kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Программа дополнительного образования "Акварелька"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Настоящая программа имеет художественную направленность и ориентирована на приобщение детей к декоративно-прикладному творчеству – бисероплетению, лепке из глины, папье-маше, теста, лоскутной технике, изготовлению традиционной народной куклы. 

Учащиеся  узнают правила техники безопасности  с острыми и режущими  инструментами и учатся пользоваться ими.

На занятиях бисероплетением  дети приобретают навыки быстрого счета, развивают тонкую координацию  движений.

Овладение  различными приёмами лепки   развивает образное мышление , расширяется сенсорный опыт.

На занятиях приобретаются способности к синтезу и анализу: сравниваются свойства различных материалов, на основе их делаются выводы  о их использовании и сочетании.

В изготовлении традиционной куклы развиваются мышцы тонкой моторики: завязывание узелков развивает соотносительные движения рук. Развивается глазомер.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Программа дополнительного образования "Акварелька" »



Оглавление.


  1. Оглавление…………………………………………………………….…...1

  2. Информационная карта……………………………………………….…...2

  3. Пояснительная записка……………………………………………………5

  4. Содержание программы……………………………………………….…..7

  5. Календарный учебный график…………………………………………...13

  6. Учебный план……………………………………………………………..14

  7. Рабочая программа………………………………………….…………….16

  8. Методические материалы……………………………………………...…21

  9. Оценочные материалы……………………………………………………24

  10. Список литературы……………………………………………………….34



Информационная карта



Название программы

Дополнительная общеобразовательная

(общеразвивающая) программа

декоративно-прикладного творчества «Акварелька»

Разработчик программы

Сергеева Наталья Юрьевна

педагог дополнительного

образования 1 кв. кат.

Цель и задачи программа

Цель программы – обучение детей основам изобразительной грамоты и декоративно-прикладного творчества и их активное творческое развитие с учетом индивидуальности каждого ребенка посредством занятий изобразительной деятельностью и декоративно-прикладным творчеством.

Задачи:

Обучающая:

  • обучить технологиям работы с бисером, глиной, соленым тестом, папье-маше, параллельно развивая мелкую моторику у детей;

  • создавать необычные, оригинальные изделия декоративно - прикладного творчества на основе коллективного труда с учетом индивидуальных особенностей коллектива;

  • воспитывать вкус ребенка, преподавая основы цветоведения, формообразование.

Развивающая:

  • развивать творческую фантазию на основе знаний истории, знакомства с изделиями декоративно-прикладного искусства

  • развивать образное восприятие и эмоциональную отзывчивость к произведениям искусства;

  • формировать устойчивый интерес к традиционным и современным видам декоративно-прикладного творчества.


Воспитательная:

  • формировать у детей устойчивый интерес к искусству и занятиям декоративно –прикладным творчеством.

  • воспитывать личностные качества: упорство в достижении цели,ответственность,креативность, содействующие освоению содержания программы.

  • Формировать патриотические чувства посредством ознакомления с духовной культурой русского народа( праздники , традиции)

Краткая аннотация содержания программы

Программа «Акварелька» разработана для обучения, воспитания и расширения кругозора развития творческих способностей учащихся в декоративно – прикладном творчестве с учетом современных условий жизни, дизайна, быта семьи, посредством овладения мастерством бисероплетения, лепки из папье- маше ,глины, изготовления традиционной тряпичной куклы, декорирования изделий .


Сроки выполнения программы

Срок реализации программы 2 года

Ожидаемые конечные результаты реализации программы

1.Раскрытие творческого потенциала

2. Приобретение новых знаний, умений, навыков в декоративно – прикладном творчестве: знать материалы для бисероплетения , уметь читать схему по плетению, знать материалы для лепки : папье-маше ,глину, знать и уметь лепить конструктивным и скульптурным способом , способом налепа, знать материалы для декорирования: растительные , текстильные материалы , фурнитуру и способы соединения, знать основные виды тканей .

3.Приобретение начальных знаний в области цветоведения ,композиции.

4.Иметь представление об основных праздниках России, традициях.

Система организации управления реализации программы и контроля над ее исполнением

Выставки, тестовая система, 10-ти бальная система оценки по шкале определения внешнего вида изделия, качества исполнения, композиционного решения.



Пояснительная записка

Актуальность программы

Настоящая программа имеет художественную направленность и ориентирована на приобщение детей к декоративно-прикладному творчеству – бисероплетению, лепке из глины, папье-маше, теста , лоскутной технике, изготовлению традиционной народной куклы.

Учащиеся узнают правила техники безопасности с острыми и режущими инструментами и учатся пользоваться ими.

На занятиях бисероплетением дети приобретают навыки быстрого счета , развивают тонкую координацию движений.

Овладение различными приёмами лепки развивает образное мышление , расширяется сенсорный опыт .

На занятиях приобретаются способности к синтезу и анализу: сравниваются свойства различных материалов, на основе их делаются выводы о их использовании и сочетании.

В изготовлении традиционной куклы развиваются мышцы тонкой моторики: завязывание узелков развивает соотносительные движения рук. Развивается глазомер.

Новизна программы заключается в том, что она нацелена на достижение ребёнком такого уровня, который позволит ему создавать изделия декоративно –прикладного творчества , используя различные материалы : ткань, бисер , глину, папье-маше ,тесто и различные способы соединения . Самобытной (отнести к новизне) делает программу такая форма обучения, как сотворчество ученика и педагога. Для этого используется индивидуально-групповая форма занятия и форма творческой мастерской. В индивидуально-групповой форме дети, прослушав беседу и получив задание, выполняют его каждый по-своему самостоятельно на занятии и дома. Как правило, упор делается на практические работы, которые строятся от простого, к сложному и могут быть как учебными, так и творческими.

При нынешней загруженности детей в школе, огромном информационном потоке, обрушивающемся на ребенка, заинтересовать и научить рукоделию (труду) довольно сложно. Поэтому упор и делается первоначально на использование простых техник, дающих ребёнку ощутимый результат. Помощь педагога оказывается необходима при последующем переходе к более сложным изделиям.

А посредством подготовки к праздникам – изготовления подарков и проведения народных игр дети приобщаются к традиционной культуре русского народа и к его духовному наследию.Программа включает в себя традиционные виды творчества : лепку жбанниковской свистульки , традиционной тряпичной куклы с современными видами творчества: папье-маше , лепка из соленого теста и позволяет их сочетать с разными декоративными материалами, что развивает в детях понимание связи прошлого с современностью.

















Содержание программы

Цель программы – обучение детей основам изобразительной грамоты и декоративно-прикладного творчества и их активное творческое развитие с учетом индивидуальности каждого ребенка посредством занятий декоративно-прикладным творчеством .

Задачи:

Обучающая:

– обучить технологиям работы с бисером, глиной, соленым тестом, папье-маше, тканью, параллельно развивая мелкую моторику у детей;

- создавать необычные, оригинальные изделия декоративно - прикладного творчества на основе коллективного труда с учетом индивидуальных особенностей коллектива.

- учить организовывать рабочее место .

-научить применять умения лепить конструктивным , скульптурным методом , методом налепа и создавать новые формы из лепных материалов : глины, папье-маше, солёного теста.

- научить плести параллельным способом, плести с «крестиком» , «цветочком».

- научить выбирать и готовить ткань для лоскутной техники.

- учить законам цветоведения и использовать в работе с тканями , бисером, в окрашивании глиняных изделий , изделий из папье–маше, солёного теста.

Развивающая:

– на основе знаний истории, знакомства с изделиями декоративно-прикладного искусства способствовать развитию творчества и созданию детьми предметов декоративно-прикладного искусства;

- развивать образное восприятие и эмоциональную отзывчивость к произведениям искусства.

- формировать вкус ребенка, преподавая основы цветоведения: родственные и контрастные цвета на основе цветового спектра.

- развивать тонкую координацию движений, мышцы мелкой моторики.

- развивать аналитические способности и синтез.

Воспитательная:

– формировать уважительное отношение к искусству и занятиям декоративно –прикладного творчества.

- воспитывать любовь к традиционным видам декоративно – прикладного творчества.

- приобщать к культуре национальных праздников .

- воспитывать дружеские отношения в коллективе .

- воспитывать личностные качества: упорство в достижении цели, аккуратность .




















1 год обучения.

Первый раздел – изучение цветоведения , холодные и теплые цвета, контрастные и родственные цвета. Цветовой спектр. Изготовление из цветной бумаги спектра .

Второй раздел - бисероплетение, где детям необходимо освоить умение быстрого счета , закрепление математических знаний (прибавлять и убавлять). Дети научатся плести простую цепочку, с подвеской, параллельным способом , читать схемы для плетения плоскостных фигурок .

Третий раздел - лепка. Знакомство с материалом: глиной, способами лепки. Научить лепить традиционную свистульку, небольшие изделия из глины, знать конструктивный и скульптурный способ лепки. Папье-маше , тесто для папье-маше. Особенности лепки : метод налепа. Лепка изделий для праздников: Рождества , Пасхи.

Четвертый раздел- работа с тканью, где дети получат знание о текстильных материалах, грунтованном текстиле.

Пятый раздел - декорирование ,материалы , способы соединения.

2 год обучения.

Бисероплетение : плетение параллельным способом цветов , стеблей и листочков ( букет для мамы).Плетение цепочки в « крестик», «цветочки». Использование различных материалов в плетении: бусины, рубка ,стеклярус.

Лепка из теста . Свойства , особенности, рецептура . Цветное тесто , способы окрашивания .Декорирование изделий из теста .Лепка панно , подсвечника.

Лоскутная техника. Выбор тканей, подготовка к работе , шаблоны ,выбор рисунка . Подготовка и соединение деталей . Панно из лоскутных деталей . Обучение шитью иголкой .

Подготовка к выставкам .

Программа рассчитана на 2 года обучения, начиная с 6-8-летнего возраста и старше по 4 часа в неделю: 2 раза по 2 часа . И в первый, и во второй год обучения, дети знакомятся с изделиями старинных и современных мастеров по фотографиям, альбомам, книгам, посещая музеи и выставки, а также знакомясь с имеющимся методическим фондом.

Объединение посещают дети младшего школьного возраста, для которых характерно наглядно- образное мышление, поэтому наглядный метод показа, по образцу , играет главную роль. Процессы возбуждения преобладают над процессами торможения, поэтому ручной пассивный труд необходимо совмещать с подвижными играми, созданием игровых ситуаций. Важным аспектом в обучении является индивидуальный подход к детям, так как каждый имеет свою скорость восприятия учебного материала и выполнения задания.

Виды занятий :учебное занятие в мастерской ,выставка ,игра- путешествие, игра-сказка, праздник, эксперимент.

В работе с детьми младшего возраста - метод игры ,словесный метод , метод практической работы ,использование на занятиях предметов искусства: показ изделий декоративно-прикладного творчества ,активных форм познавательной деятельности являются ведущими .

Место проведения занятий - специально оборудованный класс с достаточным освещением. Образцы тканей, образцы изделий из глины , солёного теста ,папье-маше для ознакомления ,таблицы с цветовым спектром и сочетаниями разных цветов для развития цветовосприятия .

Для работы с тканью необходимые инструменты и оборудование: утюг, ножницы ,линейки ,кисти для грунтования, иглы в игольнице , булавки.

Для работы с лепными материалами: клеёнка, стеки , декоративные штампы для отпечатывания , скалка , баночки для воды , ёмкости для глины ,солёного теста ,папье-маше .

Для работы с бисером: ткань для бисера , игольница со спец иглами для бисера , емкости для различных видов бисера.


Ожидаемые результаты и способы их проверки.

По окончанию 1-го года обучения по программе учащиеся должны знать:

  • основные понятия курса;

  • плоские и объемные изделия из бисера;

  • скульптурный и конструктивный метод лепки;

  • основные виды бисера;

  • лепные материалы, их свойства;

  • знать понятие – ритм;

  • оборудование, инструменты и материалы,

используемые в бисероплетении и лепке;

  • Знать особенности тканей : натуральные и искусственные;

  • Уметь завязывать узлы ;

  • Знать родственные и контрастные цвета ;

  • Знать основные праздники и традиции русского народа;

Учащиеся должны уметь:

  • готовить рабочее место для бисероплетения и лепки,

работы с тканью;

  • плетение из бисера «параллельное», «кирпичное»,

«цепочка с подвеской», «двойная цепочка»;

  • применять правила техники безопасности в работе

с проволокой, булавками, ножницами;

  • читать схему и плести по ней;

  • сделать тесто из папье-маше;

  • лепить жбанниковскую свистульку , подсвечник ;





По окончанию 2-го года обучения по программе учащиеся должны знать:

  • различия материалов : бумаги ,текстиля , глины, папье-маше, соленого теста , бисера.

  • Знать способы окрашивание теста : натуральными средствами и гуашью .

  • технологию выполнения декоративных работ методом налепа, скульптурным и конструктивным методом.

  • уметь декорировать работу, используя фурнитуру и способы соединения .

Учащиеся должны уметь:

  • владеть приемами оформления работы фурнитурой, использовать разные виды крепления: проволока, клей, малярный скотч;

  • владеть разными методами лепки: налепа, конструктивным, скульптурным.

  • Уметь окрасить тесто.

  • Уметь лепить и сушить из глины и папье-маше, солёного теста .

  • Уметь грунтовать ткань , крахмалить .

  • Уметь пользоваться электроутюгом , знать технику безопасности .

  • Уметь подготовить ткань для лоскутной техники , вырезать по шаблону

  • Уметь плести с « крестиком» , «цветочком».





































































































































































































































































































Методические материалы программы


Для оценки эффективности работы по программе используется проверка ЗУНов, в объединении в течение года – это обязательное условие результативного образовательного процесса.

Виды контроля

Внутренний

Уровни контроля:

-входной (определение начального уровня);

-промежуточный (по окончании темы), где проверяется как обучающийся усвоил данный материал;

-итоговый (усвоение программы в конце года).

Внешний:

-участие в выставках;

-конкурсах;

-открытых занятиях.

Форма контроля:

1.Наблюдение :

-самостоятельность

-творческий подход

-стремление к достижению результата

2.Оценивание работы на выставке и конкурсе.

3.Тестовые задания


Тест для первого года обучения:


1.Как называются цветные стеклянные бусины с дырочками?

2.Как называется повторение одинаковых элементов в бисероплетении, в узоре?

3.Как делается тесто из папье-маше?

4.Каким плетением плетутся плоские фигурки из бисера?

4.Как называются маленькие, блестящие, круглые или резные плоские детали для оформления одежды, предметов декоративно-прикладного искусства?


Тест для второго года обучения:

1.Из чего состоит тесто для холодного фарфора?

2.Какой гибкий материал используют для основы и создания формы?

3.Какие набивные материалы вы знаете?

4.Что такое грунтование?

Мониторинг развития качеств личности воспитанников

Продиагностировать развитие качеств личности поможет психолого-педагогическая методика «Изучение качеств личности воспитанников», разработанная на основе метода изучения воспитанности школьников М. И. Шиловой. В методике выделены основные качества личности в формирование и развитие которых предусмотрено обучением по программе: активность, организаторские способности, коммуникативные навыки, коллективизм, ответственность, самостоятельность, дисциплинированность, нравственность, гуманность, креативность, склонность к проектно-исследовательской деятельности. Технология работы педагогов по методике «Изучение качеств личности воспитанников» состоит в заполнении диагностической карты. (Приложение 3). Карта заполняется на основе критериев (признаков проявления качеств личности), обозначенных в методике.

Педагог может выбрать именно те качества личности, которые наиболее эффективно развиваются в рамках реализуемой им общеобразовательной программы, либо заполняется таблица целиком.

Диагностическая таблица заполняется трижды в год:

- в течение первого месяца после комплектования и начала работы учебной группы (сентябрь – октябрь);

- в начале второго полугодия (январь);

-в конце учебного года (апрель-май).

В качестве методов диагностики личностных изменений детей используются: наблюдение (основной метод), диагностическая беседа, метод рефлексии.

По желанию педагога могут использоваться методы анкетирования, тестирования, незаконченных предложений.



Подведение итогов реализации программы

В качестве форм подведения итогов по программе используются викторины, участие в выставках различного уровня. Для фиксирования участия используется (Приложение 1). Для определения качества уровня работы используется (Приложение 2).

ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

Ответы на тесты первого года обучения

  1. Бисер

  2. Ритм, раппорт

  3. Мука пшеничная, вода, туалетная бумага.

  4. Параллельным

  5. Пайетки

  6. Глина.

  7. Скульптурный метод.


Ответы на тесты второго года обучения .

1. Кукурузный крахмал, глицерин, лимонная кислота, клей с пластификатором

  1. Проволока, фольга.

3. Вата, синтепон, холофлайбер.

4. Придание ткани жесткости, укрепление любой поверхности для окрашивания .

5.Глина.











Приложение №1


Таблица учёта участия обучающихся в конкурсах и выставках за 2 года обучения по программе «Акварелька»

Фамилия, имя

ребенка

Дата

Название конкурса,

выставки

Название работы

(Художественный материал)

Результат


















































































Данная таблица показывает творческий рост ребенка по мере прохождения им образовательной программы. По итогам освоения программы каждый ребенок получает соответствующий документ (свидетельство) в соответствии с положением об аттестации учащихся МБОУ ДО ЦВР «Радуга».


Приложение №2

Фамилия, имя

ребенка

Название работы

Эстетический вид работы

Качество исполнения

Композиция

Оценка




























































































Работы оцениваются по 10 бальной системе














Приложение №3

Методы проверки теоретических знаний.

Контрольные вопросы:

1 год

1. Правила безопасного пользования инструментами и материалами (стеки, доски, тесто, пластилин)?

- работу начинай только с разрешения педагога;

- употребляй инструменты только по назначению;

- во время работы будь внимателен;

- инструменты и оборудование храни в предназначенном для этого месте.

2. Какой материал может использоваться в лепке? (пластилин, солёное тесто, глина.)

3. История возникновения лепки.

- из солёного теста пекли каравай, фигурки животных «козуль», «жаворонков»;

- изобрели пластилин в позапрошлом веке в Англии, в 1897 году учитель Вильям Харбатт;

- из глины первобытные люди лепили примитивную посуду, затем стали лепить скульптурки, игрушки.

4. Культура рабочего места:

- оставь всё на столе;

- убрать инструменты самому;

-уберёт дежурный.

5. Чем можно декорировать изделие?

- природным материалом;

- пайетки, бисер;

- ткань, шерсть, нитки;


2 год

  1. история возникновения самодельной игрушки?

- деревянные;

- из слоновой кости;

- тряпичные;

- глиняные.

2. В чём отличия лепки из пластилина от лепки из глины?

- глину нужно замешивать, сушить, расписывать;

3. Какими способами можно вылепить фигурку человека?

-конструктивным;

- пластическим;

- комбинированным.

4. Авторская кукла – расскажи технологические этапы изготовления.


-лепим основу из проволоки

- укрепление нитью

- формообразование из папье-маше

-сушим

-грунтуем при необходимости ткань

-раскраиваем

-раскрашиваем фигурку

-декорируем тканью и другими деталями.

5. К какому виду творчества относится лепка.

- декоративно – прикладное творчество;

- народные промыслы;

- техническое моделирование.

3 год

1. Назвать разновидности глиняной игрушки?

- жбанниковская;

- дымковская;

- филимоновкая;

- каргопольская.

2. Назвать технологические этапы работы с глиной?

- лепка;

- сушка;

- обжиг;

- роспись.

3. Отличия лепки из глины от лепки из теста и пластилина?

- добавляется технологический этап – обжиг

- при высыхании глины невозможно декорировать, добавляя дополнительные элементы

- используются особый вид красок при росписи изделия – темперные.

4. Назови технику соединения разноцветных кусочков тканей.

5. В каком городе делают жбанниковскую свистульку? (выбрать правильный ответ из предложенных)

- Нижний Новгород ;

- Москва;

- Городец.













1. Ребёнок отвечает на все вопросы, даёт полные развёрнутые ответы, дополняет примерами, отвечает уверенно – 4-5 баллов, высокий уровень

2. Ребёнок называет не все правила, или называет после подсказки педагога, или отвечает кратко, не уверенно, но все - средний 2-3 балла

3. Обучающийся называет 1-2 правила, затрудняется с ответом даже с подсказками педагога. – низкий уровень – 0-1 балла


Ф.И.О

Вводная диагностика

Промежуточная диагностика

Итоговая диагностика

1

2

3

4

5


1

2

3

4

5

1

2

3

4

5
















































































































































































































































Приложение №4

Методы проверки практических умений и навыков.


1 год входящая диагностика

Творческое задание:

Набрать цепочку из бисера .


1 год промежуточная диагностика

Лепка традиционной жбанниковской свистульки.


1 год итоговая диагностика – выставка

Сувениры к празднику.


2 год входящая диагностика

Творческое задание:

-ангелы из папье-маше

2 год промежуточная диагностика:

-открытка с использованием различных техник


2 год итоговая диагностика:

– пасхальная выставка
























Показатели критерия оценки:


Специальные умения и навыки

Высокий

4-5 баллов

Средний

2-3

Низкий

0-1

1

Составление эскиза предлагаемого предмета на бумаге.

Воспитанник выполняет задание не испытывая затруднений.

В основном, правильно выполняет задание, с помощью педагога.

Воспитанник допускает значительные ошибки при выполнении задания.

2

Организация рабочего места.

Воспитанник без труда готовит инструменты и приспособления к работе.

В основном правильно организует рабочее место с помощью педагога.

Воспитанник не может самостоятельно организовать рабочее место.

3

Экономно расходовать материал.

Воспитанник рационально использует рабочий материал.

В основном правильно расходует материал с подсказки педагога.

Воспитанник не рационально использует материалы.

4

Владение правильными приёмами лепки.

Воспитанник уверенно владеет приёмами лепки.

В основном правильно владеет приёмами лепки с напоминанием педагога.

Воспитанник плохо владеет приёмами лепки.

5

Степень самостоятельности (для воспитанников всех возрастных групп).

Самостоятельное выполнение работы после ознакомления с материалом.

Работа с подсказками педагога.

Не работает без помощи педагога.

6

Творческий подход (для воспитанников всех возрастных групп).


Использование своей фантазии на заданную тему.

Работает по наглядным пособиям, с добавлением своих элементов.

Работает по наглядным пособиям.




Фамилия Имя

Вводная диагностика

Промежуточная диагностика

Итоговая диагностика

1

2

3

4

5

6

1

2

3

4

5

6

1

2

3

4

5

6


































































































































































































































































































































Низкий: 0-1 балла;

Средний: 2-3 балла;

Высокий: 4-5 баллов.


Приложение №5


Методы проверки личностного развития (определение уровня воспитанности)


Фамилия, имя




Критерии

воспитанности

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15
















Ответственность
















Бережливость
















Дисциплинированность
















Ответственное отношение к учёбе
















Отношение к труду
















Коллективизм и товарищество
















Доброта, отзывчивость
















Честность
















Простота и скромность
















Культурный уровень
















Уровень воспитанности

















При определении уровня воспитанности по каждому показателю, необходимо пользоваться диагностической таблицей. Оценка записывается условным обозначением:

Я – ярко проявляется (5 баллов)

П – проявляется (4 балла)

СП – слабо проявляется (3 балла)

НП – не проявляется (2 балла).

Итоговая оценка (среднеарифметическое, сумма баллов делится на 11).

5 – 4,5 балла – высокий уровень

4,5 – 3,9 балла – хороший уровень

3,8 – 2,9 балла – средний уровень

2,8 – 2 балла – низкий уровень.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.Ляукина М. Бисер. – М., 2004.

2.Моисеенко Е., Фалеева В. Бисер и стеклярус в России XVIII-XX века. – Л., 1990.

3.М.Ивахнова . «Школа рукоделия»-М.: Олимп ; Смоленск: Русич 1999г.

4.Рыбаков Б.А. Русское прикладное искусство X-XIII веков. – Л., 1971.

5.Тимченко Э. Бисерное рукоделие. – Смоленск, 2004.

6.Юрова Е.С. Старинные русские изделия из бисера. – М, 1995.

7.Юрова Е. С. Эпоха бисера в России. – М., 2003.
































Для педагогов:

1.Возвращение к истокам (Народное искусство и детское творчество) – учебно-методическое пособие под редакцией Шпикаловой Т. Я. – М..

2.Ануфриева М.Я. Искусство бисероплетения. – М., 1999.

3.Брокман Ю.Ф. Карманный сборник стильных мотивов. – М., 1904.

4.Гадаева Ю.В. Азбука бисероплетения. – СПб., 1998.

5.Зотова М. Бисер. – М., 1999.


































Для детей:

1.Возвращение к истокам (Народное искусство и детское творчество) – учебно-методическое пособие под редакцией Шпикаловой Т. Я. – М..

2.Семенова М. «Мы-славяне» Спб.: Азбука 1997.

3.Мерцалова М. Н. Поэзия народного костюма. М.: молодая гвардия 199



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 1 класс

Скачать
Программа дополнительного образования "Акварелька"

Автор: Сергеева Наталья Юрьевна

Дата: 01.11.2015

Номер свидетельства: 246487

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(118) "Рабочая программа по дополнительному образованию « АКВАРЕЛЬКА»"
    ["seo_title"] => string(65) "rabochaia_proghramma_po_dopolnitiel_nomu_obrazovaniiu_akvariel_ka"
    ["file_id"] => string(6) "407040"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1491442862"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства