kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Проблемы предмета технология

Нажмите, чтобы узнать подробности

     Проблем  в образовании предостаточно, и любой учитель будет убеждать вас,  что его предмет  «самый сложный, самый нужный и самый обиженный….». Я - не исключение, поэтому разговор пойдёт о наболевшем: об отношении к предмету « Технология»!

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Проблемы предмета технология»

1. Фамилия_Каташевская Имя Елена Отчество Владимировна


2. Место работы:МАОУ «СОШ с.Синенькие


3. Занимаемая должность: учитель технологии


4. E-mail: ekatashevskaia1@mail.ru


«Проблемы и перспективы предмета технология»

«Как жить в настоящем и думать о будущем, выход один – делать школу, воспитывающую личность» А.Г. Асмолов

Проблем в образовании предостаточно, и любой учитель будет убеждать вас, что его предмет «самый сложный, самый нужный и самый обиженный….». Я - не исключение, поэтому разговор пойдёт о наболевшем: об отношении к предмету « Технология»!

Время неудержимо стремится вперед, и наша жизнь с каждым годом меняется до неузнаваемости. Компьютеры, сотовые телефоны, интернет. Нужен ли в школе предмет, который мы привыкли по старинке называть «Труд», а сейчас - «Технология»? Надо ли девочкам уметь приготовить вкусную и полезную еду, а мальчикам учиться забивать гвозди и чинить розетки?

Странная сегодня получается ситуация: страна берет курс на создание собственного высокотехнологичного производства, а образовательная область, способная включить учащихся в реальную созидательную деятельность, способствовать их личностному росту и профессиональному самоопределению, находится на грани вымирания. Речь идет о «Технологии», предмете нужном всем и не нужном никому. В новом Базисном учебном плане резко сокращен объем технологической подготовки учащихся. Общее число часов, выделенных на «Технологию», в 2 с лишним раза меньше, чем и на изучение иностранного языка и почти в два раза меньше, чем на «Искусство». «Технология» отсутствует не только у учебных планах 10 и 11 классов всех профилей, кроме индустриально-технологического, но и 9-го, где её предлагается заменить так называемым предпрофильным обучением, т.е элективными курсами, предусматривающими профориентационную подготовку.

Сокращение числа часов на изучение технологии в 8-м классе до 1 часа, отсутствие технологии в 9-м нарушает преемственность в системе ее изучения, осложняет последующий выбор учащимися технологического профиля обучения, который в отличие от гуманитарных профилей, как правило, не реализуется из-за отсутствия преподавателей, материальной базы и методического обеспечения. Свертывание технологии влечет за собой массовый уход учителей этого предмета из школ, не говоря уже о переходе на « гендерное» т.е совместное обучение мальчиков и девочек. Мы уже столкнулись с проблемой выбора: кому остаться в школе: учителю технического труда или обслуживающего? К сожалению, чаще из школы уходят мужчины.… Сейчас происходит быстрое разрушение материальной базы предмета, которая создавалась годами с помощью многочисленных предприятий-шефов и давно уже не пополняется из-за отсутствия финансирования. Сейчас Министерство образования и науки России оснащает учебные кабинеты и лаборатории: школам поставляется оборудование для кабинетов физики, химии, биологии, географии, но не технологии. Это очень важная проблема : для существования нашего предмета нужны материальные вложения. Без материальной поддержки и государственной политики нашему предмету придется очень трудно. Ведь оборудование для мастерских должно быть современным и безопасным. Директору школы со всем этим комплексом проблем самому не справиться.

А ведь уроки технологии на сегодняшний день — единственные, где ребята создают собственные образовательные продукты, которые для них личностно значимы. Причем многие из этих продуктов значимы и для общества. То, что делают наши дети своими руками, востребовано в семьях, продается на ярмарках. Уникальность нашего предмета в том, что это некий межпредметный мостик, который объединяет другие области знаний в школе. Наш предмет способствует соединению теории и практики. Мало понимать, как рассчитать площадь прямоугольника – надо научить их рассчитывать площадь материалов, которые требуются для ремонта стен или настила пола. Еще одна немаловажная миссия предмета « Технология» — он дает детям знания и умения, как вести хозяйство. Мне кажется, у предмета «Технология» очень важное воспитательное значение. Он учит тому, что наши дети будут передавать своим детям и внукам. Есть данные, что 10 лет спустя от школьных знаний остается лишь 7 процентов в голове. А вот приобретенные умения остаются с нами на всю жизнь. Например, шить и варить молочную кашу я научилась именно на уроках труда в школе….

Но… Уменьшается престижность многих технических профессий. О многих из них школьники могут узнать сейчас только на уроках технологии. Школьники не получат многих знаний и умений, важных с точки зрения обеспечения безопасности их жизнедеятельности. Это прежде всего знания в области электротехники, рационального питания, организации среды пребывания (жилища), использования распространенных инструментов и оборудования. Школьники не получат достаточных знаний и умений по ведению домашнего хозяйства, что осложнит и без того не простую на современном этапе развития общества задачу создания прочной семьи.

Перечень негативных последствий разрушения технологического образования в школе можно было бы продолжить. Но и сказанного достаточно, чтобы сделать вывод о том, что это идет вразрез с потребностями общества и основными тенденциями развития страны.

И вот он – любимый и актуальный вопрос, сформулированный нашим знаменитым земляком Н.Г.Чернышевским: « Что делать?»

А вот что:

  • рассмотреть вопрос о выделении достаточного количества часов на изучение технологии в базисном учебном плане общеобразовательных учреждений РФ (2 часа с 1-го по 11-й класс );

  • выделить отдельной строкой средства на разработку и оснащение школ учебным оборудованием, материалами и дидактическими средствами для изучения технологии;

  • сохранить Всероссийские олимпиады школьников по технологии,

  • увеличить зарплаты учителям технологии, которые тратят свое время и деньги на подготовку мастерских к занятиям.

А главное - понять, что «Технология» - не второстепенный предмет. Он больше, чем другие предметы, способствует развитию личности школьника, развивая определенные качества этой личности в процессе практической деятельности гораздо более эффективно, чем при решении учебных задач на других предметах, дает выпускникам необходимые для успешной социализации в обществе знания.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Технология

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Проблемы предмета технология

Автор: Елена Владимировна Каташевская

Дата: 19.06.2023

Номер свидетельства: 634027

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(94) "Рабочая программа по предмету "Технология" (1 класс) "
    ["seo_title"] => string(57) "rabochaia-proghramma-po-priedmietu-tiekhnologhiia-1-klass"
    ["file_id"] => string(6) "245149"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1446059073"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(278) "Педагогический проект: Развитие творческих и исследовательских способностей на уроках технологии и внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОС "
    ["seo_title"] => string(172) "piedaghoghichieskii-proiekt-razvitiie-tvorchieskikh-i-issliedovatiel-skikh-sposobnostiei-na-urokakh-tiekhnologhii-i-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-v-ramkakh-riealizatsii-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "152205"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyad"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1420814175"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(208) "Исследовательская деятельность как средство повышения познавательной активности учащихся на уроках технологии"
    ["seo_title"] => string(129) "issliedovatiel-skaia-dieiatiel-nost-kak-sriedstvo-povyshieniia-poznavatiel-noi-aktivnosti-uchashchikhsia-na-urokakh-tiekhnologhii"
    ["file_id"] => string(6) "272507"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyad"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1451997771"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(122) "Планирование уроков технологии в соответствии с требованием ФГОС "
    ["seo_title"] => string(71) "planirovaniie-urokov-tiekhnologhii-v-sootvietstvii-s-triebovaniiem-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "137647"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyad"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1417414370"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(187) "« Развития творческих способностей учащихся в процессе проектной деятельности на уроках технологии»"
    ["seo_title"] => string(118) "razvitiia-tvorchieskikh-sposobnostiei-uchashchikhsia-v-protsiessie-proiektnoi-dieiatiel-nosti-na-urokakh-tiekhnologhii"
    ["file_id"] => string(6) "191543"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyam"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1427318319"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства