Просмотр содержимого документа
«Программа "Народная кукла"»
Рабочая программа
курса внеурочной деятельности
по общекультурному направлению
«Народная кукла»
1 класс
Срок реализации программы: 2017 год.
Составители:
Сысоева В. О.,
Тамбов 2017г.
СОДЕРЖАНИЕ
I
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
II
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
III
ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
IV
ОПИСАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРОВ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
V
РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА
VI
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ КУРСА
VII
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ И ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
VIII
МАТЕРИАЛЬНО ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Пояснительная записка
Программа курса внеурочной деятельности разработана на основе: требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования; программы формирования универсальных учебных действий (ФГОС, п. 19.5) и направлена на обеспечение достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.
Актуальность программы: среди множества факторов, обуславливающих развитие детей младшего школьного возраста, наиболее мощным является культура. В процессе продуктивной творческой деятельности, присвоения ценностей культуры, у ребёнка появляются и развиваются творческое воображение, коммуникативные навыки, способность принимать позицию другого человека, основы его будущего становления в обществе. В этом процессе ребёнок и взрослый совместными усилиями превращают исторический опыт человечества в систему открытых проблем, которые подлежат специфическому осмыслению со стороны ребёнка. Чем раньше ребёнок почувствует свои корни, «корни памяти», тем охотнее он будет обращаться к дальнейшему опыту и знаниям людей, живших в далёкие времена, научится чтить память своих предков.
Игрушки – важнейшие составляющие любой культуры. Игрушка – культурное орудие, посредством которого в «свёрнутой форме» передаётся состояние современной культуры. С помощью игрушки ребёнку передаётся сама суть человеческих отношений и сложное мироустроение. Игрушки – носитель сакральных ценностей, родовой информации. Одной из наиболее любимых игрушек всегда была кукла.
Кукла – первая среди игрушек. Она известна с глубокой древности, оставаясь вечно юной. На неё не влияет время, она по-прежнему находит свой путь к сердцам детей и взрослых. Кукла не рождается сама, её создаёт человек. Являясь частью культуры всего человечества, кукла сохраняет в своём облике самобытность и
характерные черты создающего её народа. В этом главная ценность традиционной народной куклы.
Наиболее распространенной игрушкой в России еще в первые десятилетия ХХ века была тряпичная кукла. Она известна с глубокой древности. Она проста, но в этой простоте таится великая загадка.
Тряпичная кукла в старину играла большую роль:
- она была участницей многих праздников и обрядов
- являлась символом счастья, добра, благополучия, продолжения рода;
- была оберегом;
- в игре ребенок приобщался к культуре своего народа. В нем формировались черты матери, хранительницы очага, мастерицы;
- самодельная кукла дает большие возможности для творческой самореализации и развития личности ребенка, развития фантазии.
В наше время изготовление игрушки не потеряло своей значимости:
- сам процесс изготовления приносит радость;
- работа с мягким (теплым) материалом дает ощущение тепла, нежности;
- при изготовлении игрушки развивается мелкая моторика пальцев,
что связано с развитием мышления, происходит массаж рук (развитие речи);
- изготовив игрушку, ребенок играет с ней (кормит, укладывает спать, разговаривает, т.е. осваивает различные социальные роли);
- застенчивый, имеющий комплексы ребенок в игре часто заменяет куклой себя.
Таким образом, кукла выполняет коррекционную функцию.
Данная программа направлена на возрождение традиций изготовления народной куклы и приобщению учащихся к народным истокам кукольного мира, развитие творческих способностей, художественного вкуса, создание условий для самореализации личности ребенка.
Программа вводит ребенка в удивительный мир народной культуры, творчества, дает возможность поверить в себя, в свои способности. В содержании широко раскрывается художественный образ куклы, слова, связь народной художественной культуры с духовными ценностями. Осуществляется развитие творческого опыта учащихся в процессе собственной художественно-творческой активности.
Цель:приобщить учащихся к истокам русской культуры, национальным традициям через знакомство с традиционной тряпичной куклой.
Задачи программы:
Обучающая: изучить народные традиции, связанные с историей русской тряпичной куклы, научить работать с тканью при создании выразительных образов.
Развивающая: способствовать развитию ручной умелости, конструктивных умений, творчества и способности к преобразованию материалов.
Воспитательная: на народных традициях воспитывать чувство уважения к обычаям нашего народа, интерес к народно-прикладному творчеству.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ
Программа «Народная кукла» разработана на четыре года занятий и рассчитана на поэтапное освоение материала на занятиях во внеурочной деятельности.
Основной формой работы являются учебные занятия. На занятиях предусматриваются следующие формы организации учебной деятельности: индивидуальная, коллективное творчество.
В процессе реализации программы используются разнообразные методы и приёмы обучения: словесные (беседа, диалог и рассказ педагога, обсуждение), наглядные (наблюдение, показ), практические (работа с тканью, нитками, моделирование), игровые.
На протяжении курса обучения, дети знакомятся: с историей народной куклы; с разновидностями обереговых, обрядовых и игровых моделей кукол; с элементами народного костюма; с обычаями и традициями народа; а так же изготавливают разные виды тряпичных кукол.
Дети учатся аккуратности, экономии материалов, точности исполнения работ, качественной обработке изделия. Особое внимание уделяется технике безопасности при работе с необходимыми инструментами.
Процесс усвоения учебного материала основывается на соблюдении
основополагающих дидактических принципов:
наглядности;
системности;
доступности предлагаемого материала;
перехода от простого к сложному;
индивидуального подхода.
Система отслеживания и оценивания результатов обучения детей проходит через участие их в выставках, конкурсах, массовых мероприятиях.
Выставочная деятельность является важным итоговым этапом занятий.
Выставки могут быть:
однодневные - проводится в конце каждого задания с целью обсуждения;
постоянные - проводятся в помещении, где работают дети;
тематические - по итогом изучения разделов, тем.
итоговые – в конце года организуется выставка практических работ учащихся, организуется обсуждение выставки с участием педагогов, родителей, гостей.
Занятия по программе «Народная кукла» могут посещать все желающие на основе принципа добровольности и свободы выбора детей.
Освоение детьми программы «Народная кукла» направлено на достижение комплекса результатов в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта.
МЕСТО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Программа рассчитана на 1 год обучения, по одному часу в неделю. За год 34 часа.
ОПИСАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРОВ СОДЕРЖАНИЯ КУРСА
Данная программа имеет общекультурную направленность.
Народное творчество является наиболее понятным для большинства детей, обладает необходимой эмоциональностью, привлекательностью, эффективностью.
Занятия художественной практической деятельностью по данной программе решают не только задачи художественного воспитания через народное искусство, но и развивают интеллектуально-творческий потенциал ребенка. В силу того, что каждый ребенок является неповторимой индивидуальностью со своими психофизиологическими особенностями и эмоциональными предпочтениями, необходимо предоставить ему как можно более полный арсенал средств самореализации. Освоение множества технологических приёмов при работе с разнообразными материалами в условиях простора для свободного творчества помогает детям познать и развить собственные возможности и способности, создаёт условия для развития инициативности, изобретательности, гибкости мышления. Кроме того, работа над изготовлением человеческих фигурок из ткани развивает пространственное воображение и творческие способности, прекрасно корректирует недостатки памяти и внимания у детей, умение сравнивать и найти отличия между двумя и более объектами, восстанавливать по памяти ранее увиденное.
Важное направление в содержании программы уделяется духовно-нравственному воспитанию младшего школьника. На уровне предметного содержания создаются условия для воспитания:
патриотизма: через активное познание истории материальной культуры и традиций своего народа;
трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни (привитие уважительного отношения к труду, формирование трудовых навыков и умений самостоятельного конструирования и моделирования изделий, развитие навыков творческого оформления результатов своего труда);
ценностного отношения к прекрасному, формирования представлений об эстетических ценностях (знакомство обучающихся с художественно-ценными примерами материального мира, восприятие красоты природы, эстетическая выразительность предметов рукотворного мира, эстетика труд);
ценностное отношение к здоровью, освоение приемов безопасной работы с ножницами, иглами, тканью; понимание детьми необходимости применения экологически чистых материалов.
Знания и умения, которые должны быть получены обучающимися по окончании курса
Должны знать:
Правила организации рабочего места.
Технику безопасности при работе с колющими, режущими инструментами и нагревательными приборами.
Правила безопасного труда и личной гигиены при работе с различными материалами.
Название и назначение инструментов и приспособлений ручного труда.
Классификацию тряпичных кукол, материалы, используемые для их изготовления и историю возникновения кукол;
Технологию изготовления разных видов тряпичных кукол.
Должны уметь:
Правильно организовать свое рабочее место.
Пользоваться инструментами ручного труда, применяя приобретенные навыки на практике.
Работать с электронагревательными приборами.
Выполнять правила техники безопасности.
Приобрести навыки работы по изготовлению кукол из ткани.
Соблюдать последовательность работ при изготовлении разных видов тряпичных кукол.
Самостоятельно изготавливать изученные в программе виды кукол.
В процессе работы ориентироваться на качество изделий.
Сотрудничать со своими сверстниками, оказывать товарищу помощь, проявлять самостоятельность.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА
Планируемые результаты освоения обучающимися программы
«Народная кукла»
Личностные результаты:
Формирование чувства гордости за культуру, искусство своего народа.
Формирование уважительного отношения к культуре и искусству других народов, живущих по соседству.
Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях.
Развитие умения не создавать конфликтов и находить выход из спорной ситуации.
Формирование установки на безопасный труд.
Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, на основе представлений о нравственных нормах, свободе.
Формирование эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии.
Метапредметные результаты:
Формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
Формирование умений видеть и воспринимать проявления художественной культуры в окружающей жизни.
Формирование способности оценивать результаты художественно-творческой деятельности, собственной и одноклассников.
Формирование умения организовывать самостоятельную художественно-творческую деятельность, выбирать средства для реализации художественного замысла.
Формирование общаться с искусством, в частности с народным искусством, участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств крестьянского искусства.
Предметные результаты:
Понимание значения народного декоративно-прикладного искусства в жизни человека и общества.
Понимания взаимосвязи народного декоративно-прикладного искусства с литературой, музыкой и историей русского народа.
Формирование умения различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и свое отношение к выполняемому изделию.
Проявление устойчивого интереса к художественным традициям своего и других народов.
Формирование способности высказывать суждения о художественных особенностях изделий.
Формирование умения выбирать и использовать различные материалы для передачи замысла в собственной художественной деятельности.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Введение. Куклы из бабушкиного сундука
Введение.Что мы знаем о куклах. Куклы из бабушкиного сундука.
История тряпичной куклы и её назначение.
Демонстрация выставки изделий, фотоматериалов, методической литературы.
Назначение инструментов, приспособлений и материалов, используемых в работе. Правила безопасности труда. Организация рабочего места.
Раздел 1. Куклы материнства и детства.
Беседа о детских возрастных куклах. Их назначение. Показ образцов.
Кувадки
Рассказ о куклах Кувадки. Демонстрация образцов.
Пеленашка
Кукла Пеленашка. Показ образцов.
Кукла Кормилка
Беседа о кукле Кормилка. Показ образцов.
Раздел 2. Игровая кукла
Кто делал первую куклу для ребёнка. Почему у куклы не было лица. Знакомство с игровыми куклами. Демонстрация кукольных образцов.
Кукла Бабочка
Назначение куклы Бабочка. Загадки. Показ образцов.
Кукла Девочка
Назначение кукол. Показ образцов.
Торохкольце – кукла – погремушка
Назначение куклы Торохкольце. Показ образцов.
Раздел 3. Осенние куклы
Рассказ об осенних праздниках на Руси. Осенние обрядовые куклы. Фотоматериал.
Крупеничка
Знакомство с куклой Крупеничка. Их назначение. Сказка о Крупеничке.
Показ образцов. Фотоматериал.
Раздел 4. Зимние куклы
Знакомство с традициями встречи Нового года на Руси. Рассказ о Рождестве, колядках. История кукол Ангел, Колокольчик, Благополучница, Коляда. Показ образцов и фотоматериала.
Ангел
Беседа о кукле Ангел.
Раздел 5. Весенние куклы
Рассказ об обычаях встречи весны нашими предками. Весенние обрядовые куклы. Разучивание закличек про весну.
Мартинички
Демонстрация образцов. Различные варианты техники изготовления.
● Экскурсия в музей
Кукла Веснянка
Куклу Веснянку дарили со словами: «Чтобы день ото дня молодеть и хорошеть». Поэтому это подарок мамам, девочкам. Игровая кукла.
Раздел 6. Изготовление куклы.
● выбор образа куклы
● рисунок желаемой куклы
● подготовка основы
● подбор материала
● изготовление формы куклы
● подготовка выкроек
● пошив подъюбника
● пошив юбки
● изготовление рукавов и верхней части платья
● вязка узоров (кружева)
● нашив узоров на платье
● редактирование кукол учителем
● подготовка к выставке
● выставка кукол
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1 класс
№
п/п
Содержание тем
Количество
часов
Характеристика деятельности учащихся
1.
Введение.
4
Слушают, отвечают и задают вопросы. Рассматривают образцы кукол, фотоматериалы. Знакомятся с правилами безопасности труда и организацией рабочего места.
Куклы из бабушкиного сундука
1
Слушают, отвечают и задают вопросы. Рассматривают образцы кукол, фотоматериалы.
2.
Демонстрация кукол
1
Слушание, рассматривание, постановка вопросов, подготовка материала, изготовление куклы по образцу.
Правила техники безопасности. Инструменты для работ
1
Слушание, рассматривание, постановка вопросов, подготовка материала, изготовление куклы по образцу.
Раздел 1. Куклы материнства и детства
4
Отвечают на вопросы и ставят свои, рассматривают образцы, готовят материал для изготовления.
Изготавливают куклу по образцу.
Кувадки
1
Отвечают на вопросы и ставят свои, рассматривают образцы, готовят материал для изготовления.
Изготавливают куклу по образцу.
3.
4.
5.
Раздел 2. Игровая кукла
4
Рассматривание. Отвечают и задают вопросы. Выполняют куклу по образцу
Кукла Бабочка
1
Рассматривание.
Отвечают и задают вопросы. Выполняют куклу по образцу
Кукла Девочка
1
Рассматривание.
Отвечают и задают вопросы. Выполняют куклу по образцу
Торохкольце – кукла - погремушка
1
Рассматривание.
Отвечают и задают вопросы. Выполняют куклу по образцу
Раздел 3. Осенние куклы
2
Рассматривание.
Отвечают и задают вопросы. Выполняют куклу по образцу
Крупеничка
1
Рассматривают. Выполняют куклу по образцу
Раздел 4. Зимние куклы
2
Рассматривают, подводят итоги.
6.
Ангел
1
Слушают рассказ об осенних обрядовых куклах, отвечают и задают вопросы. Рассматривают фотоматериал.
Раздел 5. Весенние куклы
4
Рассматривают. Отвечают и задают вопросы. Выполняют куклу по образцу
7.
Мартинички
1
Слушают, отвечают на вопросы. Выполняют куклу по образцу.
Экскурсия в музей
1
Рассматривают,
слушают, отвечают на вопросы
Кукла Веснянка
1
Слушают, отвечают на вопросы. Выполняют куклу по образцу.
Раздел 6. Изготовление куклы
15
Рассматривают. Слушают.
Выбор образа куклы
1
Предлагают свои варианты.
Рисунок желаемой куклы
1
Создание эскиза
Подготовка основы
1
Подготавливают основу к работе. Слушают.
Подбор материала
1
Рассматривают, слушают, готовят материал для изготовления, планируют последовательность выполнения и выполняют куклу по образцу.
Изготовление формы куклы
1
Создание формы куклы.
Подготовка выкроек
1
Измеряют, делают выкроеки.
Пошив подъюбника
1
Начала работы по эскизу.
Пошив юбки
1
Работа по эскизу.
Изготовление рукавов и верхней части платья
1
Работа по эскизу.
Вязка узоров (кружева)
1
Подбор узора, придумывание подходящих узоров.
Нашив узоров на платье
1
Завершение работы над образом куклы.
Редактирование кукол учителем
Выставка кукол
1
1
Исправление недочетов.
Подведение итогов. Оценивание.
Итого:
15
МАТЕРИАЛЬНО – ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Наименование объектов и средств материально – технического обеспечения
Примечание
кабинет
оборудование класса
ученические столы
ученические стулья
шкафы для хранения материалов
Вязальный крючок
ножницы
для работы с тканью
иглы
для ручной работы
материалы
ткань
бязь, ситец (белая, красная, цветная в мелкий рисунок, или без него)
3. Котова И.Н., Котова А.С. «Русские обряды и традиции. Народная кукла»
4. Н. В. Шайдурова «Традиционная тряпичная кукла»
В книгах рассказывается об истории русской народной тряпичной куклы. Схемы и рисунки помогают сделать кукол своими руками. Благодаря данной литературе появилась уникальная возможность приобщиться к народной культуре, научиться древнему искусству - своими руками создавать кукольные образы. Книги адресованы родителям и воспитателям детских садов, учителям по труду в школах - всем, кто жаждет создавать произведения кукольного искусства.