Рабочая программа по технологии для учащихся 3 класса 8 вида
Рабочая программа по технологии для учащихся 3 класса 8 вида
Рабочая программа составлена на основе типовой Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений, под редакцией В.В.Воронковой: М. - Просвещение, 2008 года
Количество часов по программе 34
Количество часов в неделю по учебному плану 1
Количество часов в год 34
В том числе самостоятельная работа 34 часа
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по технологии для учащихся 3 класса 8 вида»
Рабочая программа
Предмет: технология
Учитель: Шах Елена Петровна
Система обучения: коррекционная
Рабочая программа составлена на основе типовой Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений, под редакцией В.В.Воронковой: М. - Просвещение, 2008 года
Количество часов по программе 34
Количество часов в неделю по учебному плану 1
Количество часов в год 34
В том числе самостоятельная работа 34 часа
Раздел I. Пояснительная записка
Нормативные документы
Рабочая программа по технологии индивидуального обучения для детей с ОВЗ, обучающихся по специальной (коррекционной) программе, на дому на 2015 – 2016 учебный год разработана в соответствии с нормативно-правовой документацией:
федерального компонента государственного стандарта общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 5 марта 2004 года № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»,
Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»;
постановления Правительства Российской Федерации от 18 июля 1996 года № 861 «Об утверждении порядка воспитания и обучения детей-инвалидов на дому и в негосударственных образовательных учреждениях»;
письма Министерства образования РСФСР от 14 ноября 1988 года № 17-253-6 «Об индивидуальном обучении больных детей на дому;
письма Департамента государственной политики в сфере защиты прав детей Министерства образования и науки Российской Федерации №07-832 от 10.12.2012 «Методические рекомендации по организации обучения на дому детей-инвалидов с использованием дистанционных образовательных технологий».
Постановление Минобразования Ростовской области от 28.03.2014 №1 « Об утверждении Порядка регламентации и оформлении отношений Государственной и муниципальной образовательной организации Ростовской области и родителей (законных представителей) обучающихся, ,нуждающихся в длительном лечении, а также детей-инвалидов в частим организации обучения по основным общеобразовательным программам на дому или в медицинских организациях»
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 №1598,
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 №1599 «Федеральный государственный образовательный стандарт обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Постановление Минобразования Ростовской области от 30.07.2015 №5 «О внесении изменений в постановление министерстваощего и профессионального образования Ростовской области от 28.03.2014 №1»
- Базисного плана МБОУ «СОШ №1 им. Б.Н.Куликова г.Семикаракорска» на 2015/2016 уч.год
2.Цели и задачи
Цель: коррекция недостатков развития обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (сенсорной, эмоциональной, двигательно-моторной сферы), исправление недостатков познавательной деятельности: наблюдательности, воображения, речи, пространственной ориентировки, а также недостатков физического развития, особенно мелкой моторики рук.
В процессе преподавания ручного труда решаются следующие задачи:
воспитание положительных качеств личности ученика (трудолюбия, настойчивости, умения работать в коллективе и т. д.);
уважение к людям труда;
сообщение элементарных знаний по видам труда, формирование трудовых качеств, обучение доступным приёмам труда, развитие самостоятельности в труде, привитие интереса к труду;
формирование организационных умений в труде – вовремя приходить на занятия, организованно входить в кабинет, работать только на своем рабочем месте, правильно располагать на нем материалы и инструменты, убирать их по окончании работы, знать и выполнять правила внутреннего распорядка и безопасной работы, санитарно-гигиенические требования.
Наряду с этими задачами на занятиях трудом в коррекционном образовательном учреждении решаются и специальные задачи, направленные на коррекцию умственной деятельности школьников. Коррекционная работа выражается в формировании умений:
ориентироваться в задании (анализировать объект, условия работы);
предварительно планировать ход работы над изделием (устанавливать логическую последовательность изготовления поделки, определять приёмы работы и инструменты, нужные для их выполнения);
контролировать свою работу (определять правильность действий и результатов, оценивать качество готовых изделий).
Коррекционная работа включает следующие направления.
Коррекция отдельных сторон психической деятельности:
коррекция - развитие восприятия, представлений, ощущений;
коррекция - развитие памяти;
коррекция - развитие внимания;
развитие пространственных представлений ориентации. Развитие различных видов мышления:
развитие наглядно-образного мышления;
развитие словесно-логического мышления. Развитие основных мыслительных операций:
развитие умения сравнивать, анализировать;
выделять сходство и различие понятий;
умение работать по инструкциям, алгоритму;
• планировать деятельность.
Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы:
развитие инициативности, стремления доводить начатое дело до конца;
формирование адекватности чувств;
формирование умения анализировать свою деятельность.
Коррекция - развитие речи:
коррекция нарушений устной и письменной речи;
коррекция монологической речи;
диалогической речи;
обогащение словаря.
Коррекция недостатков сенсорной, двигательно-моторной сферы, особенно мелкой моторики рук.
Содержание учебной программы предусматривает обучение обучающихся по 3-4 уровням в соответствии с возможностями каждого ребёнка.
Раздел ІІ. Место предмета в учебном плане.
В соответствии с федеральным базисным учебным планом МБОУ «СОШ № 1 им.Б.Н.Куликова» на 2015-2016 уч.год на изучение технологии отводится 1 час в неделю , 34 часа в год (34 уч.недели), в том числе на самостоятельную работу отводится 34 часа. Фактическое количество учебных часов по технологии в 3 классе составит 34 часа.
В 2015-2016 учебном году 2 рабочие субботы: понедельник 22.02.2016г. переносится на субботу 27.02.2016г., понедельник 07.03.2016г. на субботу 05.03.2016г.
Раздел ІІІ. Общая характеристика учебного предмета.
В системе обучения и воспитания специальной (коррекционной) школы трудовое обучение является важнейшим звеном. Занятия ручным трудом в младших классах направлены на решение общих и специальных задач, на подготовку обучающихся к профессионально-трудовому обучению. Программа обучения детей с ограниченными возможностями здоровья ручному труду составлена с учётом особенностей их интеллектуального и физического развития, эмоционально – волевой сферы. В ней учитывается своеобразие формирования трудовой деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья, опыт обучения этому предмету.
Уроки труда тесно связаны с уроками чтения и развития речи, рисования и математики.
Преподавание трудового обучения включает следующие разделы:
работа с природным материалом;
работа с бумагой и картоном;
работа с текстильными материалами;
работа с пластилином.
Раздел ІV. Содержание учебного предмета
Вводное занятие.
Беседа о цели, содержании и значении предмета трудового обучения. Особенности уроков трудового обучения. Знакомство с кабинетом, правила поведения в нём. Соблюдение правил техники безопасности в кабинете. Соблюдение санитарно-гигиенических требований на занятиях.
Работа с природным материалом.
Экскурсия в природу с целью сбора природного материала. Изготовление по образцу и замыслу фигур птиц, зверей, человечка. Правила подготовки рабочего места и материала. Разнообразие природного материала. Соблюдение санитарно-гигиенических требований. Правила безопасной работы с режущими инструментами. Эстетические требования к изделиям.
Приёмы работы: Соединение отдельных деталей с помощью пластилина, клея. Применение материалов для оформления макета.
Работа с бумагой и картоном.
Ознакомление с инструментами: измерительная линейка, угольник, ножницы, кисти для клея, их применение, устройство и назначение. Клей и его свойства.
Повторение свойств простейших геометрических фигур. Применяемые виды бумаги, их свойства. Основные цвета бумаги. Правила нанесения клея при наклеивании деталей на основание. Правила безопасной работы ножницами.
Приёмы работы: использование шаблона для получения деталей сложной формы, шила для выполнения отверстий в деталях; крепление деталей на прочную нитку, проволоку; оклеивание масок цветной бумагой, отделка их блестками, крепление резинки, завязок.
Работа с текстильными материалами.
Применение тканей. Краткие сведения о получении нитей и ткани. Нити основы и нити утка. Самое простое переплетение нитей в ткани - полотняное. Ознакомление с другими видами ткацкого переплетения. Анализ демонстрационного макета и раздаточных образцов тканей полотняного переплетения. Цвета тканей и ниток. Швейная игла. Её назначение и устройство. Правила безопасной работы при ручном шитье. Подбор и применение наперстков.
Украшающий стежок «через край», правила его выполнения. Виды возможного брака и меры его устранения. Стачной шов. Частота стежков в ручном стачном шве. Лицевая и изнаночная сторона ткани.
Ткани для основных деталей: фланель, байка, ситец. Правила безопасной работы с ножницами.
Приёмы работы: приёмы отмеривания нитки, способы вдевания нитки в иголку; закрепление нитки в начале работы, закрепление нитки в конце работы; стежки «через край», стачной шов.
Работа с пластилином.
Правила подготовки рабочего места и материала. Свойства и цвета пластилина. Виды и названия стеков. Эстетические требования к изделиям. Лепка посуды из жгутов. Лепка посуды при помощи стеков.
Приёмы работы: Лепка посуды из жгутов и способом вдавливания и расплющивания стенок изделия пальцами. Обработка изделия стекой. Нанесение рисунка с помощью стеки и печатки. Отделка изделия цветным пластилином.
Раздел V. Результаты освоения учебного предмета
Обучающиеся должны знать:
названия и технологические свойства материалов, используемых для изготовления поделок;
названия и назначения инструментов, указанных в программе, правила безопасной работы с ними.
Обучающиеся должны уметь:
усвоить основные приёмы работы с различными материалами;
с помощью учителя составлять план работы над изделием;
выполнять изделие с помощью учителя, несложные изделия – самостоятельно;
давать словесный отчёт и анализировать свои изделия с помощью учителя, в отдельных случаях – самостоятельно;
отвечать простыми предложениями, употребляя в речи слова, обозначающие пространственные признаки предметов.
Формы промежуточной аттестации: графические и практические самостоятельные работы, тестовые задания.
Раздел VІ. Методическое обеспечение
Основная литература
1.Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида подготовительный и 1-4 классы под редакцией В.В.Воронковой: 8-е издание - М.: «Просвещение», 2009 г.
2.Книга « 114 игрушек и поделок из всякой всячины» И.Агапова М. .Давыдов.
3.Пособие:«Технология. Ручной труд»3 класс Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений 2012г Л.А. Кузнецова.
4.Пособие « Поурочные планы» Л.А. Кузнецова.
5.Рабочая тетрадь 3 класс Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений 2012г
Дополнительная литература
6. Пособие «:Трудовое обучение» Издательство «Учитель» поурочные планы Н.А. Тараканова
7.Пособие:. Татьяна Геронимус .Уроки труда 1-4 класс «Работаем с удовольствием» Москва «АСТ –ПРЕСС» школа 2003г
8.Пособие :«Забавные поделки» Издательство«Мой мир» 2008г И. Федорова
Раздел VІІ. Критерии и нормы оценки знаний обучающихся
Проверка и оценка практической работы учащихся
«5» - работа выполнена в заданное время, самостоятельно, с соблюдением технологической последовательности, качественно и творчески;
«4» - работа выполнена в заданное время, самостоятельно, с соблюдением технологической последовательности, при выполнении отдельных операций допущены небольшие отклонения; общий вид изделия аккуратный;
«3» - работа выполнена в заданное время, самостоятельно, с нарушением технологической последовательности, отдельные операции выполнены с отклонением от образца (если не было на то установки); изделие оформлено небрежно или не закончено в срок;
«2» – ученик самостоятельно не справился с работой, технологическая последовательность нарушена, при выполнении операций допущены большие отклонения, изделие оформлено небрежно и имеет незавершенный вид.
Календарно-тематическое планирование по трудовому обучению 3 класса
№ п/п
Тема
УУД
Виды деятельности
Самостоятельная работа
Кол-во часов
Дата
1
I четверть
Вводное занятие.
Инструктаж по ТБ работы с инструментами.
Инструктаж по ТБ работы с инструментами.
Составляет правила ТБ
1
7.09
2
Экскурсия в природу для сбора природного материала.
Составление плана наблюдения, сбор материала
Сбор природного материала под руководством учителя.
Засушивает листья
1
14.09
3
Изготовление рамок из пластиковых крышек.
Наклеивает крышечки
Заготавливает крышки.
1
21.09
4
Составление декоративных букетов – композиции из сухих веток, листьев, цветов.
Знать Свойства природных материалов: цвет, форма, величина.
Беседует по Т.Б. «Правила безопасной работы с природным материалом».
Правила изготовления аппликации из листьев и семян, подбирает листья для композиции.
Изготавливает декоративную вазочку с использованием пластилина , семян арбуза, шишек ольхи, скорлупы ореха
1
1
28.09
5.10
5
6
Изготовление стрекозы из пластилина, крылаток клена, плюсок желудей.
Знать Свойства природных материалов: цвет, форма, величина.
Беседует по Т.Б. «Правила безопасной работы с природным материалом».
Выполняет при помощи
учителя.
Изготавливает Жирафа из моркови
1
12.10
7
Изготовление по рисунку паука из грецкого ореха.
Игра «Что в мешочке». Беседа о свойствах материала.
Игра «Что в мешочке». Беседует о свойствах материала.
Познакомить учащихся с различными видами бумаги, ее свойствами, назначением. Учить работать с шаблоном и раскраивать изделия из бумаги. Воспитывать интерес к работе.
Оригами. Выполняет Разметку квадрата складыванием.
Изготавливает квадраты разного размера.
Раскраивает квадраты из бумаги размером 5см*5 см
3
16.11
23.11
30.11
13
Гофрируем прямоугольники.
Складывает веером . Выполняет при помощи
учителя.
Делает заборчик.
1
7.12
14
Гофрированный веер.
Сделать бабочку способом «складывания веером»
1
14.12
15
Разметка круглой детали
Работает с циркулем, чертит круги разной величины
Вырезает круги разной величины
1
21.12
16
Изготовление карнавальной полумаски.
Изготовление плоских карнавальных масок и полумасок из тонкого картона и плотной бумаги. Отделка изделий аппликативными украшениями.
Отделка карнавального головного убора (кокошника) аппликативными украшениями.
Украшает кокошник
1
11.01
18
Правила подготовки рабочего места и материала. «Цветок».
Виды и названия стеков. Свойства и цвета пластилина.
Знакомится с видами стеков, свойствами пластилина, составляет правила работы с пластилином
Лепит геометрические
фигуры
1
18.01
19
Лепка посуды при помощи стеков.
Анализ образца по вопросам учителя.
Беседует о посуде, знакомится с профессией гончара, лепит посуду
лепит чашечку
для чая
1
25.01
20
Беседа по Т.Б. «Правила безопасной работы с пластилином»
«Овощи и фрукты»
Правила подготовки рабочего места и материала. Свойства и цвета пластилина. Виды и названия стеков. Эстетические требования к изделиям. Лепка посуды из жгутов. Лепка посуды при помощи стеков.
Приёмы работы: Лепка посуды из жгутов и способом вдавливания и расплющивания стенок изделия пальцами. Обработка изделия стекой. Нанесение рисунка с помощью стеки и печатки. Отделка изделия цветным пластилином.
Способ выполнения жгута, соединение деталей.
Способ вдавливания и расплющивания стенок изделия пальцами.
Рассказывает об овощах и фруктах, лепит их
Лепит тарелку и фрукты
1
1.02
21
Беседа по Т.Б. «Правила безопасной работы с пластилином»
«Мой сказочный герой»
Беседует по сказкам, рассказывает о своем любимом герое, лепит его
Лепит героев
любой
сказки
1
8.02
22
Лепка вазы из жгутов.
рассказывает о способах лепки изделия, изготавливает вазу
Лепит вазу для конфет
1
15.02
23
Лепка чашки из жгутов.
Выявляет части чашки для чая, рассказывает о способах лепки изделия
Лепит Чайник
1
27.02
24
Лепка тарелки.
Беседует о посуде, выясняет какими способами можно слепить изделие
Лепит способами вдавливание расплющивание
1
29.02
25
Разметка бумаги по шаблонам сложной конфигурации.
Сорта картона, применяемые для оформительских работ.
Резание картона ножницами по кривым и прямым линиям.
Изготавливает игрушку из киндер сувенира, из коробки от сока
Вырезает полоски бумаги и склеивает их в кольца для новогодней цепочки
2
14.03
21.03
28
Изготовление карточек лото квадратной формы.
Резание картона ножницами по кривым и прямым линиям.
Отмеряет квадраты размером 5*5, вырезает их
Украшает
Карточки
1
4.04
29
Применение тканей. Нити основы. Швейная игла. Её назначение и устройство.
Краткие сведения о получении нитей и ткани. Назначение и устройство швейной иглы.
Рассматривает виды тканей, знакомится с инструментами портнихи, выясняет правила ТБ при работе с иглой, ножницами
Вырезает квадрат из ситцевой ткани размером 10 *10
11.04
30
31
Изготовление бахромы на салфетке.
Анализ демонстрационного макета и раздаточных образцов тканей полотняного переплетения. Цвета тканей и ниток. Швейная игла. Её назначение и устройство. Правила безопасной работы при ручном шитье. Подбор и применение наперстков.
Украшающий стежок «через край», правила его выполнения. Стачной шов. Частота стежков в ручном стачном шве. Лицевая и изнаночная сторона ткани.
Ткани для основных деталей: фланель, байка, ситец. Правила безопасной работы с ножницами.
Оформляет вышитый кусок ткани бахромой.
Учится правильно пользоваться иглой и наперстком.
Делает Бахрому на салфетке
2
18.04
25.04
32
Правила безопасной работы при ручном шитье.
Украшающий стежок «через край».
Учится приёмам отмеривания нитки, способам вдевания нитки в иголку; закрепления нитки в конце работы; стежкам «через край», стачной шов.
Выполняет Аппликацию из лоскутков
1
2.05
33
Правила безопасной работы при ручном шитье. Стачной шов.
Повторяет правила работы с иглой. Учится выполнять стачной шов
Выполняет Аппликацию из лоскутков
1
16.05
34
Итоги года «Чему научились».
Беседует по теме «Чему научились, что понравилось».