Рабочая программа по внеурочной деятельности «Я познаю мир» разработана для занятий с учащимися 5-7 классов во второй половине дня в соответствии с новыми требованиями ФГОС средней ступени общего образования второго поколения. В процессе разработки программы главным ориентиром стала цель гармоничного единства личностного, познавательного, коммуникативного и социального развития учащихся, воспитание у них интереса к активному познанию истории материальной культуры и семейных традиций своего и других народов, уважительного отношения к труду.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Планируемые результаты освоения обучающимися программы курса
«Я познаю мир»
Личностные универсальные учебные действия
У обучающегося будут сформированы:
- широкая мотивационная основа художественно-творческой деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
- интерес к новым видам прикладного творчества, к новым способам самовыражения;
- устойчивый познавательный интерес к новым способам исследования технологий и материалов;
- адекватное понимания причин успешности/неуспешности творческой деятельности;
Обучающийся получит возможность для формирования:
- внутренней позиции обучающегося на уровне понимания необходимости творческой деятельности, как одного из средств самовыражения в социальной жизни;
- выраженной познавательной мотивации;
- устойчивого интереса к новым способам познания;
- адекватного понимания причин успешности/неуспешности творческой деятельности;
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- принимать и сохранять учебно-творческую задачу;
- учитывать выделенные в пособиях этапы работы;
- планировать свои действия;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
- адекватно воспринимать оценку учителя;
- различать способ и результат действия;
- вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок;
- выполнять учебные действия в материале, речи, в уме.
Обучающийся получит возможность научиться:
- проявлять познавательную инициативу;
- самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в незнакомом материале;
- преобразовывать практическую задачу в познавательную;
- самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Учащиеся смогут:
- допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи;
- учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться, приходить к общему решению;
- соблюдать корректность в высказываниях;
- задавать вопросы по существу;
- использовать речь для регуляции своего действия;
- контролировать действия партнера;
Обучающийся получит возможность научиться:
- учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
- с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
- владеть монологической и диалогической формой речи.
- осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественно-творческой задачи с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;
- использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных и творческих задач и представления их результатов;
- высказываться в устной и письменной форме;
- анализировать объекты, выделять главное;
- осуществлять синтез (целое из частей);
- проводить сравнение, классификацию по разным критериям;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- строить рассуждения об объекте;
- обобщать (выделять класс объектов по какому-либо признаку);
- подводить под понятие;
- устанавливать аналогии;
- Проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы.
Обучающийся получит возможность научиться:
- осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
- использованию методов и приёмов художественно-творческой деятельности в основном учебном процессе и повседневной жизни.
В результате занятий по предложенной программе учащиеся получат возможность:
- Расширить знания и представления о традиционных и современных материалах для прикладного творчества;
- Познакомиться с историей происхождения материала, с его современными видами и областями применения;
- Познакомиться с новыми технологическими приемами обработки различных материалов;
- Использовать ранее изученные приемы в новых комбинациях и сочетаниях;
- Познакомиться с новыми инструментами для обработки материалов или с новыми функциями уже известных инструментов;
- Создавать полезные и практичные изделия, осуществляя помощь своей семье;
- Совершенствовать навыки трудовой деятельности в коллективе: умение общаться со сверстниками и со старшими, умение оказывать помощь другим, принимать различные роли, оценивать деятельность окружающих и свою собственную;
- Оказывать посильную помощь в дизайне и оформлении класса, школы, своего жилища;
- Достичь оптимального для каждого уровня развития;
- Сформировать систему универсальных учебных действий;
- Сформировать навыки работы с информацией.
Содержание программы курса
Содержание работы курса имеет практико-ориентированную направленность. Однако выполнение практических работ и изготовление изделий не являются самоцелью. Практическая деятельность рассматривается как средство развития социально значимых личностных качеств учащихся
Учебно-тематический план
Тема
Количество часов
1 год обучения
2 год обучения
3 год обучения
1
Декоративно-прикладное творчество
8
8
8
2
Моделирование с элементами дизайна
8
8
8
3
Цветоводство и основы флористики и дизайна
9
9
9
4
Кулинария
10
10
10
Количество часов
35
35
35
Содержание курса внеурочной деятельности.
5 класс
1 Декоративно-прикладное творчество. (8 часов).
Исторический экскурс, от старины до современных тенденций. ТБ при работе с инструментами, оборудованием и материалами. Язык общения. Глоссарий. Материалы и фурнитура правила выбора, признаки качества и экономический аспект. Презентация. Выставка.
2 Моделирование с элементами дизайна (8 часов).
Материал выбор и предпочтение. "Карманная" энциклопедия. 3 секрета от Коко Шанель. ТБ при работе с инструментами, оборудованием и материалами. Форма, размер предназначение. Карманный этикет, "А что у вас в кармашке".
3 Цветоводство и основы флористики и дизайна (9 часов).
Зеленые пришельцы или как растения пришли в наш дом. Знакомые незнакомцы -названия комнатных растений. Растения в доме - календарь основных работ по комнатному цветоводству. Уход за комнатными растениями. Условные обозначения для комнатных растений. Дневник цветовода. Правила выбора растения - дороже не всегда лучше. Цветочный этикет. "Солнце" на подоконнике или 10 секретов освещения растений.
4 Кулинария (10 часов).
Скажи что ты ешь или мифы и сказки о правильном питании"."Цветные" овощи кулинарный светофор". Бутербродный этикет - как правильно есть бутерброд. Бутербродная география от гамбургера до "крок мадам". 10 чашек чая, чайные предпочтения в различных странах. Русские традиционные напитки. "От полбы до гурьевской каши". "Божий дар или яичница" искусство приготовления блюд из яиц. "Карвинг - просто и очень просто" выбор инструмента, ТБ при работе, выбор овощей и фруктов. "Сервировочный поединок" правила сервировки принятые у нас.
6 класс
1 Декоративно-прикладное творчество. (8 часов).
Изонить или нитяная графика. История и особенности. Основные приемы вышивания , полное закрытие фигуры, сквозные отверстия в фигуре. Вышивание в круге. Выбор и подготовка художественного рисунка в вышивании. ТБ при работе с инструментами, оборудованием и материалами. Вышивание художественного рисунка по индивидуальному проекту. Приемы оформления работ. Рамка своими руками. Индивидуальное художественное оформление работы - от идеи до шедевра.
2 Моделирование с элементами дизайна (8 часов).
Русская душа или взгляд в глубь веков. "Большая родня древней туники". Разработка модели платья на основе ночной сорочки. Разработка модели халата на основе ночной сорочки. Моделирование блузки на основе выкройки ночной сорочки. Модные элементы декора - кокетка, погончики, рюш, волан. Обработка пояса с прокладкой, обработка шлевки.
3 Цветоводство и основы флористики и дизайна (9 часов).
Особенности декоративнолистных и декоративноцветущих комнатных растений. Правила выбора растения, покупки и транспортировки. Типы ёмкостей. Температурный и световой режим. Правила полива и подкормки растений. Особенности пересадки и перевалки растений. Создание кактусницы. «Огород на подоконнике». выращивание пищевых растений от укропа до пачсоя. "Зеленые витамины" круглый год.
4 Кулинария (10 часов).
Секреты рыбной кухни названия, отличия блюд разных стран. Скрытые вопросы и ответы. "Уха по кержацки" - рыбные особенности Южного Урала. Морепродукты. "Особенности национально холодца". Рецепты по-уральски. "Тефтельки и Карлсон" виртуальное приготовление блюда. "Блюда из курицы - от бульона до тапаки". "Секреты приготовления мяса на природе". "Ода окрошке, кефир или квас, все за и против" "Обеденный этикет". "Идем в гости" правила и обычаи в разных странах.
7 класс
1 Декоративно-прикладное творчество. (8 часов).
Атласные ленты. Выбор, цветовая палитра, качество. ТБ при работе с инструментами, оборудованием и материалами. Вышивание лентами, закрепление ленты в игле. Прямой или изогнутый стежок, проработка различных вариантов. Ленточный стежок - "бант". Шов - "шнурок", "сетка", "рококо", "паутинка". Цветы из атласных лент "роза", "хризантема","лютик", "гвоздика". Оформление из атласных лент "конфетка", "платочек".Уход за изделиями из атласных лент.
2 Моделирование с элементами дизайна (8 часов).
"Юбки и блузки в женском гардеробе одинаково нужны" правила выбора. Стили и особенности носки. Снятие мерок. Особенности построения основы юбки для нестандартных типов фигур. Моделирование на основе прямой юбки. Компьютерный дизайн. Индивидуальность и стиль - дополнительные элементы на юбке - карманы, клапаны, отделочные элементы. Юбка-брюки. Особенности построения выкройки. Рекомендации носки и ухода за изделием. "Классика на все времена" моделирование на основе классических брюк."Сам закройщик, сам портной" подготовительные работы.
3 Цветоводство и основы флористики и дизайна (9 часов).
Флористика цветочная сказка. Флористика и ее направления, национальные предпочтения. "От цветка до листка" формы растительного материала. Инструменты ТБ при работе с режущим инструментом. Материалы и фурнитура. Законы композиции правила оформления флористических композиций и панно. Основы цветоведения "правило 5 нет". Виды цветочных произведений. "Букетная фантазия"."Цветочный разговор" - когда слова не нужны.
4 Кулинария (10 часов).
Особенности блюд из жидкого теста -"Блинная фантазия или масленица каждый день"."Блинок да оладушек". Выбор оборудования - правильная сковорода шаг к успеху. "Поход в магазин - молочная продукция выбор, маркировка, расшифровка, срок годности". "Сгущенное молоко - сказки и быль"."Слоеное тесто - своими руками или покупное?". "Сколько вешать в граммах?" меры объема и веса от Руси до наших дней. "Кулинарные шедевры из слоеного теста" блиц-дегустация. "Песочное тесто - это элементарно или 10 шагов к успеху". "Внимание сладкий стол". "Чайная церемония. Правила, традиции, особенности".
Учебно-тематический план.
5 класс
№
Тема занятия
Кол-во
часов
1 Декоративно-прикладное творчество. (8 часов).
1
«Своя земля и в горсти мила».
1
2
Лоскутное шитье или пэчворк?
1
3
«Бабушкин сундучок».
1
4
Страны и пэчворк.
1
5
«Ловушка для идей»
1
6
Открытка к празднику.
1
7
Открытка к празднику.
1
8
«Волшебная иголка».
1
2 Моделирование с элементами дизайна (8 часов).
1
"Карманный этикет"
1
2
Дизайнерское решение - авторский карман - цвет, фасон, мода.
1
3
Карман с обтачкой на лицевую сторону.
1
4
Карман со встречной складкой.
1
5
Карман с художественной отделкой (аппликация).
1
6
Карман с художественной отделкой (вышивка).
1
7
"Мой карман" - защита изделия.
1
8
Особенности настрачивания карманов.
1
3 Цветоводство и основы флористики и дизайна (9 часов).
1
Как растения пришли в наш дом
1
2
Названия комнатных растений
1
3
Родовое и видовое понятия.
1
4
Календарь основных работ по комнатному цветоводству.
1
5
Уход за комнатными растениями
1
6
Условные обозначения комнатных растений
1
7
Правила выбора растения.
1
8
Цветочный этикет
1
9
"Солнце на подоконнике".
1
4 Кулинария (10 часов).
1
"Мифы и сказки о правильном питании"
1
2
"Цветные" овощи кулинарный светофор"
1
3
"Бутербродный этикет"
1
4
"Бутербродная география"
1
5
"10 чашек чая"
1
6
Русские традиционные напитки.
1
7
"От полбы до гурьевской каши"
1
8
"Божий дар или яичница"
1
9
"Карвинг - просто и очень просто"
1
10
"Сервировочный поединок"
1
6 класс
№
Тема занятия
Кол-во
часов
1 Декоративно-прикладное творчество. (8 часов).
1
Изонить, основные приемы вышивания , полное закрытие фигуры.
1
2
Изонить, основные приемы вышивания , сквозные отверстия в фигуре.
1
3
Вышивание в круге.
1
4
Подготовка художественного рисунка в вышивании.
1
5
Вышивание художественного рисунка по индивидуальному проекту.
1
6
Вышивание художественного рисунка по индивидуальному проекту.
1
7
Приемы оформления работ. Рамка своими руками.
1
8
Индивидуальное художественное оформление работы.
1
2 Моделирование с элементами дизайна (8 часов).
1
"Большая родня древней туники"
1
2
Разработка модели платья на основе ночной сорочки.
1
3
Разработка модели платья на основе ночной сорочки.
1
4
Разработка модели халата на основе ночной сорочки.
1
5
Моделирование блузки на основе выкройки ночной сорочки.
1
6
Модные элементы - кокетка, погончики.
1
7
Модные элементы - рюш, волан.
1
8
Обработка пояса с прокладкой, обработка шлевки.
3 Цветоводство и основы флористики и дизайна (9 часов).
1
Декоративнолистные комнатные растения.
1
2
Декоративноцветущие комнатные растения.
1
3
Правила выбора растения, покупки и транспортировки.
1
4
Типы ёмкостей.
1
5
Температурный и световой режим.
1
6
Правила полива и подкормки растений.
1
7
Особенности пересадки и перевалки растений.
1
8
Создание кактусницы.
1
9
«Огород на подоконнике». выращивание пищевых растений
1
4 Кулинария (10 часов).
1
"Золотая рыбка" названия, отличия. Скрытые вопросы и ответы.