kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа по технологии (девочки)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная рабоая программа соответствутет требования ФГОС. Разработана по УМК Синицина

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по технологии (девочки)»

Департамент образования администрации горОда томска

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа № 28 г. Томска



СОГЛАСОВАНО

на научно-методическом совете

МАОУ СОШ № 28 г.Томска

Протокол №

от « » _____2017 г


УТВЕРЖДЕНА

Приказом директора МАОУ СОШ № 28

№ ______ от « » _______2017


_____________ Н.А.Гринькова











РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


ТЕХНОЛОГИЯ


5 класс




Гынгазова Наталия Валерьевна,

учитель технологии















Томск – 2017



Пояснительная записка.

Рабочая программа по технологии (обслуживающий труд) для 5–8 классов составлена на основе следующих документов:

  1. Закона об образовании РФ от 29 декабря 2012 г. №273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации».

  2. Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования от 17.12.2010 г. №1897.

  3. Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

  4. Фундаментального ядра содержания общего образования.

  5. Программы развития и формирования универсальных учебных действия ООП ОУ г. Томска.

6. Примерной основной образовательной программы основного общего образования по технологии, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15, входит в специальный государственный реестр примерных основных образовательных программ, сайты: http://www.edustandart.ru/utverzhdeny-primernye-osnovnye-obrazovatelnye-programmy/ и http://edu.crowdexpert.ru/results-ooo

7. Приказа Минобрнауки России от 31.12.2015 N 1577 и № 1578 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования».

Данная программа ориентирована на использование учебника и рабочей тетради:

  • Синица Н.В. Технология. Технология ведения дома: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций / Н.В.Синица, В.Д.Симоненко. – 2-е изд., дораб. – М.: Вентана-Граф, 2016.

  • Технология. Технология ведения дома: рабочая тетрадь. 5 класс / Сост. О.Н. Длгвинова. – М.: ВАКО, 2016.

Цели и образовательные результаты рабочей программы представлены на личностном, метапредметном и предметном уровнях. В свою очередь, предметные результаты обозначены в соответствии с основными сферами человеческой деятельности: познавательной, ценностно-ориентационной, трудовой, физической, эстетической.

Рабочая программа представляет широкие возможности, во-первых, для реализации различных подходов в обучении курса с учетом индивидуального творческого потенциала ребенка, его интересов и потребностей, психологических и возрастных особенностей. Во-вторых, появляются возможности на основе материально-технической базы образовательного учреждения с учетом региональных социально-экономических условий, учитывать этнокультурные традиции и потребности народов Российской Федерации.

В настоящее время одним из наиболее актуальных вопросов образования является раскрытие способностей каждого ученика, воспитание личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. При этом «школьное обучение должно способствовать личностному росту так, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить и достигать серьёзные цели, уметь реагировать на разные жизненные ситуации».

Главной задачей современного образования является формирование личности, обладающей гражданским самосознанием, умеющей сочетать теоретические знания с умением работать руками, создавать и совершенствовать материальные ценности, работать на высокотехнологическом оборудовании, умеющей проектировать свою собственную деятельность, действовать в команде и строить свою профессиональную карьеру.

Цель:

  • формирование представлений о составляющих техносферы, современном производстве и распространенных в нем технологиях;

  • освоение технологического подхода как универсального алгоритма преобразующей и созидательной деятельности;

  • формирование представлений о технологической культуре производства, развитие культуры труда подрастающего поколения на основе включения обучающихся в разнообразные виды технологической деятельности по созданию личности или общественно-значимых продуктов труда;

  • овладение необходимыми в повседневной жизни базовыми (безопасными) приемами ручного и механизированного труда с использованием распространенных инструментов, механизмов и машин, способами управления отдельными видами бытовой техники;

  • овладение общекультурными и специальными умениями, необходимыми для проектирования и создания продуктов труда, ведения домашнего хозяйства;

  • развитие у обучающихся познавательных интересов, технического мышления, пространственного воображения, интеллектуальных, творческих, коммуникативных и организаторских способностей;

  • формирование у обучающихся опыта самостоятельной проектно-исследовательской деятельности;

  • воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремленности, предприимчивости, ответственности за результат своей деятельности, уважительного отношения к людям различных профессий и результатам их труда; воспитание гражданских и патриотических качеств личности;

  • профессиональное самоопределение школьников в условиях рынка труда, формирование гуманистически и прагматически ориентированного мировоззрения, социально обоснованных ценностных ориентаций.

Задачи:

  • выявление и развитие способностей обучающихся;

  • формирование у обучающихся необходимых в повседневной жизни базовых приемов ручного и механического труда с использованием распространенных инструментов, механизмов и машин;

  • овладение способами управления отдельными видами распространенной в быту техники, необходимой в обыденной жизни и будущей профессиональной деятельности;

  • применение в практической деятельности знаний, полученных при изучении основ наук;

  • освоение технических знаний, основ культуры созидательного труда, представлений о технологической культуре на основе включения обучающихся в разнообразнее виды трудовой деятельности по созданию личностно и общественно значимых изделий;

  • освоение компетенций (учебно-познавательной, коммуникативной, рефлексивной, личностного саморазвития, информационно-технологической, ценностно-смысловой, проектно-исследовательской).

Широкие возможности предмета реализуются в программе на основе личностно ориен­тированного и деятельностного подходов, которые направлены на развитие ученика, на формирование его индивидуальных способностей, интересов и потребностей, психологических и возрастных особенностей. Использование выше указанных подходов позволяют значительно упрочить знания и увеличить темп изучения материала без перегрузки обучающихся. При этом создаются благоприятные условия для их разноуровневой подготовки. Технология личностно ориен­тированного и деятельностного подходов обучения не разрушают «традиционную» систему деятельности, а преобразовывают ее, сохраняя все необходимое для реализации новых образовательных целей.

Рабочая программа предмета «Технология» составлена с учетом полученных учащимися в начальной школе технологических знаний и опыта трудовой деятельности. В программе обеспечивается преемственная связь в содержании учебного материала всех блоков, реализация развивающей и воспитывающей функций учебного предмета «Трудовое обучение».

Предмет «Технология» естественным путём интегрирует знания, полученные при изучении других учебных предметов, осуществляет межпредметные связи с такими дисциплинами, как математика, черчение, химия, физика, биология, история, география, МХК и ИЗО, ОБЖ и позволяет реализовать их в интеллектуально-практической деятельности ученика. Это, в свою очередь, создаёт условия для развития инициативности, изобретательности, гибкости мышления.

Рабочая программа ориентирована на 5 класс обучающихся базового уровня, рассчитана на 68 учебных часов из расчета 2 часа в неделю. Срок реализации программы – 1 год.


1. Личностные, метапредмедные и предметные результаты освоения учебного предмета «Технология»

Личностные результаты:

  • проявление технико-технологического и экономического мышления;

  • проявление познавательного интереса и активности в данной области предметной технологической деятельности;

  • мотивация учебной деятельности;

  • овладение установками, нормами и правилами научной организации умственного и физического труда;

  • самоопределение в выбранной сфере будущей профессиональной деятельности;

  • смыслообразование (установление связи между мотивом и целью учебной деятельности);

  • самооценка умственных и физических способностей для труда в различных сферах с позиций будущей социализации;

  • нравственно-эстетическая ориентация;

  • реализация творческого потенциала в духовной и предметно-продуктивной деятельности;

  • развитие готовности к самостоятельным действиям;

  • развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности;

  • гражданская идентичность (знание своей этнической принадлежности, освоение национальных ценностей, традиций, культуры, эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности);

  • экологическое сознание (знание основ здорового образа жизни, здоровьесберегающих технологий, правил поведения в чрезвычайных ситуациях, бережного отношения к природным и хозяйственным ресурсам).

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

  • целеполаганание и построение жизненных планов во временной перспективе;

  • самоорганизация учебной деятельности (целеполагание, планирование, прогнозирование, самоконтроль, самокоррекция, волевая регуляция, рефлексия);

  • саморегуляция.

Познавательные УУД:

  • алгоритмизированное планирование процесса познавательно-трудовой деятельности;

  • определение адекватных имеющимся организационным и материально-техническим условиям способов решения учебной или трудовой задачи на основе заданных алгоритмов;

  • самостоятельная организация и выполнение различных творческих работ по созданию технических изделий;

  • моделирование технических объектов и технологических процессов;

  • выявление потребностей, проектирование и создание объектов, имеющих потребительскую стоимость;

  • диагностика результатов познавательно-трудовой деятельности по принятым критериям и показателям;

  • общеучебные и логические действия (анализ, синтез, классификация, наблюдение, построение цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование);

  • исследовательские и проектные действия;

  • осуществление поиска информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;

  • выбор наиболее эффективных способов решения учебных задач;

  • формулирование определений понятий;

  • соблюдение норм и правил культуры труда в соответствии с технологической культурой производства;

  • соблюдение норм и правил безопасности познавательно-трудовой деятельности и созидательного труда.

Коммуникативные УУД:

  • умение работать в команде, учитывая позицию других людей, организовывать и планировать учебное сотрудничество, слушать и выступать, проявлять инициативу, принимать решения.

Предметные результаты:

  • осуществлять поиск и рационально использовать необходимую информацию в области оформления помещения, кулинарии и обработки тканей для проектирования и создания объектов труда;

  • разрабатывать и оформлять интерьер кухни и столовой изделиями собственного изготовления, чистить посуду из металла, стекла, керамики и древесины, поддерживать нормальное санитарное состояние кухни и столовой;

  • работать с кухонным оборудованием, инструментами, горячими жидкостями, проводить первичную обработку овощей, выполнять нарезку овощей, готовить блюда из сырых и вареных овощей, определять свежесть яиц и готовить блюда из них, нарезать хлеб для бутербродов, готовить различные бутерброды, горячие напитки, сервировать стол к завтраку;

  • определять в ткани долевую нить, лицевую и изнаночную стороны;

  • наматывать нитку на шпульку, заправлять верхнюю и нижнюю нитки, запускать швейную машину и регулировать ее скорость, выполнять машинные строчки (по прямой, по кривой, с поворотом на определенный угол с подъемом прижимной лапки, регулировать длину стежка);

  • выполнять на универсальной швейной машине следующие швы: стачной взаутюку, стачной вразутюжку, накладной с закрытым срезом, в подгибку с открытым и закрытым срезом;

  • читать и строить чертеж фартука, снимать мерки, записывать результаты измерений, выполнять моделирование, подготавливать выкройку к раскрою;

  • выполнять обработку накладных карманов и бретелей, подготавливать ткань к раскрою, переносить контурные и контрольные линии на ткань, наметывать и настрачивать карманы, обрабатывать срезы швов в подгибку с закрытым срезом, определять качество готового изделия;

  • подготавливать материалы лоскутной пластики к работе, подбирать материалы по цвету, рисунку и фактуре, пользоваться инструментами и приспособлениями, шаблонами, соединять детали лоскутной пластики между собой, использовать прокладочные материалы.

Формы и способы оценивания и промежуточной аттестации:

  • зачет (знание основных терминов и понятий курса);

  • лабораторные и практические работы;

  • итоговая проектная работа.


2. Содержание учебного предмета «Обществознание».

Введение. 2 часа.

Введение в предмет. Понятие о проектной деятельности, творческих проектах, этапах их подготовки и реализации.

Глава 1. Технология домашнего хозяйства. 2 часа.

Теоретические сведения. Понятие об интерьере. Требования к интерьеру: эргономические, санитарно-гигиенические, эстетические.

Создание интерьера кухни с учётом запросов и потребностей семьи и санитарно-гигиенических требований. Планировка кухни. Разделение кухни на зону приготовления пищи (рабочая зона) и зону приёма пищи (зона столовой). Оборудование кухни и его рациональное размещение в интерьере. Цветовое решение кухни. Использование современных материалов в отделке кухни. Декоративное оформление. Современные стили в оформлении кухни. Проектирование кухни с помощью ПК.

Лабораторно-практические и практические работы. Разработка плана размещения оборудования на кухне-столовой.

Глава 2. Электротехника. 1 час.

Теоретические сведения. Общие сведения о видах, принципе действия и правилах эксплуатации бытовых электроприборов на кухне: бытового холодильника, микроволновой печи (СВЧ), посудомоечной машины.

Лабораторно-практические и практические работы. Изучение потребности в бытовых электроприборах на кухне. Изучение безопасных приёмов работы с бытовыми электроприборами. Изучение правил эксплуатации микроволновой печи и бытового холодильника.

Глава 3. Кулинария. 10 часов.

Санитария и гигиена на кухне

Теоретические сведения. Санитарно-гигиенические требования к лицам, приготовляющим пищу, к приготовлению пищи, хранению продуктов и готовых блюд.

Необходимый набор посуды для приготовления пищи. Правила и последовательность мытья посуды. Уход за поверхностью стен и пола. Современные моющие и чистящие средства для ухода за посудой, поверхностью стен и пола.

Безопасные приёмы работы на кухне. Правила безопасной работы с газовыми плитами, электронагревательными прибора­ми, горячей посудой и жидкостью, ножом и приспособлениями. Первая помощь при порезах и ожогах паром или кипятком.

Лабораторно-практические и практические работы. Изучение посуды и инвентаря к приготовлению пищи.

Физиология питания

Теоретические сведения. Питание как физиологическая потребность. Пищевые (питательные) вещества. Значение белков, жиров, углеводов для жизнедеятельности человека. Пищевая пирамида. Роль витаминов, минеральных веществ и воды в обме­не веществ, их содержание в пищевых продуктах. Пищевые отравления. Правила, позволяющие их избежать. Первая помощь при отравлениях. Режим питания.

Лабораторно-практические и практические работы. Составление индивидуального режима питания и дневного рациона на основе пищевой пирамиды.

Бутерброды и горячие напитки

Теоретические сведения. Продукты, применяемые для приготовления бутербродов. Значение хлеба в питании человека. Профессия пекарь. Виды бутербродов. Технология приготовле­ния бутербродов. Инструменты и приспособления для нарезания продуктов. Требования к качеству готовых бутербродов. Условия и сроки их хранения. Подача бутербродов.

Виды горячих напитков (чай, кофе, какао, цикорий, горячий шоколад). Сорта чая, их вкусовые достоинства, полезные свойства. Влияние эфирных масел, воды на качество напитка. Технология заваривания, подача чая. Сорта и виды кофе. Устройства для размола зёрен кофе. Технология приготовления кофе, подача напитка. Приборы для приготовления кофе. Получение какао-порошка. Технология приготовления какао, подача напитка.

Лабораторно-практические и практические работы. Приготовление и оформление бутербродов. Соблюдение правил безопасного труда при работе с ножом и горячей жидкостью.

Блюда из круп, бобовых и макаронных изделий

Теоретические сведения. Виды круп, бобовых и макаронных изделий, применяемых в питании человека. Подготовка продуктов к приготовлению блюд. Посуда для приготовления блюд. Технология приготовления крупяных рассыпчатых, вязких и жидких каш. Требования к качеству каши. Применение бобовых в кулинарии. Подготовка их к варке, время варки. Технология при­готовления блюд из макаронных изделий. Подача готовых блюд.

Лабораторно-практические и практические работы. Рецептура приготовление и оформление блюд из круп, бобовых и макаронных изделий.

Блюда из овощей и фруктов

Теоретические сведения. Пищевая (питательная) ценность овощей и фруктов. Содержание в них витаминов, минеральных солей, глюкозы, клетчатки. Содержание влаги в продуктах, её влияние на качество и сохранность продуктов. Способы хранения овощей и фруктов. Свежезамороженные овощи. Подготовка к заморозке, хранение и условия кулинарного использования свежезамороженных продуктов.

Влияние экологии окружающей среды на качество овощей и фруктов. Определение доброкачественности овощей по внешнему виду. Методы определения количества нитратов в овощах с помощью измерительных приборов, в химических лабораториях, с помощью бумажных индикаторов в домашних условиях. Способы удаления лишних нитратов из овощей.

Общие правила механической кулинарной обработки овощей. Особенности обработки листовых и пряных овощей, лука и чеснока, тыквенных овощей, томатов, капустных овощей.

Правила кулинарной обработки, обеспечивающие сохранение цвета овощей и витаминов. Правила измельчения овощей, наиболее распространённые формы нарезки овощей. Инструменты и приспособления для нарезки.

Использование салатов в качестве самостоятельных блюд и дополнительных гарниров к мясным и рыбным блюдам. Технология приготовления салата из сырых овощей (фруктов). Украшение готовых блюд продуктами, входящими в состав салатов, зе­ленью.

Значение и виды тепловой обработки продуктов (варка, припускание, бланширование, жарение, пассерование, тушение, запекание). Преимущества и недостатки различных способов теп­ловой обработки овощей. Технология приготовления салатов и винегретов из варёных овощей. Условия варки овощей для салатов и винегретов, способствующие сохранению питательных веществ и витаминов. Требования к качеству и оформлению готовых блюд.

Лабораторно-практические и практические работы. Механическая кулинарная обработка овощей и фруктов.

Определение содержания нитратов в овощах.

Рецептура приготовление и оформление блюд из сырых и варёных овощей и фруктов.

Блюда из яиц

Теоретические сведения. Значение яиц в питании человека. Использование яиц в кулинарии. Меры предосторожности при работе с яйцами. Способы определения свежести яиц. Способы хранения яиц. Технология приготовления блюд из яиц. Приспособления для взбивания. Способы варки куриных яиц: всмятку, в «мешочек», вкрутую. Подача варёных яиц. Жарение яиц: при­готовление яичницы-глазуньи, омлета натурального. Подача готовых блюд.

Лабораторно-практические и практические работы. Определение свежести яиц. Рецептура приготовление блюд из яиц.

Приготовление завтрака. Сервировка стола к завтраку

Теоретические сведения. Меню завтрака. Понятие о калорийности продуктов. Понятие о сервировке стола. Особенности сервировки стола к завтраку. Набор столового белья, приборов и посуды для завтрака. Способы складывания салфеток. Правила поведения за столом и пользования столовыми приборами.

Лабораторно-практические и практические работы. Разработка меню завтрака. Сервировка стола к завтраку. Складывание салфеток.

Глава 4. Проектная деятельность. 13 часов.

Теоретические сведения. Понятие о творческой проектной деятельности, индивидуальных и коллективных творческих проектах. Цель и задачи проектной деятельности в 5 классе. Состав­ные части годового творческого проекта пятиклассников.

Этапы выполнения проекта. Поисковый (подготовительный) этап: выбор темы проекта, обоснование необходимости изготовления изделия, формулирование требований к проекти­руемому изделию. Разработка нескольких вариантов изделия и выбор наилучшего. Технологический этап: разработка конструкции и технологии изготовления изделия, подбор материалов и инструментов, организация рабочего места, изготовление изделия с соблюдением правил безопасной работы, подсчёт затрат на изготовление. Заключительный (аналитический) этап: окончательный контроль готового изделия. Испытание изделия. Анализ того, что получилось, а что нет. Защита проекта.

Практические работы. Творческий проект по разделу «Технологии домашнего хозяйства».

Творческий проект по разделу «Кулинария».

Творческий проект по разделу «Создание изделий из текстильных материалов».

Творческий проект по разделу «Художественные ремёсла».

Составление портфолио и разработка электронной презентации.

Презентация и защита творческого проекта.

Варианты творческих проектов: «Планирование кухни-столовой», «Приготовление воскресного завтрака для всей семьи», «Столовое белье», «Фартук для работы на кухне», «Наряд для завтрака», «Лоскутное изделие для кухни-столовой», «Лоскутная мозаика» и др.

Глава 5. Создание изделий из текстильным материалов. 27 часов.

Свойства текстильных материалов

Теоретические сведения. Классификация текстильных волокон. Способы получения и свойства натуральных волокон растительного происхождения. Изготовление нитей и тканей в усло­виях прядильного, ткацкого и отделочного современного производства и в домашних условиях. Основная и уточная нити в ткани. Ткацкие переплетения: полотняное, саржевое, сатиновое и атласное. Лицевая и изнаночная стороны ткани.

Общие свойства текстильных материалов: физические, эргономические, эстетические, технологические. Виды и свойства текстильных материалов из волокон растительного происхожде­ния: хлопчатобумажных и льняных тканей, ниток, тесьмы, лент. Профессии оператор прядильного производства, ткач.

Лабораторно-практические и практические работы. Определение направления долевой нити в ткани. Определение лицевой и изнаночной сторон в ткани. Сравнительный анализ прочности окраски тканей. Изучение свойств тканей из хлопка и льна.

Конструирование швейных изделий

Теоретические сведения. Понятие о чертеже и выкройке швейного изделия. Инструменты и приспособления для изготовления выкройки. Определение размеров швейного изделия. Рас­положение конструктивных линий фигуры. Снятие мерок. Особенности построения выкроек салфетки, подушки для стула, фартука, прямой юбки с кулиской на резинке, сарафана, топа. Подготовка выкройки к раскрою. Копирование готовой выкрой­ки. Правила безопасной работы ножницами.

Лабораторно-практические и практические работы. Изготовление выкроек для образцов ручных и машинных работ. Снятие мерок и изготовление выкройки проектного изделия. Подготовка выкройки проектного изделия к раскрою.

Швейная машина

Теоретические сведения. Современная бытовая швейная машина с электрическим приводом. Основные узлы швейной машины. Организация рабочего места для выполнения машинных работ. Подготовка швейной машины к работе: намотка нижней нитки на шпульку, заправка верхней и нижней ниток, выведение нижней нитки наверх. Приёмы работы на швейной машине: начало работы, поворот строчки под углом, закрепление машинной строчки в начале и конце работы, окончание работы. Неполадки, связанные с неправильной заправкой ниток. Назначение и правила использования регулирующих механизмов: переключателя вида строчек, регулятора длины стежка, клавиши шитья назад. Правила безопасной работы на швейной машине.

Лабораторно-практические и практические работы. Упражнение в шитье на швейной машине, не заправленной нитками. Заправка швейной машины нитками. Упражнение в шитье на швейной машине, заправленной нитками. Исследование работы регулирующих механизмов швейной машины. Выполнение прямой и зигзагообразной строчек с изменением длины стежка. Упражнение в выполнении закрепок.

Технология изготовления швейных изделий

Теоретические сведения. Подготовка ткани к раскрою. Раскладка выкроек на ткани с учётом направления долевой нити. Особенности раскладки вы кроек в зависимости от ширины ткани и направления рисунка. Инструменты и приспособления для раскроя. Обмеловка выкройки с учётом припусков на швы. Выкраивание деталей швейного изделия. Критерии качества кроя. Правила безопасной работы портновскими булавками, швейными иглами и ножницами.

Понятие о стежке, строчке, шве. Инструменты и приспособления для ручных работ. Требования к выполнению ручных работ. Правила выполнения прямого стежка. Способы переноса линий выкройки на детали кроя: с помощью резца-колёсика, прямыми стежками, с помощью булавок.

Основные операции при ручных работах: предохранение срезов от осыпания — ручное обмётывание; временное соединение деталей — смётывание; временное закрепление подогнутого края — замётывание (с открытым и закрытым срезами).

Основные операции при машинной обработке изделия: пре­дохранение срезов от осыпания — машинное обмётывание зигзагообразной строчкой и оверлоком; постоянное соединение дета­лей — стачивание; постоянное закрепление подогнутого края — застрачивание (с открытым и закрытым срезами). Требования к выполнению машинных работ.

Оборудование для влажно-тепловой обработки ткани. Правила выполнения влажно-тепловых работ. Основные операции влажно-тепловой обработки: приутюживание, разутюживание, заутюживание.

Классификация машинных швов: соединительных (стачной шов вразутюжку и стачной шов взаутюжку) и краевых (шов вподгибку с открытым срезом и шов вподгибку с открытым обмётан­ным срезом, шов вподгибку с закрытым срезом).

Последовательность изготовления швейных изделий. Технология пошива салфетки, фартука, юбки. Обработка накладных карманов. Обработка кулиски под мягкий пояс (в фартуке), ре­зинку (в юбке). Профессии закройщик, портной.

Лабораторно-практические и практические работы. Раскладка выкроек на ткани. Раскрой швейного изделия.

Изготовление образцов ручных и машинных работ.

Проведение влажно-тепловых работ.

Обработка проектного изделия по индивидуальному плану.

Глава 6. Художественные ремесла». 11 часов.

Декоративно-прикладное искусство

Теоретические сведения. Понятие «декоративно-прикладное искусство». Традиционные и современные виды декоративно-прикладного искусства России: узорное ткачество, вышивка, кружевоплетение, вязание, роспись по дереву, роспись по ткани, ковроткачество. Предприятия работающие на основе современных производственных технологий. Знакомство с творчеством народных умельцев своего края, области, села.

Приёмы украшения праздничной одежды в старину: отделка изделий вышивкой, тесьмой; изготовление сувениров к праздникам. Профессия художник декоративно-прикладного искусства и народных промыслов.

Лабораторно-практические и практические работы. Экскурсия в краеведческий музей (музей этнографии, школьный музей).

Изучение лучших работ мастеров декоративно-прикладного искусства родного края.

Зарисовка и фотографирование наиболее интересных образцов рукоделия.

Основы композиции и законы восприятия цвета при создании предметов декоративно-прикладного искусства

Теоретические сведения. Понятие композиции. Правила, приёмы и средства композиции. Статичная и динамичная, ритмическая и пластическая композиция. Симметрия и асимметрия. Фактура, текстура и колорит в композиции.

Понятие орнамента. Символика в орнаменте. Применение орнамента в народной вышивке. Стилизация реальных форм. Приёмы стилизации. Цветовые сочетания в орнаменте. Ахро­матические и хроматические цвета. Основные и дополнитель­ные, тёплые и холодные цвета. Гармонические цветовые композиции.

Возможности графических редакторов ПК в создании эскизов, орнаментов, элементов композиции, в изучении различных цветовых сочетаний. Создание композиции на ПК с помощью графического редактора.

Лабораторно-практические и практические работы. Зарисовка природных мотивов с натуры, их стилизация.

Создание графической композиции, орнамента на ПК или на листе бумаги в клетку.

Лоскутное шитьё

Теоретические сведения. Краткие сведения из истории создания изделий из лоскутов. Возможности лоскутной пластики, её связь с направлениями современной моды. Традиционные узоры в лоскутном шитье: «спираль», «изба» и др.

Материалы для лоскутного шитья, подготовка их к работе. Инструменты и приспособления. Лоскутное шитьё по шаблонам: изготовление шаблонов из плотного картона, выкраивание деталей, создание лоскутного верха (соединение деталей между собой). Аппликация и стёжка (выстёгивание) в лоскутном шитье. Технология соединения лоскутного верха с подкладкой и про­кладкой. Обработка срезов лоскутного изделия.

Лабораторно-практические и практические работы. Изготовление образцов лоскутных узоров. Изготовление проектного изделия в технике лоскутного шитья.

Итоговое повторение. 2 часа.

3. Тематическое планирование

Тема

Кол-во часов

Виды деятельности


Введение – 2 часа



1-2

Вводное занятие. Техника безопасности.

Понятие творческого проекта. Этапы выполнения проекта

2

Постановка и формулирование проблемы и вывода, рассуждение; беседа о содержании и задачах курса, об учебнике. Отгадывание загадок об инструментах и материалах.

Изучение требований, содержащихся в инструктаже по охране труда при работе в кабинете технология. Инструктаж по охране труда в кабинете технологии.

Беседа об этапах работы над проектом.

Предварительный выбор проекта.


Глава 1. Технология ведения домашнего хозяйства – 2 часа.



3-4

Интерьер, планировка кухни-столовой.

Проектирование кухни с помощью шаблонов.

2

Постановка и формулирование проблемы и вывода, рассуждение; слушание учителя об интерьере и требованиях к нему; беседа о планировке кухни, вариантах планировки, размещения оборудования. Работа с учебником (рассматривание рисунков с изображением планировок кухни).

Выполнение планировки кухни в масштабе 1:5.

Практическая работа №1.


Глава 2. Электротехника. – 1 час.



5

Бытовые электроприборы на кухне.

1

Постановка и формулирование проблемы и вывода, рассуждение; слушание рассказа учителя о видах, принципах эксплуатации бытовых электроприборов на кухне. Рассматривание бытовых электроприборов. Работа с учебником (изучение правила безопасной эксплуатации электроприборов).

Лабораторная работа №1.


Глава 3. Кулинария – 10 часов.



6

Санитария и гигиена на кухне.

1

Постановка и формулирование проблемы и вывода, рассуждение. Поиск ответа на вопрос: что означает «кулинария». Беседа о санитарно-гигиенических требованиях. Поиск ответа на вопрос: какая посуда необходима для приготовления пищи и ее подачи. Беседа по приемах ухода за посудой, поверхностями стен и пола. Рассматривание средств, предназначенных для мытья посуды, поверхностей стен и пола. Работа с учебником (изучение правила безопасной работы на кухне). Наблюдение за действиями учителя, показывающего приемы оказания первой помощи при порезах и ожогах.

7

Физиология питания

1

Постановка и формулирование проблемы и вывода, рассуждение; беседа о питательных веществах, их роль в жизнедеятельности человека. Поиск ответов на вопрос: что вы знаете о витаминах. Слушание рассказа учителя о сбалансированном питании, пищевой пирамиде, режиме питания; наблюдение за действиями учителя, показывающего приемы оказания первой помощи при отравлениях. Лабораторная работа №2. Практическая работа №3.

8-9

Бутерброды и горячие напитки

2

Постановка и формулирование проблемы и вывода, рассуждение; беседа о значении хлеба в жизни человека, продуктах, применяемых для приготовления бутербродов, профессии повара. Игра «Назови продукт» Рассматривание инструментов и приспособлений для нарезки продуктов. Слушание рассказа учителя о чае, кофе, цикории, технологии его приготовления. Рассматривание приборов для приготовления кофе. Слушание рассказа учителя о какао и горячем шоколаде, технологии их приготовления.

Практическая работа №2.

10

Блюда из круп, бобовых и макаронных изделий

1

Постановка и формулирование проблемы и вывода, рассуждение; беседа о видах круп, их пищевой ценности, посуде для приготовлении каш; игра «Узнай крупу».

Лабораторная работа №3. Практическая работа №4.

11-12

Блюда из овощей и фруктов

2

Игра: «Узнай продукт, постановка и формулирование проблемы и вывода, рассуждение; слушание рассказу учителя о пищевой ценности овощей и фруктов, способах хранения овощей и фруктов, беседа о способах определения количества нитратов и способов их удаления; слушание рассказа учителя об общих правилах механической обработки овощей. Рассматривание инструментов для нарезки. Слушание учителя о технологии приготовления салатов из сырых овощей. Лабораторная работа №4. Практическая работа №5, 6.

13

Блюда из яиц

1

Постановка и формулирование проблемы и вывода, рассуждение. Рассматривание яиц разных видов птиц. Слушание рассказа учителя о пищевой ценности яиц, беседа об использовании яиц в кулинарии, определении их свежести. Рассматривание приспособлений для взбивания яиц. Лабораторная работа №5. Практическая работа №7.

14

Приготовление завтрака. Сервировка стола к завтраку.

1

Постановка и формулирование проблемы и вывода, рассуждение, беседа о меню завтрака, калорийности продуктов и сервировки стола к завтраку; наблюдение за действиями учителя, показывающего приемы сервировки стола к завтраку, складывание салфеток, беседа о правилах поведения за столом.

Практическая работа №8

15

Повторительно-обобщающий урок.

1

Выполнять тестовые задания


Глава 4. Проектная деятельность – 13 часов.



16-24

Выполнение проекта

9

Постановка и формулирование проблемы и вывода, рассуждение. Выполнение изделия с соблюдением технологии изготовления и правилами безопасности.

25-28

Подготовка проекта к защите.

4

Постановка и формулирование проблемы и вывода, рассуждение. Подготовка доклада и презентации к защите проекта.


Глава 5. Создание изделий из текстильных материалов – 27 часов.



29-31

Производство текстильных материалов.

3

Рассматривание тканей из разных волокон. Постановка и формулирование проблемы и вывода, рассуждение, беседа о текстильных волокнах. Работа с учебником (классификация текстильных волокон), слушание рассказа учителя о прядильном и ткацком производствах; просмотр видеофильма о ткацком производстве; слушание рассказа учителя о нитях основы и утка, ткацких переплетениях и способах определения лицевой и изнаночной сторон. Лабораторные работы: №6,7,8.

32-34

Текстильные материалы и их свойства.

3

Постановка и формулирование проблемы и вывода, рассуждение, слушание рассказа учителя о свойствах текстильных материалов. Рассматривание текстильных материалов.

Лабораторная работа №9.

35-37

Конструирование швейных изделий

3

Постановка и формулирование проблемы и вывода, рассуждение; слушание рассказа учителя о конструировании швейных изделий, чертеже. Рассматривание чертежей, инструментов, приспособлений для снятия мерок и выполнения чертежей. Слушание рассказа учителя о линиях чертежа, конструктивных линиях фигуры, правилах снятия мерок. Рассматривание выкроек различны изделий (фартука, сарафана и др.) с целью выяснения их особенностей. Слушание рассказа учителя о построение чертежей выкроек простейших швейных изделий.

Практическая работа №9.

38-40

Швейная машина.

3

Постановка и формулирование проблемы и вывода, рассуждение. Рассматривание швейной машиной. Слушание рассказа учителя о швейной машине, видах приводов, организации рабочего места; наблюдение за действиями учителя, показывающего приемы подготовки швейной машины к работе; слушание рассказа учителя о неполадках в работе швейной машины, назначение и правилах использования регулирующих механизмов; наблюдение за действиями учителя, показывающего приемы работы на швейной машине.

Лабораторная работа №10.

41-43

Основные операции при машинной обработке изделия.

3

Постановка и формулирование проблемы и вывода, рассуждение; слушание рассказа учителя о машинных работах, требованиях к их выполнению; беседа об операции обметывания срезов. Рассматривание краеобметочной машины. Наблюдение за действиями учителя, показывающего приемы обметывания на швейной машине; слушание рассказа учителя о технологических операциях стачивание и застрачивание.

Практическая работа №12

44-46

Подготовка ткани к раскрою. Раскрой швейного изделия для кухни.

3

Постановка и формулирование проблемы и вывода, рассуждение; беседа о правилах подготовки ткани к раскрою. Работа с учебников (изучение алгоритма действий при раскрое деталей изделия). Наблюдение за действиями учителя, показывающего приемы раскладки выкроек на ткани, обмеловки выкроек, раскроя деталей; беседа о правилах безопасной работы, профессии закройщика.

Практическая работа №10.


47-48

Швейные ручные работы

2

Постановка и формулирование проблемы и вывода, рассуждение; беседа о швейных ручных работах. Рассматривание инструментов и приспособлений для ручных работ. Беседа о понятиях «стежок», «строчка», «шов»; слушание рассказа учителя о переносе линий выкройки на детали кроя, технологических операциях сметывание, заметывание, обметывание); наблюдение за действиями учителя, показывающего приемы работы, беседа о правилах безопасной работы.

Практическая работа №11.

49-50

Основные операции при машинной обработке изделия

2

Постановка и формулирование проблемы и вывода, рассуждение; слушание рассказа учителя о машинных работах, требованиях к их выполнению; беседа об операции обметывания срезов. Рассматривание краеобметочной машины. Наблюдение за действиями учителя, показывающего приемы обметывания на швейной машине; слушание рассказа учителя о технологических операциях стачивание и застрачивание.

Практическая работа №12.

51

Влажно-тепловая обработка ткани.

1

Постановка и формулирование проблемы и вывода, рассуждение; слушание рассказа учителя о ВТО ткани, оборудовании для ВТО. Рассматривание оборудования для ВТО. Слушание рассказа обучающегося об истории утюга, просмотр презентации; беседа о правилах выполнения ВТО; слушание рассказа учителя об основных операциях ВТО и правилах безопасной работы; наблюдение за действиями учителя, показывающего приемы ВТО.

Практическая работа №13.

52

Машинные швы

1

Постановка и формулирование проблемы и вывода, рассуждение. Рассматривание образцов швов, поиск ответа на вопрос, в какие группы объединили бы эти швы; работа с учебником (таблица «Машинные швы»). Беседа о назначении разных видов швов. Выполнение задания.

53-54

Технология изготовления швейных изделий.

2

Постановка и формулирование проблемы и вывода, рассуждение; беседа о последовательности изготовления швейного изделия. Работа с учебником и предметно-технологической картой (изучение технологии пошива изделий).

Практическая работа №14.

55

Повторительно-обобщающий урок.

1

Выполнять тестовые задания


Глава 6. Художественные ремесла. -11 часов.



56

Декоративно-прикладное искусство. Основы композиции при создании предметов декоративно-прикладного творчества.

1

Постановка и формулирование проблемы и вывода, рассуждение; слушание рассказа учителя о декоративно-прикладном искусстве; просмотр презентации «Виды декоративно-прикладного искусства»; слушание рассказа учителя о композиции, ее видах, симметричных композициях; просмотр беседы о стилизации реальных форм. Выполнение задания.

57

Орнамент. Символика в орнаменте. Цветовое сочетание в орнаменте.

1

Постановка и формулирование проблемы и вывода, рассуждение. Рассматривание изделий, украшенных орнаментом. Беседа о понятии «орнамент», видах орнамента, просмотр презентации; слушание рассказа учителя о символике в орнаменте, цветовых сочетаниях в нем.

Практическая работа №15.

58

Лоскутное шитье. Традиционные узоры.

1

Рассматривание изделий, выполненных в технике лоскутного шитья.

Постановка и формулирование проблемы и вывода, рассуждение; слушание рассказа учителя о технике лоскутного шиться, просмотр презентации.

59-66

Технология изготовления лоскутного изделия.

8

Постановка и формулирование проблемы и вывода, рассуждение. Наблюдение за действиями учителя, показывающего приемы шиться из лоскутов.

Практическая работа №16.

67-68

Итоговое повторение. Защита проектов в классе.

2

Презентаций обучающихся, рассматривание изделий.



Приложение

Методические и учебные пособия:

  1. Синица Н.В. Технология. Технология ведения дома: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций / Н.В.Синица, В.Д.Симоненко. – 2-е изд., дораб. – М.: Вентана-Граф, 2016.

  2. Технология. Технология ведения дома: рабочая тетрадь. 5 класс / Сост. О.Н. Длгвинова. – М.: ВАКО, 2016.

  3. Примерные программы по учебным предметам. Технология. 5-9 классы. – М.: Просвещение, 2011.

  4. Синица Н.В. Технология. Технология ведения дома: 5 класс: методическое пособие / Н.В. Синица. – М.: Вентана-Граф, 2016.

Дополнительная литература:

  1. Голуб Г.Б., Чуракова О.В. Метод проектов как технология формирования ключевых компетентностей учащихся. – Самара: Профи, 2003.

  2. Мищенко Е.А. технология: метод проектов. – М.: НЦСиМО, 2003.

  3. Костикова Ю.И. Школа лоскутной техники / И.Ю. Костиковва. – М.: Мир книги, 2010.

Демонстративные таблицы

  1. Таблицы (плакаты) по безопасности труда ко всем разделам технологической подготовки.

  2. Таблицы (плакаты) по основным темам всех разделов каждого направления технологической подготовки обучающихся.

  3. Раздаточные дидактические материалы по темам всех разделов каждого направления технологической подготовки обучающихся.

Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудовании

  1. Комплект бытовых приборов и оборудования для ухода за жилищем, одеждой и обувью.

  2. Манекен 44 размера (учебный).

  3. Стол рабочий универсальный.

  4. Машина швейная бытовая универсальная.

  5. Оверлок.

  6. Комплект оборудования и приспособлений для влажно-тепловой обработки.

  7. Комплект инструментов и приспособлений для ручных швейных работ.

  8. Набор санитарно-гигиенического оборудования для швейной мастерской.

  9. Набор измерительных инструментов для работы с тканями.

Технические средства обучения

  1. Интерактивная доска.

  2. Компьютер.

  3. Мультимедийный проектор.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Технология (девочки)

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Рабочая программа по технологии (девочки)

Автор: Гынгазова Наталия Валерьевна

Дата: 02.05.2018

Номер свидетельства: 468230

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(74) "РАБОЧАЯ ПРОГРАММА "Технология" (девочки) "
    ["seo_title"] => string(44) "rabochaia-programma-tiekhnologhiia-dievochki"
    ["file_id"] => string(6) "110103"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyad"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1405533041"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(85) "Рабочая программа Технология (девочки) 5 класс "
    ["seo_title"] => string(53) "rabochaia-proghramma-tiekhnologhiia-dievochki-5-klass"
    ["file_id"] => string(6) "234006"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyad"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1443326606"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(117) "Рабочая программа технология 5 класс ФГОС для неделимых классов"
    ["seo_title"] => string(74) "rabochaia_proghramma_tiekhnologhiia_5_klass_fgos_dlia_niedielimykh_klassov"
    ["file_id"] => string(6) "367332"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyad"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1481202613"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(127) "Рабочая программа "Технология ведения дома" 5-8 класс ФГОС ОО (девочки) "
    ["seo_title"] => string(79) "rabochaia-proghramma-tiekhnologhiia-viedieniia-doma-5-8-klass-fgos-oo-dievochki"
    ["file_id"] => string(6) "224601"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyad"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1438948424"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(104) "Рабочая программа по технологии для неделимых 6 - 8 класс. "
    ["seo_title"] => string(65) "rabochaia-proghramma-po-tiekhnologhii-dlia-niedielimykh-6-8-klass"
    ["file_id"] => string(6) "243198"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1445666047"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства