектах).
Средством формирования этих действий служат учебный материал и задания учебника, нацеленные на развитие умения чувствовать мир, искусство.
Коммуникативные УУД:
– донести свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций;
– донести свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы;
– слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения;
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог).
– уметь сотрудничать, выполняя различные роли в группе, в совместном решении проблемы (задачи);
– уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.
Средством формирования этих действий служит работа в малых группах.
Предметными результатами изучения курса «Технология» является формирование следующих умений:
иметь представление об эстетических понятиях:художественный образ, форма и содержание, игрушка, дисгармония.
По художественно-творческой изобразительной деятельности:
иметь представление об архитектуре как виде искусства, о воздушной перспективе и пропорциях предметов, о прообразах в художественных произведениях;
знать холодные и тёплые цвета;
уметь выполнять наброски по своим замыслам с соблюдением пропорций предметов.
знать виды изучаемых материалов их свойства; способ получения объёмных форм – на основе развёртки;
уметь самостоятельно выполнять разметку с опорой на чертёж по линейке, угольнику, циркулю;
под контролем учителя проводить анализ образца (задания), планировать и контролировать выполняемую практическую работу.
Уметь реализовывать творческий замысел в создании художественного образа в единстве формы и содержания.
Содержание учебного предмета «Технология»
Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда. Самообслуживание.
Традиции и творчество мастеров при создании предметной среды. Значение трудовой деятельности в жизни человека – труд как способ самовыражения человека-художника.
Гармония предметов и окружающей среды (соответствие предмета (изделия) обстановке).
Знание и уважение традиций архитектуры, живописи и декоративно-прикладного искусства народов России и мира, в том числе своего края.
Природа как источник творческих идей мастера и художника.
Профессии мастеров прикладного творчества.
Художественный анализ средств выразительности конкретных заданий.
Элементарная проектная деятельность (обсуждение предложенного замысла, поиск доступных средств выразительности, выполнение, защита проекта). Результат проектной деятельности: изделия, подарки малышам и взрослым, пожилым, ветеранам (социальный проект), макеты.
Распределение ролей в проектной группе и их исполнение.
Самоконтроль качества выполненной работы (соответствие результата работы художественному замыслу).
Самообслуживание – пришивание пуговиц.
Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты.
Некоторые виды искусственных и синтетических материалов (бумага, металлы, ткани, мех и др.), их получение, применение. Разметка деталей копированием с помощью кальки.
Разметкаразвёрток с опорой на их простейший чертёж. Линии чертежа (осевая, центровая). Преобразование развёрток несложных форм (достраивание элементов).
Вырезывание отверстий на деталях.
Выбор способа соединения и соединительного материала в зависимости от требований конструкции. Выполнение рицовки с помощью канцелярского ножа. Приёмы безопасной работы им. Соединение деталей косой строчкой и её вариантами (крестик, ёлочка).
Конструирование.
Полезность, прочность и эстетичность как общие требования к различным конструкциям. Связь назначения изделия и его конструктивных особенностей: формы, способов соединения, соединительных материалов. Изготовление и конструирование из объёмных геометрических фигур (пирамида, конус, призма).
Конструирование и моделирование изделий из разных материалов по заданных декоративно-художественным условиям.
Художественно-творческая деятельность.
Эстетические понятия.
I. Эстетическое в жизни и искусстве. (Художественный образ.)
II. Основы композиции. (Форма исодержание. Игрушка. Дисгармония.)
III. Из истории развития искусства. (Искусство эпохи Средневековья и Возрождения.)
Эстетический контекст.
Единство субъективного и объективного, единичного и общего, эмоционального и рационального в художественном образе. Прообраз в живописи, скульптуре, музыке, театре. Воображение и образ в различных видах искусства.
Соответствие формы и содержания в изо, литературе, музыке, театре, архитектуре.
Зависимость формы от жанровых особенностей. Искусство как игра, подражание, переосмысление жизни.
Народность, утилитарное и эстетическое в игрушке. Экологическая сущность в игрушке. Современное значение игрушки.
Театр народов мира.
Тематическое планирование с определением основных видов
учебной деятельности по технологии
№ урока
Тема урока
Основные виды учебной деятельности обучающихся
Дата по плану
Коррекция
1
Вспомни. Техника безопасности
1.1
1.3
1.7
1.10
01.09-05.09
2
Все начинается с замысла. Самолёт-истребитель
07.09-12.09
3
Учимся работать циркулем
14.09-19.09
4
От замысла к изделию
1.2 1.11
1.4 3.2.1
1.6
1.7
21.09-26.09
5
От замысла к изделию
28.09-03.10
6
Народные промыслы
05.10-10.10
7
Изготавливаем панно
12.10-17.10
8
Делаем открытку «Белочка»
1.1 3.1.13
1.3 3.6.1
1.12
1.13
19.10-24.10
9
Лепим из теста
26.10-31.10
10
Лепим из теста
09.11-14.11
11
Время в изделиях мастеров
16.11-21.11
12
Время в изделиях мастеров
23.11-28.11
13
Делаем игрушки
1.2 1.7
1.4 1.13
1.11
30.11-05.12
14
Делаем игрушки
07.12-12.12
15
Готовимся к Новому году
14.12-19.12
16
Готовимся к Новому году
21.12-26.12
17
Учимся вышивать крестом
1.2 1.12
1.3 3.1.9
1.7
1.9
11.01-16.01
18
Учимся вышивать крестом
18.01-23.01
19
Тканые изделия
25.01-30.01
20
Тканые изделия
01.02-06.02
21
Средневековые технологии
1.1
1.4
1.6
1.10
1.13
3.1.1
3.6.1
08.02-13.02
22
Открытки к 23 февраля
15.02-20.02
23
Моделируем из бумаги замок
22.02-27.02
24
Букет к 8 Марта
29.02-05.03
25
Создаем витраж
07.03-12.03
26
Создаем витраж
14.03-19.03
27
Выполняем панно
28.03-02.04
28
Выполняем панно
04.04-09.04
29
Изготавливаем кукольный театр, панно
1.1
1.3
1.7
1.10
3.1.4
3.1.18
3.1.11
3.6.4
11.04-16.04
30
Изготавливаем кукольный театр, панно
18.04-23.04
31
Текстовые редакторы
25.04-30.04
32
Печатаем брошюру
02.05-07.05
33
Повторение пройденного
09.05-14.05
34
Промежуточная аттестация
1.4 1.13
1.11 1.7
16.05-21.05
35
Повторение пройденного
23.05-28.05
Описание материально – технического обеспечения
образовательного процесса
Учебно-методическое обеспечение
Куревина О.А., Лутцева Е.А.Технология. Учебник для 3-го класса. («Прекрасное рядом с тобой») ФГОС. – М.: Баласс.
http://w.school2100.ru/
Материально-техническое обеспечение
Отдельный кабинет со столами и стульями для 24 человек.
Доска магнитная.
Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц.