Конструкт урока четко показывает смещение акцента с отбора предметного содержания на отбор способов деятельности. Творческие способности являются ключевым компонентом значительной части профессиональных компетенций человека и имеют межпрофессиональный характер, что позволяет рассматривать и развивать творческие способности как профессионально-значимые, как ключевые квалификации, реализовывать инновационную деятельность.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конструкт урока на тему "Творческий проект"»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 66
г. Екатеринбург
КОНСТРУКТ УРОКА ТЕХНОЛОГИИ
ТЕМА ПРОГРАММЫ: «ТВОРЧЕСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ»
ТЕМА УРОКА: «ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ», 8 КЛАСС
Продолжительность урока: 90 минут
Выполнила: Широкова Надежда Николаевна
учитель технологии
МОУ СОШ № 66
г. Екатеринбург
Пояснительная записка
Актуальность работы связана с высокой динамикой изменения современных социально-экономических условий жизнедеятельности человека. На этапе реализации ФГОС, учителю-предметнику необходимо овладеть новыми методами работы.
Конструкт урока четко показывает смещение акцента с отбора предметного содержания на отбор способов деятельности. Творческие способности являются ключевым компонентом значительной части профессиональных компетенций человека и имеют межпрофессиональный характер, что позволяет рассматривать и развивать творческие способности как профессионально-значимые, как ключевые квалификации, реализовывать инновационную деятельность.
Условия, средства и методы активизации творческих способностей обоснованы в исследованиях зарубежных и отечественных ученых Г.С. Альтшуллера, Т. Бьюзена, А.А. Вербицкого, М.М. Зиновкиной и др. Анализ современных подходов к развитию творческих способностей личности в условиях обучения позволяет выделить среди них два направления: предметные и внепредметные. В системе подготовки будущего специалиста наиболее методически обеспечена подготовка будущих инженеров в основном на материале ТРИЗ и АРИЗ и проблемных и активных методах обучения. Применение интеллект-карт как многофункционального средства обучения, развивающего образное мышление, память, способность к свертыванию информации, ассоциативное мышление в учебной и профессиональной деятельности в процессе обучения выполняет множество функций, которые необходимы для успешной деятельности учащихся. Отработка приемов решения творческих задач с применением интеллект - карт способствует актуализации словарного запаса учащихся, создает условия развития коммуникативных способностей. Ведение протокола творческих идей с помощью интеллект - карт при работе над приемами решения творческих задач позволяет наглядно увидеть участие и степень работы каждого учащегося. Подготовка выступлений на основе интеллект - карт позволяет излагать свои мысли ясно, образно и сохраняет интерес у аудитории до конца выступления. Профессионально-значимые творческие способности помогают учащимся принимать эффективные решения, решать нестандартные проблемы и задачи, проводить инновационную деятельность.
Метод визуализации и структурной наглядности Т. Бьюзена, широко используются в образовательной практике за рубежом. Преимущество данных подходов в том, что они могут использоваться на начальных этапах развития творческих способностей. В интеллект - картах отсутствуют сложные схемы и пошаговые алгоритмы, они затрагивают эмоциональный уровень личности ввиду образности, яркости. Простота усвоения творческих методов и возможность решения с их помощью сложных нестандартных ситуаций мотивирует учащихся на дальнейшее профессиональное саморазвитие.
Данный урок ориентирован на изучение учебной темы и осуществляется в рамках рабочей программы по учебному предмету «Технология» в 8 классе и составляет часть стандартного учебного курса.
Тема программы: «Творческое проектирование»
Тема урока: «Творческий проект», 8 класс
Продолжительность урока: 90 минут
Цель урока:Формирование компетентностей в сфере самостоятельной познавательной деятельности, навыков самостоятельной работы с большими объемами информации, умений увидеть проблему и наметить пути ее решения.
Задачи урока:
Образовательные: ознакомление учащихся с видами и структурой творческих проектов, их функциями в современном обществе; создание условий для включения в работу с интеллект-картами, закрепление профессиональных знаний и умений.
Развивающие: формирование у учащихся основ технологической культуры; развитие аналитического и логического мышления, создание условий для развития умений и навыков работы с источниками информации; развитие творческого подхода к решению практических задач.
Воспитательные: формирование творческого отношения учащихся к трудовой деятельности; совершенствование своих профессиональных знаний и умений; способствовать формированию навыков коммуникативного общения.
Планируемые результаты:
Познавательные: Находить достоверную информацию, необходимую для решения учебных и жизненных задач. Анализировать (в том числе выделять главное, разделять на части) и обобщать, доказывать, делать выводы, определять понятия; строить логически обоснованные рассуждения на простом и сложном уровне. Сравнивать объекты по заданным или самостоятельно определенным критериям. Устанавливать аналогии (создавать модели объектов). Представлять информацию в разных формах (рисунок, текст, таблица, план, схема, тезисы).
Регулятивные: Определять цель, проблему в учебной и жизненно-практической деятельности (в т.ч. проектах). Выдвигать версии, выбирать средства достижения цели в группе и индивидуально. Планировать деятельность в учебной и жизненной ситуации (в т.ч. проект), используя ИКТ. Работать по плану, сверяясь с целью, находить и исправлять ошибки. Оценивать степень и способы достижения цели.
Коммуникативные: Излагать свое мнение (в монологе, диалоге, полилоге), аргументируя его, подтверждая фактами. Понимать позицию другого, выраженную в явном и неявном виде (в т.ч. вести диалог с автором текста). Корректировать свое мнение под воздействием контраргументов, создавать устные и письменные тексты для решения разных задач общения. Использовать ИКТ как инструмент достижения цели.
Личностные: Осознание личностной и практической значимости учебного материала, своих возможностей и ответственности за качество своей деятельности, целостности мира и многообразия взглядов на него, вырабатывания своей мировоззренческой позиции. Умение мотивировать свою деятельность, осознавать, вырабатывать уважительно-
доброжелательное отношение к непохожим на себя, идти на взаимные уступки в разных ситуациях.
Технология: сотрудничество.
Тип урока: комбинированный.
Вид урока: получение новых знаний и применение их на практике.
Методы обучения: рассказ – объяснение, обсуждение, Интеллект - карт, «мозговая атака», метод исследований.
Форма работы: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Межпредметные связи: ИЗО, русский язык, математика, история, информатика.
Оснащение урока:экран,мультимедийный проектор, ПК, дизайн – папка по проектированию,
Инструменты: линейка, карандаш, ножницы, фломастеры или цветные карандаши, бумага.
Свое происхождение танграм ведет от... мебели. Эти необычные предметы интерьера, носившие название яньцзиту, со временем превратились в фигуры для игры. Отдавая дань истории, вместе со схемами для сборки танграма приводим несколько иллюстраций мебели, которую современные дизайнеры создали по принципу знаменитой головоломки. Головоломка «Танграм» представляет собой квадрат, который разрезан на 7 неодинаковых частей. Игра помогает:
развиватьть образное мышление,
воображение,
комбинаторные способности,
дает возможность зрительно делить целое на части,
знакомит с азами геометрии.
Эту головоломку легко сделать самим, главное иметь под рукой лист двустороннего картона ( разрезать его по определенной схеме). Суть игры заключается в складывании всевозможных фигур из предложенных элементов. Всего можно собрать более 7 000 различных фигурок животных, людей и предметов окружающего мира. В состав каждой из фигурок должны входить все семь элементов танграма, при этом отдельные части не должны перекрывать друг друга.
Приложение 2
Основные этапы проведения мозгового штурма в виде интеллект - карт
Таблица 1
Интеллект – карта «Мозговой штурм»
1 этап. Выбор темы
Задается общее направление. В терминах Интеллект-карт создается центральный образ, символизирующий основную идею. Важно четко задать рамки, критерии, цели образа, чтобы идеи работали именно на ту задачу, которую хотим решить
2 этап. Индивидуальная мозговая атака
1.Уединение. Размышление над задачей. Запись всех идей в виде интеллект-карты.
2.«Извержение идей»: все что приходит в голову набросать на черновике.
3. Переписать на чистовой вариант
3 этап. Составление коллективной интеллект- карты
1.Каждый член группы представляет индивидуальную карту, созданную на 2 этапе.
2. Создают общую интеллект- карту на большом листе бумаги.
Главное на этом этапе:
Записать на общей карте ВСЕ ИДЕИ, которые есть на индивидуальных картах!!!
Ни одну идею, даже самую «бессмысленную» нельзя отсеять! Без критики. Если что – заводим на карте ветку «безумные идеи» и записываем туда.
Согласовать цвета, символы, коды, которые будут использоваться в общей карте.
3.Результат – получаем большую карту, которая объединяет идеи каждого члена группы. Если по ходу создания карты возникают новые идеи, то их можно дописать…
4 этап. Инкубация
1.Самые гениальные идеи часто приходят во сне. Отвлекаемся на некоторое время. Занимаемся другими делами, отдыхаем… А в это время мысль продолжает работать…
5 этап. Вторая редакция
1.Повторяем 2 этап.
На этапе 5.2 каждый участник мозгового штурма уже имеет в качестве материала: свою карту, общую карту, объединяющую индивидуальные и общие идеи, и ряд мыслей, пришедших к нему во время периода «инкубации».
2.Участник мозгового штурма на основе всех идей создает еще раз свою карту, записывая на нее свои идеи и мысли по поводу обсуждаемой темы.
3.Повторяем 3 этап.
На этапе 5.3 опять создается общая карта, объединяющая всю информацию, которую удалось собрать по поводу обсуждаемой проблемы
6 этап. Анализ и принятие решения
1.Карта соберет всю информацию о проблеме.
2.Ее можно будет обозреть одним взглядом, с ней удобно будет работать.
3.Решение принимают участники мозгового штурма сообща.
Вывод
Практика показывает, если собирать идеи, рождаемые в ходе мозгового штурма в виде интеллект - карт, то
с ними гораздо удобнее работать,
ни одна из идей не потеряется в ходе обсуждения,
легко создаются новые идеи, т.к. карта сама провоцирует на генерацию новых идей