kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Разработка урока с применением ИКТ технологии.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: «Вологодское кружево»

Цель: Формирование культурно-эстетических, базовых знаний о историческом прошлом нашей области.

Задачи:

Изучить историю данного вида промысла.

Узнать особенности изготовления вологодских кружев.

Продолжить русские традиции и сохранить доступными средствами художественное наследие прошлых веков.

Методы: ИКТ, мастер-класс, показ, рассказ, слушание музыки, практическая деятельность.

Материал.

Вы­ставка кружевных изделий. На доске нарисована карта города Кружевляндия и 3 остановки:

               1 остановка «История Вологодского кружева»

               2 остановка «Приемы плетения Вологодского кружева»

               3 остановка «Кружево своими руками»

Презентация «Вологодское кружево», проектор, путевой лист по истории Вологодского кружева (приложение №1), кле­енки, фартуки, распечатки сколов на картоне, клей ПВА, манная крупа в розетках, выставочный стенд «ёлочка».

Просмотр содержимого документа
«конспект урока Вологодские кружева»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Шухободская школа»









Внеклассное мероприятие с элементами мастер-класса и использованием ИКТ.

Технология, 5 класс

Тема: «Вологодское кружево».



Занятие подготовлено и проведено в рамках предметной недели творчества.













Автор - учитель технологии: Ларионова Светлана Сергеевна.

Место работы: МОУ «Шухободская школа», село Шухободь, Череповецкого района, Вологодской области.













2017-2018 учебный год.





Тема: «Вологодское кружево»

Цель: Формирование культурно-эстетических, базовых знаний о историческом прошлом нашей области.

Задачи:

Изучить историю данного вида промысла.

Узнать особенности изготовления вологодских кружев.

Продолжить русские традиции и сохранить доступными средствами художественное наследие прошлых веков.



Методы: ИКТ, мастер-класс, показ, рассказ, слушание музыки, практическая деятельность.

Материал.

Вы­ставка кружевных изделий. На доске нарисована карта города Кружевляндия и 3 остановки:

1 остановка «История Вологодского кружева»

2 остановка «Приемы плетения Вологодского кружева»

3 остановка «Кружево своими руками»

Презентация «Вологодское кружево», проектор, путевой лист по истории Вологодского кружева (приложение №1), кле­енки, фартуки, распечатки сколов на картоне, клей ПВА, манная крупа в розетках, выставочный стенд «ёлочка».


Подготовка к уроку:

Ученикам было дано домашнее задание подготовить историческую справку об определенном периоде в истории Вологодского кружева.

На урок приглашена руководитель народного клуба «Забавушка» Петрова Ольга Валерьевна.


Ход занятия


Учитель:

Что я вижу! Что за диво!

Сколько кружева вокруг!

Правда, дети, здесь красиво?

Аж захватывает дух!

Посмотрите! Эти вещи

Нынче в гости к нам пришли,

Чтоб поведать нам секреты

Древней русской красоты.

Чтоб ввести нас в мир России,

В мир преданий и добра,

Чтоб сказать: есть в стране

Чудо — люди-мастера!


Учитель: Доброе утро дети, уважаемые гости, сегодня я приглашаю вас на необычную экскурсию – экскурсию в страну Кружевляндию. Экскурсию по сказочной стране проведут ученики 5 класса и наша гостья руководитель народного клуба «Забавушка» Петрова Ольга Валерьевна. (Ольга Валерьевна занимает свое рабочее место у станка, а мы начинаем занятие.)


Учитель: Ребята давайте сформулируем тему нашего занятия.

Ученики: Ответы детей.

Учитель: Молодцы. Тема занятия «Вологодское кружево». (Презентация слайд № 1). А что вы хотели бы узнать или уже знаете о Вологодском кружеве?

Ученики: Ответы детей.

Учитель: Замечательно! А пусть все ваши желания станут темами остановок в нашем путешествии. (На доске формируется карта маршрута).

Итак, 1 остановка «История Вологодского кружева»

2 остановка «Приемы плетения Вологодского кружева»

3 остановка «Кружево своими руками»


Ну, что отправляемся в путешествие, внимание на экран, (Презентация слайд № 4-10)

(на экране загораются дата, ученик подготовивший сообщение о событии этого периода времени выходит к доске и рассказывает подготовленный материал. Выступление ученика сопровождается появлением на слайде презентации соответствующих этому периоду времени фотографий).

1725 год Глебова Вероника

1820 год Кузьмин Никита

1893 год Самылова Лада

1928 год Самыловская Елена

1930 год Губарев Александр

1960 год Халуев Илья


Ученики: Заполняют путевой лист. (Приложение 1)


Учитель: Молодцы! Давайте проверим ваши путевые листы, всё-ли правильно заполнили.


Учитель: а сейчас ребята мы отправляемся с вами на вторую станцию «Приемы плетения Вологодского кружева», и давайте проследуем к нашей гостье Ольге Валерьевне, которая вам расскажет о правилах, приемах и секретах плетения Вологодского кружева.

(Физкультминутка: Дети становятся паровозиком делают круг по классу под русскую народную песню).

Ольга Валерьевна: (проводит мастер класс, сопровождает его показом основных элементов плетения)


Друзья мои! Поверьте, что это не сложнее, чем плести косички!

Это — медленный процесс, но он — не сложен! И я постараюсь вам это доказать своим мастер-классом.

Для плетения нам понадобится:

  1. коклюшки, мы все их видели, знаем и купить их в настоящее время не сложно. Нужно 4 штуки для начинающих, а может быть 50-100 штук,

  2. нитки для плетения. Это может быть мулине, ирис, лен,

  3. валик, плотно набитый опилками,

  4. иголки, похожие на маленький гвоздик и булавки с шариком на конце,

  5. сколок, по чертежу которого мы будем плести кружево,

  6. маленький крючок, так как именно с его помощью, мы будем делать соединение элементов кружева в сцепной технике.


Плетение кружев на коклюшках — это кропотливая работа, требующая усидчивости и терпения, аккуратности и, конечно, много времени. Однако вся эта необыкновенная красота создается очень простыми действиями.  

Я бы сказала, что формула красоты кружева заключается всего в двух действиях: перевить и сплести!

Все кружева, которые вы когда-либо видели, имеют 4 основных элемента, которые выполняются всего лишь двумя действиями.

Полотнянка.

Сетка.

Насновка.

Сколок мы можем распечатать из книги, можем создать его в специальной программе, а можем нарисовать его сами. И это совсем не сложно.

Сплести на коклюшках можно не только воротнички, манжеты, вставки, но и самостоятельные изделия: жилеты, пелерины, шляпы.


Надеюсь, что мастер-класс был вам интересен и полезен. И что-то интересное для себя увидели даже те, что уже давно и успешно плетет на коклюшках. А те, кто только хотел бы приступить к плетению, перестали думать, что это очень сложно, трудно.


На самом деле, единственно, что вам действительно нужно — это горячее желание плести кружева и аккуратность в работе. Впрочем, это самые важные условия для освоения любого рукоделия! Абсолютно любого!


Учитель: Ребята вам понравилось? Хорошо, а сейчас я предлагаю вам проверить свои знания о приёмах плетения Вологодского кружева, внимание на экран. (Презентация слайд № 11.) (На слайде загораются понятия, учащиеся должны сформулировать определение)


Ученики: Ответы детей.


Учитель: Молодцы, вот как много интересного вы узнали о Вологодском кружеве, а сейчас, я предлагаю вам изготовить кружево своими руками и для этого нам с вами нужно проследовать на следующую станцию «Кружево своими руками». (Практическая работа)


Учитель: Ну что юные мастера готовы сплести кружево?

Ученики: Ответы детей.

Учитель: Коклюшек у нас нет, да и крючком мы вязать пока не научились. Я предлагаю вам сплести кружева весьма необычным способом - с помощью манной крупы. Посмотрите, для каждого мастера приготовлено рабочее место со всем необходимым. На ваших столах лежат сколы. Их мы и будем украшать. (Приложение 2, сколы выбраны в новогодней тематике, ведь скоро Новый год, и готовыми работами можно будет украсить елку).

Узор должен быть симметричный, линии - тонкие. Поэтому сильно нажимать на клей не нужно. Вот так (показать). Затем вы посыпаете свой рисунок манной крупой. Нужно засыпать так, чтобы все линии были покрыты манкой (показать). После этого лишнюю крупу стряхиваете на лист бумаги.



Самостоятельная работа учеников. (Играет музыка, учитель ведет индивидуальную работу)

По окончанию практической работы, изделия учеников помещаются на импровизированную выставку. Стенд выполнен в виде ёлочки из фанеры.

Учитель: Ну вот и подошло к концу наше путешествие по стране Кружевляндию, ребята вам понравилось наше сегодняшнее путешествие.

Ученики: Ответы детей.

Учитель: А, теперь поделитесь мнениями о занятии. Попрошу желающих вытянуть карточку и высказать своё мнение

  • было интересно…

  • было трудно…

  • теперь я могу…

  • я научилась…

  • меня удивило…

  • мне захотелось…



Спасибо за урок, до новых встреч!


Приложение №1

Путевой лист

по истории Вологодского кружева.

1725 год



1820 год



1893 год



1928 год



1930 год



1960 год




Путевой лист

по истории Вологодского кружева.

1725 год



1820 год



1893 год



1928 год



1930 год



1960 год




Путевой лист

по истории Вологодского кружева.

1725 год



1820 год



1893 год



1928 год



1930 год


1960 год



Кружевляндия.

«История Вологодского кружева»

«Приемы плетения Вологодского кружева»

«Кружево своими руками»















Список источников и использованной литературы, Интернет-ресурсов.


  1. Кружева России. Вологодское кружево: Альбом, Сорокина М.А. Издательство: Интербукбизнес, 2001 г.Серия: Шедевры народного искусства России.

  2. https://ru.wikipedia.org/wiki Вологодское кружево.

  3. https://www.google.ru/ Картинки вологодское кружево.

10


Просмотр содержимого презентации
«Вологодское кружево»

История появления и развития кружев полна загадок и противоречий.   Существует предание, что в 1725 г. Петр I выписал из брабантских монастырей - 250 кружевниц, для обучения плетению кружев детей-сирот в Новодевичьем монастыре. 1725 год

История появления и развития кружев полна загадок и противоречий.

Существует предание, что в 1725 г. Петр I выписал из брабантских монастырей - 250 кружевниц, для обучения плетению кружев детей-сирот в Новодевичьем монастыре.

1725 год

Кружевничество, как промысел, в Вологодской губернии существует с 1820 года. во времена крепостного права во всех значимых помещичьих усадьбах губернии находились кружевные «фабрики», поставлявшие кружевные изделия в Санкт-Петербург и Москву. И одна из таких фабрик была основана помещицей Засецкой в трех верстах от Вологды в селе Ковырино не позднее 20 годов XIX века. Там крепостные выплетали тончайшее кружево для отделки платьев и белья, подражая западноевропейским узорам. 1820 год

Кружевничество, как промысел, в Вологодской губернии существует с 1820 года. во времена крепостного права во всех значимых помещичьих усадьбах губернии находились кружевные «фабрики», поставлявшие кружевные изделия в Санкт-Петербург и Москву. И одна из таких фабрик была основана помещицей Засецкой в трех верстах от Вологды в селе Ковырино не позднее 20 годов XIX века. Там крепостные выплетали тончайшее кружево для отделки платьев и белья, подражая западноевропейским узорам.

1820 год

Со временем из помещичьих мастерских плетение кружев переместилось в народную среду и стало одним из видов народного искусства, отражавшего запросы и вкусы широких кругов местного населения. В 1893 году в Вологодской губернии кружевным промыслом занимались 4 000 мастериц, в 1912 году — 40 000. 1893 год

Со временем из помещичьих мастерских плетение кружев переместилось в народную среду и стало одним из видов народного искусства, отражавшего запросы и вкусы широких кругов местного населения. В 1893 году в Вологодской губернии кружевным промыслом занимались

4 000 мастериц,

в 1912 году — 40 000.

1893 год

В 1919-1921 годах кружевницы Вологодской области были объединены в артели, в 1928 году в Вологде была восстановлена профессиональная кружевная школа, которая уже в новых условиях стала готовить кружевниц. Школа много сделала для возрождения традиционных приемов кружевоплетения, восстановления характерных для этого центра орнаментальных решений.

В 1919-1921 годах

кружевницы Вологодской области были объединены в артели, в 1928 году в Вологде была восстановлена профессиональная кружевная школа, которая уже в новых условиях стала готовить кружевниц. Школа много сделала для возрождения традиционных приемов кружевоплетения, восстановления характерных для этого центра орнаментальных решений.

В 1930 году в Вологде был создан Волкружевосоюз, который объединил 50 разбросанных по различным селениям артелей с числом 40000 кружевниц. Форма организации труда в артелях была, в основном, надомная. В помещении артелей мастера приходили для получения задания и сдачи готовой продукции. И только в 1932 году Союз создал коллективные мастерские, что позволило усовершенствовать технологию изготовления кружев, усилить контроль за качеством кружевных изделий .

В 1930 году

в Вологде был создан Волкружевосоюз, который объединил 50 разбросанных по различным селениям артелей с числом 40000 кружевниц. Форма организации труда в артелях была, в основном, надомная. В помещении артелей мастера приходили для получения задания и сдачи готовой продукции. И только в 1932 году Союз создал коллективные мастерские, что позволило усовершенствовать технологию изготовления кружев, усилить контроль за качеством кружевных изделий .

До 40-х гг . прошлого века преобладало мерное кружево для отделки белья, позднее основными стали штучные изделия — дорожки, салфетки, нарядные съёмные детали женской одежды — воротнички, жабо, пелерины, шарфы, галстуки, перчатки…

До 40-х гг . прошлого века преобладало мерное кружево для отделки белья, позднее основными стали штучные изделия — дорожки, салфетки, нарядные съёмные детали женской одежды — воротнички, жабо, пелерины, шарфы, галстуки, перчатки…

В 1960 г . кружевные артели перешли в государственную систему - местную промышленность в Вологодской области образовалась 5 кружевных фабрик, а в 1964 г. Было создано Вологодское специализированное кружевное объединение , которое вошло в число ведущих традиционных промыслов России.

В 1960 г . кружевные артели перешли в государственную систему - местную промышленность в Вологодской области образовалась 5 кружевных фабрик, а в 1964 г. Было создано Вологодское специализированное кружевное объединение , которое вошло в число ведущих традиционных промыслов России.

Вологодское кружево, один из видов русского кружева, плетённого на коклюшках. Непрерывная и неперекрещивающаяся плавная линия, образующая узор Вологодского кружева выступает в виде выплетенной тесьмы (

Вологодское кружево, один из видов русского кружева, плетённого на коклюшках. Непрерывная и неперекрещивающаяся плавная линия, образующая узор Вологодского кружева выступает в виде выплетенной тесьмы ("вилюшки") на фоне тонкой ажурной "решeтки" ("сцепная" техника)

Сколок. Коклюшки пяльца НАКОЛЫ перевить сплести Приемы плетения. подушка

Сколок.

Коклюшки

пяльца

НАКОЛЫ

перевить

сплести

Приемы плетения.

подушка


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Технология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Разработка урока с применением ИКТ технологии.

Автор: Ларионова Светлана Сергеевна

Дата: 09.03.2018

Номер свидетельства: 461174

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(95) "Урок английского языкас применением ИКТ технологий"
    ["seo_title"] => string(54) "urokanghliiskoghoiazykasprimienieniiemikttiekhnologhii"
    ["file_id"] => string(6) "283088"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1453790893"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(256) "Методическая разработка урока литературного чтения в 4 классе по теме «Подготовка к итоговой аттестации по литературному чтению. «Синицы» "
    ["seo_title"] => string(154) "mietodichieskaia-razrabotka-uroka-litieraturnogho-chtieniia-v-4-klassie-po-tiemie-podghotovka-k-itoghovoi-attiestatsii-po-litieraturnomu-chtieniiu-sinitsy"
    ["file_id"] => string(6) "225183"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1439472239"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(114) "Разработка урока английского языка по теме "Карманные деньги" "
    ["seo_title"] => string(67) "razrabotka-uroka-anghliiskogho-iazyka-po-tiemie-karmannyie-dien-ghi"
    ["file_id"] => string(6) "106561"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1403031318"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(103) "Разработка урока для 6 класса по теме "Мои любимые книги" "
    ["seo_title"] => string(61) "razrabotka-uroka-dlia-6-klassa-po-tiemie-moi-liubimyie-knighi"
    ["file_id"] => string(6) "109816"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1405070951"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(265) "Презентация к выступлению на педагогическом совете по теме "Развитие познавательного интереса учащихся на уроках физики через применение ИКТ". "
    ["seo_title"] => string(172) "priezientatsiia-k-vystuplieniiu-na-piedaghoghichieskom-sovietie-po-tiemie-razvitiie-poznavatiel-nogho-intieriesa-uchashchikhsia-na-urokakh-fiziki-chieriez-primienieniie-ikt"
    ["file_id"] => string(6) "111057"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1406991566"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства