обучающая – изучить особенности национальной одежды, углубить знания по конструированию, моделированию и оформлению швейных изделий. Формировать уверенность в собственных силах по осуществлению поставленных задач;
развивающая – обогащение кругозора и мастерства учащихся. Развить творческие возможности каждой ученицы;
воспитательная – показать общечеловеческие ценности, заложенные в народном искусстве и тем самым активизировать познавательный интерес учащихся к творчеству своего народа.
Цель:
Познакомить учащихся с историей изготовления и использования платков в одежде от древности до наших дней.
Совершенствовать навыки раскроя и обработки швейных изделий.
Развивать творческие способности и эстетический вкус.
Наглядные пособия и оборудование:
Фотографии из журналов мод.
Модели одежды из платков, сшитые самими учениками,
Павловские платки,
татарский костюм для демонстрации платков,
музыкальное сопровождение.
Объект: Платок.
План мероприятия:
“Платок сегодня и в далёкие времена”.
“Золото выставок”.
История
Издавна подмосковные сёла славились, искусными ткачами, резчиками по дереву, гончарами да набойщиками. Ткацким промыслом занимались многие жители села Павлова, и на осенней ярмарке шёл бойкий торг холстами, шёлковыми и шерстяными платками, кружевом. Но в 19 веке мануфактуры вытеснили кустарное производство. В 1844 году разросшийся пос. Павлово получил статус города и стал именоваться Павловский Посад (иногда жители сокращали название до – Павлов-Посада).
Со второй половины 19 века на фабрике купцов Лабзина и Грязнова в Павловском Посаде Богородского уезда Московской губернии стали набивать узорные платки и шали. Следование народной традиции букетно-цветочного орнамента стало характерной чертой этого промысла.
Первые упоминания о предпринимательской деятельности крестьянина Семёна Лабзина относятся к 1812 году – это было небольшое шелкоткацкое заведение. Только к 1849 году фабрика купца Лабзина стала крупным поставщиком хлопчатобумажных тканей. Когда в 1860-х годах московские мануфактуры сократили производство набивных платков, набойка шерстяных шалей переходили на Павловское производство. Уже в 1865 году на выставке в Санкт-Петербурге Павловские платки получают серебряную медаль; затем бронзовая медаль на международной выставке в Париже в 1889 году; золотая медаль в 1896 году в Нижнем Новгороде.
После Октябрьской революции 1917 года, во время экономического кризиса в России Павловопосадская фабрика из-за нехватки сырья производила только хлопчатобумажные платки. В середине 1930-х годов вновь промысел возрождается. Метод набойки остаётся традиционный – ручной.
В 1960-70е годы ручное производство не успевало удовлетворять спрос на узорные шали; они пользовались огромной популярностью, как в России, так и за рубежом. В это время появились первые печатные машины (фотопечать).
Современное производство Павловопосадских шалей и платков разнообразилось выпуском не только шерстяных изделий, но и изделий из натурального шёлка; производится как ручная набойка рисунка, так и машинная.
Демонстрация Павловских платков.
Вот какие Павловские платки нашлись в нашем районе.
Слайды. С платками.
Учитель. Наши юные мастерицы, проявив фантазию, смогли создать современные оригинальные костюмы, в которых использована квадратная форма платка.
Работа на интерактивной доске, ученики показывают свои эскизы.
Домашнее задание:
Подготовить эскиз вышивки национального платка.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«"Волшебная сказка на плечах…" »
Кулангинская основная школа МБОУ « Кулангинская основная общеобразовательная школа Кайбицкого муниципального района РТ» "Волшебная сказка на плечах…" Выполнила: учитель технологии Аблаизова Р.Р. 2014 уч. год. Тема: "Волшебная сказка на плечах…"
Задачи :
обучающая– изучить особенности национальной одежды, углубить знания по конструированию, моделированию и оформлению швейных изделий. Формировать уверенность в собственных силах по осуществлению поставленных задач;
развивающая– обогащение кругозора и мастерства учащихся. Развить творческие возможности каждой ученицы;
воспитательная– показать общечеловеческие ценности, заложенные в народном искусстве и тем самым активизировать познавательный интерес учащихся к творчеству своего народа.
Цель:
Познакомить учащихся с историей изготовления и использования платков в одежде от древности до наших дней.
Совершенствовать навыки раскроя и обработки швейных изделий.
Развивать творческие способности и эстетический вкус.
Наглядные пособия и оборудование:
Фотографии из журналов мод.
Модели одежды из платков, сшитые самими учениками,
Павловские платки,
татарский костюм для демонстрации платков,
музыкальное сопровождение.
Объект: Платок.
План мероприятия:
“Платок сегодня и в далёкие времена”.
“Золото выставок”.
Учитель. Среди аксессуаров, которые использует современная женщина для придания своему облику изящества и элегантности, особое место занимают платок и шаль. Они могут дополнить деловой костюм, украсить вечернее платье, согреть в холодный день.
Учитель. (Читает строфу из стихотворения А.Блока.)
Ну что? Одной заботой боле… Одной слезой река шумней, А ты всё та же – лес да поле, Да плат узорный до бровей… И невозможное возможно, Дорога долгая легка, Когда блеснёт в пыли дорожной Мгновенный взор из-под платка.
Учитель. С незапамятных времён женщины России носят платки. Это квадратный кусок ткани или холста, который в качестве головного убора обязательно дополнял народный костюм. Замужние женщины надевали платок поверх головных уборов, девушки – непосредственно на голову. Носили платок и мужчины, повязывая им шею. Платки и платочки украшали вышивками, набивным печатным узором. Они служили предметом гордости и показателем мастерства хозяйки. Расписной платок, шаль с каймой, вышитый платочек – были, да и сегодня остаются желанным подарком.
Учитель. (Обращается к ученикам). Вспомните, пословицы, поговорки, загадки, стихотворные строчки, песни в которых упоминаются слова: “платок”, “шаль”.
Давайте послушаем наших учеников какие исследовании
они провели. И что нашли про платков.
Ученик. Набивные платки популярны и у нас в Татарстане. Головным убором в народном костюме татар являлся сдвоенный платок – кушьяулык это большой платок-покрывало, размером 2х3 метра, украшенный мелкими монетами по краю лица и вышивкой по середине. К платку прикрепляли подбородник, который представлял собой тесьму с монетами или шнурки с кисточками. Для покрывала молодой женщины, как одинарного, так и двойного, выбирали фабричные красные платки с характерным цветочным или “турецким” узором.
Учитель. Расписные платки – это не только головной убор, но и произведение декоративного искусства. Недаром знаменитые Павловские платки получили мировое признание.
УЧЕНИК.
История
Издавна подмосковные сёла славились, искусными ткачами, резчиками по дереву, гончарами да набойщиками. Ткацким промыслом занимались многие жители села Павлова, и на осенней ярмарке шёл бойкий торг холстами, шёлковыми и шерстяными платками, кружевом. Но в 19 веке мануфактуры вытеснили кустарное производство. В 1844 году разросшийся пос. Павлово получил статус города и стал именоваться Павловский Посад (иногда жители сокращали название до – Павлов-Посада).
Со второй половины 19 века на фабрике купцов Лабзина и Грязнова в Павловском Посаде Богородского уезда Московской губернии стали набивать узорные платки и шали. Следование народной традиции букетно-цветочного орнамента стало характерной чертой этого промысла.
Первые упоминания о предпринимательской деятельности крестьянина Семёна Лабзина относятся к 1812 году – это было небольшое шелкоткацкое заведение. Только к 1849 году фабрика купца Лабзина стала крупным поставщиком хлопчатобумажных тканей. Когда в 1860-х годах московские мануфактуры сократили производство набивных платков, набойка шерстяных шалей переходили на Павловское производство. Уже в 1865 году на выставке в Санкт-Петербурге Павловские платки получают серебряную медаль; затем бронзовая медаль на международной выставке в Париже в 1889 году; золотая медаль в 1896 году в Нижнем Новгороде.
После Октябрьской революции 1917 года, во время экономического кризиса в России Павловопосадская фабрика из-за нехватки сырья производила только хлопчатобумажные платки. В середине 1930-х годов вновь промысел возрождается. Метод набойки остаётся традиционный – ручной.
В 1960-70е годы ручное производство не успевало удовлетворять спрос на узорные шали; они пользовались огромной популярностью, как в России, так и за рубежом. В это время появились первые печатные машины (фотопечать).
Современное производство Павловопосадских шалей и платков разнообразилось выпуском не только шерстяных изделий, но и изделий из натурального шёлка; производится как ручная набойка рисунка, так и машинная.
Демонстрация Павловских платков.
Вот какие Павловские платки нашлись в нашем районе.
Слайды. С платками.
Ученик. Лучшим подарком женщине на Руси издавна был узорный платок. Прежде считалось, что чем тоньше рисунок и богаче цвет, тем красивее шаль или платок. Нынче отдаётся предпочтение яркости и декоративности, узор становится менее традиционным, появляются восточные мотивы, египетские, геометрические и абстрактные. А каков же традиционный рисунок Павловского платка или шали?
Распустившиеся крупные розы с бутонами в букетах и венках располагались в углах и по кайме, иногда в центре платка. Гибкие стебли с резными сочными листьями, россыпь мелких ярких цветков придавали узору особое очарование и прелесть. Работу Павловских мастеров узнавали по этому смелому пышному букету, по общему настроению лёгкости, праздника и особой внутренней свободы
Учитель. Наши юные мастерицы, проявив фантазию, смогли создать современные оригинальные костюмы, в которых использована квадратная форма платка.
Работа на интерактивной доске, ученики показывают свои эскизы.
Плавная музыка.
Демонстрация моделей.
Ученик. Части платка могут, так или иначе, скрепляться застёжками или соединительными швами. Из одного, двух или нескольких платков можно сделать юбку, блузку или даже костюм. Если же платок скрепить на груди по-иному, набросив его на плечи и спину так, чтобы нити были направлены по косой, то получается накидка с мягкими драпировками. Если сделать посередине квадрата отверстие для головы, то получим платок – пончо.
Учитель. Как видим, можно укладывать и соединять несколько платков по-разному, получая из них при этом различные формы одежды.