Выступление учителя технологии на тему "Требования к современному уроку". В связи с введением ФГОС необходимо пересмотреть методику преподавания учителя. Данное выстуление -это обобщение собственного педагогического опыта и попытка разработать систему преподавания учителя, с учетом современных требования к уроку.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««Требования к современному уроку технологии» »
Выступление на методическом объединении учителей технологии
Тема: «Требования к современному уроку технологии»
« Урок – это зеркало общей и
педагогической культуры учителя,
мерило его интеллектуального богатства ,
показатель его кругозора. эрудиции»
В.А. Сухомлинский
Любой урок – имеет огромный потенциал для решения новых задач. Но решаются эти задачи зачастую теми средствами, которые не могут привести к ожидаемому положительному результату. Как для учеников, так и для Учителя, урок интересен тогда, когда он современен в самом широком понимании этого слова. Современный – это и совершенно новый, и не теряющий связи с прошлым, одним словом – актуальный.
Сопоставление традиционного и современного урока (в контексте реализации ФГОС второго поколения).
Исходя из требований времени, меняется подход к современному уроку. Современный урок должен отражать владение классической структурой урока на фоне активного применения собственных творческих наработок, как в смысле его построения, так и в подборе содержания учебного материала, технологии его подачи и тренинга.
В настоящее время большинство учителей, по-прежнему, тяготеет к традиционному уроку. Это объясняется многими причинами: привычкой к традиционным формам обучения и боязнью нового; непониманием огромного количества инноваций.
Попробуем вместе разобраться в плюсах и минусах традиционного урока.
плюсы минусы
Меняющиеся времена не могут изменить лучшее в уроке. То, что накапливалось веками, остается ценным всегда. Нельзя обойтись без прочных, систематических, глубоких знаний. Нельзя обойтись без воспитанной традиционным уроком привычки к дисциплине и порядку в голове. .
Очень высокая утомляемость учителя, особенно на последних уроках, т. к. большую часть урока проводит сам учитель.
Всю жизнь проводили традиционные уроки и вырастили нормальных учеников.
Надоедает одно и то же, бесконечное «повторение пройденного»; жалко «сильных» учеников, которых с каждым годом все меньше и меньше («низкий» уровень подтягиваем до «среднего», а с «сильными» работать некогда).
На традиционном уроке легко работать: его организация проста, привычна, хорошо известна и отработана до мелочей.
Постоянное чувство неудовлетворенности из-за отсутствия интереса, нежелания учиться, из-за роста непонимания со стороны учеников и родителей к требованиям, предъявляемым учителем.
Все нормы четко расписаны, легко выполняются, никому ничего не надо доказывать, всем все понятно: все правильно с точки зрения проверяющих, а раз правильно – плохо быть не может.
Главные ориентиры традиционного урока – коллективное выравнивание, средняя успешность (успеваемость) обучения, средний ученик в целом.
Большинство учителей отмечает резкое снижение интеллектуального уровня учеников на примере конкретных классов, увеличение учеников, в лучшем случае, со «средним» и низким уровнем развития.
При традиционном обучении ученикам, успешно закончившим школу, гораздо труднее найти себя в окружающей действительности. Среди них гораздо больше не состоявшихся личностей. Не случайно в последние годы среди учителей родилась шутка. На вопрос: «Кому на Руси жить хорошо: отличнику или троечнику», всегда один и тот же ответ – троечнику, т. к. он адаптирован к жизни, умеет приспособиться, выбрать нестандартное решение, принять на себя ответственность, рискнуть и т. д. Именно поэтому среди них гораздо меньше неустроенных, несчастных, чем, к сожалению, среди отличников, которые всегда четко и правильно выполняли указания учителя.
Что нового появляется в уроке при реализации ФГОС второго поколения? Цель урока в современной школе должна отличаться конкретностью, с указанием средств ее достижения и ее переводом в конкретные дидактические задачи.
Какие основные моменты следует учитывать учителю при подготовке к
современному уроку в свете новых ФГОС?
Прежде всего, необходимо рассмотреть этапы конструирования урока.
1. Определение темы учебного материала
2. Тип дидактической цели темы
3. Тип дидактической цели урока
4. Определение типа урока
· изучения и первичного закрепления новых знаний
· закрепления новых знаний
· комплексного применения ЗУН
· обобщения и систематизации знаний
· проверки, оценки и коррекции ЗУН учащихся
5. Продумывание структуры урока
6. Обеспеченность урока *
7. Отбор содержания учебного материала
8. Выбор методов обучения
9. Выбор форм организации педагогической деятельности
10. Оценка ЗУН
11. Рефлексия урока
Технологическая карта урока.
Обучение с использованием технологической карты позволяет организовать эффективный учебный процесс, обеспечить реализацию предметных, метапредметных и личностных умений (универсальных учебных действий), в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения, существенно сократить время на подготовку учителя к уроку. Технологическая карта предназначена для проектирования учебного процесса по темам.
Структура технологической карты:
название темы с указанием часов, отведенных на ее изучение;
планируемые результаты (предметные, личностные, метапредметные);
межпредметные связи и особенности организации пространства (формы работы и ресурсы);
этапы изучения темы (на каждом этапе работы определяется цель и прогнозируемый результат, даются практические задания на отработку материала и диагностические задания на проверку его понимания и усвоения);
контрольное задание на проверку достижения планируемых результатов.
Технологическая карта урока – это способ графического проектирования урока, таблица, позволяющая структурировать урок по выбранным учителем параметрам. Такими параметрами могут быть этапы урока, его цели, содержание учебного материала, методы и приемы организации учебной деятельности обучающихся, деятельность учителя и деятельность обучающихся.
Понятие «технологическая карта» пришло в образование из промышленности. Технологическая карта в дидактическом контексте представляет проект учебного процесса, в котором представлено описание от цели до результата с использованием инновационной технологии работы с информацией. Структура технологической карты включает название темы; цель освоения учебного содержания; планируемый результат (информационно-интеллектуальную компетентность и УУД); основные понятия темы; метапредметные связи и организацию пространства (формы работы и ресурсы); технологию изучения указанной темы. Технологическая карта — это новый вид методической продукции, обеспечивающей эффективное и качественное преподавание учебных курсов в школе и достижения планируемых результатов освоения основных образовательных программ в соответствии с ФГОС второго поколения.
Обучение с использованием технологической карты позволяет организовать эффективный учебный процесс, обеспечить реализацию предметных, метапредметных и личностных умений (универсальных учебных действий), в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения, существенно сократить время на подготовку учителя к уроку.
Технологическая карта предназначена для проектирования учебного процесса по темам
Образец .
Ф.И.О.
Предмет:
Класс:
Тип урока: Изучение нового материала
Технологическая карта изучения темы
Тема
Цели
Образовательные:
Воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной работе.
Формировать УУД:
- ЛичностныеУУД:
- Регулятивные УУД:
- Коммуникативные УУД:
- Познавательные УУД:
Планируемый результат
Предметные:
Знать
Уметь
Личностные:
Метапредметные:
Основные понятия
Межпредметные связи
Ресурсы:
- основные
- дополнительные
Организация пространства
Фронтальная работа, индивидуальная работа
Технология проведения
Деятельность
учеников
Деятельность
учителя
Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов
Планируемые результаты
Предметные
УУД
I. Мотивация к учебной деятельности (2 мин)
Цели:
Организует
Уточняет тематические рамки.
).
II. Формулирование темы урока, постановка цели (3 мин)
Цели:
(Познавательные УУД).
(Коммуникативные УУД).
(Регулятивные УУД).
III. Изучение нового
(10 мин)
Цели:
(Коммуникативные УУД).
(Познавательные УУД)
.
(Коммуникативные УУД).
IV. Закрепление нового (15 мин)
Цель:
Физкультминутка
(Познавательные УУД).
(Коммуникативные УУД).
V. Контролирующее задание (12 мин)
Цель:
- проверить умение
.
(Регулятивные УУД).
(Познавательные УУД)
(Личностные УУД).
(Регулятивные УУД).
VII. Рефлексия учебной деятельности на уроке (3 мин)
Цели:
.
.
(Коммуникативные УУД).
(Регулятивные УУД).
(Личностные УУД).
Особенности преподавания урока технологии с введение ФГОС .
Становится очевидным, что меняется форма и содержание урока. Ученик из присутствующего и пассивно исполняющего указания учителя на уроке традиционного типа теперь становится главным деятелем. И это правильно. Сегодняшнее, информационное общество запрашивает человека обучаемого, способного самостоятельно учиться и многократно переучиваться в течение постоянно удлиняющейся жизни.
Для успешного существования в современном обществе человек должен обладать регулятивными действиями, т.е. уметь ставить себе конкретную цель, планировать свою жизнь, прогнозировать возможные ситуации. Поэтому уже в начальных классах необходимо формировать у уч-ся УУД. С этой целью на своих уроках внедряю мини-проекты.
Этому способствует УМК серии «Перспектива» и «Перспективная начальная школа». Особенность учебников «Технология» - это наличие материала, позволяющего формировать у уч-ся навыки проектной деятельности. Освоение обучающимися проектной деятельности начинаю со 2-ого класса. Именно на уроках технологии, работая над проектами, учащиеся выдвигают и обосновывают идеи, моделируют, конструируют, выполняют экономические расчеты, подбирают необходимые материалы, инструменты и определяют технологические этапы изготовления того или иного изделия, актуализируя и применяя на практике знания по многим другим предметам. Например, в 3 классе мы изготавливаем самодельный компас, который затем используется на уроках окружающего мира. При изучении таких разделов как конструирование и моделирование мы производим расчеты, строим чертежи, то есть, используем знания, полученные на уроке математики. Очень часто идеи для творческой работы мы берем из литературы, это герои и сюжеты сказок, рассказов и т.д. Каждый урок несет в себе межпредметную связь.
В начальных классах на уроках технологии целесообразнее планировать небольшие по объему проекты, сфокусированные на отдельных компонентах. В этом случае учащиеся постепенно осваивают этапы проектирования, время от запуска проекта и выполнения готового изделия не растянуто, что способствует мотивации школьников, не угасает их интерес к работе над проектом, виден результат, пополняется банк проектов. В процессе обучения учащимся предлагается выполнять 2-4 мини-проекта. Это краткосрочные проекты, при этом продукт проектной деятельности выполнен полностью, а проектная документация отражает лишь только ход работы мысли учащихся и логику их деятельности. При подготовке к работе над проектом мы отвечаем на вопросы юного технолога. Затем переходим к заполнению технологической карты.
Все графы заполняют сами уч-ся, вносят изменения по ходу своей деятельности. То есть я не даю четких пошаговых действий, а только направляю их деятельность. Такая деятельность формирует и развивает регулятивные действия.
Мыслить человек начинает тогда, когда у него появляется потребность что-либо понять. У меня занятие начинается с проблемы или вопроса, удивления или недоумения. Например, при изучении раздела Искусственные материалы, мы изучаем свойства фольги. Начинаю урок с того что каждый ребенок исследует этот материал на ощупь и рассказывает о том какая фольга, какими свойствами она обладает. Кто-то говорит она мягкая, другой, что она хорошо держит форму, на ней остаются четкие сгибы, заломы, третий скажет, что она не крепкая и т.д. И они все будут правы. Мне только останется обобщить их ответы. И мы все вместе придем к выводу, что из нее можно делать плоскостные работы, объемные и рельефные. И каждый для себя в дальнейшем выберет свой прием работы с этим материалом. Значит, прежде всего, на начальном этапе урока необходимо создавать условия для формирования у учащихся положительной мотивации, чтобы ученик понял, что он знает и чего не знает, и, самое главное, захотел это узнать. Тем самым на уроках учу учащихся самих ставить цель, составлять план для достижения этой цели. Исходя из цели и плана, ученики предполагают, каких результатов они могут достигнуть.
На выполнение учащимися проектных задач я выделяю целый урок или несколько уроков, объединенных в раздел. Пример, в 4 классе при изучении темы. Изготовление изделий из полуфабрикатов мы изготавливали вазу для осеннего букета. Овладев основными способами соединения деталей, я предложила уч-ся разработать проект по декорированию изделия. В зависимости от объема изучаемого материала и от сложности работы ввожу как индивидуальные, так и коллективные проекты. Например. Проект на несколько уроков мной был реализован в 3 классе при изучении темы «Куклы для театра». В течении 3 уроков уч-ся работали над коллективным проектом, а на итоговом занятии уч-ся показывали представление. Но можно найти время для проекта и на уроке комбинированного типа. Тогда это будет мини-проект. Начинаю работать над проектами постепенно.
Сегодня много говорится о проектной деятельности в образовательном процессе. Я считаю, что учебные проекты могут стать тем инструментом, который позволит и поддерживать учебную мотивацию, и формировать у учащихся универсальные учебные действия. В дальнейшем в среднем и старшем звене обучения дети так же будут выполнять проекты: индивидуальные, коллективные, межпредметные и тд.
Новый подход к современному уроку способствует более высокому уровню усвоения программного содержания .
Заключение.
Так что же для нас современный урок ? Это урок-познание, открытие, деятельность, противоречие, развитие, рост, ступенька к знанию, самопознание, самореализация, мотивация., интерес, профессионализм, выбор, инициативность, уверенность.
Что главное в уроке?
Каждый учитель имеет на этот счет свое, совершенно твердое мнение. Для одних успех обеспечивается эффектным началом, буквально захватывающим учеников сразу с появлением учителя. Для других, наоборот, гораздо важнее подведение итогов, обсуждение достигнутого. Для третьих – объяснение, для четвертых – опрос и т.д. Времена, когда учителя заставляли придерживаться жестких и однозначных требований по организации урока миновали. Время «готовых» уроков постепенно отходит.
Дополнительный материал.
ЛИЧНОСТНЫЕ
Самоопределение
Формирование основ гражданской идентичности личности (чувство сопричастности к своей Родине, осознание своей этнической принадлежности и культурной идентичности на основе осознания «Я» как гражданина России)
Формирование картины мира культуры как порождения трудовой предметно-преобразующей деятельности человека (ознакомление с миром профессий, их социальной значимостью и содержанием)
Развитие «Я-концепции» и самооценки личности (формирование самоиндентификации, адекватной позитивной самооценки, самоуважения и самопринятия)
Смыслообразование:
Формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе:
развития познавательных интересов, учебных мотивов;
формирования мотивов достижения и социального признания.
формирования границ собственного знания и «незнания»
Морально-этическая ориентация:
знание основных моральных норм (справедливое распределение, взаимопомощь, естественность);
ориентация на выполнение моральных норм,
способность к решению моральных проблем на основе децентрации,
оценка своих поступков.
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ
Общеучебные универсальные действия
осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;
использование знаково-символических средств, в том числе моделей и схем для решения задач;
осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
ориентировка на разнообразие способов решения задач;
структурирование знания.
Логические учебные действия
Основы смыслового чтения художественных и познавательных текстов; уметь выделять существенную информацию из текстов разных видов;
умение осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
умение осуществлять синтез как составление целого из частей;
умение осуществлять сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;
умение устанавливать причинно-следственные связи;
умение строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
доказательство;
выдвижение гипотез и их обоснование
Постановка и решение проблем
Формулирование проблемы;
Самостоятельное создание способов решения проблем
РЕГУЛЯТИВНЫЕ
принимать и сохранять учебную задачу,
планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
учитывать правило в планировании и контроле способа решения;
осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
адекватно воспринимать оценку учителя;
различать способ и результат действия;
уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки;
вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок;
выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме
КОММУНИКАТИВНЫЕ
понимать возможность различных позиций других людей, отличных от собственно, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
уметь формулировать собственное мнение и позицию;
уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
уметь в коммуникации строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что он знает и видит, а что нет;
уметь задавать вопросы;
уметь контролировать действия партнера;
уметь использовать речь для регуляции своего действия;
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Примерный урок.
Тема: Конструирование из бумаги ёлочных украшений, используя приём бумагопластики рицовки (биговки)
Цель урока: Создать условия для овладения приема рицовки (биговки).
Задачи:
1. формируем умения изготавливать несложные конструкции изделий по шаблону, планировать и выполнять технологические операции (конструирование, формообразование, рицовка (биговка) с опорой на инструкционную карту
2. воспитываем ответственность за результаты учебного труда, формируем умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих
3. развиваем художественные и конструкторско-технологические способности.
Оборудование:образцы изделий, шаблоны для подвесок, кисточка, клей, цветная бумага, фломастеры, нить мулине, ножницы, рабочая тетрадь по технологии 3класс автор Е.А.Лутцева
Тип урока: ОТКРЫТИЕ НОВОГО (урок – практикум)
Этапы
Деятельность учителя
Деятельность ученика
УУД
Самоопределение
Беседа
-Мы готовимся к встрече Нового года. У нас будет праздник. Для этого мы должны украсить класс своими руками. Обратите внимание на запись на доске «Умелые руки не знают скуки». Как вы думаете, ваши руки можно назвать умелыми? Мы узнаем это в конце урока.
- А сейчас мы открываем студию «Новогодняя сказка», в ней мы разделимся на группы-мастерские.
Дети отвечают на вопросы учителя и делятся на группы для дальнейшей работы.
Личностные
Формируем способность отзывчиво относиться к одноклассникам
Коммуникативные
Формируем умение оформлять свои мысли, формирование умения сотрудничества в коллективе
Актуализация знаний
-Рассмотрите образцы подвесок.
-Для чего нужны нам эти изделия?
-Какое ёлочное украшение напоминают нам эти подвески?
-Какие материалы нужны для её изготовления?
-Какие инструменты тебе понадобятся?
-Это елочные украшения. Ими мы украшаем ёлку и дом на Новый год.
- Фонарики.
- Бумага, картон, нить, для украшения можно использовать мишуру, фольгу.
-Ножницы, клей, кисть.
Познавательные УУД
Формируем умение выявлять сущность и особенности объектов.
Формируем умение на основе анализа объектов делать выводы.
Личностные УУД
Формируем умение высказывать своё предположение
Фиксация затруднения, постановка учебной задачи
Анализ изделия
-Из каких деталей состоит это изделие? Каким способом можно соединять эти детали?
- Вы умеете это делать?
-Какую трудность вы можете испытывать при изготовлении мордочки?
- Этот приём называется рицовка или биговка. Откройте рабочую тетрадь на с.61, где он описан и познакомьтесь с ним.
Из словаря: рицовка (нем.)- щель, царапина; биговка (нем.)- гнуть, сгибать. Общее значение- нанесение углублений на месте будущего сгиба на изделиях из картона, бумаги, на переплётном материале.
- Из 3х деталей головы.
- С помощью клея.
-Мы умеем работать с шаблонами и собирать в единое целое детали.
-Конструирование выпуклых частей
Регулятивные УУД
Формируем умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план), формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Познавательные УУД
Формируем умение постановки и формулирование проблемы. Установление причинно-следственных связей.
Построение проекта выхода из затруднений
Открытие практического умения
-Есть желающие рассказать, как выполняется этот приём.
-Предлагаю вам обсудить этот вопрос, объединившись в группы по желанию.
-Что нам предстоит делать? Чем можно руководствоваться?
- Нужно сложить лист бумаги пополам , разметить по шаблону 3 детали головы. Вырезать детали. Согнуть заготовку вдвое. Затем выполнить биговку.
- Выполнить биговку по косой линии.
Коммуникативные УУД
Формируем умение слушать и понимать других.
Формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
Формируем умение оформлять свои мысли в устной форме.
Познавательные УУД
Формируем способность добывать новые знания через отбор необходимой информации в тексте, инструкционной карте и образцах.
Первичное закрепление
Планирование работы
-Каждая мастерская может выбрать по желанию вариант подвески или придумать свой вариант с изображением животного, которое нравится или которое по восточному календарю является символом наступающего года.
-Откройте инструкционную карту в рабочей тетради на с.56. Внимательно прочитайте её.
Проговорим наш план действий.
Учащиеся обсуждают выбор изделия.
Учащиеся проговаривают план работы.
Регулятивные УУД
Формируем умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план)