Рабочая программа по технологии 8 класс. Направление "Технологии ведения дома."
Рабочая программа по технологии 8 класс. Направление "Технологии ведения дома."
~~Рабочая программа разработана на основе программы
Хохлова М.В., Самородский П.С., Синица Н.В., Симоненко В.Д .
Программа начального и основного общего образования.
Технология. – М.,Вентана-Граф, 2007
Рабочая программа включает разделы «Создание изделий из текстильных и поделочных материалов», «Технологии ведения дома», «Электротехнические работы". Кроме того программой предусмотрены вводный урок и раздел «Проектирование и изготовление изделий».
Раздел «Проектирование и изготовление изделий» соединен и изучается в рамках конкретного раздела, в котором и будет выполняться учебный творческий проект.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
В основной школе учебный предмет «Технология» изучается в 5-9 классах.
Программа составлена с учетом опыта трудовой и технологической деятельности, полученного учащимися при обучении в начальной школе. Программы обеспечивают преемственность содержания по основным линиям.
Обучение школьников технологии строится на основе освоения конкретных процессов преобразования и использования материалов, энергии, информации, объектов природной и социальной среды. Независимо от изучаемых технологий содержание программ по всем направлениям общеобразовательной области «Технология» предусматривает включение материала по следующим сквозным образовательным линиям:
- культура и эстетика труда;
- получение, обработка, хранение и использование информации;
- основы черчения, графики, дизайна;
- элементы домашней и прикладной экономики, предпринимательства;
- знакомство с миром профессий, выбор учащимися жизненных, профессиональных планов;
- влияние технологических процессов на окружающую среду и здоровье человека;
- проектная деятельность;
- история, перспективы и социальные последствия развития технологии и техники.
Все разделы программ содержат основные теоретические сведения, практические работы и рекомендуемые объекты труда (в обобщенном виде). При этом предполагается, что изучение материала, связанного с практическими работами, должно предваряться необходимым минимумом теоретических сведений.
Основная форма обучения — учебно-практическая деятельность учащихся. Приоритетными методами являются упражнения, лабораторно-практические, учебно-практические работы. Программой предусмотрено выполнение школьниками творческих проектов и заданий. Методически построение годового учебного плана занятий реализовано с введением в учебный процесс творческой проектной деятельности в середине учебного| года. При организации творческой или проектной деятельности учащихся сделан акцент на потребительском назначении того изделия, которое они предлагают в качестве творческой идеи.
Отличительной особенностью программы является то, что процесс создания любого изделия начинается с выполнения эскизов, зарисовок лучших образцов, составления вариантов композиций. Выполнение макетирования предваряется подбором материалов по их технологическим свойствам, цвету и фактуре поверхности, выбором художественной отделки изделия. При изготовлении изделий наряду с технологическими требованиями большое внимание уделяется эстетическим, экологическим и эргономическим требованиям. Учащиеся знакомятся с национальными традициями и особенностями культуры и быта народов России, экономическими требованиями: рациональное расходование материалов, утилизация отходов.
Разнообразие видов деятельности и материалов для работы позволяет не только расширить политехнический кругозор учащихся, но и раскрыть индивидуальные способности каждого ученика, что, безусловно, окажет благотворное влияние на дальнейшее обучение, будет способствовать осознанному выбору профессии.
В результате изучения курса технологии в основной школе учащиеся овладевают безопасными приемами работы с оборудованием, инструментами, машинами, электробытовыми приборами; получают специальные и общетехнические знания и умения в области технологии обработки пищевых продуктов, текстильных материалов, изготовления и художественного оформления швейных изделий, ведения домашнего хозяйства; знакомятся с основными профессиями лесной, деревообрабатывающей, металлургической, пищевой и легкой промышленности. В процессе реализации программы «Технология» осуществляется развитие технического и художественного мышления учащихся, творческих способностей личности, формируются экологическое мировоззрение, навыки делового общения.
Изучение технологии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
• освоениетехнологических знаний, технологической культуры на основе включения учащихся в разнообразные виды технологической деятельности по созданию личностно или общественно значимых продуктов труда;
овладение общетрудовыми и специальными умениями, необходимыми для поиска и использования технологической информации, проектирования и создания продуктов труда, ведении домашнего хозяйства, самостоятельного и осознанного определения своих жизненных и профессиональных планов; безопасными приемами труда;
развитиепознавательных интересов, технического мышления, пространственного воображения, интеллектуальных, творческих, коммуникативных и организаторских способностей;
воспитаниетрудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремленности, предприимчивости, ответственности за результаты своей деятельности, уважительного отношения людям различных профессий и результатам их труда;
получениеопыта применения политехнических и технологических знаний и умений в самостоятельной практической деятельности.
Место предмета в базисном учебном плане. Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит на этапе основного общего образования 245 ч для обязательного изучения каждого направления образовательной области «Технология», в том числе: 5,6,7,классах - 68 часов, из расчета 2 часа в неделю, в 8, 9 классах по 1ч в неделю – 34 часа.
Программа предусматривают формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. При этом приоритетными видами общеучебной деятельности для всех направлений образовательной области «Технология» на этапе основного общего образования являются:
определение адекватных способов решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов. Комбинирование известных алгоритмов деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартного применения одного из них;
творческое решение учебных и практических задач;умение мотивированно отказываться от образца, искать оптимальные решения; самостоятельное выполнение различны творческих работ; участие в проектной деятельности;
приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов. Отражение в устной или письменной форм результатов своей деятельности;
умение перефразировать мысль (объяснять иным словами), выбирать и использовать выразительные средств языка и знаковые системы (текст, таблица, схема, чертеж, технологическая карта и др.) в соответствии с коммуникативно задачей, сферой и ситуацией общения;
использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, интернет-ресурсы и др.;
овладение умениями совместной деятельности: согласование и координация деятельности с другими ее участниками; объективное оценивание своего вклада в решение общи задач коллектива;
оценивание своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей.
В результате изучения технологии ученик независимо от изучаемого раздела должен:
знать/пониматьосновные технологические понятия; назначение и технологические свойства материалов; назначения и устройство применяемых ручных инструментов, приспособлений, машин и оборудования; виды, приемы и последовательность выполнения технологических операций, влияние различных технологий обработки материалов и получения продукции на окружающую среду и здоровье человека; профессии и специальности, связанные с обработкой материалов, созданием изделий из них, получением продукции;
уметь рационально организовывать рабочее место; находить необходимую информацию в различных источниках, применять конструкторскую и технологическую документацию; составлять последовательность выполнения технологических операций для изготовления изделия или получения продукта; выбирать материалы, инструменты и оборудование для выполнения работ; выполнять технологические операции с использованием ручных инструментов, приспособлении, машин и оборудования; соблюдать требования безопасности труда и правила пользования ручными инструментами, машинами и оборудованием; осуществлять доступными средствами контроль качества изготавливаемого изделия (детали); находить и устранять допущенные дефекты; проводить разработку учебного проекта изготовления изделия или получения продукта с использованием освоенных технологий и доступных материалов; планировать работы с учетом имеющихся ресурсов и условий; распределять работу при коллективной деятельности;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: для получения технико-технологических сведений из разнообразных источников информации; организации индивидуальной и коллективной трудовой деятельности; изготовления или ремонта изделий из различных материалов; создания изделий или получения продукта с использованием ручных инструментов, машин, оборудования и приспособлений; контроля качества (наполняемых работ с применением измерительных, контрольных и разметочных инструментов; обеспечения безопасности труда; оценки затрат, необходимых для создания объекта труда или услуги; построения планов профессионального образования и трудоустройства.
Требования к уровню подготовки обучающихся 8 классов
Учащиеся должны знать/понимать:
Понятия: домашняя экономика, семья, прибыль, предпринимательская деятельность, сертификат, сертификация продукции, маркировка, этикетка, вкладыш, штрихкод, бюджет семьи, доходы и расходы, налоги, накопления, сбережения;
потребности семьи, иерархию человеческих потребностей;
требования к рациональному питанию;
варианты использования приусадебного участка;
влияние доходов с приусадебного участка на семейный бюджет;
последовательность выполнения творческого проекта;
основные и второстепенные цвета;
правила безопасности во время выполнения ручных работ;
виды энергии,
правила безопасности при выполнении электротехнических работ;
о назначении электронагревательных приборов; правила безопасной работы с ними и правила ухода за ними;
о назначении электробытовых приборов; правила эксплуатации, правила безопасной работы с ними;
правила оказания первой помощи при поражении электротоком.
Учащиеся должныуметь:
определять функции семьи в обществе и в экономическом пространстве;
классифицировать человеческие потребности и выстраивать иерархическую лестницу;
оценивать и сочетать личные потребности, планировать покупки;
разбираться в информации о товарах;
«читать» штрихкод и определять соответствие товара заданному образцу;
определять структуру семейного бюджета, разделять постоянные, переменные и непредвиденные расходы;
составлять меню взрослого человека на день, ориентироваться в соответствии со своими возможностями в ассортименте товаров общественного питания;
самостоятельно вести личную книгу доходов и расходов;
рассчитывать количество садово-огородных культур в соответствии с нормами потребления и урожайностью;
заполнять таблицу в Microsoft Excel;
подсчитывать общую стоимость заданных продуктов при помощи компьютерного калькулятора;
сохранять результаты работы на носители информации;
выбирать тему проекта, руководствуясь актуальностью проблемы;
проводить анализ творческих работ, корректировать и дорабатывать материал;
логично излагать свои мысли, убедительно доказывать преимущества своего творческого проекта;
уметь представить проект на этапе защиты;
определять количество и мощность источников света в помещении;
решать ситуационные задачи по данной теме с подробным объяснением выполняемых действий.
Иметь представление:
о том, что благополучие семьи зависит от каждого из её членов;
о цветовом круге, о нюансном и контрастном сочетании цветов
о видах вышивок
об истории развития энергетики;
о видах электрического тока;
об источниках и потребителях электрической энергии;
об устройстве ламп различных видов и их преимуществах и недостатках;
о типах электронагревательных приборов и их устройстве;
о типах электробытовых приборов и их устройстве;
о характере повреждений при поражении электрическим током;
о предупредительных знаках, обозначающих места возможного поражения.
Базовыми для программы по направлению «Технология. Обслуживающий труд» являются разделы «Создание изделий из текстильных и поделочных материалов». Программа включает также разделы «Технологии ведения дома», «Электротехнические работы. Кроме того программой предусмотрены вводный урок и раздел «Проектирование и изготовление изделий».
Раздел «Проектирование и изготовление изделий» соединен и изучается в рамках конкретного раздела, в котором и будет выполняться учебный творческий проект.
Содержание программы учебного предмета ( разделы)
Разделы программы и темы
Базовое кол-во
часов
Изменения в программе
1.
Вводный урок.
1 ч
1ч
2.
Создание изделий из текстильных и поделочных материалов
Декоративно-прикладное творчество
8 ч
10 ч
3.
Технология ведения дома
8 ч
8 ч
4.
Проектирование и изготовление изделия.
8 ч
10 ч
5.
Электротехнические работы
10 ч
4 ч
6
Резерв
1 ч
Всего: 34 ч 34 ч
Раздел «Электротехнические работы» сокращен на 6 часов, в виду того, что часть учебного материала изучается на предмете «Физика», поэтому считаю нецелесообразным дублировать учебный материал, который преподает квалифицированный учитель.
Проект выполняется в разделе « декоративно – прикладное творчество» по темам связанным с изготовлением изделия на выбор учащихся.
Приоценке выполнения практических заданий можно руководствоваться следующими критериями:
«5» - работа выполнена в заданное время, самостоятельно, с соблюдением технологической последовательности, качественно и творчески;
«4» - работа выполнена в заданное время, самостоятельно, с соблюдением технологической последовательности, при выполнении отдельных операций допущены небольшие отклонения, общий вид изделия аккуратный;
«3» - работа выполнена в заданное время, самостоятельно, с нарушением технологической последовательности, отдельные операции выполнены с отклонением от образца (если не было на то установки), изделие оформлено небрежно или не закончено в срок;
«2» - ученик самостоятельно не справился с работой, технологическая последовательность нарушена, при выполнении отдельных операций допущены большие отклонения, изделие оформлено небрежно и имеет незавершенный вид.
Тематическое планирование
№
Темы
Количество
часов
Дата
Элементы содержания
урока
Вид деятельности
учащихся
Домашнее
задание
Технология ведения дома
Семейная экономика
9 час
1
Вводное занятие.
Я и наша семья
1
1 неделя
Правила ТБ работы в кабинете. Введение в курс технологии.
Понятие «Семья». Роль семьи в государстве. Основные функции семьи.
Знать правила ТБ.
Уметь использовать их на практике
Знать функции и задачи семьи
Уметь: определять функции семьи в обществе и в экономическом пространстве;
§1
2
Предпринимательство в семье
1
2 неделя
Понятие «предпринимательская деятельность, личное предпринимательство, семейное предпринимательство.
Прибыль, лицензия, патент
Знать: виды предпринимательства, определение прибыли и патента
Уметь: составлять перечень товаров и услуг, которые могут быть источником доходов школьника
§2
3
Потребности семьи
1
3 неделя
Понятие потребность.
Виды потребностей. Пирамида потребностей. Классификация покупок, правила покупок.
Знать: потребности семьи, иерархию человеческих потребностей;
Уметь: классифицировать человеческие потребности и выстраивать иерархическую лестницу;
оценивать и сочетать личные потребности, планировать покупки;
§3
4
Информация о товарах
1
4 неделя
Понятие «информация о товарах», источники информации
О товарах и услугах. Понятие «сертификация»
Знать: источники информации о товарах и услугах, задачи и виды сертификации
Уметь: разбираться в информации о товарах
§4
5
Торговые символы, этикетки штрихкод.
1
5 неделя
Понятие «маркировка», «Этикетка». Виды торговых знаков. Штриховое кодирование и его функции.
Знать: виды торговых знаков, функции штрихкода.
Уметь:
«читать» штрихкод и определять соответствие товара заданному образцу;
§5
6
Бюджет семьи. Доходная и расходная части бюджета
1
6 неделя
Понятия «бюджет семьи, доход, расход», виды бюджета. Структура бюджета. Виды доходов и расходов.
Знать: структуру семейного бюджета, виды доходов и расходов.
Уметь: определять структуру семейного бюджета, разделять постоянные, переменные и непредвиденные расходы;
§6
7
Расходы на питание
1
7 неделя
Понятие «культура питания». Сбалансированное, рациональное
питание. Правила покупки продуктов питания в семье, домашняя расходная книга.
Знать: виды питания, требования к рациональному питанию, калорийность пищи, питательную ценность пищи.
Правила покупки продуктов питания в семье
Уметь: составлять меню взрослого человека на день, ориентироваться в соответствии со своими возможностями в ассортименте товаров общественного питания;
§7
8
Сбережения. Личный бюджет.
1
8 неделя
Способы сбережения денежных средств. Личный бюджет школьника. Учетная книга школьника
Знать: способы сбережения личных средств.
Уметь: самостоятельно вести личную книгу доходов и расходов;
§8
9
Экономика приусадебного участка
1
9 неделя
Влияние приусадебного участка на семейный бюджет. Варианты использования приусадебного участка в целях предпринимательства. Правила расчета стоимости продукции садового участка.
Знать: варианты использования приусадебного участка;
влияние доходов с приусадебного участка на семейный бюджет;
Уметь: рассчитывать количество садово-огородных культур в соответствии с нормами потребления и урожайностью;
заполнять таблицу в Microsoft Excel;
подсчитывать общую стоимость заданных продуктов при помощи компьютерного калькулятора;
§9
Создание изделий из текстильных и поделочных материалов
Декоративно-прикладное творчество
Проектирование и изготовления изделия
Всего:
10 ч
10 ч
20 час
Проектная деятельность
10
Художественное творчество
и народные ремесла
1
10 неделя
Природа творчества. Художественное творчество.
Виды народного творчества.
Знать: виды художественного творчества, особенности художественного творчества,
Архаичные технологии
Уметь: определять виды народного творчества
Запуск проекта
§10
11
Художественное творчество
и народные ремесла
1
11 неделя
История вышивания, виды вышивок, материалы и инструменты, мотивы узоров, зарисовка узоров, способы нанесения рисунка на ткань
Знать: виды вышивок, материалы и инструменты, способы нанесения рисунка на ткань
Уметь: определять вид вышивки, определять мотивы узоров, изменять размеры узоров, наносить рисунок на ткань.
Исследование и определение потребности.
Краткая формулировка задачи
§11,12
12
13
Техника владимирского шитья
2
12 неделя
13 неделя
Особенности владимирской глади. Виды швов. Выполнение элементов и вышивание узора в технике владимирского шитья
Знать: особенности владимирской глади, виды швов, технологию выполнения владимирских швов
Уметь: подбирать материалы, нитки по цвету, переводить узор на ткань, выполнять владимирские швы
Исследование и анализ возможности изготовления изделия
Составление перечня критериев
§13
14
15
Белая гладь
2
14 неделя
15 неделя
Применение и технология выполнения вышивки белой гладью, вышивание элемента узора белой гладью
Знать: отличительные особенности белой глади
Уметь: применять и выполнять вышивку в технике белая гладь
Выработка и оценка идей
§14
16
17
Атласная и штриховая гладь
2
16 неделя
17 неделя
Применение и технология выполнения вышивки атласной и штриховой гладью, вышивание элемента узора атласной и штриховой гладью
Знать: отличительные особенности атласной и штриховой глади
Уметь: применять и выполнять вышивку атласной и штриховой гладью
Планирование изготовления изделия
§15
18
19
Швы « узелки» и « рококо»
2
18 неделя
19 неделя
Применение и технология выполнения швов «узелки» и «рококо», вышивание элемента узора швами «узелки» и «рококо».
Знать: различия технологии выполнения швов «узелки» и «рококо»
Уметь: выполнять швы «узелки» и «рококо»
Оформление папки проекта
Выполнение
изделия
§16
20
21
Двусторонняя гладь
2
20 неделя
21 неделя
Виды двусторонней глади. Применение и технология вышивания двусторонней гладью, вышивание элементов узора двусторонней гладью
Знать: разновидности двусторонней глади
Уметь: применять и вышивать элементы двусторонней глади
Выполнение изделия
§17
22
23
Художественная гладь
2
22 неделя
23 неделя
Разновидности художественной глади – эффект светотени. Цветовая гамма. Применение и технология вышивания двусторонней гладью, вышивание элементов узора художественной гладью.
Знать: разновидности художественной глади, цветовую гамму
Уметь: применять и вышивать элементы двусторонней глади
Изготовление изделия.
Экономическая оценка изготовления изделия
§18
24
25
Вышивание натюрморта
2
24 неделя
25 неделя
Выбор сюжета для натюрморта.
Материалы и инструменты. Техника вышивания натюрморта. Цветовое решение натюрморта.
Знать: правила подбора рисунка для вышивания натюрморта, цветовую гамму, технику вышивания
Уметь: подбирать рисунок, цветовую гамму, выполнять основные приемы вышивания узора
Оценка изделия в соответствии с критериями Самооценка
§19
26
27
Вышивание пейзажа
2
26 неделя
27 неделя
Особенности вышивания пейзажа. Выбор сюжета для вышивания. Материалы и инструменты, подготовка к вышиванию. Техника вышивания пейзаж. Современные информационные технологии для вышивания.
Знать: правила подбора рисунка для вышивания натюрморта, цветовую гамму, технику вышивания
Уметь: подбирать рисунок, цветовую гамму, выполнять основные приемы вышивания узора
§20,21
Окончательная отделка изделия
28
29
Защита проекта
2
28 неделя
29 неделя
Презентация проектной папки и готового изделия.
Уметь оценить выполненную работу и защитить ее.
Защита проекта.
Презентация работы
Электротехнические работы
4 ч
30
Электрическая энергия
1
30 неделя
Виды энергии, общее понятие о электрическом токе, силе тока, напряжении и сопротивлении. Виды источников тока, условные графические изображения на э/схемах.
Знать: о назначении электронагревательных приборов; правила безопасной работы с ними и правила ухода за ними;
виды энергии, понятие – технический прогресс единицы измерения силы тока, напряжения, сопротивления.
Знакомство с историей изобретения ламп. Виды источников света и электрических ламп. Устройство лампы накаливания. Виды освещения. Пути экономии э/энергии.
Знать: виды источников света, устройство э/ламп. Условия выбора светильника.
Уметь подбирать мощность ламп для светильников
§40,41
§42,43
32
Бытовые электронагревательные приборы
1
32 неделя
Электронагревательные приборы, их безопасная эксплуатация. Виды плит, принцип действия, правила эксплуатации, пути экономии э/энергии.
Знать: о назначении электронагревательных приборов; правила безопасной работы с ними и правила ухода за ними;
принцип работы э/нагревательных приборов,
приборы для приготовления и подогрева пищи, обогреватели, э/утюги.
Уметь: пользоваться э/нагревательными приборами
§44,45
33
Бытовые электроприборы, облегчающие домашний труд
1
33 неделя
Назначение электробытовых приборов; правила эксплуатации, правила безопасной работы с ними
1
Знать: виды бытовых э/приборов, устройство. Назначение. Правила эксплуатации.
Уметь: пользоваться бытовыми приборами
§38
34
Резерв
1
34 неделя
Итого
34 часа
Литература.
Авторы: Хохлова М.В., Самородский П.С., Синица Н.В., Симоненко В.Д . Программа начального и основного общего образования. Технология. – М., Вентана-Граф, 2007
Примерные программы по учебным предметам. Технология. 5-9 классы. – М. Просвещение. 2010 – (Стандарты второго поколения).
Федеральный компонент государственного стандарта общего образования; Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы// Сборник нормативных документов для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования. – М., 2004
М.Б. Павлова, Дж.Питт, М.И. Гуревич, И.А.Сасова. Метод проектов в технологическом образовании школьников. /Пособие для учителя/ – М., Вентана-Граф, 2003
К.Н. Поливанова. Проектная деятельность школьников. / Пособие для учителя/М., Просвещение, 2011