Проблем в образовании предостаточно, и любой учитель будет убеждать вас, что его предмет «самый сложный, самый нужный и самый обиженный….». Я - не исключение, поэтому разговор пойдёт о наболевшем: об отношении к предмету « Технология»!
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Проблемы предмета технология»
1. Фамилия_Каташевская Имя Елена Отчество Владимировна
2. Место работы:МАОУ «СОШ с.Синенькие
3. Занимаемая должность: учитель технологии
4. E-mail: ekatashevskaia1@mail.ru
«Проблемы и перспективы предмета технология»
«Как жить в настоящем и думать о будущем, выход один – делать школу, воспитывающую личность» А.Г. Асмолов
Проблем в образовании предостаточно, и любой учитель будет убеждать вас, что его предмет «самый сложный, самый нужный и самый обиженный….». Я - не исключение, поэтому разговор пойдёт о наболевшем: об отношении к предмету « Технология»!
Время неудержимо стремится вперед, и наша жизнь с каждым годом меняется до неузнаваемости. Компьютеры, сотовые телефоны, интернет. Нужен ли в школе предмет, который мы привыкли по старинке называть «Труд», а сейчас - «Технология»? Надо ли девочкам уметь приготовить вкусную и полезную еду, а мальчикам учиться забивать гвозди и чинить розетки?
Странная сегодня получается ситуация: страна берет курс на создание собственного высокотехнологичного производства, а образовательная область, способная включить учащихся в реальную созидательную деятельность, способствовать их личностному росту и профессиональному самоопределению, находится на грани вымирания. Речь идет о «Технологии», предмете нужном всем и не нужном никому. В новом Базисном учебном плане резко сокращен объем технологической подготовки учащихся. Общее число часов, выделенных на «Технологию», в 2 с лишним раза меньше, чем и на изучение иностранного языка и почти в два раза меньше, чем на «Искусство». «Технология» отсутствует не только у учебных планах 10 и 11 классов всех профилей, кроме индустриально-технологического, но и 9-го, где её предлагается заменить так называемым предпрофильным обучением, т.е элективными курсами, предусматривающими профориентационную подготовку.
Сокращение числа часов на изучение технологии в 8-м классе до 1 часа, отсутствие технологии в 9-м нарушает преемственность в системе ее изучения, осложняет последующий выбор учащимися технологического профиля обучения, который в отличие от гуманитарных профилей, как правило, не реализуется из-за отсутствия преподавателей, материальной базы и методического обеспечения. Свертывание технологии влечет за собой массовый уход учителей этого предмета из школ, не говоря уже о переходе на « гендерное» т.е совместное обучение мальчиков и девочек. Мы уже столкнулись с проблемой выбора: кому остаться в школе: учителю технического труда или обслуживающего? К сожалению, чаще из школы уходят мужчины.… Сейчас происходит быстрое разрушение материальной базы предмета, которая создавалась годами с помощью многочисленных предприятий-шефов и давно уже не пополняется из-за отсутствия финансирования. Сейчас Министерство образования и науки России оснащает учебные кабинеты и лаборатории: школам поставляется оборудование для кабинетов физики, химии, биологии, географии, но не технологии. Это очень важная проблема : для существования нашего предмета нужны материальные вложения. Без материальной поддержки и государственной политики нашему предмету придется очень трудно. Ведь оборудование для мастерских должно быть современным и безопасным. Директору школы со всем этим комплексом проблем самому не справиться.
А ведь уроки технологии на сегодняшний день — единственные, где ребята создают собственные образовательные продукты, которые для них личностно значимы. Причем многие из этих продуктов значимы и для общества. То, что делают наши дети своими руками, востребовано в семьях, продается на ярмарках. Уникальность нашего предмета в том, что это некий межпредметный мостик, который объединяет другие области знаний в школе. Наш предмет способствует соединению теории и практики. Мало понимать, как рассчитать площадь прямоугольника – надо научить их рассчитывать площадь материалов, которые требуются для ремонта стен или настила пола. Еще одна немаловажная миссия предмета « Технология» — он дает детям знания и умения, как вести хозяйство. Мне кажется, у предмета «Технология» очень важное воспитательное значение. Он учит тому, что наши дети будут передавать своим детям и внукам. Есть данные, что 10 лет спустя от школьных знаний остается лишь 7 процентов в голове. А вот приобретенные умения остаются с нами на всю жизнь. Например, шить и варить молочную кашу я научилась именно на уроках труда в школе….
Но… Уменьшается престижность многих технических профессий. О многих из них школьники могут узнать сейчас только на уроках технологии. Школьники не получат многих знаний и умений, важных с точки зрения обеспечения безопасности их жизнедеятельности. Это прежде всего знания в области электротехники, рационального питания, организации среды пребывания (жилища), использования распространенных инструментов и оборудования. Школьники не получат достаточных знаний и умений по ведению домашнего хозяйства, что осложнит и без того не простую на современном этапе развития общества задачу создания прочной семьи.
Перечень негативных последствий разрушения технологического образования в школе можно было бы продолжить. Но и сказанного достаточно, чтобы сделать вывод о том, что это идет вразрез с потребностями общества и основными тенденциями развития страны.
И вот он – любимый и актуальный вопрос, сформулированный нашим знаменитым земляком Н.Г.Чернышевским: « Что делать?»
А вот что:
рассмотреть вопрос о выделении достаточного количества часов на изучение технологии в базисном учебном плане общеобразовательных учреждений РФ (2 часа с 1-го по 11-й класс );
выделить отдельной строкой средства на разработку и оснащение школ учебным оборудованием, материалами и дидактическими средствами для изучения технологии;
сохранить Всероссийские олимпиады школьников по технологии,
увеличить зарплаты учителям технологии, которые тратят свое время и деньги на подготовку мастерских к занятиям.
А главное - понять, что «Технология» - не второстепенный предмет. Он больше, чем другие предметы, способствует развитию личности школьника, развивая определенные качества этой личности в процессе практической деятельности гораздо более эффективно, чем при решении учебных задач на других предметах, дает выпускникам необходимые для успешной социализации в обществе знания.