kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конструкт урока на тему "Творческий проект"

Нажмите, чтобы узнать подробности

    Конструкт урока четко показывает смещение акцента с отбора предметного содержания на отбор способов деятельности. Творческие способности являются ключевым компонентом значительной части профессиональных компетенций человека и  имеют межпрофессиональный характер, что позволяет рассматривать и развивать творческие способности как профессионально-значимые, как ключевые квалификации,  реализовывать инновационную деятельность.

Просмотр содержимого документа
«Конструкт урока на тему "Творческий проект"»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 66

г. Екатеринбург











КОНСТРУКТ УРОКА ТЕХНОЛОГИИ

ТЕМА ПРОГРАММЫ: «ТВОРЧЕСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ»

ТЕМА УРОКА: «ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ», 8 КЛАСС

Продолжительность урока: 90 минут



Выполнила: Широкова Надежда Николаевна

учитель технологии

МОУ СОШ № 66







г. Екатеринбург

Пояснительная записка

Актуальность работы связана с высокой динамикой изменения современных социально-экономических условий жизнедеятельности человека. На этапе реализации ФГОС, учителю-предметнику необходимо овладеть новыми методами работы.

Конструкт урока четко показывает смещение акцента с отбора предметного содержания на отбор способов деятельности. Творческие способности являются ключевым компонентом значительной части профессиональных компетенций человека и имеют межпрофессиональный характер, что позволяет рассматривать и развивать творческие способности как профессионально-значимые, как ключевые квалификации, реализовывать инновационную деятельность.

Условия, средства и методы активизации творческих способностей обоснованы в исследованиях зарубежных и отечественных ученых Г.С. Альтшуллера, Т. Бьюзена, А.А. Вербицкого, М.М. Зиновкиной и др. Анализ современных подходов к развитию творческих способностей личности в условиях обучения позволяет выделить среди них два направления: предметные и внепредметные. В системе подготовки будущего специалиста наиболее методически обеспечена подготовка будущих инженеров в основном на материале ТРИЗ и АРИЗ и проблемных и активных методах обучения. Применение интеллект-карт как многофункционального средства обучения, развивающего образное мышление, память, способность к свертыванию информации, ассоциативное мышление в учебной и профессиональной деятельности в процессе обучения выполняет множество функций, которые необходимы для успешной деятельности учащихся. Отработка приемов решения творческих задач с применением интеллект - карт способствует актуализации словарного запаса учащихся, создает условия развития коммуникативных способностей. Ведение протокола творческих идей с помощью интеллект - карт при работе над приемами решения творческих задач позволяет наглядно увидеть участие и степень работы каждого учащегося. Подготовка выступлений на основе интеллект - карт позволяет  излагать свои мысли ясно, образно и сохраняет интерес у аудитории до конца выступления. Профессионально-значимые творческие способности помогают учащимся принимать эффективные решения, решать нестандартные проблемы и задачи, проводить инновационную деятельность.

Метод визуализации и структурной наглядности Т. Бьюзена, широко используются в образовательной практике за рубежом. Преимущество данных подходов в том, что они могут использоваться на начальных этапах развития творческих способностей. В интеллект - картах отсутствуют сложные схемы и пошаговые алгоритмы, они затрагивают эмоциональный уровень личности ввиду образности, яркости. Простота усвоения творческих методов и возможность решения с их помощью сложных нестандартных ситуаций мотивирует учащихся на дальнейшее профессиональное саморазвитие.

Данный урок ориентирован на изучение  учебной темы и осуществляется в рамках рабочей программы по учебному предмету «Технология» в 8 классе и составляет часть стандартного учебного курса.

 

Тема программы: «Творческое проектирование»

Тема урока: «Творческий проект», 8 класс

Продолжительность урока: 90 минут

Цель урока: Формирование компетентностей в сфере самостоятельной познавательной деятельности, навыков самостоятельной работы с большими объемами информации, умений увидеть проблему и наметить пути ее решения.

Задачи урока:

Образовательные: ознакомление учащихся с  видами и структурой творческих проектов, их функциями в современном обществе; создание условий для включения в работу с интеллект-картами, закрепление профессиональных знаний  и  умений.

Развивающие:  формирование у учащихся основ технологической культуры; развитие аналитического и логического мышления, создание условий для развития умений  и навыков работы с источниками информации; развитие творческого подхода к решению практических задач.

Воспитательные: формирование творческого отношения учащихся к трудовой деятельности; совершенствование своих профессиональных знаний и умений;  способствовать формированию навыков коммуникативного общения.

Планируемые результаты:

  • Познавательные: Находить достоверную информацию, необходимую для решения учебных и жизненных задач. Анализировать (в том числе выделять главное, разделять на части) и обобщать, доказывать, делать выводы, определять понятия; строить логически обоснованные рассуждения на простом и сложном уровне. Сравнивать объекты по заданным или самостоятельно определенным критериям. Устанавливать аналогии (создавать модели объектов). Представлять информацию в разных формах (рисунок, текст, таблица, план, схема, тезисы).

  • Регулятивные: Определять цель, проблему в учебной и жизненно-практической деятельности (в т.ч. проектах). Выдвигать версии, выбирать средства достижения цели в группе и индивидуально. Планировать деятельность в учебной и жизненной ситуации (в т.ч. проект), используя ИКТ. Работать по плану, сверяясь с целью, находить и исправлять ошибки. Оценивать степень и способы достижения цели.

  • Коммуникативные: Излагать свое мнение (в монологе, диалоге, полилоге), аргументируя его, подтверждая фактами. Понимать позицию другого, выраженную в явном и неявном виде (в т.ч. вести диалог с автором текста). Корректировать свое мнение под воздействием контраргументов, создавать устные и письменные тексты для решения разных задач общения. Использовать ИКТ как инструмент достижения цели.

  • Личностные: Осознание личностной и практической значимости учебного материала, своих возможностей и ответственности за качество своей деятельности, целостности мира и многообразия взглядов на него, вырабатывания своей мировоззренческой позиции. Умение мотивировать свою деятельность, осознавать, вырабатывать уважительно-

доброжелательное отношение к непохожим на себя, идти на взаимные уступки в разных ситуациях.


Технология: сотрудничество.

Тип урока: комбинированный.

Вид урока: получение новых знаний и применение их на практике.


Методы обучения:  рассказ – объяснение, обсуждение, Интеллект - карт, «мозговая атака», метод исследований.

Форма работы: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Межпредметные связи:  ИЗО, русский язык, математика, история, информатика.


Оснащение урока: экран, мультимедийный проектор, ПК, дизайн – папка по проектированию,

Инструменты: линейка, карандаш, ножницы, фломастеры или цветные карандаши, бумага.

Средства обучения: Учебник В.Д. Симоненко «Технология» 8 кл. – М: «Вентана – Граф»;

ЦОР: Презентация «Метод мозгового штурма». ЦОР: Презентация «Проектная деятельность учащихся».
ЦОР: Презентация «Применение метода Интеллект – карт».

Технологическая карта


Этапы урока


Технология проведения


Деятельность учителя


Задания для учащихся

Деятельность ученика

Планируемые результаты

предметные

УУД

1.Мотивация

Мотивация к учебной деятельности:

1.Создать условия для формирования потребности во включение в учебную деятельность.

2.Проверить уровень подготовки к занятию

1.Организует этап восстановления в памяти учащихся знаний и умений, которые будут необходимы для проектной работы

Слайды презентации:

1. Назвать этапы работы над творческим проектом (ТП)

Работа с учебником:

1. Ознакомиться с примерами ТП

Проговаривают этапы работы над ТП

1.Знать этапы ТП

Коммуникативные:

1.Уметь договариваться о правилах поведения и общения.

2.Уметь оформлять свои мысли в устной форме с грамотной речью

2.Закрепление полученных знаний

Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в практическом применении знаний.

1.Создать условия для выполнения учащимися практического учебного действия.

2.Выявить индивидуальные затруднения (шаг, операцию).

3.Фиксация во внешней речи причины затруднения.

4.Преодоление возникшего затруднения с проговариванием во внешней речи

1.Организует фиксирование индивидуальных затруднений.

2.Выявляет затруднения во внешней речи.

Слайды презентации:

!.Презентации «Проектная деятельность». 2.Обсуждение просмотра, пошаговое обсуждение этапов ТП.

3.Просмотр презентации «Метод мозгового штурма» (ММШ)

4.Обсуждение применения в работе ММШ

1.Формулируют этапы выполнения ТП.

2.Приводят примеры применения ММШ в практических задачах, представленные на слайдах.

3.Выполняют задания на доске, в тетрадях, на ПК


1.Уметь использовать этапы ТП в практической деятельности

2.Уметь применять ММШ в решении практических задач


Познавательные:

1.Уметь ориентироваться в своей системе знаний.

Коммуникативные:

1.Уметь слушать и понимать речь других.

2.Оформлять мысли в устной и письменной форме.

Регулятивные:

1.Уметь проговаривать последовательность действий на уроке, высказывать свое предположение


3. Введение новых знаний при работе с Интеллект –картами (ИК)

1.Организация усвоения нового способа действий с проговариванием во внешней речи

2.Создание проблемы с использованием ИК

3.Оризация работы с ИК с применением ММШ


1.Организует усвоение учениками нового способа работы с ИК

2. Организует ситуацию успеха в решении проблемной задачи, ее частей при работе с ИК



1.Просмотр презентации «Применение метода Интеллект - карт». 2.Работа в группах. Совместная деятельность по анализу информации, составлении ИК

3.Выполнение рисунка ИК на листах формата А4


Работа в группах. 1.Обсуждают применение ИК при работе с ТП.

2.Рисуют ИК

1.Уметь давать характеристику работы с ИК.

2.Уметь рисовать ИК

3.Уметь применять ММШ при работе с ИК

4.Уметь проводить анализ и синтез полученной информации

Познавательные:

1.Уметь ориентироваться в своей системе знаний.

2.Уметь дополнять, анализировать и синтезировать полученные знания

Коммуникативные: 1.Умение осуществлять сотрудничество с учениками и учителем в поиске и сборе информации.

2. Умение выражать свои мысли в устной и письменной форме

Регулятивные:

1.Уметь проговаривать и прописывать последовательность действий при работе с ИК и ММШ 2.Осуществлять самоконтроль, взаимоконтроль в группах

4.Применение знаний на практике. Рисование ИК

1.Демонстрация первичных готовых ИК. 2.Создание условий для представления отчетов по составлению ИК в каждой группе.

2.Выявление индивидуальных затруднений при составлении ИК.

3.Фиксация во внешней речи причины затруднения.

4.Преодоление возникшего затруднения при составлении ИК.

1.Предлагает заслушать отчеты по заполнению ИК.

2.Организует ситуацию успеха при работе с ИК

1.Представить отчет работы в группах по составлению ИК

2.Ознакомиться с отчетами других групп.

3.Применить ИК в работе над творческими проектами.

4.Умение решать практические задачи на творческом уровне.

5. Умение вести диалог, умение формулировать и аргументировать свое мнение

1.Составляют групповой отчет по работе с ИК

2.Проговаривают этапы работы над ИК и ее применением в ТП.

3.Решать практические задачи на творческом уровне

1.Уметь рисовать ИК.

2.Уметь проговаривать составление ИК.

2.Уметь применять ИК в практической деятельности

3.Уметь применять методы творчества.

4.Уметь планировать свою деятельность



Познавательные:

1.Уметь ориентироваться в своей системе знаний.

2.Уметь дополнять, анализировать и синтезировать полученные знания

Коммуникативные:

1.Умение выражать свои мысли в устной и письменной форме

Регулятивные:

1.Уметь оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки.

Личностные:

1.Развитие творческого потенциала

5..Рефлексия учебной деятельности

1.Зафиксировать содержание урока.

2.Организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.


1.Организует фиксирование содержания, рефлексию, самооценку учебной деятельности.

2.Объективная индивидуальная и групповая оценка работы учащихся, подведение результатов работы по составлению ИК для подготовки работы над ТП

1.Подведем итог работы на уроке. Какую цель мы ставили?

Мы достигли цели? Назовите тему урока.

Расскажите, чему вы научились.

Оцените свою деятельность на уроке, используя один из кружочков: зеленый, красный, желтый.


1.Отвечают на вопросы.

2.Рассказывают о новых знаниях.

3.Осуществляют самооценку.

4.Организуют проектную деятельность

1.Уметь находить периметр и площадь фигур.

2.Уметь организовывать проектную деятельность

Регулятивные:

1.Уметь оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки.

Личностные:

1.Уметь осуществлять самооценку на основе критерия успешности учебы.

2.Развитие творческого потенциала

6.Домашнее задание

1.Выбрать самостоятельно тему творческого проекта с использованием ИК

1.Организует инструктаж по выполнению творческого проекта с применением ИК и ММШ

Уметь применять знания по составлению ИК с использованием ММШ при планировании работы над ТП

1.Осуществляют самооценку.

2.Организуют проектную деятельность с применением ИК и ММШ

1.Уметь рисовать ИК..

2.Уметь организовывать проектную деятельность.

3.Уметь развивать творческие способности

Регулятивные:

1.Уметь оценивать свою самостоятельную деятельность.

Личностные:

1.Развитие творческого потенциала.



См. приложение 1, приложение 2












Список литературы

1. Альтшуллер, Г.С. Алгоритм изобретений/. — М.: Моск. рабочий, 1993.-296 с.

2. Альтшуллер, Г.С. Как стать гением. Жизненная стратегия творческой личности/ Мн. Беларусь, 1994. - 480 с.

3. Альтшуллер, Г.С. Поиск новых идей: От озарения к технологии/ Кишинев: Картя Мол-давеняска, 1989.

4. Альтшуллер, Г.С. О психологии изобретательского творчества / Вопросы психологии — 1956. №6. - С.37-49

5.  Тони Бьюзен «Супермышление», «Научите себя думать», 2007

http://www.youtube.com/watch?v=f6OBr3aiCG0
http://kolesnik.ru/2005/mindmapping/

http://www.stimul.biz/

http://www.ito.su/
























Приложение 1

Танграм

Свое происхождение танграм ведет от... мебели. Эти необычные предметы интерьера, носившие название яньцзиту, со временем превратились в фигуры для игры. Отдавая дань истории, вместе со схемами для сборки танграма приводим несколько иллюстраций мебели, которую современные дизайнеры создали по принципу знаменитой головоломки. Головоломка «Танграм» представляет собой квадрат, который разрезан на 7 неодинаковых частей. Игра помогает:

  • развиватьть образное мышление,

  • воображение,

  • комбинаторные способности,

  • дает возможность зрительно делить целое на части, 

  • знакомит с азами геометрии.

Эту головоломку легко сделать самим, главное иметь под рукой лист двустороннего картона ( разрезать его по определенной схеме). Суть игры заключается в складывании всевозможных фигур из предложенных элементов. Всего можно собрать более 7 000 различных фигурок животных, людей и предметов окружающего мира. В состав каждой из фигурок должны входить все семь элементов танграма, при этом отдельные части не должны перекрывать друг друга. 








Приложение 2

Основные этапы проведения мозгового штурма в виде интеллект - карт

Таблица 1


Интеллект – карта «Мозговой штурм»


1 этап. Выбор темы

Задается общее направление. В терминах Интеллект-карт создается центральный образ, символизирующий основную идею. Важно четко задать рамки, критерии, цели образа, чтобы идеи работали именно на ту задачу, которую хотим решить


2 этап. Индивидуальная мозговая атака

1.Уединение. Размышление над задачей. Запись всех идей в виде интеллект-карты.

2.«Извержение идей»: все что приходит в голову набросать на черновике.

3. Переписать на чистовой вариант


3 этап. Составление коллективной интеллект- карты

1.Каждый член группы представляет индивидуальную карту, созданную на 2 этапе.

2. Создают общую интеллект- карту на большом листе бумаги.

Главное на этом этапе:

  • Записать на общей карте ВСЕ ИДЕИ, которые есть на индивидуальных картах!!!

  • Ни одну идею, даже самую «бессмысленную» нельзя отсеять! Без критики. Если что – заводим на карте ветку «безумные идеи» и записываем туда. 

  • Согласовать цвета, символы, коды, которые будут использоваться в общей карте.

3.Результат – получаем большую карту, которая объединяет идеи каждого члена группы. Если по ходу создания карты возникают новые идеи, то их можно дописать…


4 этап. Инкубация

1.Самые гениальные идеи часто приходят во сне. Отвлекаемся на некоторое время. Занимаемся другими делами, отдыхаем… А в это время мысль продолжает работать…


5 этап. Вторая редакция

1.Повторяем 2 этап.

На этапе 5.2 каждый участник мозгового штурма уже имеет в качестве материала: свою карту, общую карту, объединяющую индивидуальные и общие идеи, и ряд мыслей, пришедших к нему во время периода «инкубации».

2.Участник мозгового штурма на основе всех идей создает еще раз свою карту, записывая на нее свои идеи и мысли по поводу обсуждаемой темы.

3.Повторяем 3 этап.

На этапе 5.3 опять создается общая карта, объединяющая всю информацию, которую удалось собрать по поводу обсуждаемой проблемы


6 этап. Анализ и принятие решения

1.Карта соберет всю информацию о проблеме.

2.Ее можно будет обозреть одним взглядом, с ней удобно будет работать.

3.Решение принимают участники мозгового штурма  сообща.

Вывод

Практика показывает, если собирать идеи, рождаемые в ходе мозгового штурма в виде интеллект - карт, то

  • с ними гораздо удобнее работать,

  • ни одна из идей не потеряется в ходе обсуждения,

  • легко создаются новые идеи, т.к. карта сама провоцирует на генерацию новых идей







Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Технология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конструкт урока на тему "Творческий проект"

Автор: Широкова Надежда Николаевна

Дата: 19.10.2020

Номер свидетельства: 560502

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(130) "Итоговое занятие по курсу "Междисциплинарное обучение". Тема: "Система" "
    ["seo_title"] => string(78) "itoghovoie-zaniatiie-po-kursu-miezhdistsiplinarnoie-obuchieniie-tiema-sistiema"
    ["file_id"] => string(6) "159999"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421992239"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(153) "Особенности применения модульной организации учебного процесса на уроках истории."
    ["seo_title"] => string(92) "osobiennosti-primienieniia-modul-noi-orghanizatsii-uchiebnogho-protsiessa-na-urokakh-istorii"
    ["file_id"] => string(6) "264122"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1449659642"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(153) "Особенности применения модульной организации учебного процесса на уроках истории."
    ["seo_title"] => string(94) "osobiennosti-primienieniia-modul-noi-orghanizatsii-uchiebnogho-protsiessa-na-urokakh-istorii-1"
    ["file_id"] => string(6) "264123"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1449659649"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(52) "Путешествие в Простоквашино"
    ["seo_title"] => string(32) "putieshiestviie-v-prostokvashino"
    ["file_id"] => string(6) "254973"
    ["category_seo"] => string(10) "fizkultura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1447848875"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства