kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока технологии в 5 классе "Производство текстильных волокон"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Текстильное изделие - это ткань, которая нас окуружает повсюду. Мы не можем представить жизнь без красивых тканей.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока технологии в 5 классе "Производство текстильных волокон"»

Наименование предмета - ТЕХНОЛОГИЯ - 5 класс

Учебник: Технология: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Н..В. Синица, П.С. Самородский, В.Д. Симоненко. – М.: Вентана - Граф, 2013. –208 с.: ил.

Раздел: Создание изделий из текстильных материалов..

Тема урока « Производство текстильных материалов» 5 класс

Дидактическая цель: дать понятие о производстве текстильных материалов, ознакомить с технологией изготовления ткани, учить определять в ткани направление долевой нити и лицевую сторону.

Задачи урока:

Предметные – познакомить с производством и классификацией текстильных материалов с получением и структурой хлопчатобумажных и льняных тканей; познакомить с историей получения тканей, раскрыть понятия долевая нить (основа), поперечная нить (уток), кромка.

Метапредметные - формирование познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, развивать умения приобретать новые знания, уметь управлять своей познавательной деятельностью, вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование.

Личностные - развитие позитивных индивидуальных свойств ученика: способностей, интересов, склонностей; развитие у обучающихся интеллектуальной, исследовательской, информационной, коммуникативной, рефлексивной культуры; развитие личностно-смыслового отношения обучающихся к изучаемому предмету;

Тип урока: комбинированный

Формы организации познавательной деятельности обучающихся: коллективная, индивидуальная, групповая.

Дидактические средства обучения: учебник технологии, ПК, проектор, макеты ткацких переплетений, волокна хлопка, льна, коллекция тканей.

I. Организационный момент.

-Здравствуйте ребята! Рада вас снова видеть сегодня на уроке. Прозвенел звонок вы все готовы к уроку?

Дети: Да!

Проверим готовность к уроку: сегодня на урок нам понадобится: учебник, тетрадь, дневник. Проверьте, все ли у вас есть на столе?

Настраиваются на урок, вступают в диалог, проверяют готовность к уроку.


С сегодняшнего дня мы начинаем изучение нового раздела «Создание изделий из текстильных материалов».

На этом разделе нам предстоит выполнить творческий проект.

Вам надо будет поработать над проектом: изучить очень много новых тем работать не только в ручную, но и на швейной машинке, сделать правильный подбор ткани. Чтобы правильно выбрать ткань, нужно знать виды тканей, их свойства и технологию производства.

Подводит  учащихся   к формулировке темы и постановке цели  урока.

II. Актуализация знаний

И так, скажите, как вы думаете, что мы будем изучать сегодня на уроке? (изучать ткани, производство текстильных материалов).

– На какие вопросы мы должны сегодня на уроке найти ответы?

Из чего делают ткани?
Каким образом их изготавливают?


Сформулируйте тему нашего сегодняшнего урока.

А можно его назвать «Производство текстильных материалов?» (запись на доске).

Пишем в тетради тему урока.

Обращаясь к жизненному опыту учащихся, предлагает ответить на вопросы:

  1. Мотивация (встреча с проблемой )

Активизация обучающихся с использованием вопросов.

  1. Что мы уже знаем по теме урока?

  2. Как вы думаете, что служит сырьём для производства ткани?

  3. Что вы знаете о процессе производства ткани?

О тканях у вас пока недостаточные знания, вы пока не сможете дать полные ответы на все эти вопросы – поэтому целью сегодняшнего урока будет – получить общее понятия о текстильных материалах; об их производстве, для этого надо решить задачи: познакомимся с классификацией волокон, с волокнами растительного происхождения, об изготовлении пряжи, ткани; научиться определять в ткани долевые нити и лицевую сторону.

Цели и задачи урока вам ясны? Значит, сегодня на уроке узнаем новое о тканях, о производстве тканей.  

В этом году на уроке материаловедения мы познакомимся с получением хлопчатобумажных и льняных тканей и их свойствами.

  1. Изучение нового материала

Теперь приступим к новой теме.

1. Предлагает учащимся попробовать дать определение понятиям: «материаловедение», «волокно», «текстильное волокно», направляет на правильность определений,

1. Что такое швейное материаловедение?

Швейное материаловедение – наука изучающая  состав и свойства  текстильных материалов,

  1. А что такое текстильный материал?

Текстильный материал это – ткань, это то, что окружают нас повсюду. И мы уже не можем представить этот мир без красивых тканей которые окружают нас

Из тканей изготовляют все одежды, столовое, постельное белье, шторы, обивка мебели и т д.

Как вы думаете, всегда ли существовала одежда из ткани у людей?

Первые виды одежды у первобытных людей – это плетеные одежды из полосок кожи животных, трав, тростников, молодые побеги кустов и деревьев. Потом только постепенно люди начали создавать текстильные материалы.


Текстильный материал который нас окружает получают из текстильного  волокна.

  1. Что такое текстильное волокно?

Текстильное волокно – это элементарная частица, из которой можно изготавливать пряжу и нити для производства

                              текстильных    материалов.


Ребята, послушайте, пожалуйста загадки , подумайте и скажите, о каких растениях идет речь

Пушист, да не пух,
И бел, да не снег,
На поле растёт
Замечательный мех. Полхох



«В землю малый ушёл, в синей шапке пришёл, мал малышочек - синенький цветочек». Енл

О чем в этих загадках говорится? О растениях, которые получают ткань

Лен и хлопок- эти растения- поставщики волокон для текстильного производства.


Классификации текстильных волокон  (учебник стр. 41).

 

  Текстильные волокна


         Натуральные


     Химические


растительного происхождения


Животного

происхождения

                          Лён                                   Шерсть

                           Хлопок                           Шёлк

Демонстрация коллекций «Хлопок», «Лен». Отличительные особенности волокон: семенные, лубяные, длина, мягкость, толщина, гладкость, извитость. этих волокон?   Рассмотрите внимательно и постарайтесь запомнить эти особенности

Хлопковое волокно. Из каких частей хлопка получают волокна хлопка?

Хлопчатник - однолетнее растение древовидной формы. Растёт кустом, плоды - коробочки, содержащие семена, покрытые длинными волосками. Эти волокна называют хлопком или "белое золото". Длина волокон от 6-52мм. Природный цвет волокон белый, кремовый, бежевый. Это солнцелюбивое растение. Выращивают хлопок в Узбекистане, Туркмении, Киргизии.

Хлопчатобумажные ткани обладают лёгкостью, прочностью, мягкостью. Они красивы, удобны в носке, создают ощущение тепла, гигроскопичны, хорошо пропускают воздух, легко стираются, чистятся, гладятся.

Льняное волокно. Из каких частей льна получают волокно?

       Сырьем для получения льняных тканей является льняное волокно, получаемое из стеблей льна, средняя высота стебля 60—100 см

Лён — однолетнее травянистое растение.

Из  льняной пряжи вырабатывают бельевые полотна, простыни, полотенца, столовое белье, летние костюмные ткани, брезенты, парусины, пожарные рукава, шнуры, обувные нитки и др.

Льняные ткани имеют гладкую поверхность, особый матовый блеск, хорошо впитывают влагу, очень прочные, быстро высыхают. Хорошо поддерживают теплорегуляцию тела и лучше всего подходят для изготовления одежды.

Из-за наличия в льняной ткани растительного клея она прочнее и жестче хлопчатобумажной, но больше мнется, при стирке дает усадку.



Прядильное производство.

Прядение и ткачество  на Руси было основным ремеслом русских женщин. Для производства пряжи использовались деревянные прялки. Прялки очень часто украшали резьбой и росписью.

До изобретения ткацких станков ткали на ручных ткацких станках.

Чтобы из отдельных коротких волокон получить длинную прочную нить, их нужно соединить между собой и скрутить. Этот процесс называется прядением. Прядильное производство – сложный технологический процесс, который требует применения различной текстильной техники. Волокна поступают на прядильные фабрики и проходят несколько стадий обработки.

  1. После разрыхления, равномерного перемещения волокон и удаления из них сорных примесей получают холст.

  2. Холст прочесывают и вытягивают волокнистую массу в ленту-ровницу.

  3. Волокнистую ленту-ровницу вытягивают еще больше, скручивают и наматывают готовую пряжу нити) на шпули.

Пряжа поступает в ткацкий цех. На ткацких станках из нее вырабатывают ткань.


Самыми распространенными были горизонтальные ткацкие станки.  


Ткацкое  производство: этапы  изготовления  ткани.

Схему получения ткани можно рассмотреть по схеме

Процесс получения ткани из пряжи путем переплетения нитей между собой называется ткачеством.


Информационная карта №1

Ткань получается при переплетении нитей на ткацком станке. Вдоль станка сильно натянуты прочные и гладкие долевые нити (основа). На специальное устройство – челнок, намотана менее прочная и пушистая ткань (уток). Во время работы станка нити основы раздвигаются, между ними образуется пространство , через которую челнок протягивает уточную нить. Эта нить переплетает нити основы в поперечном направлении, а затем уплотняется.
К краю полотна нити основы располагаются чаще, а нить утка огибает крайнюю нить основы .Поэтому края переплетения получаются более плотными, эта часть называется кромкой. 

Все ткани изготавливают из нитей и пряжи, переплетённых между собой в определённом порядке.
Одни нити идут вдоль ткани, их называют ОСНОВОЙ, другие поперек их называют УТКОМ. 
По краям готовой ткани специальное приспособление и образует утолщение - КРОМКУ.

Переплетаясь между собой, нити основы и утка образуют ткацкий рисунок. Самые распространенные ткацкие переплетения –полотняное, саржевое, сатиновое и атласное. Раппорт –это повторяющийся часть рисунка во всех направлениях.

Отделочное производство.

Информационная карта №2

Ткацкое производство включает подготовительные операции изготовление ткани на ткацких станках и заключительные операции (чистка, стрижка, складывание тканей и т. д.).

Ткань, сошедшая с ткацкого станка, называется суровой.

Если ее опустить в отбеливатель — получается отбеленная ткань, покрасить в один цвет —гладкокрашеная, нанести какой-нибудь рисунок — набивная. Можно сделать ворс из петелек или кончиков нитей, вот вам и ворсовая (махровая) ткань. Существует множество разновидностей тканей. Они используются не только в быту, но и в технике.

Ткань, снятая с ткацкого станка, называется суровой. Она некрасивая, жесткая, плохо впитывает влагу. В дальнейшем она проходит ряд отделочных процессов. Ткань, снятая со станка называется суровая.

Чтобы стать красивой, привлекательной, она проходит дальнейшую обработку:  отбеливание,крашение. Демонстрация образцов  отбеленной ткани, гладкокрашеной.  Показать набивную, пестротканую ткани, рассказать о их

  1. Отбеливание – придание белизны.

  2. Крашение – окрашивание ткани в цвет. Ткань после окрашивания называется гладкокрашеной.

Если же нити были окрашены до ткачества, ткань называется пестротканой.

  1. Печатание – нанесение рисунка на отбеленную ткань. Такая ткань называется набивной.


Определение лицевой и изнаночной стороны ткани.

Для изготовления изделий нужно научиться различать лицевые и изнаночные стороны ткани.

Основные признаки лицевой стороны

  1. По яркости рисунка.

  2. По мелким дефектам ткани.

  3. По ткацкому рисунку


  1. Лабораторно-практическая работа.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Технология (девочки)

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
Конспект урока технологии в 5 классе "Производство текстильных волокон"

Автор: Тихонова Ираида Васильевна

Дата: 02.12.2017

Номер свидетельства: 441716

Похожие файлы

object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(48) "план конспект урок 5 класс "
    ["seo_title"] => string(27) "plan-konspiekt-urok-5-klass"
    ["file_id"] => string(6) "193714"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyad"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427689575"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(90) "План конспект урока  "Элементы материаловедения" "
    ["seo_title"] => string(52) "plan-konspiekt-uroka-eliemienty-matierialoviedieniia"
    ["file_id"] => string(6) "113826"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyad"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1411061131"
  }
}
object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(158) "конспект урока технологии по теме: "Натуральные волокна растительного происхождения" "
    ["seo_title"] => string(94) "konspiekt-uroka-tiekhnologhii-po-tiemie-natural-nyie-volokna-rastitiel-nogho-proiskhozhdieniia"
    ["file_id"] => string(6) "199371"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyad"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1428572944"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства