Планируемые результаты освоения учебного предмета «Технология» Раздел, тема | Личностные | Метапредметные | Предметные | Рукоделие Материаловедение Машиноведение Технология обработки ткани Утилизация отходов швейного производства Уход за одеждой Кулинария Культура дома Гигиена | учиться и трудиться для удовлетворения текущих и перспективных потребностей; Развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности; Самооценка умственных и физических способностей; Осознание необходимости общественного полезного труда; Бережное отношение к природным и хозяйственным ресурсам; Готовность к рациональному ведению домашнего хозяйства. | творческих работ по созданию технических изделий; Использование дополнительной информации при проектировании и создании объектов; Соблюдение норм и правил культуры труда; Соблюдение норм и правил безопасности познавательно-трудовой деятельности и созидательного труда. | В познавательной сфере: Рациональное использование учебной и дополнительной информации для проектирования и создания объектов труда; Распознавание видов, назначения материалов, инструментов и оборудования, применяемого в технологических процессах; Владение кодами и методами чтения и способами графического представления технической, технологической и инструктивной информации; Применение общенаучных знаний по предметам естественно-математического цикла в процессе подготовки и осуществления технологических процессов для обоснования и аргументации рациональности деятельности. В трудовой сфере: Планирование технологического процесса и процесса труда; Подбор материалов с учетом характера объекта труда и технологии; Проведение необходимых опытов и исследований при подборе сырья, материалов и проектирования объектов труда; Подбор инструментов и оборудования с учетом требований технологии | 2.Содержание учебного предмета Введение Технологии творческой и опытнической деятельности» (2ч) Тема: Вводный инструктаж по технике безопасности, правилам поведения в кабинете «Технология» Основные теоретические сведения. Цель и задачи изучения предмета в 5 классе. Содержание предмета. Последовательность его изучения. Санитарно-гигиенические требования при работе в школьных мастерских. Организация учебного процесса. Понятие о творческой проектной деятельности, индивидуальных и коллективных творческих проектах. Цель и задачи проектной деятельности в 5 классе. Составные части годового творческого проекта пятиклассников. Тема: «Приготовление воскресного завтрака для всей семьи» Основные теоретические сведения. Этапы выполнения проекта. Поисковый (подготовительный) этап: выбор темы проекта, обоснование, формулирование требований. Разработка нескольких вариантов и выбор наилучшего. Технологический этап: разработка конструкции и технология изготовления, подбор материалов и инструментов, организация рабочего места, изготовление изделия с соблюдением правил безопасной работы, подсчет затрат на изготовление. Заключительный (аналитический) этап: окончательный контроль готового изделия. Испытание изделия. Анализ того, что получилось, а что нет. Защита проекта. Практические работы. Творческий проект по разделу «Кулинария». Составление портфолио и разработка электронной презентации. Презентация и защита проекта. Оформление интерьера. Электротехника. Технологии творческой и опытнической деятельности (6 часов) Тема: Интерьер кухни, столовой (2ч) Основные теоретические сведения. Понятие об интерьере. Требования к интерьеру: эргономические, санитарно-гигиенические, эстетические. Создание интерьера кухни с учетом запросов и потребностей семьи и санитарно-гигиенических требований. Практические работы. Планировка кухни. Планировка кухни. Разделение кухни на зону приготовления пищи (рабочая зона) и зону приема пищи (зона столовая). Оборудование кухни. Использование современных материалов в отделке кухни. Декоративное оформление. Современные стили в оформлении кухни. Проектирование кухни с помощью ПК. Тема: Бытовые электроприборы (2ч) Основные теоретические сведения. Общие сведения о видах, принципе действия и правилах эксплуатации бытовых электроприборов на кухне: бытового холодильника, микроволновой печи (СВЧ), посудомоечной машины. Практические работы. Изучение потребности электрических приборов на кухне. Тема: Творческий проект «Оформление интерьера» (2ч) Планировка кухни. Разделение кухни на зону приготовления пищи (рабочая зона) и зону приема пищи (зона столовая). Оборудование кухни. Использование современных материалов в отделке кухни. Декоративное оформление. Современные стили в оформлении кухни. Проектирование кухни с помощью ПК. Раздел: «Кулинария» (16ч) Тема: Санитария и гигиена на кухне (1ч) Основные теоретические сведения. Санитарно-гигиенические требования к лицам, приготовляющим пищу, к приготовлению пищи, хранению продуктов и готовых блюд. Необходимый набор посуды для приготовления пищи. Правила и последовательность мытья посуды. Уход за поверхностью стен и пола. Современные моющие и чистящие средства для ухода за посудой, поверхностью стен и пола. Безопасные приемы на кухне. Правила безопасной работы с газовыми плитами, электронагревательными приборами, горячей посудой и жидкостью, ножом и приспособлениями. Оказание первой помощи при ожогах и порезах. Тема: Физиология питания (1 ч) Основные теоретические сведения. Понятие как физиологическая потребность. Пищевые (питательные) вещества. Значение белков, жиров, углеводов для жизнедеятельности человека. Пищевая пирамида. Роль витаминов, минеральных веществ и воды в обмене веществ, их содержание в пищевых продуктах. Первая помощь при отравлениях. Режим питания. Лабораторная работа: определение качества питьевой воды. Тема: Бутерброды и горячие напитки (2 ч) Основные теоретические сведения Продукты, употребляемые для приготовления бутербродов. Значение хлеба в питании человека. Профессия пекарь. Виды бутербродов. Технология приготовления бутербродов. Инструменты и приспособления для нарезки продуктов. Требования к качеству готовых бутербродов, условия и сроки их хранения. Подача бутербродов. Виды горячих напитков (чай, кофе, какао, горячий шоколад). Правила хранения чая, кофе, какао. Сорта чая, их вкусовые достоинства и способы заваривания. Сорта кофе и какао. Устройства для размола зерен кофе. Технология приготовления кофе и какао. Требования к качеству готовых напитков. Практические работы. Приготовление бутербродов. Тема: Блюда из круп, бобовых и макаронных изделий (2 ч) Основные теоретические сведения Виды круп, бобовых и макаронных изделий, применяемых в питании человека. Подготовка продуктов к приготовлению блюд. Посуда для приготовления блюд. Технология приготовления крупяных рассыпчатых, вязких и жидких каш. Требования к качеству каши. Применение бобовых в кулинарии. Подготовка их к варке, время варки. Технология приготовления блюд из макаронных изделий. Подача готовых блюд. Практическая работа. Приготовление блюд из макаронных изделий и круп. Тема: Приготовление блюд из овощей и фруктов (4 ч) Основные теоретические сведения пищевая (питательная) ценность овощей и фруктов. Содержание в них витаминов, минеральных солей. Виды овощей, используемых в кулинарии. Влияние экологии окружающей среды на качество овощей. Методы определения качества овощей. Определение количества нитратов в овощах с помощью измерительных приборов, в химических лабораториях, при помощи бумажных индикаторов в домашних условиях. Назначение, правила и санитарные условия механической кулинарной обработки овощей. Назначение и кулинарное использование различных форм нарезки овощей. Инструменты и приспособления для нарезки овощей. Правила обработки, обеспечивающие сохранение цвета овощей и содержания в них витаминов. Использование салатов в качестве самостоятельных блюд и дополнительных гарниров к мясным и рыбным блюдам. Технология приготовления салатов из сырых овощей. Оформление салатов продуктами, входящими в состав салатов и имеющими яркую окраску, и листьями зелени. Требования к качеству и оформлению готовых блюд. Практические работы Приготовление блюд из овощей и фруктов. Тема: Блюда из яиц (2 ч) Основные теоретические сведения Значение яиц в питании человека. Использование яиц в кулинарии. Меры предосторожности при работе с яйцами. Способы определения свежести яиц. Технология приготовления блюд из яиц. Приспособления для взбивания. Способы варки куриных яиц: всмятку, в «мешочек», вкрутую. Подача вареных яиц. Жарение яиц: приготовление яичницы-глазуньи, омлета натурального. Подача готовых блюд. Лабораторная работа Определение свежести яиц. Практическая работа: Приготовление блюд из яиц. Тема: «Приготовление завтрака. Сервировка стола» (2ч.) Тема : Творческий проект; «Приготовление воскресного завтрака для всей семьи» (4ч.) Основные теоретические сведения. Этапы выполнения проекта. Поисковый (подготовительный) этап: выбор темы проекта, обоснование, формулирование требований. Разработка нескольких вариантов и выбор наилучшего. Технологический этап: разработка конструкции и технология изготовления, подбор материалов и инструментов, организация рабочего места, изготовление изделия с соблюдением правил безопасной работы, подсчет затрат на изготовление. Заключительный (аналитический) этап: окончательный контроль готового изделия. Анализ того, что получилось, а что нет. Защита проекта. Раздел: «Создание изделий из текстильных материалов» (26ч) Тема: Свойства текстильных материалов из волокон растительного происхождения (2ч) Основные теоретические сведения. Классификация текстильных волокон. Способы получения натуральных волокон растительного происхождения. Изготовление нитей и тканей в условиях прядильного, ткацкого и отделочного современного производства и в домашних условиях. Основная и уточная нити в ткани. Ткацкие переплетения: полотняное, саржевое и атласное. Лицевая и изнаночная стороны ткани. Лабораторные работы. Определение направления долевой нити в ткани. Определение лицевой и изнаночной сторон в ткани. Тема: Текстильные материалы и их свойства (2ч) Основные теоретические сведения. Общие свойства текстильных материалов: физические, эргономические, эстетические, технологические. Виды и свойства текстильных материалов из волокон растительного происхождения: хлопчатобумажных и льняных тканей, ниток, тесьмы, лент. Профессии оператор прядильного производства, ткач. Лабораторная работа. Изучение свойств тканей из хлопка и льна. Тема Швейные ручные работы (4ч) Основные теоретические сведения. Понятие о стежке, строчке, шве. Инструменты и приспособления для ручных работ. Требования к выполнению ручных работ. Правила выполнения прямого стежка. Способы переноса линий выкройки на детали кроя: с помощью резца-колесика, прямыми стежками, с помощью булавок. Основные операции при ручных работах: предохранение срезов от осыпания – ручное обметывание; временное соединение деталей – сметывание; временное закрепление подогнутого края – заметывание (с открытым и закрытым срезами). Практическая работа. Изготовление образцов ручных работ Тема: Основы машиноведения (4ч.) Тема: Швейная машина(2ч) Основные теоретические сведения. Современная бытовая швейная машина с электрическим приводом. Основные узлы швейной машины. Организация рабочего места для выполнения машинных работ. Подготовка швейной машины к работе: намотка нижней нитки на шпульку, заправка верхней и нижней ниток, выведение нижней нитки наверх. Приемы работы на швейной машине: начало работы, поворот строчки под углом, закрепление машинной строчки в начале и конце работы, окончание работы. Неполадки, связанные с неправильной заправкой ниток. Назначение и правила использования регулирующих механизмов: переключателя вида строчек, регулятора длины стежка, клавиши шитья назад. Правила безопасной работы на швейной машине. Практическая работа. Упражнение в шитье на швейной машине, не заправленной нитками. Заправка швейной машины нитками. Упражнение в шитье на швейной машине, заправленной нитками. Исследование работы регулирующих механизмов швейной машины. Тема: Основные операции при машинной обработке изделия (2ч) Основные теоретические сведения. Требования к выполнению машинных работ. Предохранение срезов от осыпания – обметывание. Постоянное соединение деталей – стачивание. Постоянное закрепление подогнутого края – застрачивание. Удаление строчки временного назначения. Практическая работа. Изготовление образцов машинных работ. Упражнение в выполнении закрепок. Тема: Конструирование швейных изделий (2ч) Основные теоретические сведения. Определение размеров швейного изделия. Расположение конструктивных линий фигуры. Снятие мерок. Практическая работа. Снятие мерок. Тема: Построение чертежа(2ч) Основные теоретические сведения. Понятие о чертеже и выкройке швейного изделия. Инструменты и приспособления для изготовления выкройки. Особенности построения выкроек салфетки, фартука, прямой юбки с кулиской на резинке. Подготовка выкройки к раскрою. Копирование готовой выкройки. Правила безопасной работы ножницами. Практическая работа. Построение чертежа изделия. Подготовка выкройки проектного изделия к раскрою. Тема: Раскрой швейного изделия (2ч) Основные теоретические сведения .Подготовка ткани к раскрою. Раскладка выкроек на ткани с учетом направления долевой нити. Особенности раскладки выкроек в зависимости от ширины ткани и направления рисунка. Инструменты и приспособления для раскроя. Обмеловка выкройки с учетом припусков на швы. Выкраивание деталей швейного изделия. Критерии качества кроя. Правила безопасной работы портновскими булавками, швейными иглами и ножницами. Профессия закройщик. Практическая работа. Раскрой изделия. . Тема: Машинные швы (2ч) Основные теоретические сведения.Классификация машинных швов: соединительных (стачной шов вразутюжку и стачной шов взаутюжку) и краевых (шов вподгибку с открытым срезом и шов вподгибку с открытым обметанным срезом, шов вподгибку с закрытым срезом). Практическая работа. Изготовление образцов машинных швов. Тема: Влажно-тепловая обработка ткани(2ч) Основные теоретические сведения. Оборудование для влажно-тепловой обработки ткани. Правила выполнения влажно-тепловых работ. Основные операции влажно-тепловой обработки: приутюживание, разутюживание, заутюживание. Практическая работа. Проведение влажно-тепловых работ. Тема: Технология изготовления швейного изделия(2ч) Основные теоретические сведения. Последовательность изготовления швейных изделий. Технология пошива салфетки, фартука, юбки. Обработка накладных карманов. Обработка кулиски под мягкий пояс (в фартуке), резинку (в юбке). Профессия портной. Практическая работа. Обработка проектного изделия. «Технологии творческой и опытнической деятельности» (4ч) Тема: «Наряд для завтрака» Основные теоретические сведения. Этапы выполнения проекта. Поисковый (подготовительный) этап: выбор темы проекта, обоснование, формулирование требований. Разработка нескольких вариантов и выбор наилучшего. Технологический этап: разработка конструкции и технология изготовления, подбор материалов и инструментов, организация рабочего места, изготовление изделия с соблюдением правил безопасной работы, подсчет затрат на изготовление. Заключительный (аналитический) этап: окончательный контроль готового изделия. Испытание изделия. Анализ того, что получилось, а что нет. Защита проекта. Практические работы. Творческий проект по разделу «Создание изделий из текстильных материалов». Составление портфолио и разработка электронной презентации. Презентация и защита проекта. Раздел: «Художественные ремесла» (8ч) Тема: Декоративно-прикладное искусство Ремёсла на Дону. (2ч) Основные теоретические сведения .Понятие «декоративно-прикладное искусство». Традиционные и современные виды декоративно-прикладного искусства России: узорное ткачество, вышивка, кружевоплетение, вязание, роспись по дереву, роспись по ткани, ковроткачество. Знакомство с творчеством народных умельцев своего края. Приемы украшения праздничной одежды в старину: отделка изделий вышивкой, тесьмой; изготовление сувениров к праздникам. Профессия художник декоративно-прикладного искусства и народных промыслов. Практическая работа. Зарисовка наиболее интересных образцов рукоделия. Тема: Основы композиции при создании предметов декоративно-прикладного искусства (2ч) Основные теоретические сведения. Понятие композиции. Правила, приемы и средства композиции. Статичная и динамичная, ритмическая и пластическая композиция. Симметрия и асимметрия. Фактура, текстура и колорит в композиции. Тема: Лоскутное шитье(2ч) Основные теоретические сведения. Краткие сведения из истории создания изделий из лоскутков. Возможности лоскутной пластики, ее связь с направлениями современной моды. Традиционные узоры в лоскутном шитье: «спираль», «изба» и др. Практическая работа. Разработка узоров для лоскутного изделия. Тема: Технология изготовления лоскутного изделия(2ч) Основные теоретические сведения. Материалы для лоскутного шитья, подготовка их к работе. Инструменты и приспособления. Лоскутное шитье по шаблонам: изготовление шаблонов из плотного картона, выкраивание деталей, создание лоскутного верха (соединение деталей между собой). Аппликация и стежка (выстегивание) в лоскутном шитье. Технология соединения лоскутного верха с подкладкой и прокладкой. Обработка срезов лоскутного изделия. «Технологии творческой и опытнической деятельности» (4ч) Тема: «Лоскутное изделие для кухни-столовой» (4ч) Основные теоретические сведения. Этапы выполнения проекта. Поисковый (подготовительный) этап: выбор темы проекта, обоснование, формулирование требований. Разработка нескольких вариантов и выбор наилучшего. Технологический этап: разработка конструкции и технология изготовления, подбор материалов и инструментов, организация рабочего места, изготовление изделия с соблюдением правил безопасной работы, подсчет затрат на изготовление. Заключительный (аналитический) этап: окончательный контроль готового изделия. Испытание изделия. Анализ того, что получилось, а что нет. Защита проекта. Резерв (2ч) Практические работы. Творческий проект по разделу «Художественные ремесла». Составление портфолио и разработка электронной презентации. Презентация и защита проекта При планировании необходимо уделять внимание текущему и итоговому контролю, применяя различные формы (тесты, карточки, кроссворды и т.д.), знанию и соблюдению правил техники безопасности и электробезопасности, 70 % учебного времени обводится на практические занятия, остальное на освоение теоретических знаний и обучения и средства обучения готовятся к каждому уроку. Региональный компонент реализуется через уроки декоративно-прикладного творчества: «Лоскутное шитье», «Вышивка» Для повышения образовательного уровня и получения навыков по практическому использованию полученных знаний программой добавлены казачий компонент, религиоведческий, электронно-образовательные ресурсы. Электронные презентации до 15% от изучаемого материала. |