«Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев»
В.А.Сухомлинский Народная художественная вышивка – яркое и неповторимое явление национальной культуры, изучение которой обогащает, доставляет радость общения с настоящим искусством. Кружки художественной вышивки дают возможность практически познакомить детей с этим видом искусства.
Занятия вышивкой вызывают у детей большой интерес и имеют воспитательное значение. Художественное творчество передает духовный опыт человечества, воспитывает связь между поколениями. Никогда не ленились русские мастера украшать самые обычные бытовые предметы, которыми каждодневно пользуется человек у себя дома. Настоящее декоративно-прикладное искусство сохраняется и развивается лишь тогда, когда живет в наших домах и когда новую, долгую жизнь ему дают наши руки и наши души.
Данная программа реализуется в рамках работы кружка «Художественная вышивка». Программа имеет творческую направленность, разработана и составлена с учетом возрастных и интеллектуальных особенностей детей с ОВЗ. Предметной областью программы является художественная счетная вышивка. Основной формой обучения является практическая работа.
На занятиях кружковцы знакомятся с основами общей и специальной композиции. Они должны усвоить особенности структуры узора, особенности формы и цвета изобразительных мотивов в орнаменте вышивки,
Значение ритма и симметрии, виды узоров, способы составления несложного орнамента в полосе, квадрате, круге.
Выполнение изделия не механическое выполнение образцов – это творческий процесс. Кружковцев необходимо научить не только сознательно подходить к выбору узоров для изделий, но и самостоятельно составлять несложные узоры для вышивки.
Программой кружковой работы предусмотрено создание изделий для украшения быта, интерьера, одежды. Важно, чтобы кружковцы изготовляли полезные вещи, которым найдут применение. Выполнение тематических произведений способствует расширению кругозора детей, углублению их знаний, развитию фантазии и творческих способностей.
На занятиях кружка у учащихся необходимо формировать интерес к различным профессиям. Этому способствуют экскурсии, а также тематические беседы с учащимися. В процессе изучения теоретического материала кружковцы познакомятся с передовыми способами труда, получат и научатся использовать информацию через информационные системы, печатные издания, предметы декоративного характера. Научатся организовывать свое рабочее место, познакомятся с инструментами и приспособлениями, научатся соблюдать правила техники безопасности.
В кружке особое внимание уделяется общественно полезному труду. Каждый кружковец выполняет задание для нужд учреждения, своего или других кружков. Это сувениры, методический наглядный материал, образцы швов, вышитые изделия и т.д.
В программе предлагаются задания, как для индивидуального, так и для коллективного исполнения. Задания для индивидуального исполнения рассчитаны на определённый возраст, они не особенно трудоёмки и объёмны. Коллективной работой являются изделия чисто декоративного характера, предназначенные для украшения жилого интерьера. Крупные изделия выполняются группой в 5-7 человек. Коллективный труд значительно ускоряет процесс работы, позволяет правильно распределить задания, учитывая возраст и особенности каждого.
Кроме того, добровольный выбор занятий и видов изделий способствует созданию среды сотрудничества педагога и воспитанника, с учётом интересов каждого обучающегося.
Разработанная мною программа направлена на подготовку и обучение детей к краевому этапу регионального конкурса «Абилимпикс».
Цель программы: создание возможностей творческого развития детей.
Обучающие:
дать понятие о жанрах народных промыслов,
о месте в них художественной вышивки;
изучение истории и теории художественной счетной вышивки, основанной на традиционных классических орнаментах.
Развивающие:
научить ориентироваться в области цветоведения, композиции, графической грамоты счетной вышивки, в эстетике современного интерьера;
развитие художественного вкуса воспитанников, умения видеть и понимать прекрасное.
Воспитывающие:
воспитание качеств психологической и деловой культуры: усидчивости, терпения, точности, умения доводить начатое до конца;
формирование активности, самостоятельности.
Цели достигаются через следующиезадачи:
создать комфортную обстановку
атмосферу доброжелательности и сотрудничества, включив кружковцев в активную деятельность по освоению выбранного вида рукоделия;
развивать познавательный интерес детей по освоению техники вышивки;
сформировать знания о художественных промыслах, осознанно относиться к историческому прошлому, традициям и промыслам;
обучить различным техникам вышивания; владению различными видами ручных швов, приёмам работы с инструментами и материалом по вышивке, правилам безопасного обращения с инструментами, материалами.
Условия реализации
Программа рассчитана на три года обучения. Количественный состав учебных часов в год – 68 часов . Частота занятий – 2 часа в неделю. Состав группы разновозрастный (девочки и мальчики) 10-16 лет. Это оптимальный вариант обучения рукоделию по типу семьи. Старшие помогают младшим – присутствует дух взаимовыручки, взаимопонимания, ответственности – это положительно влияет на сплоченность коллектива и формирование личностных качеств. Из-за небольшого количества часов, отведенных для занятия кружка, перечень заданий ограничивается, поэтому предлагаются работы несложные по технике выполнения. Подбор изделий, тематика вышивки могут изменяться в зависимости от возможностей, назначения изделий, а также умений и навыков кружковцев. С учётом возрастных особенностей предлагаются задания различные по степени сложности исполнения. Рекомендуемая наполняемость групп 7-8 человек. Такое количество детей в объединении позволяет выстраивать индивидуальный маршрут развития каждого ребёнка.
Содержание программы
Теоретическая часть программы кружка художественной вышивки предусматривает ознакомление с историей и художественными традициями вышивального искусства, беседы о народных художественных промыслах, анализ образцов народной вышивки и современных произведений этого вида декоративно-прикладного искусства (рисунки, репродукции, изделия). Освоение правил безопасного труда. Практическая работа по вышивке включает знакомство с элементарными основами рисования по подготовке узора для изделия, выполнение эскизов различных орнаментов. Составление узоров из готовых элементов, самостоятельную работу над орнаментом, перевод рисунка, ознакомление с различными приёмами вышивки, которое осуществляется в процессе выполнения различных заданий. Во всех случаях воспитанники должны усвоить и уметь практически применить такие основные виды швов: « вперед иголку», «строчка», «стебельчатый», «тамбурный», «петельный». В зависимости от совершенствования умений и навыков кружковцы могут переходить к освоению более сложных приёмов вышивки.
Вводные занятия.
Задачи и план работы кружка. Правила поведения. Оборудование рабочего места. Инструменты и принадлежности. Правила безопасного труда. Виды вышивки, ее особенности, применение в декоративном оформлении интерьера, одежды. Народная вышивка.
Виды стежков. Выполнение простейших швов.
Основы дизайна, понятие об орнаменте, цвете, композиции.
Краткие сведения о нитках и тканях. Выбор ткани, орнамента, самостоятельное составление орнаментов.
Практическая работа: зарисовка простейших швов, раскрой ткани, подготовка ткани к вышивке, определение центра ткани, перевод рисунка на ткань, закрепление рабочей нити в начале и в конце работы, использование пяльцев, упражнение в запялке ткани, выполнение узора вышивки, обработка края изделия, стирка и утюжка готового изделия.
Выполнение счетных швов: крест, полукрест, двойной крест.
Счетные швы в истории вышивки и современных изделиях. Виды счетных швов в ручной вышивке.
Ткани, применяемые для счетных швов. Требования, предъявляемые к выполнению счетных швов.
Практическая часть: отработка навыков выполнения простого креста, составление и «чтение» схем: крестики, вышитые по горизонтали, вертикальном и диагональном направлении, освоение приемов выполнения двойного креста, полукреста. Зарисовка народных орнаментов для выполнения счетных швов, разработка и зарисовка собственных орнаментов (не менее трех). Отработка навыков закрепления рабочей нити, ход рабочей нити при выполнении швов.
Декоративные изделия для кухни. Салфетка.
Выбор орнамента для вышивки. Подготовка ткани для вышивания: точный расчет ткани для салфетки, определение центра салфетки, разметка контрольных линий на ткани, выполнение орнамента, обработка краев салфетки, обработка готового изделия.
Декоративные изделия. Панно. Вышитые картины.
Выбор рисунка для вышивки. В работе могут использоваться готовые наборы для вышивания, а также самостоятельно выбранные узоры. Кружковцы учатся правильно располагать рисунок на ткани, заправлять ткань в пяльцы, готовить ткань для вышивания, оформлять готовое изделие.
Украшение одежды и аксессуаров (по выбору).
Выбор изделия для оформления. Правила перевода рисунка. Понятие цвет и композиции. Практическая работа: подарки, открытки, воротники, пояса, сумки, шарфы, их украшение вышивкой по выбору кружковцев.
7. Воспитательные мероприятия. - экскурсия в Музей истории художественных промыслов;
- творческий отчёт в конце года;
- различные мероприятия, конкурсы, праздники в детском доме в районе;
- творческая встреча с работниками детского дома, увлекающимися вышивкой.
Прогнозируемая результативность
По окончании курса обучения воспитанники должны знать:
- составлять план последовательности выполнения работы;
- выполнять и использовать в вышивке простейшие швы;
- оформлять образец и изделие.
Должны владеть:
- навыками работы с инструментами;
- навыками подбора ниток, игл и ткани;
- навыком выполнения вышивальных швов. Учебно-материальная база. Помещение для кружка отвечает санитарно-гигиеническим нормам, по площади достаточной для проведения занятий с группой в 10 человек. Имеются рабочие столы, гладильная доска, утюг, ручная швейная машина, магнитная доска для показа наглядных пособий, рисунков, а также для организованного просмотра групповых работ.
Учебно-наглядные пособия.
Для более успешного усвоения материала используются наглядные пособия: технические разработки швов, образцы вышивок в различной технике, готовые изделия, лекала, чертежи изделий, подборки рисунков
Оборудование и инструменты:пяльцы деревянные и пластмассовые различных диаметров. Нитки мулине различных цветов, нитки катушечные для шитья № 40-50, ножницы, иглы вышивальные и швейные, напёрстки. Калька, миллиметровая бумага, копировальная бумага, сантиметровая лента, булавки, краски, кисти, карандаши.
Подведение итогов годовой работы кружка проводится на отчётной выставке, на которую представляются лучшие работы воспитанников. При отборе и оценке детских работ учитывается возраст кружковцев, содержание, трудоёмкость, качество, художественную ценность вышивки. Особое внимание уделяется изделиям национальных мотивов и отражение тем современной действительности. Оценку детских работ осуществляет жюри.
Учебный план занятий на 3 года
№
Разделы программы
Всего часов
1 й год
2 й год
3й год
1.
Вводные занятия
12
4
4
4
2.
Виды стежков. Выполнение простейших швов.
22
10
-
-
3.
Выполнение счетных швов: крест, полукрест, двойной крест.
22
20
-
-
4.
Декоративные изделия для кухни.
96
32
30
5.
Декоративные изделия: панно, вышитые картины.
112
32
30
6.
Украшение одежды и аксессуаров вышивкой (пояс, сумка, украшение одежды)