Просмотр содержимого документа
«Рабочая тетрадь по учебной дисциплине «материаловедение»»
РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ
ДЛЯ ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ «МАТЕРИАЛОВЕДЕНИЕ»
ДЛЯ ТЕХНИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ
СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Содержание
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Раздел 1. Физико-механические закономерности формирования структуры материалов
Раздел 2. Материалы, применяемые в машино- и приборостроении
Раздел 3. Материалы с особыми физическими свойствами
Раздел 4. Инструментальные материалы
Раздел 5. Порошковые и композиционные материалы
Список использованных источников
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дисциплина «Материаловедение» содержит основные сведения о строении физико-механических закономерностях формирования структуры материалов; материалах применяемых в машино- и приборостроении; материалах с особыми физическими свойствами; инструментальных, порошковых и композиционных материалах.
Самостоятельная работа студентов при изучении дисциплины «Материаловедение» проводится с целью:
- систематизации и закрепления полученных теоретических знаний и практических умений студентов;
- углубления и расширения теоретических знаний;
- формирования умений использовать нормативную, справочную документацию и специальную литературу;
- развития познавательных способностей и активности студентов: творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности;
- формирования самостоятельности мышления, способностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации;
- развития исследовательских умений.
Критериями оценок результатов внеаудиторной самостоятельной работы студента является уровень освоения студентами учебного материала;
- умение студента использовать теоретические знания при выполнении практических задач;
- умение студента находить требующуюся информацию, изучать ее и применять на практике.
Контроль результатов внеаудиторной самостоятельной работы студентов осуществляется в пределах времени, отведенного на обязательные учебные занятия по дисциплине или в специально отведенное время для дополнительных занятий.
Раздел 1. Физико-механические закономерности формирования структуры материалов
1. Дайте определения:
Металлы – это ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. Из перечисленных ниже твердых веществ подчеркните вещества, имеющие определённую температуру плавления: титан, свинец, стекло, олово, медь, янтарь, клей, магний, железо, воск, канифоль.
5. Ответить на вопрос: какие металлы и сплавы относятся к черным, а какие к цветным!?
13. На рисунке 1 приведены микроструктуры углеродистой стали (0,3% С) после ковки с замедленным охлаждением. Микроанализ показывает, что ковку одной из стали проводили с нарушением нормального температурного режима. Дать характеристику структуре стали каждой из поковок, указав:
для какой стали был проведен неправильный режим ковки;
в чем заключается дефект структуры и его влияние на свойства стали, причины, вызывающие этот дефект, и способы его устранения.
а) б)
Рисунок 1– Микроструктура углеродистой стали после ковки
14. Подчеркните правильное утверждение:
а) все металлы имеют кристаллическое строение;
б) все металлы имеют аморфное строение;
в) все металлы в твёрдом состоянии имеют кристаллическое строение;
г) только конструкционные металлы имеют в твёрдом состоянии кристаллическое строение, остальные аморфное.
15. Нанесите основные линии диаграммы состояния системы Fe — Fe3C. Укажите характерные точки диаграммы, лежащие на этих линиях.
16. Как влияют на механические свойства сплавов структуры: цементит, феррит, перлит и ледебурит? Данные занесите в таблицу.
Механические
Прочность
Твердость
Пластичность
Феррит
Перлит
Цементит
Ледебурит
17. Запишите в таблице характерные особенности сплавов, представляющих собой твердый раствор, химическое соединение и механическую смесь.
Сплав
Характерные особенности
Механическая смесь
Химическое соединение
Твердый раствор
18. Заполните пропуски в определениях, выбрав необходимый термин (анизотропия, аллотропия):
а) способность одного и того же металла образовывать кристаллическую решетку разной формы называют________________________________________________
б) неоднородность физических свойств в различных направлениях 11 плоскостей кристаллической решетки называют______________________________________
19. По диаграмме, определите и запишите температуру плавления чистого железа. ___________°С.
20. Заполните таблицу:
Точки диаграммы железо-углерод
Линии диаграммы железо-углерод
Основные структурные составляющие диаграммы железо-углерод
21. Запишите составляющие процесса термообработки:
22. Охарактеризуйте основные виды отпуска, сведите данные о них в следующую таблицу:
Вид отпуска
Нагрев при отпуске
Охлаждение
Получаемая структура
Применение
23. На рисунке 2 показана микроструктура отожженной углеродистой стали. Описать структуру, определить по структуре содержание углерода и по диаграмме Fe – Fe 3С – температуры критических точек этой стали. Указать, кроме того, можно ли подвергнуть термической обработке сталь этого состава для повышения ее механических свойств. Привести примерные области применения данной стали.
Химико-термической обработкой называется_____________________________ металлических изделий в химически активных средах для изменения химического состава, _____________ и ____________ поверхностных слоёв.
Диффузия – перемещение ________________ насыщающего элемента с поверхности вглубь металла.
Цементация – это процесс диффузионного насыщения поверхностного слоя стали _________________.
Азотирование – это процесс диффузионного насыщения поверхностного слоя _____________ для придания этому слою высокой твёрдости, износостойкости и устойчивости против коррозии.
Цианирование – это процесс совместного насыщения поверхности стальных изделий _________________ и ___________________.
Хромирование - это процесс диффузионного насыщения поверхностного слоя _________________.
Алитирование - это процесс диффузионного насыщения поверхностного слоя __________________________________.
Силицирование - это процесс диффузионного насыщения поверхностного слоя _____________________________.
Борирование - это процесс диффузионного насыщения поверхностного слоя___________________________.
30. Укажите стрелками, что из чего получают:
Раздел 2. Материалы, применяемые в машино- и приборостроении
43. Определите термин: _________________ это высоко – вулканизированный каучук с большим содержанием серы, обычно тёмно – бурого цвета, химически инертен, имеет высокие электроизоляционные свойства.
44. Заполните таблицу.
Термореактивные пластмассы
Пластмассы
Сфера применения
Фенопласты
Эпоксидная смола
Аминопласты
45. Перечислить механические свойства конструкционных сталей:
52. В чем состоит отличие процесса цементации в твердом карбюризаторе от процесса газовой цементации? Как можно исправить крупнозернистую структуру перегрева у цементированных изделий?
53. По физическим признакам все процессы сварки делят на классы: термический, механический, термомеханический. Перечислите виды сварки каждого класса.
В и д ы с в а р к и
Класс
термический
термомеханический
механический
54. Отгадайте кроссворд:
По горизонтали
2. уменьшение объема (линейных размеров) в процессе охлаждения отливки (слитка) в литейной форме
3. термическая обработка стали, заключающаяся в нагреве закаленной на мартенсит стали до температуры ниже критической, выдержки при этой температуре и охлаждении на воздухе
5. способность материала приобретать необратимые изменения формы под действием нагрузки
6. вид термической обработки, заключающийся в нагреве стали выше критической температуры
7. способность материала восстанавливать форму и размеры тела после снятия нагрузки, вызвавшей деформацию
8. вещество, содержащее в своем составе два или более компонентов, по крайней мере, один из которых – металл
По вертикали
1. способность материала разрушаться под воздействием внешних сил без пластической деформации
4. Главный термодинамический параметр
Раздел 3. Материалы с особыми физическими свойствами
Порошки железа и графита. Порошки меди, олова и графита
Для контактов и постоянных магнитов
Порошки меди, вольфрама и др.
76. Угадайте слово. Искусственный материал, представляющий собой гетерогенную композицию металлов или сплавов с неметаллами (керамикой).
л
л
77. Классификация композиционных материалов.
Список использованных источников
Черепахин А.А. Материаловедение.- М.: Академия, 2020г.
Бондаренко, Г. Г. Основы материаловедения: учебник / Г. Г. Бондаренко, Т. А. Кабанова, В. В.
Черепахин А.А. Материаловедение: учеб. Пособие.- М.: Академия, 2021
Черепахин А.А. Основы материаловедения (металлообработка) учебник.- М.: Академия, 2022
Материаловедение: учебное пособие для СПО / С. И. Богодухов, А. Д. Проскурин, Е. А. Шеин, Е. Ю. Приймак. — Саратов: Профобразование, 2020г. Электронный ресурс: http://www.iprbookshop.ru/91890.html
Технология металлов и сплавов: / Н. Н. Сергеев, А. Е. Гвоздев, Н. Е. Стариков [и др.]; под редакцией А. Е. Гвоздева. — Москва, Вологда: Инфра-Инженерия, 2020. Электронный ресурс: https://www.iprbookshop.ru/98480.html
Летовальцев, А. О. Химическая технология: Металлургия, коррозия металлов и способы защиты от нее, сырьевое и энергетическое обеспечение химических производств, химическое материаловедение: учебное пособие / А. О. Летовальцев, Е. А. Решетникова. — Ростов-на-Дону, Таганрог: Издательство Южного федерального университета, 2019. Электронный ресурс: https://www.iprbookshop.ru/95828.html
Интернет – ресурсы:
1. http://materiall.ru/ Все о металлах и материаловедении
2. http://narfu.ru/iet/divisions/ktkmim/literature/materialovedenie_kurs_lektsiy_.pdf Материаловедение. Курс лекций