Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Технология токарных работ по металлу. режущий инструмент" »
План- конспект урока по технологии в 7 классе по теме: «Технология токарных работ по металлу. Режущий инструмент».
Учитель технологии: Новоскольцев А. А.
Тема урока: Технология токарных работ по металлу. Режущий инструмент.
Цели урока:
Закрепить знания по устройству токарно-винторезного (ТВ) станка.
Познакомить с видами и назначением ТВ резцов и способом установки.
Способствовать обогащению технико-терминологического запаса слов у учащихся.
Способствовать формированию и развитию познавательного интереса учащихся к предмету.
Способствовать формированию у школьников политехнических, общеобразовательных, производственных умений и навыков.
Содействовать развитию у учащихся умений осуществлять самоконтроль и самооценку.
Способствовать воспитанию у учащихся уважения к труду и работающему человеку.
Тип урока: комбинированный. Объект труда:
1. Токарно-винторезные станки. 2. Токарные резцы. Оснащение урока: станок ТВ - 6, модель токарного станка, резцы, модели резцов, учебник- «Технология» -7 класс, пластины под резцы, детали, выполненные на ТВ станках, карточки-тесты, плакаты по теме урока. Форма организации обучения: индивидуальная, групповая, фронтальная. Методы обучения:
словесный;
исследовательский;
демонстративный;
частично-поисковый.
ХОД УРОКА: I. Организационный этап.
1.1. Приветствие учащихся и проверка посещаемости.
1.2. Проверка рабочей одежды и готовности к занятию.
1.3.Назначение дежурных. 1.4. Вводный инструктаж. Сообщение темы урока .
- Сформулируйте цель урока, опираясь на его тему. (Запись в тетрадях темы урока).
2. Мотивация.
Беседа на повторение теоретических сведений: - Какие инструменты мы использовали при работе древесины на токарном станке по дереву? (майзель, рейер). - Для обработки металлических деталей на ТВ станке используются инструменты, имеющие другие режущие поверхности и способы крепления. Почему? 3. Актуализация знаний - Сегодня вы должны научиться различать виды и назначение токарных резцов, виды работ, выполняемые ими, закреплять резцы и подрезать торец заготовки. II. Проверка домашнего задания.
Вопросы для учеников: 1. Назначение ТВ станка. 2. Назвать основные части ТВ. III. Объяснение нового материала. Постановка учебной проблемы.
- Что находится на верхней части суппорта (резцедержатель)? И какие виды работ можно еще выполнять на ТВ станке (сверление, нарезание резьбы, растачивание)?
Используя иллюстрации плаката, демонстрируем четыре вида резцов. 1. Проходной 2. Подрезной 3. Отрезной 4.Расточной. - Вопрос для учеников:
- Что у них общего и чем они отличаются? Учитель. Токарный резец представляет собой стержень прямоугольного или квадратного сечения (тело резца), рабочая часть которого (головка) имеет режущие кромки в форме клина. Изготавливают резцы из стали, по твёрдости превышающей обрабатываемый материал. Резцы отличаются друг от друга по конструкции, но все они имеют и общие части.
- Демонстрация резца на таблице.
Учащиеся в тетради выполняют рисунок « Элементы резца». - тело резца служит для закрепления в резцедержателе; - головка непосредственно участвует в процессе резания. Важными характеристиками токарного резца являются углы его резания.
-главный задний угол α (альфа) (увеличение угла уменьшает трение задней грани о поверхность заготовки); - передний угол γ (гамма) (обеспечивает легкость схода стружки); - угол заострения β (бета) обеспечивает легкость входа резца в металл; - угол резания δ (дельта) = α + β. Учащиеся выполняют рисунок «Углы резания токарного резца».
Токарные резцы различают: - по направлению подачи - правые, левые; - по конструкции головки - прямые, отогнутые; - по способу изготовления - цельные, составные; - по сечению стержня - прямоугольные, круглые, квадратные. - по виду обработки; - проходные - для обработки уступов; - подрезные - для обработки торцов; - отрезные - для отрезания заготовок; - резьбовые - для нарезания резьбы. Демонстрация резцов в работе.
III. Закрепление нового материала Учитель распределяет класс на две группы, группу мальчиков и группу девочек.
Для группы мальчиков Практическая работа № 1 «Установка резца по центру задней бабки»
Цель работы: Для учащихся: научиться правильно выставлять резцы. Для учителя: контроль и корректировка работы учащихся.
На ТВ станке находится по три резца и инструктивная карта, где указана последовательность крепления резца в резцедержателе. Один ученик устанавливает резец – другие контролируют последовательность установки резца и возможные ошибки. Затем меняются местами.
Для группы девочек
Практическая работа № 2 «Отработка навыков управления станком»
Цель работы: Для учащихся: отработка навыков перемещения резца относительно обрабатываемой поверхности. Для учителя: контроль и корректировка работы учащихся.
На модели токарно-винторезного станка закреплён копир, относительно которого необходимо перемещать резец отклонение резца – сигнализируется загоранием лампочки.
Учитель делает целевые обходы. Процесс выполнение задания учитель постоянно контролирует, корректирует работу учащихся.
IV. Повторение и обобщение материала.
4.1. Решение заданий карточек-тестов
4.2.Оценка практической работы учащихся; анализ характерных ошибок.
V. Задание на дом. - Составьте кроссворд по изученной теме.
VI. Итог урока.
- Теперь подведем итоги урока (беседа): - Какие навыки были закреплены на уроке?
- Знания по каким предметам вам понадобились на уроке? - Чему новому вы научились на сегодняшнем уроке?