Очень важно в процессе графического мышления уметь определить геометрическую форму изображенного предмета в целом и каждого его элемента в отдельности. Форма каждого из них имеет свои способности. Для этого надо твердо знать, какими проекциями изображаются на чертеже основные геометрические тела, тогда, сопоставляя проекции одного и того же предмета, изображенного на чертеже, можно представить его форму. Прежде чем рассмотреть проекции геометрических тел (материал 2го урока) вспомним известные вам геометрические тела. (Слайд 2) «Я буду брать показывать, а вы назовете каждое известное тело . Готовы? Вопрос: Как называется это тело?» Учащиеся называют известные им геометрические тела и знакомятся с новыми телами. Вопрос: Почему я разделила тела на группы? Что можно сказать о каждой группе? (перегруппированный вид слайда 3) Итак, сделаем вывод, что геометрические тела делятся на две группы: слева расположены тела вращения, справа – многогранники. Далее проводится промежуточный контроль знаний учащихся с самопроверкой, - самостоятельная работа учащихся в рабочих тетрадях. Слайд 4. Задание для учащихся: Запишите название каждой геометрической фигуры и соответствующей ей номер. После заполнения таблицы производится проверка результата по Слайду 5 . Учащиеся сверяют результат с работой в тетради. 2. Анализ геометрической формы предмета. Вопрос: Что называется анализом геометрической формы детали? Демонстрация Задание для учащихся: Определите поверхности, каких геометрических тел образуют форму данных деталей слайда 6 Каждая, рассматриваемая деталь расчленяется на простейшие геометрические тела. Следующее задание: определить поверхности, каких геометрических тел образуют форму данных предметов. Идет устный фронтальный опрос учащихся. слайд 7 задание: Найти среди моделей, обозначенных цифрами, модели деталей составленных из тех же геометрических тел, что и модели, обозначенные буквами. Здесь учащиеся группируют детали. Остальные записывают результат своей работы в тетрадь. Проверка результата: Чтобы проще понять форму предмета по чертежу, сложную деталь мысленно расчленяют на отдельные составляющие ее части, имеющие форму различных геометрических тел. Это называется анализом геометрической формы предмета. Учащиеся записывают определение в тетради. - Теперь присмотримся к окружающим нас предметам. Они имеют форму геометрических тел рассмотренных нами ранее либо представляют их сочетание. - В основе формы деталей машин также лежат геометрические тела. - Назовите предметы, имеющие форму каких-либо геометрических тел или их сочетаний. (Например, стул — несколько четырехугольных призм, соединенных вместе, катушка - цилиндры плюс усеченные конусы, карандаш - шестигранная призма и т. д.) Демонстрация слайда 8. Здесь изображены различные детали, часть из которых простой формы. Вопрос: Какую геометрическую форму имеют детали прокладка, ролик? (Ответ учащихся). О таких деталях как прокладка, мы говорим, что они призматической формы или призматические, а о таких как ролик, что они цилиндрические. Вопрос: Что же собой представляют валик, кольцо стойка? (Ответ учащихся). Эти детали представляют собой совокупность геометрических тел. Например, валик образуется в результате добавления к цилиндру другого цилиндра. Аналогично из двух одинаковых многогранников образована деталь стойка. А кольцо, например, образовано удалением из одного цилиндра другого, меньшего диаметром. Вопрос: Как же понять форму более сложной детали по наглядному изображению, например опоры? (Ответы учащихся) Мысленная разгруппировка детали т. е. процесс образования детали из простых геометрических тел. слайд 9 Вопрос: Так как же определить геометрическую форму сложной детали? Для этого сложную по форме деталь мысленно расчленяют на отдельные составляющие ее части, имеющие форму различных геометрических тел. Это - анализом геометрической формы предмета. Важно также научиться представлять невидимые поверхности и элементы предмета. Первичное закрепление знаний. Слайд 10. Задание: прочесть чертеж и найти к нему соответствующее наглядное изображение детали. Слайд 11. Правильный ответ. Практическая работа № 1 Анализ геометрической формы деталей. В технике часто сравнивают форму детали с более простыми формами — геометрическими телами, а также используют формы геометрических тел для описания формы более сложных деталей. простая форма технической детали может быть представлена как форма геометрического тела (например, форма технической детали «Ось» может быть представлена как форма цилиндра); форма сложного изделия — как сочетание форм геометрических тел (например, форма детали «Отвес» представляет собой сочетание цилиндра и конуса). Анализ геометрической формы, предмета — это мысленное расчленение предмета на составляющие его геометрические тела. Вопросы и задания к слайду 12 1. В чем заключает анализ геометрической формы предметов? Каково его значение? 2.Рассмотреть анализ геометрической формы предмета детали «Опора» (рис. 1). Деталь расчленена на простые геометрические тела, назвать их и рассказать, как они расположены относительно друг друга в пространстве. 3. Определите, какие геометрические тела составили форму детали рис. 2 «Шток» 4. По чертежу детали проанализируйте ее форму. Ответьте на дополнительные вопросы: Что означают тонкие пересекающиеся линии на проекции изделия? К какому элементу (части) изделия относится запись 2x45 ? Чему равны габаритные размеры детали? Что означает квадрата Вопросы и задания ОТВЕТЫ 1. В чем заключает анализ геометрической формы предметов? Каково его значение? 2.Рассмотреть анализ геометрической формы предмета детали «Опора» (рис. 1). Деталь расчленена на простые геометрические тела, назвать их и рассказать, как они расположены относительно друг друга в пространстве. Рис.1 «Опора» СЛ № 12 Ответ: деталь «Опора» состоит из прямоугольного параллелепипеда (1) с пятью сквозными цилиндрическими отверстиями. В центре верхней грани прямоугольного параллелепипеда расположена четырехугольная призма (2) со сквозным цилиндрическим отверстием, ось и диаметр которого совпадают с осью и диаметром отверстия детали (1). Параллелепипеды соединены между собой двумя ребрами жесткости (3), имеющими форму треугольных призм, что обеспечивает устойчивое крепление призмы (2). 3. Определите, какие геометрические тела составили форму детали «Шток» рис. 2 «Шток» СЛ № 12 Ответ: три ступенчатых цилиндра разного диаметра с горизонтальной осью расположения цилиндр наибольшего диаметра имеет срезанные вертикальные противоположные грани, в цилиндре среднего диаметра с торцевой стороны находится горизонтальное сквозное отверстие призматической формы между собой они соединены малым цилиндром. 4. По чертежу детали проанализируйте ее форму. Ответьте на дополнительные вопросы: - Что означают тонкие пересекающиеся линии на проекции изделия? (плоская грань ) - К какому элементу (части) изделия относится запись 2x45 ? (фаска высота 2мм угол 45 ) - Чему равны габаритные размеры детали?( 40 мм на 66 мм ) - Что означает знак квадрата? (форма параллелепипеда основание квадрата со сторонами 40 мм ) V. Подведение итогов урока Рефлексия. Что вы узнали нового? Где можно применять данные знания, умения? Что на уроке понравилось? VI. Домашнее задание Используя чертеж, дочертите фронтальную проекцию и постройте профильную проекцию группы геометрических тел. Выполните ее технический рисунок. Д/з. раздаточный материал в форме карточек. |