kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Технология токарных работ по металлу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели урока:                                                                                                       (слайд 2)

Обучающие:

- Закрепить знания по устройству токарно-винторезного (ТВ) станка.

- Познакомить с видами и назначением ТВ резцов и способом их установки.

Развивающие:

- Формировать навыки практической работы на станке ТВ-6.

Воспитывающие:

- Стремиться к воспитанию чувства коллективизма, чувство ответственности за порученное дело, исполнительности и аккуратности.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Технология токарных работ по металлу»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Курмышская средняя школа»












Образовательная область «Технология»

раздел «Технология обработки металла»

7 класс

















Учитель технологии

Пресняков А.Е.

стаж работы 4 года












Предмет: «ТЕХНОЛОГИЯ 7 класс»

Раздел программы: «Технология обработки металла»

Урок 7. «Технология токарных работ по металлу» (теория) (слайд 1)


Цели урока: (слайд 2)

Обучающие:

- Закрепить знания по устройству токарно-винторезного (ТВ) станка.

- Познакомить с видами и назначением ТВ резцов и способом их установки.

Развивающие:

- Формировать навыки практической работы на станке ТВ-6.

Воспитывающие:

- Стремиться к воспитанию чувства коллективизма, чувство ответственности за порученное дело, исполнительности и аккуратности.


Тип урока: комбинированный урок

Оборудование: Токарно-винторезный ста­нок ТВ – 6, резцы для ТВ-6, учебник - «Технология» 7 класс, карточки-тесты, мультимедийный проектор, экран.


Форма организации обучения: индивидуальная, групповая, фронтальная.


Методы обучения:

1. словесный;

2. исследовательский;

3. демонстративный;

4. частично-поисковый.


ХОД УРОКА:

1. Организационный этап.

    1. Приветствие учащихся и проверка посещаемости.

    2. Назначение дежурных.

    3. Вводный инструктаж.


2.Актуализация знаний.

Учитель: Опрос по предыдущей теме :Над какой темой мы работали на предыдущем уроке? (Ответы обучающихся «Назначение и устройство ТВ-6»)

Сегодня мы продолжим изучение этой темы, научимся различать виды и назначение токарных резцов, виды работ, выполняемые ими. А на втором уроке мы закрепим полученные знания на практике.


3. Проверка домашнего задания.

3.1. Тестирование.

Ученикам предлагаются карточки-тесты. (Приложение)

3.2. Беседа. (слайд 3)

Вопросы для учеников:

1. Назначение ТВ-6 станка.

2. Назвать основные части ТВ-6 станка на экране. (ключ – слайд 4)


4. Объяснение нового материала.

Учитель. Мы уже знаем, что токарно-винторезный станок ТВ-6 позволяет выполнять следующие основные операции: точение наружных и растачивание внутренних цилиндрических и конических поверхностей, подрезание торцов и уступов, отрезание заготовок, сверление отверстий и нарезание резьбы. Давай те же поподробнее изучим с помощью чего, выполняются эти операции.

В токарно-винторезном станке различают: главное движение и движение подачи заготовки или инструмента. При токарной обработке главным движением является вращение заготовки, а движение подачи – поступательное перемещение резца. Главное движение передается следующим образом: двигатель – ременная передача – коробка скоростей – шпиндель с патроном и заготовкой. А движение подачи: двигатель – ременная передача – коробка скоростей – коробка подач – фартук – суппорт с резцом.

Резец – основной режущий инструмент для выполнения простейших операций по обработке металлов на токарно-винторезном станке.

На экране демонстрируется четыре вида резцов. 1. Проходной 2. Подрезной 3. Отрезной 4.Расточной. (слайд 5)

Вопрос для учеников. - Что у них общего и чем они отличаются?

Учитель. Токарный резец представляет собой стержень прямоугольного или квадратного сечения (тело резца), рабочая часть которого (головка) имеет режущие кромки в форме клина. Изготавливают резцы из стали, по твёрдости превышающей обрабатываемый материал. Резцы отличаются друг от друга по конструкции, но все они имеют и общие части.

- Демонстрация резца на экране «Элементы резца» (слайд 6)

Резец состоит из рабочей части, или головки, и тела резца. Тело резца служит для закрепления в резцедержателе, а рабочая часть непосредственно участвует в процессе резания. (слайд 7)

Важными характеристиками токарного резца являются углы его резания:

  • Главный задний угол.

  • Угол заострения.

  • Угол резания.

  • Передний угол. (слайд 8)

Главный задний угол уменьшает трение между главной задней поверхностью головки резца и заготовкой.

Передний угол улучшает процесс схода стружки.

Задний и передний углы – это углы заточки резца.


Токарные резцы различают:

1. по направлению подачи - правые, левые. (слайд 9)

Правыми называют резцы, которыми работают при подаче справа налево, т. е. от задней к передней бабке станка, и у которых соответственно этому главная режущая кромка расположена слева.

Левыми называют резцы, которыми работают при подаче слева направо, т. е. от передней к задней бабке станка. Главная режущая кромка левых резцов расположена справа.

Чтобы определить является ли резец правым или левым, поступают так: накладывают на него ладонью вниз руку таким образом, чтобы пальцы были направлены к вершине резца. Правым будет резец, главная режущая кромка которого окажется со стороны большого пальца при наложении правой руки, левым - если главная режущая кромка окажется со стороны большого пальца при наложении левой руки.

  1. по конструкции головки - прямые, отогнутые, изогнутые и оттянутые. (слайд 10)

Прямыми называют резцы, у которых ось резцы в плане прямая, отогнутыми - резцы, у которых ось резца отогнута вправо или влево.

Отогнутые проходные резцы очень удобны при продольном обтачивании поверхностей, расположенных близко к кулачкам патрона. Кроме того, эти резцы применяют при продольном обтачивании с последующей обработкой торцовой поверхности детали.

  1. по способу изготовления - цельные, составные. (слайд 11)

При применении дорогостоящих режущих материалов резцы делают составными: головка изготавливается из инструментального материала, а стержень - из конструкционной углеродистой стали. Распространены составные токарные резцы с пластинами из твердого сплава, припаянные или закрепленные механически.

  1. по сечению стержня - прямоугольные, круглые, квадратные.

5. по виду обработки: проходной, проходной упорный, подрезной, отрезной, резьбовой, расточный (слайд 12)

- Проходные резцы предназначены для обтачивания внешних цилиндрических и конических поверхностей заготовок, проходной упорный для обработки уступов. Торцы заготовок обрабатывают подрезными резцами, а отрезают заготовки - отрезными. Резьбовыми резцами нарезают внешнюю и внутреннюю резьбу, а расточными — растачивают отверстия.

Следует помнить, что токарные резцы являются дорогостоящим инструментом. Их нельзя использовать не по назначению, бросать, хранить "навалом". Необходимо не допускать значительного затупления инструмента.

Вопросы обучающимся: - Из каких основных элементов состоит токарный резец?

- Что представляют собой проходные резцы и на какие виды они подразделяются?

- Из какого материала изготавливают резцы?

Учитель: Пуск и остановка станка осуществляется с помощью кнопок “Вперед”, “Назад”, “Стоп”. Кнопкой “Вперед” включают прямое вращение шпинделя, т.е. против часовой стрелки, если смотреть на него со стороны задней бабки. Кнопкой “Стоп” станок выключают.

С действиями по управлению токарно-винторезным станком тесно связаны такие операции, как установка и закрепление на станке заготовок и режущих инструментов. С этих операций начинается любой вид токарной обработки. (слайд 13)


Заготовку закрепляют на токарном станке различными способами в зависимости от характера обработки и ее размеров. Для выполнения простых токарных операций небольшие по размерам заготовки закрепляют в трёхкулачковом самоцентрирующемся патроне. Для этого ключ патрона вставляют в одно из гнезд, разводят и вставляют заготовку, после чего затягивают заготовку.

Для установки резца в резцедержателе нужно отвернуть торцевым ключом винты резцедержателя так, чтобы можно было свободно вставить резец. Устанавливают резец перпендикулярно к продольной оси заготовки. Это достигается следующими приемами. Если вершины центра и головки резца совпадают с центром панели, то резец установлен правильно. Затем прочно закрепляют резец винтами.


Вопросы обучающимся: - Как осуществить пуск и остановить станок?

- Как установить необходимую частоту вращения шпинделя?

- Как можно перемещать резцедержатель с резцом при неподвижном суппорте?

(слайд 14,15)

Учитель:

А теперь мы с вами закрепим теорию установки резца в резцедержатель и заготовки в трехкулачковый патрон станка ТВ-6 на практике. Сейчас каждый из вас, по очереди, попробует самостоятельно закрепить резец и заготовку. Затем мы проанализируем ваши возможные ошибки. Но перед тем как приступить к работе со станком, мы с вами познакомимся с правилами техники безопасности.


При работе на токарном станке необходимо соблюдать следующие требования правил безопасности:

  1. Включайте станок только с разрешения учителя.

  2. Перед началом работы проверьте исправность станка, заземление.

  3. Одежда должна быть застегнута на все пуговицы и не иметь свисающих частей.

  4. Во время работы прочно и надежно закрепляйте заготовку и режущий инструмент.

  5. Нельзя осматривать, трогать руками или измерять заготовку не выключив станка.

  6. Нельзя брать руками стружку, которая образуется во время работы.

  7. О всех неисправностях станка во время работы немедленно сообщайте учителю.


5. Повторение и обобщение материала.

Решение электронного теста. (слайд 16)

Продолжим работу на втором уроке, на котором вы получите оценки и домашнее задание.


Приложение к уроку 7

ТЕСТ

«Технология токарных работ по металлу»


Вариант №1

1.цветные металлы

1-чугун 2-сталь 3-алюминий 4-медь 5-золота


2.легированные стали различают по цели

1-конструкционные 2-инструментальные 3-обыкновенные

4-качественные 5-легированные


3. линии чертежа

1-толстая 2-рваная 3-тонкая 4-длинная 5-штриховая


4. ТВ-6 имеет

1-электродигатель 2-передаточный механизм 3-штурвал

4-панель 5-шпиндель


5.резец состоит из

1-тела 2-головки 3- рук 4-ног 5-коробки


Вариант №2

1.черные металлы

1-чугун 2-сталь 3-алюминий 4-медь 5-золота


  1. углеродистые стали в зависимости от содержания в ней углерода подразделяются на:

1-конструкционные 2-инструментальные 3-обыкновенные

4 -качественные 5-легированные


3. линии чертежа

1-тонкая сплошная 2-рваная 3-штрих-пунктирная 4-длинная 5-штриховая


4. ТВ-6 имеет:

1-электродигатель 2-передаточный механизм 3-штурвал

4-панель 5-система управления


5.Токари подразделяются на специальности:

1-токарь 2-кулинар 3-фрезировщик 4-расточник 5-револьверщик



Ответы на тест: (за правильный ответ 1 балл)



1

2

3

4

5

Вариант 1

1,2

1,2

1,3,5

1,2,5

1,2

Вариант 2

1,2

3,4

1,3,5

1,2,5

1,4,5



Урок 8. «Технология токарных работ по металлу» (практика)


Цели урока:

  1. Закрепить знания по устройству токарно-винторезного (ТВ) станка на практике.

  2. Практика способов установки резцов разных видов на станок ТВ-6.

  3. Формировать навыки практической работы на станке ТВ-6.

  4. Стремиться к воспитанию чувства коллективизма, чувство ответственности за порученное дело, исполнительности и аккуратности.


Тип урока: комбинированный урок

Оборудование: Токарно-винторезный ста­нок ТВ – 6, резцы для ТВ-6, металлические заготовки, штангенциркуль, ключи для закрепления заготовки в патроне и резца в резцедержателе, щетка, фартук (по числу учащихся);

Учебник - «Технология» 7 класс, технологическая карта.


Форма организации обучения: индивидуальная, групповая, фронтальная.


Методы обучения:

1. словесный;

2. исследовательский;

3. демонстративный;

4. частично-поисковый.

ХОД УРОКА:

1. Организационный этап.

    1. Приветствие учащихся.

    2. Вводный инструктаж


2. Практическая работа.

Учитель: Перед вами лежат технологические карты (приложение) изготовления различных изделий. Работать будем по парам. Оденьте, пожалуйста, спецодежду и приступайте к работе, с соблюдением правил ТБ.

В процессе выполнения практической работы вы должны проделать следующие операции:

  1. Включение и выключение станка.

  2. Вставление резца в резцедержатель.

  3. Закрепление заготовки в патроне.

  4. Торцевание заготовки.

  5. Разметка заготовки (длиной).

  6. Точение заготовки до диаметра 10 мм.

  7. Чистовая обработка.


3. Повторение и обобщение материала.

Оценка практической работы учащихся; анализ характерных ошибок.

Критерии оценок:

  1. Качество обработанной детали.

  2. Точность соблюдения размеров по чертежу.

  3. Соблюдение ПТБ при работе.

  4. Самостоятельность в работе.


4. Заключительная часть.

4.1. Теперь подведем итоги урока (беседа):
- Какие навыки были закреплены на уроке?

- Знания по каким предметам вам понадобились на уроке?
- Чему новому вы научились на сегодняшнем уроке?

На следующем уроке мы с вами продолжим закреплять изученную теорию работы на токарно-винторезном станке ТВ-6 на практике, а именно займемся обработкой конических поверхностей (вытачивание шпильки).

4.2. Домашнее задание.

4.3. Выставление оценок за урок.

4.4. Уборка рабочих мест.


Всем спасибо. До свидания!

































Приложение к уроку 8

Технологическая карта

«Обтачивание цилиндрических поверхностей »

п/п

Последовательность выполнения

работ

Графическое изображение

1.

Подготовить рабочее место


2.

Установить и закрепить заготовку в патроне. Установить и закрепить проходной резец в резцедержателе.


3.

Включить станок. Установить резец на требуемую глубину резания. Обточить поверхность заготовки на длине 3..5 мм с ручной подачей резца.


4.

Отвести резец от заготовки и выключить станок. Измерить диаметр обработанной поверхности штангенциркулем. Если диаметр оказался больше требуемого, подсчитать, на сколько делений лимба нужно подать резец, чтобы получить требуемый диаметр.


5.

Повторить контрольное обтачивание, внеся изменения в глубину резания, и вновь провести измерения. Обточить заготовку с ручной или металлической подачей резца. Не доходя до кулачков патрона 20…30 мм, отвести резец в исходное положение и выключить станок.


6.

Переставить заготовку в патрон и отрезать заготовку.

Отвести резец и выключить станок.

Снять заготовку.

Произвести контрольное измерение.



9




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Технология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс

Скачать
Технология токарных работ по металлу

Автор: Пресняков Алексей Евгеньевич

Дата: 20.11.2017

Номер свидетельства: 439844

Похожие файлы

object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(137) "Конспект урока "Технология  токарных работ по металлу. режущий инструмент" "
    ["seo_title"] => string(83) "konspiekt-uroka-tiekhnologhiia-tokarnykh-rabot-po-mietallu-riezhushchii-instrumient"
    ["file_id"] => string(6) "207841"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyam"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1430661737"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(68) "Технология токарных работ по металлу"
    ["seo_title"] => string(38) "tiekhnologhiiatokarnykhrabotpomietallu"
    ["file_id"] => string(6) "308900"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyam"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1458705011"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(110) "«Технология токарных работ по металлу. Режущий инструмент» "
    ["seo_title"] => string(67) "tiekhnologhiia-tokarnykh-rabot-po-mietallu-riezhushchii-instrumient"
    ["file_id"] => string(6) "148657"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyam"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1419792239"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(140) "Тематическое планирование.Технология(индустриальные технологии) 5-6 кл. ФГОС"
    ["seo_title"] => string(87) "tiematichieskoie_planirovaniie_tiekhnologhiia_industrial_nyie_tiekhnologhii_5_6_kl_fgos"
    ["file_id"] => string(6) "344037"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyam"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1473999174"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(124) "Индустриальные технологии. Тематическое планирование 7 класс .ФГОС "
    ["seo_title"] => string(73) "industrial-nyie-tiekhnologhii-tiematichieskoie-planirovaniie-7-klass-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "130244"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyam"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1415865920"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства