Рабочая программа дополнительного образования «Город мастеров»
Рабочая программа дополнительного образования «Город мастеров»
Цели изучения данной программы – овладение практическими навыками ручной работы по изготовлению изделий ручной работы через активизацию познавательной деятельности и творческих способностей.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Заречнева Ирина Викторовна, педагог дополнительного образования
Год разработки
2020г.
Где, когда и кем утверждена
дополнительная общеобразовательная программа
Утверждено директором МБОУ СОШ № 27 (приказ ш 27-13-287/1 от
«26» мая 2021 г.)
Информация о наличии рецензии
Внутренняя экспертиза
Цель
овладение практическими навыками ручной работы по изготовлению изделий ручной работы через активизацию познавательной деятельности и творческих способностей.
Задачи
Образовательные:
познакомить воспитанников с историей и современными направлениями развития декоративно-прикладного творчества;
научить детей владеть различными техниками работы с материалами, инструментами и приспособлениями, необходимыми в работе;
обучить технологиям разных видов рукоделия.
Воспитательные:
приобщить учащихся к системе культурах ценностей, отражающих богатство общечеловеческой культуры, в том числе и отечественной, формировать потребность в высоких культурных и духовных ценностях и их дальнейшем обогащении;
воспитывать уважительное отношение между членами коллектива в совместной творческой деятельности;
развивать потребность к творческому труду, стремление преодолевать трудности, добиваться успешного достижения поставленных целей.
Развивающие:
развивать природные задатки, творческий потенциал каждого ребенка: фантазию, наблюдательность;
развивать образное и пространственное мышление, память, воображение, внимание;
развивать умение анализировать и выбирать способы обработки, художественную инициативу у ребенка;
развивать положительные эмоции и волевые качества;
развивать моторику рук, глазомер.
Ожидаемые результаты освоения программы
Во время занятий применяется поурочный, тематический и итоговый контроль. Уровень усвоения материала выявляется в беседах, выполнении творческих индивидуальных заданий, применении полученных на занятиях знаний. В течении всего периода обучения
педагог ведет индивидуальное наблюдение за творческим развитием
каждого обучаемого, результатом которого может стать авторская разработка или выполнение творческой работы по самостоятельно
выполненному эскизу.
Форма проведения
Теоретические и практические
Срок реализации
1 год
Количество часов в год/неделю
1ч. / 38
Возраст обучающихся
11-16 лет
Методическое обеспечение
УМК ученика:
Валентина. Вязание на спицах и крючком. Вышивка. / русская версия. - М.: Изд-ий Дом ОВА - ПРЕСС, 1996, №2-3.
Валя - Валентина. Рукоделие / русская версия. - М.: Изд-ий Дом ОВА - ПРЕСС, 1997, №7.-32с. ( 28 интересных идей для дома).
Валя - Валентина. Филейное вязание. / русская версия. - М.: Изд- ий Дом ОВА - ПРЕСС, №1 /1998. – 32 с., ил.
Валентина. Салфетки / русская версия. - М.: Изд-ий Дом ОВА - ПРЕСС, №1 / 1996. – 32 с., ил.
Валентина. Дивные кружева / русская версия. - М.: Изд-ий Дом ОВА - ПРЕСС, №6 / 1996. – 32 с., ил.
Валя - Валентина. Декоративное вязание крючком. / русская версия. - М.: Изд-ий Дом ОВА - ПРЕСС, 1997, №5. - 32с., ил.
/ русская версия. - М.: Изд-ий Дом ОВА - ПРЕСС, №4 / 1996. – 32 с., ил.
Валентина. Рукоделие. (Прихватки, салфетки, шторы, дорожки и многое другое) / русская версия. - М.: Изд-ий Дом ОВА - ПРЕСС, №2-3 / 1997. - 32с., ил.
Докучаева С. О., Вольнова Е.В. Капитошка дает уроки (практическое пособие по изготовлению мягкой игрушки). – 2 – е изд. – М.: Финансы и статистика, 1997. – 80с.: ил.
Наталья. Ручное вязание из остатков пряжи и ткани. - М.:
«ПРЕССА». - 1994, №2. – 34с., ил.
Полная энциклопедия женских рукоделий, составленная Наталией Будур. – В 2-х тт. Т.1. – М.: ОЛМА – ПРЕСС, 1999. – 592с.
Полная энциклопедия женских рукоделий, составленная Наталией Будур. – В 2-х тт. Т.2. – М.: ОЛМА – ПРЕСС, 1999. – 592с.
Столярова А. М. Игрушки – подушки. – М.: Изд – во «Культура и традиции», 2003. – 110с., ил.
Тарасенко С. Ф. Вязаная игрушка. – 2-е изд. – Мн.: Полымя, 1997.
– 192с., ил.
Тарасенко С. Ф. Забавные поделки крючком и спицами.: Кн. Для учащихся 4 – 8 кл., сред. шк. – М.: Просвещение, 1992. – 96с., ил.
– (Сделай сам).
УМК учителя:
Студия декоративно-прикладного творчества: программы, организация работы, рекомендации / авт-сост. Л. В. Горнова, Т. Л. Бычкова, Т. В. Воробьева, H. Н. Горбатова, Н. П. Конькова, И. Н. Пестова. - Волгоград: Учитель, 2015. - 250 с.
Валентина. Вязание на спицах и крючком. Вышивка. / русская версия. - М.: Изд-ий Дом ОВА- ПРЕСС, 1996, №2-3.
Валя - Валентина. Рукоделие / русская версия. - М.: Изд-ий Дом
ОВА - ПРЕСС, 1997, №7.-32с. (28 интересных идей для дома).
Валя - Валентина. Филейное вязание / русская версия. - М.: Изд- ий Дом ОВА - ПРЕСС, №1 /1998. – 32 с., ил.
Валентина. Салфетки / русская версия. - М.: Изд-ий Дом ОВА - ПРЕСС, №1 / 1996. – 32 с., ил.
Валентина. Дивные кружева / русская версия. - М.: Изд-ий Дом ОВА - ПРЕСС, №6 / 1996. – 32 с., ил.
Валя - Валентина. Декоративное вязание крючком / русская версия. - М.: Изд-ий Дом ОВА - ПРЕСС, 1997, №5. - 32с., ил.
/ русская версия. - М.: Изд-ий Дом ОВА - ПРЕСС, №4 / 1996. – 32 с., ил.
Валентина. Рукоделие. (Прихватки, салфетки, шторы, дорожки и многое другое) / русская версия. - М.: Изд-ий Дом ОВА - ПРЕСС,
№2-3 / 1997. - 32с., ил.
Докучаева С. О., Вольнова Е.В. Капитошка дает уроки (практическое пособие по изготовлению мягкой игрушки). – 2 – е изд. – М.: Финансы и статистика, 1997. – 80с.: ил.
Ксеминская Н. М. История костюма. – М.:Легкая индустрия, 1977.
Молотобарова О.С. Кружок изготовления игрушек – сувениров: Пособие для руководителей кружков. – М.: Просвещение, 1983. – 176 с., ил.
Нагибина М. И. Природные дары для поделок и игры. Популярное пособие для родителей и педагогов. / Художники М. В. Душин, В. Н. Куров. – Ярославль: «Академия развития», 1997. – 192 с., ил. - (Серия: «Вместе учимся мастерить»).
Нагибина М. И. Чудеса из ткани своими руками. Популярное пособие для родителей и педагогов. / Художники М. В. Душин, В. Н. Куров. – Ярославль: «Академия развития», 1997. – 208., ил. – (Серия: «Вместе учимся мастерить»).
Наталья. Ручное вязание из остатков пряжи и ткани. - М.:
«ПРЕССА». - 1994, №2. – 34с., ил.
Нагибина М.И. Плетение для детворы из ниток, прутьев и коры. Популярное пособие для родителей и педагогов. / Художники М. В. Душин, В. Н. Куров. – Ярославль: «Академия развития», 1997. – 224с., ил. – (Серия: «Вместе учимся мастерить).
Нагибина М.И. Чудеса из ткани своими руками. Популярное пособие для родителей и педаго- гов. / Художники М. В. Душин, В. Н. Куров. – Ярославль: «Академия развития», 1997. – 208с., ил.
Полная энциклопедия женских рукоделий, составленная Наталией Будур. – В 2-х тт. Т.1. – М.: ОЛМА – ПРЕСС, 1999. – 592с.
Полная энциклопедия женских рукоделий, составленная Наталией Будур. – В 2-х тт. Т.2. – М.: ОЛМА – ПРЕСС, 1999. – 592с.
Столярова А. М. Игрушки – подушки. – М.: Изд – во «Культура и традиции», 2003. – 110с., ил.
Тарасенко С. Ф. Вязаная игрушка. – 2-е изд. – Мн.: Полымя, 1997. – 192с., ил.
Тарасенко С. Ф. Забавные поделки крючком и спицами.: Кн. Для учащихся 4 – 8 кл., сред. шк. – М.: Просвещение, 1992. – 96с., ил. – (Сделай сам).
Технология: Сборник творческих проектов учащихся / Авт. – сост. В.
Д. Симоненко–2–е изд., перераб. – М.: Вентана – Граф, 2006.- 256 с.
Условия реализации программы (оборудование, инвентарь, специальные помещения, ИКТ и др.)
кабинет с хорошей вентиляцией и качественным освещением;
наличие рабочих мест, соответствующих возрасту и количеству обучаемых;
учебная доска или интерактивная доска;
аудио-видео-аппаратура;
цифровые образовательные ресурсы;
швейные бытовые машины, оверлог;
инструменты и принадлежности для вязания;
канцелярские товары;
ручные инструменты, приспособления и материалы для творчества;
дидактический материал по теме программы;
учебные пособия (список литературы).
Помещение для проведения занятий должно быть светлым, соответствовать санитарно – гигиеническим требованиям и оборудованным необходимым количеством мест из расчета 3,5м2 на одного обучающегося.
До начало занятий и после их окончания необходимо осуществлять сквозное проветривание помещения.
В наличие должны быть разные материалы и инструменты, необходимые для работы. В процессе обучения обучающиеся и педагог должны строго соблюдать правила техники безопасности труда.
Пояснительная записка 1. Введение
Декоративно – прикладное искусство составляет значительную часть духовного богатства народа. Оно охватывает широкий спектр художественных ремесел, связанных с эстетизацией среды обитания человека. Характерным для них является ограниченное сочетание технологического и художественного начал, традиций и современности.
Декоративно – прикладное искусство тесно связано с историей, культурой, бытом народа и поэтому большое значение имеет в эстетическом и трудовом воспитании учащихся.
Аннотация программы
Возраст обучающихся 11 -16 лет. Новизной программы является освоение техники работы с различными видами материала, освоение новых видов рукоделия, создание комфортной среды общения, развитие способностей, творческого потенциала каждого ребёнка и его самореализации.
Педагогическая целесообразность заключается в том, что предоставляется возможность «пробы сил» в различных видах художественной деятельности что будет содействовать воспитанию у детей оригинального творческого мышления, развитию уверенности в себе, формированию адекватной самооценки.
Непременным условием при организации занятий является атмосфера творчества, то есть стимулирование педагогом такого состояния детей, когда они чувствуют себя свободно, раскрепощённо, комфортно и могут творить. В первом полугодии учащиеся знакомятся с материалами и инструментами, используемыми для работы, получают первоначальные графические навыки, изготовляют простые изделия. Во втором полугодии обучения используются полученные знания, и осуществляется переход к изготовлению более сложных работ, включая и коллективные.
Занятия ручным трудом способствуют развитию мелкой моторики рук, влияют на речевое развитие ребёнка, а также оказывают положительное, успокаивающее действие на нервную систему, являясь источником положительных эмоций.
Рабочая программа студии дополнительного образования «Декоративно прикладное творчество» составлена в соответствии с нормативно-правовыми и инструктивно- методическими документами:
1. Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 31.07.2020; с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2020).
2. Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 года № 1897 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта
основного общего образования» (в редакции от 31.12.2015 г.).
Календарного учебного графика в соответствии ФЗ№ 237, Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.11.2015 № 09-3242.
Федерального государственного образовательного стандарта основного общегообразования
(Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 N1897).
Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 № 1015 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» (в редакции от 10.06.2019г.
№286.);
Национального проекта «Образование». Утвержден президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 3 сентября 2018 г. №10).
Закона Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 27.07. 2013 №1014«Об образованиив
Ханты-Мансийском автономном округе – Югре» (с изм. от 07.09.2016).
Приказ Министерства просвещения России от 28.12.2018 №354, с изменениями от 08.05.2019
№ 233 (федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации образовательных программ основного и среднего общего образования).
Санитарно-эпидемиологических правил и норм СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно- эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 г. №189(в редакции от 22.05.2019г.).
Автономное учреждение дополнительного профессионального образования Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Институт развития образования», http://iro86.ru/index.php/zhurnaly/metodicheskie-rekomendatsii-posobiya/metodicheskie-rekomendatsii- po-inklyuzivnomu-obrazovaniyu
Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Примерной основной образовательной программы соответствующей ступени обучения.
Основной образовательной программы основного общего образования муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 27, с 2020-2021 по 2024-2025 учебные годы.
Учебного плана образовательного учреждения.
Календарного учебного графика на текущий учебный год.
Программы по учебному предмету «Технология»: 5-8 классы / А.Т. Тищенко, Н. В. Синица. – М.: Вентана-Граф, 2016 г.
Рабочая программа рассчитана на 1 час в неделю, 38 часов в год, на основе учебного плана в общеобразовательном учреждении.
Структура рабочей программы включает следующие разделы: пояснительную записку, общую характеристику учебного предмета, описание места учебного предмета в учебном плане, результаты изучения курса (личностные, межпредметные и предметные), содержание курса, тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся и описание материально- технического обеспечения образовательного процесса.
Актуальность программы. Декоративно-прикладное творчество является частью народного искусства, можно сказать частью фольклора, частью народного творчества, народной мудрости. Годами люди накапливали опыт и передавали его следующим поколениям. Народное искусство является уникальным миром духовных ценностей, корнями, уходящее в далекие народные традиции, которые питают современные виды культуры. Современный человек все больше утрачивает связь с народным искусством, что приводит к потере связи с поколениями, обнищанию духовного мира человека. Что же делать в этом случае? Возрождение традиций, промыслов, искусства моделировать и конструировать национальную одежду поможет в решении этой проблемы. Мы можем узнать, как можно больше о народном искусстве, возродить и приумножить полученные знания. Опираясь на национальное народное творчество, мы сможем приблизить, а в дальнейшем и передавать традиции из поколения в поколение, оставляя в сознании национальную культуру.
Характеризуя актуальность программы, видим, что особое значение приобретает проблема творчества, способностей детей, развитие которых выступает своеобразной гарантией социализации личности ребенка в обществе. Ребенок с творческими способностями - активный, пытливый. Он способен видеть необычное, прекрасное там, где другие это не видят; он способен принимать свои, ни от кого независящие, самостоятельные решения, у него свой взгляд на красоту, и он способен создать нечто новое, оригинальное.
Цель создания образовательной программы по дополнительному образованию - обеспечение вариативности в преподавании образовательной области «Технология».
В основе программы положено обучение, направленное на развитие интереса и творческих возможностей учащихся.
Направленность программы. Данная программа представляет собой разработанный дополнительный образовательный курс художественно-эстетического и декоративно-прикладного направления. Художественное образование и эстетическое воспитание подразумевает и предполагает овладение простейшими умениями и навыками, как на уроках изобразительного искусства, так и на уроках технологии. Нельзя забывать о том, что на уроках учащиеся получают лишь основные, можно сказать, ознакомительные знания в различных областях культуры, искусства и т.д. Поэтому для наиболее полного изучения и создания благоприятных условий в современных школах создаются кружки художественно-эстетического и декоративно-прикладного цикла, а также вводятся элективные курсы.
Уровень освоения программы.
Дополнительные общеобразовательные программы базового уровня направлены на освоение определенного вида деятельности, углубление и развитие их интересов и навыков; формирование устойчивой мотивации к занятиям по вязанию и изготовлению игрушек; развитие творческих способностей ребенка.
Базовый – уровень предполагает развитие компетентности обучающихся в данной образовательной области, формирование навыков на уровне практического применения полученных знаний и умений на практике, в самостоятельной деятельности.
Большая часть занятий проводится в виде практических работ. Активно используются фронтальные практические работы, в которых предпочтение отдается индивидуальным формам и методу проектов, где возможна групповая работа обучающихся.
Для объяснения теоретического материала используются следующие методы: рассказ с элементами конспектирования, объяснение, инструктаж. При проверке знаний обучающихся используются методы тестирования, защита проекта.
Отличительные особенности программы. Особенность данной программы состоит во взгляде на костюм, который рассматривается не только как предмет декоративно-прикладного творчества, но и как язык социального общения.
Декоративно-прикладное творчество тесно связано с историей, культурой, бытом народа и поэтому большое значение имеет в эстетическом и трудовом воспитании обучающихся.
На занятиях рассматриваются темы, тесно связанные с историей, культурой и бытом народов ханты- манси. В данном случае интерес обучающихся направлен на изучение национальных мотивов, орнаментов, отделке одежды и других предметов быта народов севера. Такое, как может показаться, на первый взгляд узкое изучение нескольких тем ни в коей мере не ограничивает кругозор, а также творческую активность ребенка.
Специфика данной программы состоит в достижении начальных профессиональных навыков, в проникновении в глубины народной культуры, в обогащении внутреннего мира учащегося, заинтересованности дальнейшего изучения других видов декоративно-прикладного искусства народов ханты-манси.
Адресат программы. Данная образовательная программа предполагает обучение детей с 11 до 16 лет, но в кружок принимает всех обучающихся желающих заниматься., интересующиеся декоративно-прикладным творчеством в области вязания и шитья, с достаточной предварительной подготовкой.
Допускаются разновозрастные группы. Занятия в них предусматривают дифференцированный подход при выполнении учебных заданий.
Разновозрастные группы обучающихся декоративно-прикладному творчеству имеют дополнительные преимущества. В таких группах концентрируются благоприятные условия для занятий, так как здесь царит лад, порядок и дружелюбное общение. В смешанной группе происходит взаимное обучение: более опытные и знающие, охотно помогают младшим освоить какой-либо прием, способ, навык. Здесь действует активный метод помощи «из рук в руки», что способствует интересному творческому и деловому общению.
При реализации программы «Город мастеров» образовательный процесс осуществляется в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями учащихся данного возраста. Учитывая это, педагогу необходимо обращать внимание, во-первых, на физическое развитие, во-вторых, на совершенствование психики и познавательной деятельности и, в-третьих, на особенностях деятельности и поведения учащихся.
Приоритетным основанием для зачисления в группу является активное желание ребенка вязать и шить и интерес к данному виду деятельности. Опыт показывает, что, даже если навыков вязания и шитья нет и первые самостоятельные опыты неудачны, при большом желании дети осваивают программу довольно успешно, и для них можно даже снизить возрастной порог при приеме. Такие дети приглашаются на пробные занятия (посещают несколько занятий без зачисления в группу) и, если не чувствуют психологического дискомфорта среди детей более старших и успешных, остаются в коллективе.
Уровень подготовки детей при приеме в группы: приглашаются все желающие. Количество обучающихся в группе: от 15 до 20 человек.
Срок освоения программы:
количество недель: 38;
месяцев: 9;
учебный год: 1.
Объём программы: 38 часов
Режим занятий:
число занятий в неделю - 1;
число и продолжительность занятий – 1ч. по 40 минут.
Формы занятий:
по количеству детей – коллективная;
по особенностям коммуникативного взаимодействия учителя и обучающихся – рассказ, объяснение, беседа, практикум, конкурс;
по дидактической цели – водное занятие, занятия по углублению знаний, практическое занятие, комбинированные формы занятий;
дистанционное обучение.
Цель, задачи программы
Цели изучения данной программы – овладение практическими навыками ручной работы по изготовлению изделий ручной работы через активизацию познавательной деятельности и творческих способностей.
Изготовление своими руками красивых и нужных предметов, вызывает повышенный интерес к работе и приносит удовлетворение, результатами труда, возбуждая желание к последующей деятельности. Именно, поэтому данная программа предполагает обучение трудовым навыкам в неразрывной связи с художественной обработкой и ставит основные задачи:
Образовательные:
познакомить воспитанников с историей и современными направлениями развития декоративно- прикладного творчества: вязание крючком и мягкой игрушки;
научить детей владеть различными техниками работы с материалами, инструментами и приспособлениями, необходимыми в работе;
обучить технологиям разных видов рукоделия.
Воспитательные:
приобщить учащихся к системе культурах ценностей, отражающих богатство общечеловеческой культуры, в том числе и отечественной, формировать потребность в высоких культурных и духовных ценностях и их дальнейшем обогащении;
воспитывать уважительное отношение между членами коллектива в совместной творческой деятельности;
развивать потребность к творческому труду, стремление преодолевать трудности, добиваться успешного достижения поставленных целей.
Развивающие:
развивать природные задатки, творческий потенциал каждого ребенка: фантазию, наблюдательность;
развивать образное и пространственное мышление, память, воображение, внимание;
развивать умение анализировать и выбирать способы обработки, художественную инициативу у ребенка;
развивать положительные эмоции и волевые качества;
развивать моторику рук, глазомер.
Общая характеристика программы
Миссия программы. Так учащиеся, посещающие занятия, смогут изготовить всевозможные украшения, сувениры, игрушки, салфетки, картины, предметы быта. Так как самодельные сувениры из различных материалов все чаще входят в разряд современных подарков. Простота изготовления, яркая декоративность этих сувениров завоевали симпатии детей и взрослых.
Изделия могут выполняться как индивидуально, так и коллективно. Изделия разнообразны не только по содержанию, но и по образам, и по материалу, из которого они сделаны, и по технике своего изготовления. Все работы, которые выполняют учащиеся, несложны с учетом сил и возможностей.
Материалы, которые требуются для выполнения всех работ, легко могут быть собраны или приобретены самими учащимися. Это – самые разнообразные ткани, мех, вата, бумага, картон, леска, проволока, нитки и т. д. Инструменты – иголки, ножницы, крючок. Этот перечень инструментов в основном охватывает все предусмотренные в программе виды работ.
Разнообразие материалов и приемов работы всегда увлекают учащихся, активизируя их творческие возможности.
Направленность программы – художественная.
Вид образовательной деятельности - декоративно-прикладное творчество.
Назначение программы. Программа предназначена для учащихся 5-8 классов и рассчитана на 1 год обучения.
Содержание программы представлено различными видами трудовой деятельности и направлено на овладение школьниками необходимыми в жизни элементарными приемами ручной работы с разными материалами (работа с тесьмой, работа с бисером, работа с нитками) изготовление игрушек, аппликаций, различных полезных предметов для центра.
Работа в кружке «Город мастеров» - прекрасное средство развития творчества, умственных способностей, моторики, а также конструкторского мышления детей с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ).
Программа дополнительного образования "Город мастеров" ориентирована на активное приобщение детей к художественному творчеству и носит образовательный характер. Программа модифицированная, разработана на основе типовых программ и методических разработок, дополняет и углубляет школьные программы. По функциональному предназначению программа является учебно- познавательной.
Задачи данной программы будут выполнены, если ребенок на занятии займет позицию «Я хочу это сделать сам». В задачу педагога входит не столько помочь ребенку в изготовлении, сколько создать условия, при которых его потенциал будет использован полностью. Для этого педагогу необходимо помнить об особенностях детей с ОВЗ на занятии.
На занятии должна быть специально организованная часть, направленная на обеспечение понимания цели и порядка выполнения практической работы, и должным образом оснащенная самостоятельная деятельность ребенка по преобразованию материала в изделия, причем на теоретическую часть занятия должно отводиться втрое меньше времени, чем на практические действия.
Это обосновано тем, что теоретическую работу под руководством педагога можно ускорить, организовав обсуждение в динамичной, веселой, захватывающей форме, а самостоятельные практические действия должны вестись неторопливо, в строго индивидуальном ритме, обеспечивающем формирование трудовых умений на должном уровне.
Использование инструкционных карт увеличивает время на занятии на практическую работу, позволяет наиболее подготовленным детям работать самостоятельно, а педагогу иметь большую возможность оказать помощь менее подготовленным детям.
Индивидуальный труд обучающихся заключается в том, что под общим руководством педагога школьники самостоятельно выполняют интересующие их трудовые задания. Тематика, сложность и трудоемкость этих заданий должны подбираться с учетом возрастных и индивидуальных особенностей
школьников с ОВЗ и возможностей обеспечения их всем необходимым для успешного выполнения намеченных планов.
Теоретические основы.
На занятиях по дополнительному образованию применяется разновозрастное обучение, это такая организация учебно-воспитательного процесса, при которой каждый ученик имеет возможность овладевать учебным материалом на разном уровне, не ниже базового, в зависимости от его способностей и индивидуальных особенностей личности, при которой за критерий оценки деятельности ученика принимаются его усилия по овладению этим материалом, творческому его применению. Обучение в сотрудничестве - это особое направление, которое связано с организацией обучения учащихся в составе малых учебных групп (как правило, по 3—5 человек). Обучение в сотрудничестве — это совместное (поделенное, распределенное) обучение, в результате которого учащиеся работают вместе, коллективно конструируя, продуцируя новые знания, а не потребляя их в уже готовом виде. Вместе учиться не только легче и интереснее, но и значительно эффективнее. Причем важно, что эта эффективность касается не только академических успехов учеников, их интеллектуального развития, но и нравственного. Помочь другу, вместе решить любые проблемы, разделить радость успеха или горечь неудачи - также естественно, как смеяться, петь, радоваться жизни.
При изучении теоретического материала будет использоваться:
традиционные методы обучения: объяснительно – иллюстративный, проблемный, исследовательско – творческий, репродуктивный (беседа, рассказ, применение новых знаний и т.д.);
дидактические принципы обучения: наглядность, системность и последовательность знаний, доступность и посильность, сознательность и активность, связь теории с практикой, обучения с жизнью, научность, прочность и т.д.;
виды деятельности учащихся (учебной): репродуктивный (деятельность по образцу), репродуктивно
– поисковый, частично – поисковый, поисковый (творческий);
виды учебной работы: чтение, слушание, ответы на вопросы;
формы учебной работы учащихся: фронтальная, индивидуальная, групповая;
методы контроля за знаниями, умениями и навыками учащихся: текущие наблюдения, занятия- практикумы, творческие проекты, индивидуальные домашние задания, групповые творческие задания, уроки-конкурсы, ролевые игры, экскурсии в музеи декоративно-прикладного творчества.
Наряду с традиционными методами обучения рекомендуется применять метод проектов и кооперированную деятельность учащихся. В течение всего периода обучения «Художественной обработке материалов», каждый учащийся выполняет творческий проект. Под проектом понимается самостоятельная творческая завершенная работа учащегося, выполненная под руководством учителя. Проектная технология обучения открывает буквально перед каждым, даже перед самым трудным в интеллектуальном развитии учащимся, те сферы развития, где он может проявить себя и достичь вершин творчества.
Творческий проект выступает как метод проверки знаний, умений и навыков усвоенных на протяжении всего курса.
Более глубокому усвоению содержания программы, развитию творческой активности будет способствовать конкурсы и выставки творческих работ учащихся, создание коллекций и экспозиций изделий декоративно – прикладного искусства. Для этого желательно собрать коллекцию натуральных образцов, изделий народных мастеров и репродукций декоративно – прикладного искусства. Духовное возрождение России невозможно без ознакомления с культурными ценностями, духовный потенциал которых способен существенно обогатить современную культуру.
В процессе обучения учащиеся смогут украсить собственными произведениями интерьер школы и своего дома, создать оригинальные украшения, познакомиться с интересными профессиями.
Дистанционные технологии базируются на принципе самостоятельной деятельности. Дистанционные обучающие системы, применяемые на уроках предлагают различные учебные задания: выполнение заданий по предложенной ссылке; составление технологических карт, по шаблону пользуясь информацией с кулинарных сайтов и сайтов по рукоделию; поиск информации для подготовки сообщений и выполнения заданий в интернет-викторинах, олимпиадах и конкурсах по технологии. Использование электронной формы обучения с примением дистанционных технологий - инструменты создания учебных материалов для урока (сервисы Google Документы, Таблицы, Презентации, Почта, Формы; Online Test Pad; LearningApps.org); конференция Zoom, «Мобильное образование».
Этапы реализации программы
Предлагаемая программа построена так, чтобы дать учащимся представление о разных видах декоративно – прикладного искусства и его значении в жизни каждого человека, таких как: тестопластика, мягкая игрушка, изонить, вязание крючком, низание, фантазийные цветы из бисера и ниток мулине.
На изучении программы отводится два учебных года. Курс обучения разбит в соответствии с возрастными особенностями и плавно переходит из года в год. В первый год обучения учащиеся шестого класса знакомятся с видами декоративно – прикладного искусства: низанием, изонитью. Во второй год обучения учащиеся седьмого класса знакомятся с видами декоративно – прикладного искусства: с вязанием крючком, с мягкой игрушкой.
Темы разбиты по полугодиям так, чтобы учащиеся имели право выбора. Подобранные разделы в настоящее время наиболее востребованы молодежью.
Класс
1 полугодие
2 полугодие
5-8 класс
Вязание крючком (24 часа).
Мягкая игрушка (14 часов).
Участниками программы являются обучающиеся 5-8 класса (11-15 лет).
Количество человек в группе 15. Продолжительность занятия – 40 минут. Количество занятий в неделю
– 1 час, в год – 38 часов.
Содержание учебного материала обладает новизной для учащихся. Программа включает практическую (70 %) и теоретическую (30 %) части.
Основная часть учебного времени отводиться на практическую деятельность – овладение общетрудовыми умениями и навыками. В целях снижения напряжения и перегрузок при проведении занятий используются зрительная гимнастика и физкультурные паузы.
При планировании и организации занятий следует иметь в виду, что теоретический материал должен осознаваться и усваиваться преимущественно в процессе выполнения практических работ.
Программа предусматривает последовательное усложнение заданий, развитие у учащихся творческого начала.
Для эффективного расходования времени, отведенного на изучение теоретического материала, предлагается использовать в процессе обучения карточки, таблицы, иллюстрации, схемы, чертежи, инструктивные и технологические карты, плакаты, выкройки, образцы изделий, журналы, индивидуальные творческие проекты, краткие записи в рабочих тетрадях учащихся.
Методы работы:
Проблемный (педагог ставит проблему и вместе с обучающимися ищет пути ее решения);
Исследовательский (расширение и углубление знаний и умений);
Беседы, диалоги;
Эвристический (дети сами формируют проблему и ищут способы ее решения);
сформированность деятельности (правильность выполняемых действий, соблюдение правил техники безопасности);
степень помощи, которую оказывает учитель учащимся при выполнении заданий: чем помощь учителя меньше, тем выше самостоятельность учеников и, следовательно, выше развивающий эффект занятий;
Поведение учащихся на занятиях: живость, активность, заинтересованность школьников обеспечивают положительные результаты занятий.
Описание места учебного предмета «Технология» в базисном учебном плане
В соответствии с учебным планом школы на изучение курса программы дополнительного образования «Город мастеров» выделено 1 час в неделю, по годовому учебному графику на изучение курса выделено 38 часов.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы
При изучении программы в основной школе обеспечивается достижение личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты
У учащихся будут сформированы:
познавательные интересы и творческая активность в области предметной технологической деятельности;
желание учиться и трудиться на производстве для удовлетворения текущих и перспективных потребностей;
трудолюбие и ответственность за качество своей деятельности;
умение пользоваться правилами научной организации умственного и физического труда;
самооценка своих умственных и физических способностей для труда в различных сферах с позиций будущей социализации;
умение планировать образовательную и профессиональную карьеры;
осознание необходимости общественно полезного труда как условия безопасной и эффективной социализации;
бережное отношение к природным и хозяйственным ресурсам;
технико-технологическое и экономическое мышление и его использование при организации своей деятельности.
Метапредметные результаты
У учащихся будут сформированы:
умение планировать процесс созидательной и познавательной деятельности;
умение выбирать оптимальные способы решения учебной или трудовой задачи на основе заданных алгоритмов;
творческий подход к решению учебных и практических задач при моделировании изделия или в ходе технологического процесса;
самостоятельность в учебной и познавательно-трудовой деятельности;
способность моделировать планируемые процессы и объекты;
умение аргументировать свои решения и формулировать выводы;
способность отображать в адекватной задачам форме результаты своей деятельности;
умение выбирать и использовать источники информации для подкрепления познавательной и созидательной деятельности;
умение организовывать эффективную коммуникацию в совместной деятельности с другими её участниками;
умение соотносить свой вклад с вкладом других участников в общую деятельность при решении задач коллектива;
способность оценивать свою деятельность с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей по принятым в обществе и коллективе требованиям и принципам;
умение обосновывать пути и средства устранения ошибок или разрешения противоречий в выполняемой деятельности;
понимание необходимости соблюдения норм и правил культуры труда, правил безопасности деятельности в соответствии с местом и условиями деятельности.
Предметные результаты В познавательной сфере у учащихся будут сформированы:
владение алгоритмами и методами решения технических и технологических задач;
ориентирование в видах и назначении методов получения и преобразования материалов, энергии, информации, объектов живой природы и социальной среды, а также в соответствующих технологиях общественного производства и сферы услуг;
ориентирование в видах, назначении материалов, инструментов и оборудования, применяемых в технологических процессах;
использование общенаучных знаний в процессе осуществления рациональной технологической деятельности;
навык рационального подбора учебной и дополнительной технической и технологической информации для изучения технологий, проекти-рования и создания объектов труда;
владение кодами, методами чтения и способами графического представления технической, технологической и инструктивной информации;
владение методами творческой деятельности;
применение элементов прикладной экономики при обосновании технологий и проектов.
В сфере созидательной деятельности у учащихся будут сформированы:
способности планировать технологический процесс и процесс труда;
умение организовывать рабочее место с учётом требований эргономики и научной организации труда;
умение проводить необходимые опыты и исследования при подборе материалов и проектировании объекта труда;
умение подбирать материалы с учётом характера объекта труда и технологии;
умение подбирать инструменты и оборудование с учётом требований технологии и имеющихся материально-энергетических ресурсов;
умение обосновывать разработки материального продукта на основе самостоятельно проведённых исследований спроса потенциальных потребителей;
умение разрабатывать план возможного продвижения продукта на региональном рынке;
навыки конструирования механизмов, машин, автоматических устройств, простейших роботов с помощью конструкторов;
навыки построения технологии и разработки технологической карты для исполнителя;
навыки выполнения технологических операций с соблюдением установленных норм, стандартов, ограничений, правил безопасности труда;
умение проверять промежуточные и конечные результаты труда по установленным критериям и показателям с использованием контрольных измерительных инструментов и карт пооперационного контроля;
способность нести ответственность за охрану собственного здоровья;
знание безопасных приёмов труда, правил пожарной безопасности, санитарии и гигиены;
ответственное отношение к трудовой и технологической дисциплине;
умение выбирать и использовать коды и средства представления технической и технологической информации и знаковых систем (текст, таблица, схема, чертёж, эскиз, технологическая карта и др.) в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения;
умение документировать результаты труда и проектной деятельности с учётом экономической оценки.
В мотивационной сфере у учащихся будут сформированы:
готовность к труду в сфере материального производства, сфере услуг или социальной сфере;
навыки оценки своих способностей к труду или профессиональному образованию в конкретной предметной деятельности;
навыки доказательного обоснования выбора профиля технологической подготовки в старших классах полной средней школы или пути получения профессии в учреждениях начального профессионального или среднего специального образования;
навыки согласования своих возможностей и потребностей;
ответственное отношение к качеству процесса и результатов труда;
проявление экологической культуры при проектировании объекта и выполнении работ;
экономность и бережливость в расходовании материалов и денежных средств.
В эстетической сфере у учащихся будут сформированы:
умение проводить дизайнерское проектирование изделия или рациональную эстетическую организацию работ;
владение методами моделирования и конструирования;
навыки применения различных технологий технического творчества и декоративно-прикладного искусства в создании изделий материальной культуры или при оказании услуг;
умение сочетать образное и логическое мышление в процессе творческой деятельности;
композиционное мышление.
В коммуникативной сфере у учащихся будут сформированы:
умение выбирать формы и средства общения в процессе коммуникации, адекватные сложившейся ситуации;
способность бесконфликтного общения;
навыки участия в рабочей группе с учётом общности интересов её членов;
способность к коллективному решению творческих задач;
желание и готовность прийти на помощь товарищу;
умение публично защищать идеи, проекты, выбранные технологии и др.
В физиолого-психологической сфере у учащихся будут сформированы:
развитие моторики и координации движений рук при работе с ручными инструментами и приспособлениями;
достижение необходимой точности движений и ритма при выполнении различных технологических операций;
соблюдение требуемой величины усилия, прикладываемого к инструменту с учётом технологических требований;
развитие глазомера;
развитие осязания, вкуса, обоняния
В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования планируемые результаты освоения содержания предмета «Технология» отражают:
осознание роли техники и технологий для прогрессивного развития общества; формирование целостного представления о техносфере, сущности технологической культуры и культуры труда; уяснение социальных и экологических последствий развития технологий промышленного и сельскохозяйственного производства, энергетики и транспорта;
овладение методами учебно-исследовательской и проектной деятельности, решения творческих задач, моделирования, конструирования и эстетического оформления изделий, обеспечения сохранности продуктов труда;
овладение средствами и формами графического отображения объектов или процессов, правилами выполнения графической документации;
формирование умений устанавливать взаимосвязь знаний по разным учебным предметам для решения прикладных учебных задач;
развитие умений применять технологии представления, преобразования и использования информации, оценивать возможности и области применения средств и инструментов ИКТ в
современном производстве или сфере обслуживания;
формирование представлений о мире профессий, связанных с изучаемыми технологиями, их востребованности на рынке труда.
При формировании перечня планируемых результатов освоения предмета «Технология» учтены требования Федерального государственного образовательного стандарта основного образования к личностным, метапредметным и предметным результатам, и требования индивидуализации обучения.
Содержание учебного курса программы Вязание крючком (24 часа)
Вводное занятие. История возникновения. Материалы и инструменты. Приемывязания
крючком (1 час).
Материалы, инструменты для вязания крючком. Виды крючков. Подготовка к работе материалов. Подбор размера крючка в зависимости от ниток и узора. Положение крючка в руке. Техника набора петель крючком. Правила безопасного труда при вязании. Применение ПЭВМ для получения схем.
Беседа «Правила техники безопасности при работе с инструментами».
Практическая работа: Подбор крючков по толщине нити.
Основные виды петель: начальнаяпетля,воздушная петля,цепочка воздушныхпетель,
соединительный столбик.(1час)
Основные виды петель, приемы их выполнения: начальная и воздушная петли; цепочка из воздушных петель, соединительный столбик. Условные обозначения петель. Понятия «раппорт». Схемы для вязания. Правила безопасного труда при вязании.
Практическая работа: Выполнение воздушной петли, цепочки воздушных петель, соединительного столбика.
Способы вывязывания петель. Закрепления вязания. Столбик без накида. (1час).
Основные способы вывязывание петель. Технология выполнения столбика без накида. Условные обо- значения петель. Схемы для вязания. Способы и виды вязания крючком (рельефное, плотное, ажурное, филейное и др.). Ознакомление с основными технологическими приемами работы закрепления вязания. Правила безопасного труда при вязании.
Практическая работа: Выполнение столбика без накида. Выполнение закрепления вязания.
Полустолбик с накидом. Плотность вязания. Чтение схем (1час).
Технология выполнения полустолбика с накидом. Правила составления и чтения схем узоров. Условные обозначения петель. Схема образования петель. Схемы для вязания. Правила безопасной работы.
Практическая работа: Выполнение полустолбика с накидом. Выполнение образцов узоров.
Столбик с одним и двумя накидами (1час).
Технология выполнения столбика с одним и двумя накидами. Правила составления и чтения схем узоров. Условные обозначения петель. Ажурное вязание. Схемы для вязания. Правила безопасной работы.
Практическая работа: Выполнение столбика с одним и двумя накидами. Изготовление образцов вязаных изделий.
Вывязывание двух, трех и более столбиков из одного (1час).
Технология выполнения двух, трёх и более столбиков из одного. Чтение схем. Условные обозначения петель.
Практическая работа: Изготовление образцов вызок.
Вывязывание трех и более столбиков вместе (1час).
Технология выполнения трёх и более столбиков вместе. Чтение схем. Условные обозначения петель. Правила безопасной работы.
Практическая работа: Изготовление образцов вызок.
Рельефный столбик с накидом снизу (1час).
Технология выполнения рельефного столбика с накидом снизу. Условные обозначения петель. Схемы для вязания.
Практическая работа: Выполнение образцов вязания рельефного столбика с накидом снизу. Изготовление образцов вязаных изделий.
8.Рельефный столбик с накидомсверху. (1час)
Технология выполнения рельефного столбика с накидом сверху. Условные обозначения петель. Схемы для вязания.
Практическая работа: Выполнение образцов вязания рельефного столбика с накидом сверху. Изготовление образцов вязаных изделий.
Пышный столбик (1час).
Технология выполнения пышного столбика. Правила составления и чтения схем узоров. Условные обозначения петель. Ажурное вязание. Схемы для вязания. Правила безопасной работы.
Практическая работа: Выполнение пышного столбика. Изготовление образцов вязаных изделий.
Скрещенные столбики. (1час).
Технология выполнения скрещенного столбика. Правила составления и чтения схем узоров. Условные обозначения петель. Ажурное вязание. Схемы для вязания. Правила безопасной работы.
Практическая работа: Выполнение скрещенного столбика. Изготовление образцов вязаных изделий.
Пико, кустик (1час).
Технология выполнения пико и кустика. Правила составления и чтения схем узоров. Условные обозначения петель. Ажурное вязание. Схемы для вязания. Правила безопасной работы.
Практическая работа: Выполнение пико и кустика. Изготовление образцов вязок.
Рачий шаг (1час).
Технология выполнения рачьего шага. Условные обозначения петель. Ажурное вязание. Схемы для вязания. Правила безопасной работы.
Практическая работа: Выполнение рачьего шага. Изготовление образцов вязок.
Вязание полотна. Вязание по кругу. Изготовление прихватки: «Листок», «Ягодка», «Рыбка»(1
час).
Подбор пряжи для вязания разных изделий. Расчет количества пряжи для работы. Технология вязания овала, круга и изделий на их основе. Плотное и ажурное вязание по кругу.
Практическая работа: Выполнение плотного вязания по кругу.
Символикаи цветоваягамма национальных орнаментов. Сочетание цветов.Материалы.
Виды отделок. Работа с простейшей схемой вязания (1 час). Расчет плотности вязания и технология изготовления изделия.
Вязание полотна рядами. Основные способы вывязывания петель: под обе стенки петли; под переднюю стенку; под заднюю стенку. Плотность вязания. Технология выполнения различных петель и узоров. Технология вязания полотна и изделий на их основе. Особенности и способы вязания полотна крючком. Закрепление вязания.
Практическая работа: Изготовление изделия.
Соединение кругов, квадратов и треугольников в готовое изделие (1час).
Технология изготовления образцов декоративного коврика. Сборка, отпаривание, отделка, соединение и хранение изделий.
Практическая работа: Соединение деталей в готовое изделие.
Взаимодействие культур. Особенности традиционного орнамента народов нашейстраны.
Выбор узоров для каймы. Начало вязания (1 час).
Подбор вязок. Схемы вязания. Расчёт плотности вязания и технология изготовления изделия.
Вывязывание края или каймы салфетки. Сборка, отпаривание, отделка и хранение изделий Практическая работа: Изготовление образцов с прибавлением и убавлением ширины вывязываемого края или каймы салфетки.
Технология вязания деталей. Подбор вязок. Схемы вязания. Расчёт плотности вязания и технология изготовления цветочков, листочков и ягодок.
Практическая работа: Изготовление образцов.
Соединение деталей в готовое изделие (1час).
Расчёт плотности вязания и технология соединения изделия. Особенности сборки изделия.
Практическая работа: Сборка изделия.
Национальный орнамент как богатейший опыт народа. Использование орнаментав
современном рукоделии. Филейная сетка. Составление схемы вязания салфетки на основе
северного орнамента (1 час).
Филейное полотно. Основные правила вязания в филейной технике. Способы прибавления и убавления клеток. Схематическое изображение филейного кружева. Косая филейная клетка. Технология выполнения филейного вязания. Подбор пряжи.
Практическая работа: Выполнение декоративного вязаного полотна и изделий на их основе. Отработка навыков вязания в филейной технике, прибавления и убавления клеток. Выполнение узоров на основе косой филейной клетки. Вязание кружева в филейной технике.
Вывязывание салфетки. Знакомство с обычаями, бытом и особенностяминародов,
населяющих Ханты – Мансийский округ (1 час). Технология выполнение ажурного вязания по кругу.
Практическая работа: Соединение деталей изделия игрушки между собой.
Мягкая игрушка (14 часов)
Вводное занятие. История. Материалы и инструменты. Правила техникибезопасности
(1 час).
Разнообразие игрушек. Первые игрушки. История возникновения мягкой игрушки. Назначение мягкой игрушки. Перечень необходимых материалов и инструментов для работы. Лексическое значение слов «деталь», «выкройка», «лекало», «вытачка», «эскиз». Порядок расположения инструментов на рабочем столе. Освещение рабочего места. Правила посадки учащихся при работе. Правила работы с острыми, режущими и колющими предметами (ножницы, нож, шило, игла, циркуль). Правила поведения учащихся во время занятий.
Выбор мягкой игрушки. Снятие выкройки.
Правила выполнения эскиза игрушки. Технология конструирования симметричных выкроек. Технология увеличения или уменьшения выкройки.
Практическая работа: Снятие выкройки игрушки.
Подбор ткани или меха для игрушки. Выработка навыков сшивания меха (1 час). Подбор ткани и меха для игрушки.
Практическая работа: Выполнение швов.
Раскрой мягкой игрушки по выкройкам: «Девочка», «Мальчик». Детали кроя (1 час). Раскрой мягкой игрушки. Правила кроя игрушки. Принцип зеркальной симметрии. Правила хранения выкроек.
Практическая работа: Выполнение раскроя деталей мягкой игрушки.
Сшивание деталей кроя из ткани или меха. Технология выполнения швов (1 час). Ознакомление с технологией выполнения ручных швов: «вперед иголку», «назад иголку», «строчка»,
«через край», «петельного» и «потайного».
Практическая работа: Сшивание деталей кроя.
Набивка деталей игрушки (1час).
Правила заполнения игрушки набивочным материалом. Основы сбора игрушек.
Практическая работа: Заполнение деталей игрушки.
Оформление мягкой игрушки (1час).
Технология изготовления головки, лапок, мордочки, носика. Материалы для глаз. Разные способы изготовления глаз. Правила расположения глаз относительно носа. Разные способы украшения игрушек. Украшения из ленты и кружева, меха, ткани и пряжи. Технология изготовления бантика, галстука, кружевного жабо, цветка с сердцевиной, колпачка, беретика, волос, парика.
Практическая работа: Выполнение оформления мягкой игрушки.
Пошив одежды для кукол (1час).
Практическая работа: Изготовление одежды для кукол.
Изготовление игрушек из ткани, меха из 2-6 выкроек. Обсуждение работ. Конкурс на лучшую работу по разным номинациям: самая аккуратная, оригинальная, забавная и т.п. Презентация игрушки.
Практическая работа: Изготовление игрушек из ткани, меха.
Сшивание деталей кроя из ткани или меха (1 час).
Технология изготовления изделий по выкройкам: определение формы, размеров, последовательности. Декоративное оформление изделий. Простейший ремонт игрушки.
Практическая работа: Сшивание деталей кроя.
Набивка деталей игрушки (1час).
Практическая работа: Заполнение деталей игрушки.
Оформление игрушки – подушки (1час).
Практическая работа: Выполнение оформления мягкой игрушки.
Выполнение творческого проекта по выбору учащихся (3часа).
Творческий проект по выбору учащихся. Выбор темы, создание эскиза, изготовление проекта. Предлагаемый перечень творческих проектов: дельфин «Филимон», мышонок «Ушастик», пес
Практическая работа: Выполнение творческого проекта по выбору учащихся.
Выставка творческих работ.
Оформление стендов и выполнение определённых работ на выставку. Организация выставки лучших работ обучающихся. Подведение итогов, награждение лучших кружковцев. Дидактическая игра «Я – руководитель мастерской».
Формы организации внеурочной деятельности: кружок, соревнования, мастерская, проект.
Виды деятельности: игровая, познавательная, трудовая деятельность.
выбирать технологию с учётом имеющихся материально-технических ресурсов;
осуществлять технологический процесс в соответствии с разработанной программой проекта;
подбирать оборудование и материалы;
осуществлять технологический процесс;
контролировать ход и результаты работы;
оформлять проектные материалы;
осуществлять презентацию проекта, с использование компьютера;
оценивать влияния современных техно- логий на общественное развитие;
ориентироваться в современных и пер- спективных технологиях сферы производства и сферы услуг, а также в информационных технологиях;
оптимально подбирать технологии с учётом предназначения продукта труда и масштабов производства;
Подбирать и пользоваться ручными ин- струментами, отдельными машинами и станками;
осуществлять изготовление деталей, сборку и отделку изделий;
изготавливать изделия в соответствии с разработанной технической и технологической документацией;
осуществлять текущий и итоговый контроль и оценку качества готового изделия, анализировать ошибки;
разбираться в сущности информации и формах её материального воплощения;
осуществлять технологии получения, представления, преобразования и использования различных видов информации;
разбираться в видах информационных каналов у человека и представлять их эффективность;
владеть методами и средствами получения, преобразования, применения и сохранения информации.
Применять методы творческого поиска технических или технологических решений;
применять технологический подход для осуществления любой деятельности;
овладеть элементами предпринимательской деятельности;
оценивать возможность и целесооб- разность применения современных тех- нологий в сфере производства и сфере услуг в своём социально- производственном окружении;
оценивать возможность и целесообразность применения современных технологий для бытовой деятельности своей семьи;
выполнять чертежи и эскизы с использованием средств компьютерной поддержки;
разрабатывать оригинальные конструкции в заданной ситуации;
находить варианты изготовления и испытания изделий с учётом имеющихся материально- технических условий;
проектировать весь процесс получения материального продукта;
совершенствовать технологию получения материального продукта на основе дополнительной информации;
применять технологии запоминания информации;
изготовлять информационный продукт по заданному алгоритму;
владеть приёмами эффективной коммуникации в процессе делового общения.
7. Учебно-тематическийплан
«Вязание крючком. Мягкая игрушка»
п
№ п/п
Темы
Всего часов
Количество
часов
теория
практика
Вязание крючком
24
4
20
1.
Вводное занятие. История возникновения. Материалы и инструменты. Приемы вязания крючком. Основные виды петель: начальная петля, воздушная петля, цепочка воздушных петель, соединительный столбик.
1
0,5
0,5
2.
Способы вывязывания петель. Закрепления вязания.
Столбик без накида.
1
0,5
0,5
3.
Полустолбик с накидом. Плотность вязания. Чтение схем.
1
-
1
4.
Столбик с одним и двумя накидами.
1
-
1
5.
Вывязывание двух, трех и более столбиков из одного.
1
-
1
6.
Вывязывание трех и более столбиков вместе.
1
-
1
7.
Рельефный столбик с накидом снизу и сверху.
1
-
1
8.
Пышный столбик. Скрещенные столбики.
1
-
1
9.
Пико, кустик.
1
-
1
10.
Рачий шаг.
1
-
1
11.
Вязание полотна. Вязание по кругу. Изготовление прихватки: «Листок», «Ягодка», «Рыбка».
1
0,5
0,5
12.
Символика и цветовая гамма национальных орнаментов.
Сочетание цветов. Материалы. Виды отделок. Работа с простейшей схемой вязания.
1
0,5
0,5
13.
Вязание декоративного коврика (вязание кругов,
квадратов, треугольников).
1
0,5
0,5
14.
Соединение кругов, квадратов и треугольников в
готовое изделие.
1
-
1
15.
Взаимодействие культур. Особенности традиционного
орнамента народов нашей страны. Выбор узоров для каймы. Начало вязания.
1
0,5
0,5
16.
Вывязывание края или каймы салфетки.
1
-
1
17.
Вязание деталей - цветочков, листиков, ягодок.
2
-
2
18.
Соединение деталей в готовое изделие.
1
-
1
19.
Национальный орнамент как богатейший опыт народа. Использование орнамента в современном рукоделии. Филейная сетка. Составление схемы вязания салфетки на основе северного орнамента.
1
0,5
0,5
20.
Вывязывание салфетки. Знакомство с обычаями, бытом и особенностями народов, населяющих Ханты - Мансийский округ.
1
0,5
0,5
21.
Вязание игрушки: «Петушок», «Собака», «Кот»,
«Чебурашка», «Зайчик». Вязание по схемам объемных форм изделия. Сборка и оформление игрушек.
3
-
3
Мягкая игрушка
14
4
10
22.
Вводное занятие. История. Материалы и инструменты.
Выбор мягкой игрушки. Снятие выкройки.
1
0,5
0,5
23.
Подбор ткани или меха для игрушки. Выработка
навыков сшивания меха.
1
0,5
0,5
24.
Раскрой мягкой игрушки по выкройкам: «Девочка», «Мальчик». Детали кроя.
1
0,5
0,5
25.
Сшивание деталей кроя из ткани или меха. Технология
«Гусеница», «Божья коровка», «Рыбка» и др. Выбор игрушки. Раскрой игрушки – подушки по выкройкам.
1
0,5
0,5
30.
Сшивание деталей кроя из ткани или меха.
1
-
1
31.
Набивка деталей игрушки.
1
-
1
32.
Оформление игрушки – подушки.
1
0,5
0,5
33.
Выполнение творческого проекта по выбору учащихся. Выставка творческих работ.
3
-
3
Итого:
38
8
30
8.Календарно-тематическоепланирование
«Вязание крючком. Мягкая игрушка»
№ п/п
Дата
Кол-во часов
Тема занятия
Содержание учебного материала
по
плану
фактич
ески
Вязание крючком (24 часа)
1.
1
Вводное занятие. История возникновения. Материалы и инструменты. Приемы вязания крючком. Основные виды петель: начальная петля, воздушная петля, цепочка воздушных петель,
соединительный столбик.
Подбор крючков по толщине нити. Выполнение воздушной петли, цепочки воздушных петель, соединительного столбика.
2.
1
Способы вывязывания петель. Закрепления вязания.
Столбик без накида.
Выполнение столбика без накида. Выполнение
закрепления вязания.
3.
1
Полустолбик с накидом. Плотность вязания. Чтение
схем.
Выполнение полустолбика с накидом. Выполнение образцов
узоров.
4.
1
Столбик с одним и двумя накидами.
Выполнение столбика с одним и двумя накидами. Изготовление образцов вязаных изделий.
5.
1
Вывязывание двух, трех и
более столбиков из одного.
Изготовление образцов вызок.
6.
1
Вывязывание трех и более
столбиков вместе.
Изготовление образцов вызок.
7.
1
Рельефный столбик с накидом снизу и сверху.
Выполнение образцов вязания рельефного столбика с накидом снизу и сверху. Изготовление образцов вязаных изделий.
8.
1
Пышный столбик. Скрещенные столбики.
Выполнение пышного, скрещенного столбика. Изготовление образцов вязаных изделий.
9.
1
Пико, кустик.
Выполнение пико и кустика.
Изготовление образцов вязок.
10.
1
Рачий шаг.
Выполнение рачьего шага.
Изготовление образцов вязок.
11.
1
Вязание полотна. Вязание по кругу. Изготовление прихватки: «Листок», «Ягодка», «Рыбка».
Выполнение плотного вязания по кругу.
12.
1
Символика и цветовая гамма национальных орнаментов. Сочетание цветов. Материалы. Виды отделок. Работа с
Соединение кругов, квадратов и треугольников в готовое изделие.
Соединение деталей в готовое изделие.
15.
1
Взаимодействие культур. Особен-ности традиционного орнамента народов нашей страны. Выбор узоров для каймы. Начало вязания.
Изготовление образцов узоров.
16.
1
Вывязывание края или каймы салфетки.
Изготовление образцов с прибавлением и убавлением
ширины вывязываемого края или каймы салфетки.
17-18.
2
Вязание деталей - цветочков,
листиков, ягодок.
Изготовление образцов.
19.
1
Соединение деталей в готовое
изделие.
Сборка изделия.
20.
1
Национальный орнамент как богатейший опыт народа. Использование орнамента в современном рукоделии. Филейная сетка. Составление схемы вязания салфетки на основе северного орнамента.
Выполнение декоративного вязаного полотна и изделий на их основе. Отработка навыков вязания в филейной технике, прибавления и убавления клеток. Выполнение узоров на основе косой филейной клетки. Вязание кружева в филейной технике.
21.
1
Вывязывание салфетки. Знакомство с обычаями, бытом и особенностями народов, населяющих Ханты - Мансийский округ.
Изготовление ажурного изделия.
22-24.
3
Вязание игрушки: «Петушок»,
«Собака», «Кот», «Чебурашка», «Зайчик». Вязание по схемам объемных форм изделия. Сборка и оформление игрушек.
Изготовление деталей игрушек. Соединение деталей изделия игрушки между собой.
Мягкая игрушка (14 часов)
25.
1
Вводное занятие. История. Материалы и инструменты. Выбор мягкой игрушки.
Снятие выкройки.
Снятие выкройки игрушки.
26.
1
Подбор ткани или меха для игрушки. Выработка навыков
сшивания меха.
Выполнение швов.
27.
1
Раскрой мягкой игрушки по выкройкам: «Девочка»,
«Мальчик». Детали кроя.
Выполнение раскроя деталей мягкой игрушки.
28.
1
Сшивание деталей кроя из ткани или меха. Технология выполнения швов.
Сшивание деталей кроя.
29.
1
Набивка деталей игрушки.
Заполнение деталей игрушки.
30.
1
Оформление мягкой игрушки.
Выполнение оформления
мягкой игрушки.
31.
1
Пошив одежды для кукол.
Изготовление одежды для кукол.
32.
1
Игрушки - подушки: «Малина», «Лимон», «Яблоко», «Осенние листья, «Утенок», «Месяц», «Змея», «Гусеница», «Божья коровка», «Рыбка» и др. Выбор игрушки. Раскрой игрушки – подушки по выкройкам.
Изготовление игрушек из ткани, меха.
33.
1
Сшивание деталей кроя из ткани или меха.
Сшивание деталей кроя.
34.
1
Набивка деталей игрушки.
Заполнение деталей игрушки.
35.
1
Оформление игрушки –
подушки.
Выполнение оформления мягкой игрушки.
36-38.
3
Выполнение творческого проекта по выбору учащихся. Выставка творческих работ.
Выполнение творческого проекта по выбору учащихся.
9. Учебно-методическое обеспечение и
материально-техническое обеспечение образовательногопроцесса
Учебно-методическое обеспечение
Дидактические материалы
Схемы.
Таблицы.
Словари: Большой энциклопедический словарь: В 2-х т. / Гл. ред. А. М. Прохоров. – М.: Сов. энциклопедия, 2001. – 863 с.: ил.
Книги, журналы и каталоги.
Поурочные разработки.
Проекты учащихся.
Плакаты
Образцы готовых изделий и последовательности изготовления изделия.
Презентации проектов в Microsoft Power Point.
Инструкционные карты, плакаты.
Интернет.
Методические материалы:
Программно - методические материалы: Технология. 5 - 11 кл. / Сост. А. В. Марченко. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Дрофа, 2000. – 192с.
Методика обучения технологии. Книга для учителя. Под ред В.Д. Симоненко-Издатель-
ство Ишимского государственного педагогического института. НМЦ «Технология».Брянск – Ишим, 1998.-298с.
Павлова М. Б., Питт Дж., Гуревич М. И., Сасова И. А. Метод проектов в технологическом образовании школьников: Пособие для учителя / Под ред. Сасовой.- М.: Вентана – Граф, 2003. - 296 с.: ил.
УМК ученика:
Валентина. Вязание на спицах и крючком. Вышивка. / русская версия. - М.: Изд-ий Дом ОВА - ПРЕСС, 1996, №2-3.
Валя - Валентина. Рукоделие / русская версия. - М.: Изд-ий Дом ОВА - ПРЕСС, 1997, №7.-32с.
( 28 интересных идей для дома).
Валя - Валентина. Филейное вязание. / русская версия. - М.: Изд-ий Дом ОВА - ПРЕСС, №1
/1998. – 32 с., ил.
Валентина. Салфетки / русская версия. - М.: Изд-ий Дом ОВА - ПРЕСС, №1 / 1996. – 32 с., ил.
Валентина. Дивные кружева / русская версия. - М.: Изд-ий Дом ОВА - ПРЕСС, №6 / 1996. – 32 с., ил.
Валя - Валентина. Декоративное вязание крючком. / русская версия. - М.: Изд-ий Дом ОВА - ПРЕСС, 1997, №5. - 32с., ил.
Валя - Валентина. Филейное вязание.(Салфетки, кружева, кайма). / русская версия. - М.: Изд-ий Дом ОВА - ПРЕСС, №4 / 1996. – 32 с., ил.
Валентина. Рукоделие. (Прихватки, салфетки, шторы, дорожки и многое другое) / русская версия. - М.: Изд-ий Дом ОВА - ПРЕСС, №2-3 / 1997. - 32с., ил.
Докучаева С. О., Вольнова Е.В. Капитошка дает уроки (практическое пособие по изготовлению мягкой игрушки). – 2 – е изд. – М.: Финансы и статистика, 1997. – 80с.: ил.
Наталья. Ручное вязание из остатков пряжи и ткани. - М.: «ПРЕССА». - 1994, №2. – 34с., ил.
Полная энциклопедия женских рукоделий, составленная Наталией Будур. – В 2-х тт. Т.1. – М.: ОЛМА – ПРЕСС, 1999. – 592с.
Полная энциклопедия женских рукоделий, составленная Наталией Будур. – В 2-х тт. Т.2. – М.: ОЛМА – ПРЕСС, 1999. – 592с.
Столярова А. М. Игрушки – подушки. – М.: Изд – во «Культура и традиции», 2003. – 110с., ил.
Тарасенко С. Ф. Вязаная игрушка. – 2-е изд. – Мн.: Полымя, 1997. – 192с., ил.
Тарасенко С. Ф. Забавные поделки крючком и спицами.: Кн. Для учащихся 4 – 8 кл., сред. шк. – М.: Просвещение, 1992. – 96с., ил. – (Сделай сам).
УМК учителя:
Студия декоративно-прикладного творчества: программы, организация работы, рекомендации / авт-сост. Л. В. Горнова, Т. Л. Бычкова, Т. В. Воробьева, H. Н. Горбатова, Н. П. Конькова, И. Н. Пестова. - Волгоград: Учитель, 2015. - 250 с.
Валентина. Вязание на спицах и крючком. Вышивка. / русская версия. - М.: Изд-ий Дом ОВА- ПРЕСС, 1996, №2-3.
Валя - Валентина. Рукоделие / русская версия. - М.: Изд-ий Дом ОВА - ПРЕСС, 1997, №7.-32с. (28 интересных идей для дома).
Валя - Валентина. Филейное вязание / русская версия. - М.: Изд-ий Дом ОВА - ПРЕСС, №1
/1998. – 32 с., ил.
Валентина. Салфетки / русская версия. - М.: Изд-ий Дом ОВА - ПРЕСС, №1 / 1996. – 32 с., ил.
Валентина. Дивные кружева / русская версия. - М.: Изд-ий Дом ОВА - ПРЕСС, №6 / 1996. – 32 с., ил.
Валя - Валентина. Декоративное вязание крючком / русская версия. - М.: Изд-ий Дом ОВА - ПРЕСС, 1997, №5. - 32с., ил.
Валя - Валентина. Филейное вязание (Салфетки, кружева, кайма). / русская версия. - М.: Изд- ий Дом ОВА - ПРЕСС, №4 / 1996. – 32 с., ил.
Валентина. Рукоделие. (Прихватки, салфетки, шторы, дорожки и многое другое) / русская версия. - М.: Изд-ий Дом ОВА - ПРЕСС, №2-3 / 1997. - 32с., ил.
Докучаева С. О., Вольнова Е.В. Капитошка дает уроки (практическое пособие по изготовлению мягкой игрушки). – 2 – е изд. – М.: Финансы и статистика, 1997. – 80с.: ил.
Ксеминская Н. М. История костюма. – М.:Легкая индустрия, 1977.
Молотобарова О.С. Кружок изготовления игрушек – сувениров: Пособие для руководителей кружков. – М.: Просвещение, 1983. – 176 с., ил.
Нагибина М. И. Природные дары для поделок и игры. Популярное пособие для родителей и педагогов. / Художники М. В. Душин, В. Н. Куров. – Ярославль: «Академия развития», 1997.
192 с., ил. - (Серия: «Вместе учимся мастерить»).
Нагибина М. И. Чудеса из ткани своими руками. Популярное пособие для родителей и педагогов. / Художники М. В. Душин, В. Н. Куров. – Ярославль: «Академия развития», 1997.
208., ил. – (Серия: «Вместе учимся мастерить»).
Наталья. Ручное вязание из остатков пряжи и ткани. - М.: «ПРЕССА». - 1994, №2. – 34с., ил.
Нагибина М.И. Плетение для детворы из ниток, прутьев и коры. Популярное пособие для родителей и педагогов. / Художники М. В. Душин, В. Н. Куров. – Ярославль: «Академия развития», 1997. – 224с., ил. – (Серия: «Вместе учимся мастерить).
Нагибина М.И. Чудеса из ткани своими руками. Популярное пособие для родителей и педаго- гов. / Художники М. В. Душин, В. Н. Куров. – Ярославль: «Академия развития», 1997. – 208с., ил.
Полная энциклопедия женских рукоделий, составленная Наталией Будур. – В 2-х тт. Т.1. – М.: ОЛМА – ПРЕСС, 1999. – 592с.
Полная энциклопедия женских рукоделий, составленная Наталией Будур. – В 2-х тт. Т.2. – М.: ОЛМА – ПРЕСС, 1999. – 592с.
Столярова А. М. Игрушки – подушки. – М.: Изд – во «Культура и традиции», 2003. – 110с., ил.
Тарасенко С. Ф. Вязаная игрушка. – 2-е изд. – Мн.: Полымя, 1997. – 192с., ил.
Тарасенко С. Ф. Забавные поделки крючком и спицами.: Кн. Для учащихся 4 – 8 кл., сред. шк. – М.: Просвещение, 1992. – 96с., ил. – (Сделай сам).
Технология: Сборник творческих проектов учащихся / Авт. – сост. В. Д. Симоненко–2–е изд., перераб. – М.: Вентана – Граф, 2006.- 256 с.: ил.
Образовательные диски:
Практическое пособие по вязанию спицами, крючком и на машинке. Легко вязать, 2006г.
Уроки рукоделия. Вязания на спицах, 2007г.
Уроки рукоделия. Вязание крючком, 2007г.
«Дом и интерьер», 2008г.
«Энциклопедия интерьеров», 2000г.
Материально-техническое обеспечение
Компьютор.
Принтер.
Сканер.
Проектор.
Интерактивная доска «Smart».
Оборудование
Швейные машины, утюг.
10. Критерии оценивания
Карта мониторинга
Карта мониторинга результатов освоения программы объединения «Город мастеров» (участие в конкурсах)
Фамилия, имя учащегося
Показатели результативности освоения программы. Участие в конкурсах,
исследовательской, проектной, творческой деятельности, выставки на уровне:
школь ном
муниц ипальн ом
региона льном
всеросси йском
школьно м
выставки
Итоги освоения программы в баллах
1.
2.
3.
4.
5.
6.
Баллы проставляются по пятибалльной (или иной) шкале по каждому показателю, затем суммируется и вычисляется среднеарифметический балл, который заноситься в графу «Итоги освоения программы в баллах».
Уровень освоения программы выявляется по следующей шкале: 1 – начальный (до 3,5 баллов);
2 – средний (3,6 – 4,5);
3 – высокий (4,6 – 5,0).
Портфолио:
коллекция работ учащегося, всесторонне демонстрирующая результаты и усилия, приложенные к их достижению;
выставка достижений учащегося за определённый период.
Форма оценки результатов (грамоты, благодарственные письма, дипломы, устная похвала).