Цели, задачи урока | Знакомство с искусством кукольного театра Обучающие: Познакомить с типами кукольных театров и видами театральной куклы. Дать понятие о конструкции и декоре театральных кукол. Дать понятие об образности куклы: роли костюма, передаче этнических черт в лице, костюме и прическе. Познакомить с приемами изготовления куклы. Развивающие: Развивать конструктивно-художественные навыки обучающихся. Развивать творческую фантазию, воображение. Воспитывающие: Воспитывать художественный вкус, основы культуры, нравственно-эстетическое восприятие мира, уважение к искусству театра, художественной культуре разных народов.. |
Содержание | 1. Организация класса. Проверка готовности к уроку. 2. Введение в тему урока. Беседа с просмотром презентации. Кукольный театр располагает целым комплексом средств: художественные образы-персонажи, оформление, слово и музыка. В отличие от телевизионных передач и мультипликационных фильмов, кукла реально зрима в трехмерном пространстве и материально ощутима, присутствует рядом, ее можно потрогать. Искусство оживления кукол очень древнее, история его огромна, география очень широка. Истоки Театра кукол - в языческих обрядах, играх с овеществленными символами богов, олицетворявших непознанные силы природы. Исторически он связан с развитием древнейших форм сценической культуры. Как правило, этот театр отличался традиционностью сюжетов, приёмов исполнения, наличием постоянных героев. Представления Театр кукол в большинстве стран складывались из религиозно-мистериальных зрелищ. В Древнем Египте (16 в. до н. э.) -- это мистерия об Осирисе и Исиде, в Древней Индии и Китае -- культовые представления. Упоминание о театральных куклах встречается у Геродота, Ксенофонта, Аристотеля, Горация, Марка Аврелия, Апулея и др. С 11 в. в церквах и монастырях устраивались представления, в которых куклы использовались как средство инсценировки евангельских сцен, главным персонажем их стала дева Мария. Название Марион (Marion, Marionett) осталось в романо-германских языках как обозначение вообще театральной куклы, в славянских языках -- куклы на нитках. Изгнанный впоследствии из внутренних помещений церкви на паперть, Театр кукол обосновался затем на площадях и ярмарках, подвергаясь преследованиям инквизиции. Несмотря на запреты, в его представлениях усиливался антицерковный, антифеодальный элемент. К концу 16 в. в Италии сформировался народно-сатирический Театр кукол с главным героем Пульчинеллой. Наследуя традиции ателлановой комедии (см. Ателлана), близкий по духу комедии дель арте, он распространился в Европе. В 17 в. аналогичный бесцензурный Театр кукол утвердился во Франции (главный герой -- Полишинель), Англии (Панч), Германии (Гансвурст, впоследствии -- Кашперле), Голландии (Пикельгеринг), Бельгии (Вольтье), Польше (Копленяк), Румынии (Василаке), Чехословакии (Кашпарек), в России (Петрушка). Особым образом шло развитие театра кукол у народов Азии и Ближнего Востока (индонезийский ваянг, японский дзёрури, индийский, китайский и др.). В 1-ю четверть 20 в. создавались профессиональные Театры кукол для детей и для взрослых, которые и по сей день пользуются широкой популярностью. Главное действующее лицо такого театра -кукла. Куклы бывают размером от нескольких сантиметров до двойного человеческого роста. Наиболее известные виды кукол: перчаточные (разновидность - пальчиковые); тростевые; марионетки; плоские (используются в теневом театре); автоматы (механические). В современном кукольном театре широко распространен и т.н. «живой план», когда актер управляет куклой открыто, на глазах у зрителей, порой - вступая во взаимодействие с ней. В таком театре особенно распространен прием, когда в качестве куклы выступает любой предмет - от бытовой вещи до специально изготовленного объекта - который изображает одушевленный персонаж и управляется актером. (Анализ и обсуждение увиденного) . Какой ребёнок не мечтал хотя бы однажды, чтобы его любимые игрушки, ставшие лучшими друзьями, ожили и заговорили? Чтобы они смогли разомкнуть темницу своей статичности, рассказать о себе, стать настоящими партнерами по играм? О тряпичной мягкой кукле, которую можно "оживить" с помощью руки и "одушевить" силой своих эмоциональных переживаний. Тряпичные куклы были широко распространены на Руси. В древности славяне к ним относились вполне серьезно. Куклы были основными оберегами, каждая из них выполняла свои «обязанности». Большинство отождествлялось с образом женских божеств. Тряпичных кукол- оберегов бытовало великое множество (Зернушка, Богатька, Капустка, Кормилка, Куватка, Подорожница, Пеленашка, Колокольчик и мн.др.) |
| В кукле важно все: конструкция, декор, образность. Особое внимание уделяется костюму. Детали костюма , а также его цветовой строй несут особую, символическую нагрузку. Вот например кукла-колокольчик. Колокольчик - кукла добрых вестей. Родина этой куклы – Валдай. У куклы три юбки. Счастье складывается тоже из трех частей. Если телу хорошо, душе радостно, дух спокоен, то человек вполне счастлив. Эта куколка – веселая, задорная, приносит в дом радость и веселье. Это оберег хорошего настроения. Даря колокольчик, человек желает своему другу получать только хорошие известия и поддерживает в нем радостное и веселое настроение. Сегодня мы с вами начнем работу по изготовлению такой куклы. Но сначала немного отдохнем. 3. Динамическая пауза. 4. Мастер-класс по изготовлению куклы. 5. Целевой обход учителя: проверка правильной организации рабочего места, правильной работы над заданием, осанки, корректировка ошибок, поощрение. 6. На уроке № 15- продолжение работы над заданием. 7. Итоги уроков. При подведении итогов организуется просмотр работ учеников, анализируются их достоинства. Проводится отбор наиболее удачных, выразительных работ. 9. Домашнее задание. 10. Уборка рабочих мест. |