Вводный этап. Вызов | Метапредметные результаты: Регулятивные УУД: Целеполагание, умение анализировать условия достижения цели, планировать пути достижения цели. Познавательные УУД: Умение анализировать, синтезировать информацию на всех стадиях её усвоения, выдвигать гипотезы. Умение сравнивать и строить причинно-следственные связи. | 1.Приветствуют учащихся, предлагают проверить наличие школьных принадлежностей к уроку. 2.Предлагают проанализировать ассоциативный ряд, выведенный на экран и определить, каким общим понятием объединены предложенные слова. 3.Предлагают задуматься о значении слова «дом», сколько значений у данного слова и какие наиболее употребимы? Какие устойчивые словосочетания со словом «дом» мы знаем? 4.Предлагают к рассмотрению не вообще дом, а конкретный - дом Ошевневых, расположенный на острове Кижи, входящий в экспозицию музея-заповедника Кижи – объекта всемирного культурного и природного наследия ЮНЕСКО на территории республики Карелия. Этот дом, перевезенный в 1951 году из одноименной деревни Ошевнево. сооруженный более ста лет назад, в 1876 году, стал первым архитектурным экспонатом музея. Озвучивают учебную задачу: создать информационный буклет для иностранных туристов (предположительно – итальянцев), цель которого – зародить у туристов интерес к культуре нашего края, желание посетить Карелию и музей острова Кижи. 5.Выводят на экран фото итальянского крестьянского дома, предлагают, опираясь на изображение и предыдущий жизненный опыт учеников, предположить, какие общие и уникальные черты есть у этих домов. Предлагают задуматься, информация какого рода (сходства или различия) способствует зарождению у людей желания отправиться в путешествие? Информация какого рода должна быть в буклете? | 1.Проверяют свою готовность к уроку, настраиваются на учебную деятельность. 2.Анализируют предложенные слова, формулируют тему урока: «Дом» 3.Рассуждают о том, что дом (1) – место проживания семьи или человека, (2) – семья, близкие и дорогие люди, окружающие нас, многозначное слово. Вспоминают устойчивые выражения со словом дом. 4.Рассматривают фотографию дома Ошевневых, вспоминают экскурсию на о. Кижи. Изучают черновой вариант буклета, думают о его заполнении. 5. Рассматривают фотографии дома Ошевневых и итальянского. Находят похожие и различные элементы в домах. Приходят к выводу, что людям интересно то, что устроено незнакомым для них образом. Формулируют учебную задачу: выделить уникальные черты заонежского дома и отразить их в информационном буклете. |
Основной этап. Осмысление | Метапредметные результаты: Регулятивные УУД: Целеполагание, умение анализировать условия достижения цели, планировать пути достижения цели. Познавательные УУД: Умение анализировать, синтезировать, оценивать. Умение осознанного вдумчивого чтения. Умение выдвигать гипотезы. Умение строить причинно-следственные связи. Умение интерпретировать, творчески перерабатывать новую информацию, давать рефлексивную оценку пройденному материалу. Коммуникативные УУД: работа в мини-группах | 6.Предлагают ученикам вспомнить экскурсию на о. Кижи, проанализировать фото и предположить уникальные черты заонежского дома. На доске оформляют кластер по теме «заонежский дом». Просят учеников объяснить целесообразность / назначение элементов дома. 7.Раздают ученикам фрагменты текста о заонежском доме, предлагают поработать в группах: используя информацию в тексте, выделить уникальные черты дома. 8. Для того чтобы дополнить информацию, включают виртуальную экскурсию музея Кижи. 10. Задают вопрос о том, способна ли информация из кластера зародить у туристов из дальних стран интерес к нашему краю? 11. Спрашивают, какой стиль речи лучше выбрать для составления буклета, с помощью каких синтаксических конструкций лучше что-то пояснять, разъяснять, указывать на причину? Выводят на экран схемы СПП, спрашивают, в чем их недостаток. Предлагают заполнить электронный вариант буклета списком сложноподчиненных предложений. Демонстрируют электронный вариант буклета. | 6.Размышляют над поставленной задачей и называют несколько отличительных черт. 7.Читают текст и называют уникальные черты дома. Продолжают оформлять кластер на доске. Объясняют назначение некоторых элементов дома. 8.Смотрят видеоролик и анализируют информацию, объясняют назначение элементов дома. 10. Отвечают на вопрос. 11. Расставляют и объясняют необходимые знаки препинания в схемах, составляют предложения по схемам. Один человек из группы заносит свое предложение в электронный вариант буклета. Оценивают совместную работу, возможно, предлагают какие-то изменения. |
Заключит. этап. Рефлексия. | Регулятивные УУД: Устанавливать связь между целью деятельности и её результатом. | Предлагают учащимся проанализировать урок и сделать вывод, добились ли мы поставленных целей, узнали ли что-то новое, нужно ли жителям Карелии 21 века знать, как жили люди 100 лет назад. Предлагают ученикам вновь объединиться в группы и подобрать 3 существительных, характеризующих заонежский дом. Выводят на экран золотое правило архитектуры древнеримского зодчего Витрувия «Польза, прочность, красота» Предлагают задуматься над вопросом: правы ли работники музея, сберегающие такой экспонат, интересен ли дом Ошевневых сегодняшним людям, является ли он поводом для гордости нашими предками, создавшими такое чудо архитектуры для непростой жизни в условиях климата Карелии. Знали ли строители севера Руси правило архитектуры Витрувия? Как мы с вами, люди 21 века, можем использовать это правило? | Делают выводы, что нового узнали на уроке, нужна ли эта информация в повседневной жизни, достигли ли целей, заявленных в начале урока. Выполняют задания в группах. Записывают на доске. Сравнивают свои высказывания о доме и слова Витрувия. Высказывают свои мнения о том, что мы можем гордиться своими прадедами, создавшими такую красоту. |