Рабочая программа по внеурочной деятельности "Мой Среднеколымск родной".
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Мой Среднеколымск родной".
СЦЕНАРИЙ ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ «Путешествие в Страну Увлечений»
Цели и задачи: знакомство с разными видами увлечений; развитие и формирование коммуникативных, личностных и регулятивных УУД; воспитание чувства уважения друг к другу, внимания, умения слушать, воображения и др.
Оборудование: слайды по странам увлечений, выставка коллекций, фотомонтажи, фонограммы песен, музыка к танцам «Дьиэрэнкэй» и «Танец маленьких утят» и др.
Ход мероприятия:
1. Орг. момент. Создание благоприятной атмосферы на мероприятии.
- Здравствуйте, дорогие дети, родители и гости внеклассного мероприятия «Путешествие в Страну Увлечений». Давайте улыбнёмся друг другу и пожелаем удачи!
2. Первая станция «Собирай-ка».
На этом этапе дети рассказывают про свою коллекцию значков, игрушек, наклеек по своей выставке коллекций.
3. Вторая станция «Спортивная».
На этом этапе дети, которые увлекаются спортом рассказывают свои достижения в спорте по слайдам.
Разминка спортивная (весь класс под руководством одного ученика) .
4. Третья станция «Потанцуй-ка».
Дети посещающие ДШИ танцуют якутский танец «Дьиэрэнкэй».
После этого все танцуют танец маленьких утят под руководством одного ученика.
5. Четвёртая станция «Художественная».
По ранее изготовленным «кляксам» в группах рисуют по воображению любой предмет.
Затем по выставке художественно-прикладного творчества (поделки, рисунки, шитьё, вышивание и др.) рассказывают про свои работы 3-4 ученика.
6. Пятая станция «Песенная».
Дети, которые занимаются в вокальном кружке «Домисолька» представляют песню.
После этого весь класс поют «Песенку о дружбе»
Итог мероприятия:
-Что нового узнали, взяли для себя?
-Какие увлечения понравились? Какими захотелось заниматься?
- Что понравилось? А что нет в мероприятии?
Самооценка по «яблоне».
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по внеурочной деятельности "Мой Среднеколымск родной". »
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности
по краеведению
«Мой Среднеколымск родной »
срок реализации: 4 года
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Краеведение своими корнями уходит в далекое прошлое. Как у всех народов мира, у народностей Колымы во все времена были люди, которые хорошо знали окружавшую их местность, её природу, прошлое и современную жизнь. Безвестные народные «краезнатцы» были знатоками родных мест. Свои знания исторического, географического, экономического характера устно или в различных документах они передавали последующим поколениям, тем самым, сохраняя преемственность в материальной и духовной культуре народов.
Школа играет важнейшую роль в подготовке подрастающего поколения к творческой деятельности, основанной на соединении теории с практикой. Школа – первый шаг в подготовке к квалифицированному труду. Школа дает ученику систематизированные знания и именно в ней должны даваться знания о своем крае, прививаться соответственное отношение к тому, что окружает школьника, бережное отношение к природе, истории, культуре своего народа.
Использование краеведения помогает учащимся стать настоящим гражданином как своей страны, так и мира. Личные впечатления, которые появляются у учащихся в процессе деятельности с использованием краеведческих материалов (походов, экскурсий) усиливают эффективность всех аспектов воспитания – нравственного, гражданского, эстетического. Так человек становится Человеком, а Родина становится Отечеством: Есть выражение: «Моя Малая Родина». Что оно обозначает? В большой стране у каждого человека есть свой маленький уголок, деревня или город, улица, дом, где он родился. Это и есть его малая родина. Она у каждого своя, она одна-единственная, как мама.
Содержание предмета отражает комплексно-системный подход к родному краю как некой целостности, представленной во всём многообразии составляющих её процессов и явлений. Такой подход позволяет рассматривать природные, исторические, социальные и культурные факторы, формирующие и изменяющие состояние изучаемого региона, в их равноправном взаимодействии. Это наиболее эффективный путь формирования мировоззрения, целостной картины среды обитания, системы научно-обоснованных экологических и культурных взглядов, ценностного отношения учащихся к родному краю не только на эмоциональном, но и рациональном уровне.
На современном этапе перед школой стоит задача повышения интереса к духовной культуре народов, исторически проживающих на территории нашего края. Формирование достойных преемников традиций и культуры. Многосторонние знания о родном крае, где человек родился, живет, учится, работает, где веками жили его деды, прадеды; усвоение сведений о природно-географических, культурологических особенностях способствуют осознанию человеком себя как личности, как достойного гражданина своей республики и страны, способствует расширению исторического кругозора, воспитанию патриотических чувств и гордости за свой край, а в целом воспитанию нравственной целостной личности, без чего сегодня не может существовать и развиваться, ни одно общество, ни один народ.
Знакомство с известными людьми, историческими достопримечательностями способствуют пробуждению интереса к истории земли, края. Бесспорные ценности - это отчий дом, школа, улица, на которой ты живёшь, всё родное и близкое, что тебя окружает.
Богатая история Колымы - уникальный источник духовного воспитания, и дети должны черпать из этого источника. Помочь увидеть красоту нашей земли, узнать о жизни людей, которые рядом с нами сейчас или жили раньше - вот главная задача внеурочной деятельности «Мой Среднеколымск родной ». Эффективность такой работы будет достигнута, если в ней будут учтены и реализованы такие принципы как целостность, взаимосвязь с мировой культурой, самобытность, творческая направленность.
Расширение кругозора и систематизация знаний учащихся в области национальной культуры в различных формах учебного процесса, развитие национального сознания и самосознания, толерантности, творческого потенциала учащихся посредством активизации учебного процесса, формирование нравственных и эстетических качеств личности учащихся путём приобщения их к традициям родного народа, других народов, достижениям общечеловеческой и национальной культуры, способствуют формированию у учащихся желаемых интеллектуальных, нравственных и эстетических качеств, т.е. общечеловеческих ценностей. Изучение краеведения в школьной программе не только нужно, но и необходимо.
Изучаются темы, знакомящие с символикой Среднеколымского улуса и Колымы, растительным и животным миром Колымы, с реками, а также природными памятниками нашего улуса и т.д.
Представленная программа позволяет углубить изучение истории улуса, интегрирует в себе следующие предметы: история, география, биология, культурология.
В процессе преподавания планируется проводить практические, исследовательские работы, уроки-лекции, уроки-встречи, уроки-диспуты, уроки-выставки, викторины, конкурсы, экскурсии по городу, в парки, музеи, участие в научно-практических конференциях. При работе над краеведческим материалом рекомендуется использовать литературу, карту Среднеколымского улуса.
Основные цели программы:
Дать школьникам начальной школы первичные знания об истории, традициях, национальных праздниках народов, населяющих наш улус;
Познакомить с достопримечательностями и, что немаловажно, людьми, прославившими родной край.
Использование НРК на уроках способствует:
Обогащению учащихся конкретными знаниями о родном крае.
Формированию активной гражданской позиции, патриотичности, чувств любви к прошлому, настоящему и будущему страны, родного края, своего города.
Формированию экологических знаний учащихся, вооружение их навыками грамотного использования природных ресурсов.
Прогнозируемые результаты.
Учащиеся будут знать:
историю и географию родного края;
экологическую ситуацию в своем городе;
исчезающие растения и животные своей местности;
правила поведения в природе.
национальности Среднеколымского улуса. Их традиции, обычаи,.
Учащиеся будут уметь:
подбирать литературу по теме под руководством учителя и родителей;
работать в читальном зале библиотеки;
работать в семейных архивах совместно с родителями;
вести наблюдения в природе;
выполнять правила поведения в природе;
Учащиеся будут воспитывать в себе:
бережное отношение к своему городу, к школе, к природе;
чувство гордости за свой город, за успехи своих земляков;
1 год обучения.
Мы и наше окружение
Программа первого года обучения предполагает формирование понятий о малой родине, воспитание любви к родному дому, семье, школе, городу, в котором живёшь. Важнейшая задача: познакомить детей с их окружением (дома, улицы, природа). Среда обитания и человек неразрывно связаны; необходимо для собственного блага и блага других людей грамотно взаимодействовать с окружающим микромиром. Содержание раздела содействует формированию практических умений ориентироваться в окружающем мире (умение определить свой адрес, найти нужный адрес); этики поведения, взаимоотношений детей и взрослых, показывает разнообразие профессий, дает понятие родственных отношений в семье, знакомит с городом. При подготовке к урокам учитель предлагает детям заранее побеседовать с родителями, бабушками и дедушками, выяснить, какие традиции существуют в семье, как складываются взаимоотношения старшего поколения и младших, какие праздники отмечают дома. Дети рассказывают об этом всему классу, больше открываются друг другу. Данный прием способствует формированию у детей уважительного отношения к своей семье, развитию интереса к истории жизни семьи.
Проводится беседа о том, какие домашние животные живут рядом с человеком, давно ли человек одомашнил некоторых из них. Рассказывают о своих домашних любимцах, о том, как о них заботятся, какую радость общения дают они человеку, комментируют принесенные иллюстрации, показывают друг другу книги о животных, фотографии. На изучение данной программы рекомендуется 2 час в неделю (66 часов в год)
2 год обучения.
Природа Среднеколымска
Программа второго класса представляет собой курс «Природа Среднеколымска» Любой уголок нашей необъятной страны по-своему интересен и привлекателен. Каждое местечко, будь оно даже в самой глухой провинции, наверняка чем-то мило и дорого его жителям. Одной из самых главных достопримечательностей Колымы является её природа. Данная программа раскрывает перед ребёнком мир неповторимой природы Колымского края. Темы, включённые в курс, учитывают особенности восприятия и мышления младших школьников. Введение на начальном этапе изучения природных процессов в пропедевтическом курсе природоведения позволяет заложить у детей устойчивый интерес к родной природе, потребность в активно практической работе по охране растений и животных своего края, стремление к общению с окружающей действительностью, к познанию ее тайн.
Желательно, чтобы во всех тематических уроках присутствовал колорит якутской зимы. Ребята должны пережить радостные события и рассказать об этом в классе: первый снег, встреча с чародейкою-зимою в заколдованном зимнем лесу , парке красота заиндевевших деревьев в городе, праздник зимы в городе, где они живут.
Необходимо довести до сознания каждого, что дикая природа в опасности, и в значительной степени – по вине людей. В младших классах большое значение имеет освещение вопросов бережного отношения к природе на эмоциональном уровне, чтобы вызвать сопереживание детей. Учитель и дети подбирают и демонстрируют яркий иллюстративный материал о бедах природы: загрязнении реки и гибели птиц, рыб, других мелких животных, отравлении рыб в реках, куда стекают ядовитые промышленные отходы, хищнической вырубке лесов и т.д.
На изучение данной программы рекомендуется 2 час в неделю ( 68 часов в год)
3 год обучения.
Культура Среднеколымска
Основное направление краеведения в 3 классе – литературно-художественное. Дети знакомятся с творчеством выдающихся людей нашего края – поэтов, писателей, художников.
Главная цель – расширение кругозора учащихся, пополнение знаний об истории Колымы, её людях, литературе, искусстве, спорте родного края.
Задача курса – воспитывать нравственные качества личности: чувство уважения к людям и истории родного края, чувство гордости за своих земляков.
На изучение данной программы рекомендуется 1 час в неделю (34 часа в год)
4 год обучения.
История родного Среднеколымска.
Программа 4 класса имеет историческое направление и нацелена на расширение знаний ребёнка об истории малой родины. В курсе «История родного края» рассматриваются основные события истории.
Дети знакомятся с символикой Среднеколымского улуса (герб, гимн, флаг), в частности с символикой учитель знакомит с этапами становления города Среднеколымска, с историческими событиями, повлиявшими на становление города.
На изучение данной программы рекомендуется 1 час в неделю (34 часа в год)
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Тематическое распределение часов
Содержание учебного предмета, курса
Тематическое планирование
Характеристика деятельности обучающихся
Мы и наше окружение
Что изучает краеведение? Родная школа (экскурсия). Экскурсия около школы. Трудовая жизнь в школе. Из истории школы. С днём рождения наш класс. Мой дом. Безопасный и короткий путь домой. Моя улица, почему так названа моя семья. Я и моё имя. Такие разные профессии. Профессии в моей семье. Традиционные ремёсла моего улуса. Люди моего города. Традиции моей семьи. Наша дружная семья. Выставка семейных поделок. Моя родословная. История моей семьи в истории города. Зимние забавы наших предков.. Мой город. Виртуальное путешествие по городу. Экскурсия по Среднеколымску. Экскурсия в краеведческий музей города.
Уметь подбирать литературу по теме под руководством учителя и родителей; работать в читальном зале библиотеки; работать в семейных архивах совместно с родителями; вести наблюдения в природе; выполнять правила поведения в природе;
Составлять устный рассказ о своей школе.
Составлять план-схему своего двора.
Знать своих предков, их ФИО, профессии, увлечения, участие в ВОВ. Составлять родословную. Знать символику своей школы. Названия улиц, культурных центров, памятных мест, промышленных предприятий города.
Мы и природа Колымы
В гости к осени. Экскурсия. Территория, границы, географическое положение. Богатства нашей земли.
Климат нашего края. Водоёмы нашего края. Река Колыма. Заповедные места Среднеколымского улуса. Растения нашего края. Леса нашего края. В гости к зиме. Урок-экскурсия. Животные нашего края. Редкие животные нашего улуса. Экскурсия в музей .В гости к весне. Экскурсия в лес. Как природа залечивает раны. Будь природе другом.
Знать названия полезных ископаемых, добываемых в Среднеколымском улусе, их использование и свойства; названия растений и животных края.
Отличать полезные ископаемые, растения и животных улуса по внешнему виду и описанию.
Мы и культура Колымы
Фольклор – духовное богатство народа. Национальности Среднеколымского улуса. Якуты, русские, юкагиры, чукчи, эвены, эвенки, беларусы, украинцы и др национальности нашего улуса. Наш край в устном народном творчестве. Народные таланты нашего края. Песенное творчество нашего края. О чём могут рассказать узоры и народный костюм. Национальный праздник Ыьыах. Народный танец Оьуохай. Творчество писателей Среднеколымского улуса. Ветераны –участники и ветераны-тыла Великой Отечественной войны наших земляков. Развитие спорта в нашем крае.
Знать национальный состав Среднеколымского улуса, легенды края, обычаи предков, игры, праздники, элементы фольклора и народного творчества.
Мы и история Среднеколымска
Символика Среднеколымского улуса(герб, гимн,флаг). История возникновения города Среднеколымска. Река Колыма и история. Первопроходцы на реке Колыма. Из истории городских улиц. Городская архитектура. . Памятники. Памятные знаки. Экскурсия в краеведческий музей. Суровые годы Великой Отечественной Войны. Герои-земляки.. Образование в городе. Почётные граждане города. Обобщающие уроки «Знатоки родного края». Конкурс исследовательских работ «Юный краевед». Участие в Региональном Научно-практическом конференции «Шаг в будущее».
Знать символику Среднеколымского улуса, названия посёлков улуса, рек и др. объектов;
Находить на карте Якутии свой улус, границы края, находить на карте столицу улуса, реки Колыма и Алазея, др. объекты.