Вводный инструктаж (10-12 минут) проводится на самом первом занятии. Рекомендуется осветить следующий перечень положений в применении к условиям кабинета химии:
Общие сведения о кабинете;
Порядок пребывания учащихся в кабинете по звонку на занятия и с занятий;
Действия учащегося в случае получения травмы;
Основные вредные и опасные факторы, которые могут влиять на учащихся в ходе лабораторных и практических работ;
Характерные несчастные случаи, их причины и последствия;
Меры предупреждения несчастных случаев (очки защитные, оградительные устройства, знаки безопасности);
Действие электрического тока на организм человека и меры по предотвращению попадания человека под ток;
Требования к организации рабочего места учащихся;
Факторы, необходимые для обеспечения нормальных условий труда учащихся (вентиляция, освещение и т. д.);
Пожарная безопасность;
Первая помощь пострадавшему (термический и химический ожоги, отравления, электротравма, травма глаза).
После вводного инструктажа следует проверить усвоение учащимися изложенного материала. Это делается путем фронтального опроса или с применением билетов программированного контроля.
Первичный на рабочем месте инструктаж (12-15 минут) по технике безопасности проводят на первом занятии тут же после вводного. Рекомендуется рассмотреть следующие вопросы:
Общие сведения об оборудовании кабинета, а также основные вредные и опасные факторы, возникающие при работе на данном оборудовании и в ходе изучения химии;
Безопасная организация и содержание рабочего места;
Устройство наиболее сложных приборов, с которыми придется работать учащимся в учебном году, возможные осложнения и меры по предотвращению травматизма;
Порядок подготовки к лабораторной работе или практическому занятию (проверка исправности оборудования и средств защиты);
Демонстрация безопасных приемов выполнения лабораторных операций (взятие навесок, наполнение сосудов жидкостями, нагревание жидкостей в пробирках на спиртовке и др.);
Действия при возникновении опасных ситуаций (пожар в помещении и в коридоре, травма, воспламенение одежды, разлив жидкости и т.п.).
Так же как и после вводного инструктажа, необходимо провести опрос учащихся. В классном журнале делается отметка :»Инструктаж по технике безопасности (вводный и первичный) на рабочем месте проведен».
Повторный инструктаж проводится не позже чем через 6 месяцев. В нем затрагиваются все вопросы, перечисленные для первичного на рабочем месте инструктажа. Особое внимание обращается на те операции, которые учащиеся будут выполнять в оставшиеся до конца учебного года время.
Просмотр содержимого документа
«Виды инструктажей»
Виды инструктажей по технике безопасности.
Вводный инструктаж (10-12 минут) проводится на самом первом занятии. Рекомендуется осветить следующий перечень положений в применении к условиям кабинета химии:
Общие сведения о кабинете;
Порядок пребывания учащихся в кабинете по звонку на занятия и с занятий;
Действия учащегося в случае получения травмы;
Основные вредные и опасные факторы, которые могут влиять на учащихся в ходе лабораторных и практических работ;
Характерные несчастные случаи, их причины и последствия;
Меры предупреждения несчастных случаев (очки защитные, оградительные устройства, знаки безопасности);
Действие электрического тока на организм человека и меры по предотвращению попадания человека под ток;
Требования к организации рабочего места учащихся;
Факторы, необходимые для обеспечения нормальных условий труда учащихся (вентиляция, освещение и т. д.);
Пожарная безопасность;
Первая помощь пострадавшему (термический и химический ожоги, отравления, электротравма, травма глаза).
После вводного инструктажа следует проверить усвоение учащимися изложенного материала. Это делается путем фронтального опроса или с применением билетов программированного контроля.
Первичный на рабочем месте инструктаж (12-15 минут) по технике безопасности проводят на первом занятии тут же после вводного. Рекомендуется рассмотреть следующие вопросы:
Общие сведения об оборудовании кабинета, а также основные вредные и опасные факторы, возникающие при работе на данном оборудовании и в ходе изучения химии;
Безопасная организация и содержание рабочего места;
Устройство наиболее сложных приборов, с которыми придется работать учащимся в учебном году, возможные осложнения и меры по предотвращению травматизма;
Порядок подготовки к лабораторной работе или практическому занятию (проверка исправности оборудования и средств защиты);
Демонстрация безопасных приемов выполнения лабораторных операций (взятие навесок, наполнение сосудов жидкостями, нагревание жидкостей в пробирках на спиртовке и др.);
Действия при возникновении опасных ситуаций (пожар в помещении и в коридоре, травма, воспламенение одежды, разлив жидкости и т.п.).
Так же как и после вводного инструктажа, необходимо провести опрос учащихся. В классном журнале делается отметка :»Инструктаж по технике безопасности (вводный и первичный) на рабочем месте проведен».
Повторный инструктаж проводится не позже чем через 6 месяцев. В нем затрагиваются все вопросы, перечисленные для первичного на рабочем месте инструктажа. Особое внимание обращается на те операции, которые учащиеся будут выполнять в оставшиеся до конца учебного года время.
Внеплановый инструктаж проводят с одним или несколькими учащимися, иногда со всем классом при:
Изменении правил по технике безопасности для кабинетов химии;
Изменении методики проведения лабораторных или практических работ (появление новых учебников);
Индивидуальных или коллективных серьезных нарушениях правил техники безопасности;
После отсутствия (по любой причине) учащегося на занятии более чем 30 календарных дней.
Внеплановый инструктаж по содержанию весьма близок к инструктажу на рабочем месте, при этом основное внимание инструктируемого направляют именно к тому приему выполнения операции, по которому произошло нарушение. Преподаватель должен сначала показать правильный прием, а затеем попросить учащегося повторить его и объяснить, почему надо делать именно так, а не иначе.
Текущий инструктаж проводится преподавателем химии перед каждой лабораторной работой или практическим занятием. Инструктаж следует проводить в форме напоминания о правилах поведения в чрезвычайных ситуациях.
Те учащиеся, которые не усвоили инструктаж, остаются после занятий и изучают материал, а затем снова сдают зачет. Запрещается допускать к самостоятельной работе учащегося, который не усвоил правил техники безопасности!
Лаборант кабинета химии получает инструктаж первичный на рабочем месте, повторный и внеплановый в том же порядке и с той же очередностью, как и учащиеся. Факт инструктажа фиксируется в специальном журнале, едином для всего образовательного учреждения.