kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Технологическая карта урока "Кукольное представление как традиция народного праздника"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Представлена технологическая карта урока "Кукольное представление как традиция  народного праздника"  для обучающихся  9 класса по программе Т.Я.Шпикаловой "Изобразительное искусство". Данная разработка окажется полезной для учителей преподающих предмет ИЗО в 9 классах по ФКГОС. Технологическая карта уроков №14-15  поможет учителю спланировать и провести уроки по ознакомлению обучающихся с традициями кукольных представлений и обучению школьников  изготовлению  куклы в народном стиле.  Тип и вид куклы каждый учитель волен выбирать самостоятельно, исходя из  материалов, находящихся в распоряжении обучающихся. Мастер-классы по  изготовлению народной куклы можно найти в интернете. Это могут быть тряпичные куклы,  куклы, изготовленные из природных материалов,  нетрадиционных материалов, бросовых или комбинированных. Я предлагала обучающимся  изготовить куклу с использованием верхней части пластиковой бутылки в качестве основы куклы, текстильных материалов, остатков шерстянойпряжи и  металлического колокольчика Так как данные уроки являются одними из завершающих учебный год, данную куклу-колокольчик  выпускники-девятиклассники могут использовать в качестве  подарков-сувениров на "Последнем звонке" или выпускном  балу.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока "Кукольное представление как традиция народного праздника" »

№ урока

Класс/ дата

Тема

Кукольное представление как традиция народного праздника


14-15


Задание

выполнение куклы в народном костюме

Цели, задачи урока

Знакомство с искусством кукольного театра

Обучающие:

Познакомить с типами кукольных театров и видами театральной куклы. Дать понятие о конструкции и декоре театральных кукол. Дать понятие об образности куклы: роли костюма, передаче этнических черт в лице, костюме и прическе. Познакомить с приемами изготовления куклы.

Развивающие:

Развивать конструктивно-художественные навыки обучающихся. Развивать творческую фантазию, воображение.

Воспитывающие:

Воспитывать художественный вкус, основы культуры, нравственно-эстетическое восприятие мира, уважение к искусству театра, художественной культуре разных народов..

Содержание

1. Организация класса. Проверка готовности к уроку.

2. Введение в тему урока. Беседа с просмотром презентации. Кукольный театр располагает целым комплексом средств: художественные образы-персонажи, оформление, слово и музыка. В отличие от телевизионных передач и мультипликационных фильмов, кукла реально зрима в трехмерном пространстве и материально ощутима, присутствует рядом, ее можно потрогать.

Искусство оживления кукол очень древнее, история его огромна, география очень широка.

Истоки Театра кукол - в языческих обрядах, играх с овеществленными символами богов, олицетворявших непознанные силы природы. Исторически он связан с развитием древнейших форм сценической культуры. Как правило, этот театр отличался традиционностью сюжетов, приёмов исполнения, наличием постоянных героев. Представления Театр кукол в большинстве стран складывались из религиозно-мистериальных зрелищ. В Древнем Египте (16 в. до н. э.) -- это мистерия об Осирисе и Исиде, в Древней Индии и Китае -- культовые представления. Упоминание о театральных куклах встречается у Геродота, Ксенофонта, Аристотеля, Горация, Марка Аврелия, Апулея и др. С 11 в. в церквах и монастырях устраивались представления, в которых куклы использовались как средство инсценировки евангельских сцен, главным персонажем их стала дева Мария. Название Марион (Marion, Marionett) осталось в романо-германских языках как обозначение вообще театральной куклы, в славянских языках -- куклы на нитках. Изгнанный впоследствии из внутренних помещений церкви на паперть, Театр кукол обосновался затем на площадях и ярмарках, подвергаясь преследованиям инквизиции. Несмотря на запреты, в его представлениях усиливался антицерковный, антифеодальный элемент. К концу 16 в. в Италии сформировался народно-сатирический Театр кукол с главным героем Пульчинеллой. Наследуя традиции ателлановой комедии (см. Ателлана), близкий по духу комедии дель арте, он распространился в Европе. В 17 в. аналогичный бесцензурный Театр кукол утвердился во Франции (главный герой -- Полишинель), Англии (Панч), Германии (Гансвурст, впоследствии -- Кашперле), Голландии (Пикельгеринг), Бельгии (Вольтье), Польше (Копленяк), Румынии (Василаке), Чехословакии (Кашпарек), в России (Петрушка). Особым образом шло развитие театра кукол у народов Азии и Ближнего Востока (индонезийский ваянг, японский дзёрури, индийский, китайский и др.). В 1-ю четверть 20 в. создавались профессиональные Театры кукол для детей и для взрослых, которые и по сей день пользуются широкой популярностью. Главное действующее лицо такого театра -кукла. Куклы бывают размером от нескольких сантиметров до двойного человеческого роста. Наиболее известные виды кукол: перчаточные (разновидность - пальчиковые); тростевые; марионетки; плоские (используются в теневом театре); автоматы (механические). В современном кукольном театре широко распространен и т.н. «живой план», когда актер управляет куклой открыто, на глазах у зрителей, порой - вступая во взаимодействие с ней. В таком театре особенно распространен прием, когда в качестве куклы выступает любой предмет - от бытовой вещи до специально изготовленного объекта - который изображает одушевленный персонаж и управляется актером. (Анализ и обсуждение увиденного) .


Какой ребёнок не мечтал хотя бы однажды, чтобы его любимые игрушки, ставшие лучшими друзьями, ожили и заговорили? Чтобы они смогли разомкнуть темницу своей статичности, рассказать о себе, стать настоящими партнерами по играм? О тряпичной мягкой кукле, которую можно "оживить" с помощью руки и "одушевить" силой своих эмоциональных переживаний. Тряпичные куклы были широко распространены на Руси. В древности славяне к ним относились вполне серьезно. Куклы были основными оберегами, каждая из них выполняла свои «обязанности». Большинство отождествлялось с образом женских божеств. Тряпичных кукол- оберегов бытовало великое множество (Зернушка, Богатька, Капустка, Кормилка, Куватка, Подорожница, Пеленашка, Колокольчик и мн.др.)






В кукле важно все: конструкция, декор, образность. Особое внимание уделяется костюму. Детали костюма , а также его цветовой строй несут особую, символическую нагрузку. Вот например кукла-колокольчик. Колокольчик - кукла добрых вестей. Родина этой куклы – Валдай. У куклы три юбки. Счастье складывается тоже из трех частей. Если телу хорошо, душе радостно, дух спокоен, то человек вполне счастлив. Эта куколка – веселая, задорная, приносит в дом радость и веселье. Это оберег хорошего настроения. Даря колокольчик, человек желает своему другу получать только хорошие известия и поддерживает в нем радостное и веселое настроение. Сегодня мы с вами начнем работу по изготовлению такой куклы. Но сначала немного отдохнем.

3. Динамическая пауза.

4. Мастер-класс по изготовлению куклы.

5. Целевой обход учителя: проверка правильной организации рабочего места, правильной работы над заданием, осанки, корректировка ошибок, поощрение.

6. На уроке № 15- продолжение работы над заданием.

7. Итоги уроков. При подведении итогов организуется просмотр работ учеников, анализируются их достоинства. Проводится отбор наиболее удачных, выразительных работ.

9. Домашнее задание.

10. Уборка рабочих мест.


Материалы

по выбору обучающихся в соответствии с замыслом.

Зрительный ряд

Презентация по теме урока, изображения театральных кукол разных народов мира, народная кукла России

Домашнее задание

Урок №14- Продолжить работу

Урок №15 - Закончить куклу




















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: ИЗО

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс

Автор: Салахова Надежда Сергеевна

Дата: 24.06.2014

Номер свидетельства: 108253

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства