Просмотр содержимого документа
«Статья «Использование дидактических игр для проверки знаний по технологии»»
Статья: Использование дидактических игр для проверки знаний по технологии.
Занимательные виды проверки знаний и умений, к которым относятся различные дидактические игры, конечно, не заменяют традиционных способов контроля и оценки усвоения учащимся программного материала. Но игровой подход вносит в учебный процесс дух поиска, творчества, соревновательность, стимулирующие познавательную активность учащихся. Причем масштаб использования игровой деятельности в обучении достаточно велик – от включения в ткань учебного процесса отдельных игровых моментов до организации в игровой форме целого занятия. Например, чтобы повысить активность и внимание учащихся во время текущего опроса в 5-м классе, я использую простой приём. Задавая вопрос, бросаю мягкую игрушку любой ученице. Если ответ правильный, она задаёт свой вопрос и перебрасывает игрушку другой девочке, а если неверный, то возвращает ее мне.
На уроках технологии я провожу дидактические игры в виде эстафет, викторин, различных конкурсов, которые позволяют выявить качество знаний как по отдельным темам и разделам, так и по программе в целом. При подведении итогов обязательно поощряю всех участников, чтобы кто-либо из них не чувствовал себя обиженным, в дальнейшем не ощущал боязни перед проверкой знаний. Одновременно отмечаю наиболее старательных, стремлюсь к тому, чтобы дети испытывали чувство гордости не только за себя, но и за удачи своих друзей-соперников.
Не сомневаюсь, что у многих учителей есть свои методические находки в проведении игровых уроков по проверке знаний. Ниже предлагаю одну из дидактических игр – конкурс «Раскладка выкройки на ткани».
На уроках учащиеся научились различным способам раскладки деталей выкройки на ткань в зависимости от её ширины, фактуры и направления рисунка. Игра-конкурс проводится, чтобы выявить знания и умения учащихся по темам «Подготовка выкройки к раскрою» и «Раскладка деталей выкройки прямой юбки на ткань», научить применять полученные знания и умения, развивать мотивацию к творческому труду.
Для проведения этого конкурса заранее заготавливаются образцы различных видов «ткани» (из миллиметровой бумаги) шириной 90 и 140см с направленным и ненаправленным рисунком, а также в полоску в М 1:4 и трафареты переднего и заднего полотнищ прямой юбки в том же масштабе .
Каждая ученица получает по одному образцу « ткани» и трафареты деталей прямой юбки; при этом каждый образец «ткани» делается в 2-3х экземплярах. Все девочки должны выполнить следующие виды работ:
1) подготовить выкройку к раскрою (определить деталь и написать её название, указать направление нити основы и середину на каждой детали, величины припусков на обработку по всем срезам);
2) подготовить ткань к раскрою ( определить лицевую сторону, ширину ткани, направление нити основы и сложить ткань лицевой стороной внутрь в зависимости от её ширины);
3) разложить детали выкройки на ткань с учётом особенностей рисунка и величины припусков на обработку изделия;
4) обвести детали выкройки по контуру и по припускам;
5) определить расход ткани.
Таким образом, каждая ученица самостоятельно выполняет всю работу от начала до конца. Во время проведения конкурса школьницы закрепляют изученный материал, а учитель получает возможность оценит их знания. При подведении итогов оценивается правильность и скорость работы, а также экономность расхода ткани.
Девочки, получившие один и тот же образец «ткани», объединяются в группы и могут сами определить, кто из них правильно и экономно выполнил раскладку деталей выкройки, не ошибся при подготовке выкройки и ткани к раскрою, т.е. выиграл конкурс.
Проверку знаний по данной теме можно провести и в виде эстафеты. Бригадиры получают одинаковые образцы «ткани» и комплект трафаретов изделия, а каждый член бригады выполняет только свой этап работы. Один готовит выкройку к раскрою, второй-ткань, третий- накладывает выкройку на ткань и обводит по контуру, четвертый - откладывает припуски на обработку и обводит по ним выкройку, пятый - подсчитывает расход ткани. Побеждает та команда, которая быстрее выполнит данную работу и использует меньше ткани.
Проведение этого конкурса потребует от учителя довольно трудоёмкой подготовки, так как трафареты деталей юбки и образцы «ткани» изготавливает каждый раз заново. Однако результативность настолько высока, что затраты времени и материалов вполне оправданы.