Просмотр содержимого документа
«Технология токарных работ по металлу»
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Курмышская средняя школа»
Образовательная область «Технология»
раздел «Технология обработки металла»
7 класс
Учитель технологии
Пресняков А.Е.
стаж работы 4 года
Предмет: «ТЕХНОЛОГИЯ 7 класс»
Раздел программы: «Технология обработки металла»
Урок 7. «Технология токарных работ по металлу» (теория) (слайд 1)
Цели урока: (слайд 2)
Обучающие:
- Закрепить знания по устройству токарно-винторезного (ТВ) станка.
- Познакомить с видами и назначением ТВ резцов и способом их установки.
Развивающие:
- Формировать навыки практической работы на станке ТВ-6.
Воспитывающие:
- Стремиться к воспитанию чувства коллективизма, чувство ответственности за порученное дело, исполнительности и аккуратности.
Тип урока: комбинированный урок
Оборудование: Токарно-винторезный станок ТВ – 6, резцы для ТВ-6, учебник - «Технология» 7 класс, карточки-тесты, мультимедийный проектор, экран.
Форма организации обучения: индивидуальная, групповая, фронтальная.
Методы обучения:
1. словесный;
2. исследовательский;
3. демонстративный;
4. частично-поисковый.
ХОД УРОКА:
1. Организационный этап.
Приветствие учащихся и проверка посещаемости.
Назначение дежурных.
Вводный инструктаж.
2.Актуализация знаний.
Учитель: Опрос по предыдущей теме :Над какой темой мы работали на предыдущем уроке? (Ответы обучающихся «Назначение и устройство ТВ-6»)
Сегодня мы продолжим изучение этой темы, научимся различать виды и назначение токарных резцов, виды работ, выполняемые ими. А на втором уроке мы закрепим полученные знания на практике.
3. Проверка домашнего задания.
3.1. Тестирование.
Ученикам предлагаютсякарточки-тесты. (Приложение)
3.2. Беседа. (слайд 3)
Вопросы для учеников:
1. Назначение ТВ-6 станка.
2. Назвать основные части ТВ-6 станка на экране. (ключ – слайд 4)
4. Объяснение нового материала.
Учитель. Мы уже знаем, что токарно-винторезный станок ТВ-6 позволяет выполнять следующие основные операции: точение наружных и растачивание внутренних цилиндрических и конических поверхностей, подрезание торцов и уступов, отрезание заготовок, сверление отверстий и нарезание резьбы. Давай те же поподробнее изучим с помощью чего, выполняются эти операции.
В токарно-винторезном станке различают: главное движение и движение подачи заготовки или инструмента. При токарной обработке главным движением является вращение заготовки, а движение подачи – поступательное перемещение резца. Главное движение передается следующим образом: двигатель – ременная передача – коробка скоростей – шпиндель с патроном и заготовкой. А движение подачи: двигатель – ременная передача – коробка скоростей – коробка подач – фартук – суппорт с резцом.
Резец – основной режущий инструмент для выполнения простейших операций по обработке металлов на токарно-винторезном станке.
На экране демонстрируется четыре вида резцов. 1. Проходной 2. Подрезной 3. Отрезной 4.Расточной. (слайд 5)
Вопрос для учеников. - Что у них общего и чем они отличаются?
Учитель. Токарный резец представляет собой стержень прямоугольного или квадратного сечения (тело резца), рабочая часть которого (головка) имеет режущие кромки в форме клина. Изготавливают резцы из стали, по твёрдости превышающей обрабатываемый материал. Резцы отличаются друг от друга по конструкции, но все они имеют и общие части.
- Демонстрация резца на экране «Элементы резца» (слайд 6)
Резец состоит из рабочей части, или головки, и тела резца. Тело резца служит для закрепления в резцедержателе, а рабочая часть непосредственно участвует в процессе резания. (слайд 7)
Важными характеристиками токарного резца являются углы его резания:
Главный задний угол.
Угол заострения.
Угол резания.
Передний угол. (слайд 8)
Главный задний угол уменьшает трение между главной задней поверхностью головки резца и заготовкой.
Передний угол улучшает процесс схода стружки.
Задний и передний углы – это углы заточки резца.
Токарные резцы различают:
1. по направлению подачи - правые, левые. (слайд 9)
Правыми называют резцы, которыми работают при подаче справа налево, т. е. от задней к передней бабке станка, и у которых соответственно этому главная режущая кромка расположена слева.
Левыми называют резцы, которыми работают при подаче слева направо, т. е. от передней к задней бабке станка. Главная режущая кромка левых резцов расположена справа.
Чтобы определить является ли резец правым или левым, поступают так: накладывают на него ладонью вниз руку таким образом, чтобы пальцы были направлены к вершине резца. Правым будет резец, главная режущая кромка которого окажется со стороны большого пальца при наложении правой руки, левым - если главная режущая кромка окажется со стороны большого пальца при наложении левой руки.
по конструкции головки - прямые, отогнутые, изогнутые и оттянутые. (слайд 10)
Прямыми называют резцы, у которых ось резцы в плане прямая, отогнутыми - резцы, у которых ось резца отогнута вправо или влево.
Отогнутые проходные резцы очень удобны при продольном обтачивании поверхностей, расположенных близко к кулачкам патрона. Кроме того, эти резцы применяют при продольном обтачивании с последующей обработкой торцовой поверхности детали.
по способу изготовления - цельные, составные. (слайд 11)
При применении дорогостоящих режущих материалов резцы делают составными: головка изготавливается из инструментального материала, а стержень - из конструкционной углеродистой стали. Распространены составные токарные резцы с пластинами из твердого сплава, припаянные или закрепленные механически.
по сечению стержня - прямоугольные, круглые, квадратные.
5. по виду обработки:проходной, проходной упорный, подрезной, отрезной, резьбовой, расточный (слайд 12)
- Проходные резцы предназначены для обтачивания внешних цилиндрических и конических поверхностей заготовок, проходной упорный для обработки уступов. Торцы заготовок обрабатывают подрезными резцами, а отрезают заготовки - отрезными. Резьбовыми резцами нарезают внешнюю и внутреннюю резьбу, а расточными — растачивают отверстия.
Следует помнить, что токарные резцы являются дорогостоящим инструментом. Их нельзя использовать не по назначению, бросать, хранить "навалом". Необходимо не допускать значительного затупления инструмента.
Вопросы обучающимся: - Из каких основных элементов состоит токарный резец?
- Что представляют собой проходные резцы и на какие виды они подразделяются?
- Из какого материала изготавливают резцы?
Учитель: Пуск и остановка станка осуществляется с помощью кнопок “Вперед”, “Назад”, “Стоп”. Кнопкой “Вперед” включают прямое вращение шпинделя, т.е. против часовой стрелки, если смотреть на него со стороны задней бабки. Кнопкой “Стоп” станок выключают.
С действиями по управлению токарно-винторезным станком тесно связаны такие операции, как установка и закрепление на станке заготовок и режущих инструментов. С этих операций начинается любой вид токарной обработки. (слайд 13)
Заготовку закрепляют на токарном станке различными способами в зависимости от характера обработки и ее размеров. Для выполнения простых токарных операций небольшие по размерам заготовки закрепляют в трёхкулачковом самоцентрирующемся патроне. Для этого ключ патрона вставляют в одно из гнезд, разводят и вставляют заготовку, после чего затягивают заготовку.
Для установки резца в резцедержателе нужно отвернуть торцевым ключом винты резцедержателя так, чтобы можно было свободно вставить резец. Устанавливают резец перпендикулярно к продольной оси заготовки. Это достигается следующими приемами. Если вершины центра и головки резца совпадают с центром панели, то резец установлен правильно. Затем прочно закрепляют резец винтами.
Вопросы обучающимся: - Как осуществить пуск и остановить станок?
- Как установить необходимую частоту вращения шпинделя?
- Как можно перемещать резцедержатель с резцом при неподвижном суппорте?
(слайд 14,15)
Учитель:
А теперь мы с вами закрепим теорию установки резца в резцедержатель и заготовки в трехкулачковый патрон станка ТВ-6 на практике. Сейчас каждый из вас, по очереди, попробует самостоятельно закрепить резец и заготовку. Затем мы проанализируем ваши возможные ошибки. Но перед тем как приступить к работе со станком, мы с вами познакомимся с правилами техники безопасности.
При работе на токарном станке необходимо соблюдать следующие требования правил безопасности:
Включайте станок только с разрешения учителя.
Перед началом работы проверьте исправность станка, заземление.
Одежда должна быть застегнута на все пуговицы и не иметь свисающих частей.
Во время работы прочно и надежно закрепляйте заготовку и режущий инструмент.
Нельзя осматривать, трогать руками или измерять заготовку не выключив станка.
Нельзя брать руками стружку, которая образуется во время работы.
О всех неисправностях станка во время работы немедленно сообщайте учителю.
5. Повторение и обобщение материала.
Решение электронного теста. (слайд 16)
Продолжим работу на втором уроке, на котором вы получите оценки и домашнее задание.
Урок 8. «Технология токарных работ по металлу» (практика)
Цели урока:
Закрепить знания по устройству токарно-винторезного (ТВ) станка на практике.
Практика способов установки резцов разных видов на станок ТВ-6.
Формировать навыки практической работы на станке ТВ-6.
Стремиться к воспитанию чувства коллективизма, чувство ответственности за порученное дело, исполнительности и аккуратности.
Тип урока: комбинированный урок
Оборудование: Токарно-винторезный станок ТВ – 6, резцы для ТВ-6, металлические заготовки, штангенциркуль, ключи для закрепления заготовки в патроне и резца в резцедержателе, щетка, фартук (по числу учащихся);
Форма организации обучения: индивидуальная, групповая, фронтальная.
Методы обучения:
1. словесный;
2. исследовательский;
3. демонстративный;
4. частично-поисковый.
ХОД УРОКА:
1. Организационный этап.
Приветствие учащихся.
Вводный инструктаж
2. Практическая работа.
Учитель: Перед вами лежат технологические карты (приложение) изготовления различных изделий. Работать будем по парам. Оденьте, пожалуйста, спецодежду и приступайте к работе, с соблюдением правил ТБ.
В процессе выполнения практической работы вы должны проделать следующие операции:
Включение и выключение станка.
Вставление резца в резцедержатель.
Закрепление заготовки в патроне.
Торцевание заготовки.
Разметка заготовки (длиной).
Точение заготовки до диаметра 10 мм.
Чистовая обработка.
3. Повторение и обобщение материала.
Оценка практической работы учащихся; анализ характерных ошибок.
Критерии оценок:
Качество обработанной детали.
Точность соблюдения размеров по чертежу.
Соблюдение ПТБ при работе.
Самостоятельность в работе.
4. Заключительная часть.
4.1.Теперь подведем итоги урока (беседа): - Какие навыки были закреплены на уроке?
- Знания по каким предметам вам понадобились на уроке? - Чему новому вы научились на сегодняшнем уроке?
На следующем уроке мы с вами продолжим закреплять изученную теорию работы на токарно-винторезном станке ТВ-6 на практике, а именно займемся обработкой конических поверхностей (вытачивание шпильки).
4.2. Домашнее задание.
4.3. Выставление оценок за урок.
4.4. Уборка рабочих мест.
Всем спасибо. До свидания!
Приложение к уроку 8
Технологическая карта
«Обтачивание цилиндрических поверхностей »
№
п/п
Последовательность выполнения
работ
Графическое изображение
1.
Подготовить рабочее место
2.
Установить и закрепить заготовку в патроне. Установить и закрепить проходной резец в резцедержателе.
3.
Включить станок. Установить резец на требуемую глубину резания. Обточить поверхность заготовки на длине 3..5 мм с ручной подачей резца.
4.
Отвести резец от заготовки и выключить станок. Измерить диаметр обработанной поверхности штангенциркулем. Если диаметр оказался больше требуемого, подсчитать, на сколько делений лимба нужно подать резец, чтобы получить требуемый диаметр.
5.
Повторить контрольное обтачивание, внеся изменения в глубину резания, и вновь провести измерения. Обточить заготовку с ручной или металлической подачей резца. Не доходя до кулачков патрона 20…30 мм, отвести резец в исходное положение и выключить станок.
6.
Переставить заготовку в патрон и отрезать заготовку.