Данное методическое пособие предназначено для оказания методической помощи мастерам производственного обучения и преподавателям специальных дисциплин в организации и проведении уроков теоретического и производственного обучения, уроков - конкурсов, конкурсов профессионального мастерства на различных уровнях для обучающихся с ОВЗ.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
«Костромской колледж отраслевых технологий строительства и лесной промышленности»
Номинация:«Методические пособия для педагога по использованию образовательных технологий в обучении, воспитательных технологий в образовательном процессе»
Тема:«Практика реализации ФГОС для обучающихся с ОВЗ»
Автор: мастер производственного
обучения ОГБПОУ
«Костромской колледж
отраслевых технологий
строительства и лесной
промышленности»
Бакурина Светлана Игоревна
Контактная информация:
тел./факс: (4942) 22-76-21
Кострома 2018год
Оглавление
№
Наименование разделов
страницы
Аннотация
Введение
Основная часть
Обоснование актуальности
Новизна разработки
Ожидаемые результаты реализации методическогопособия и способы их проверки
Содержание деятельности посопровождению
и социализации студента с ОВЗ
Новые подходы к профориентационной работе
Механизм реализации модели сопровождения и социализации студента
Материалы по апробации модели
сопровождения и социализации студентов с ОВЗ
Анализы результатов диагностики студентов с ОВЗ.
Заключение
Список литературы
Приложения
1.Аннотация
Данноеметодическое пособие предназначено для оказания методической помощи мастерам производственного обучения и преподавателям специальных дисциплин в организации и проведении уроков теоретического и производственного обучения, уроков - конкурсов, конкурсов профессионального мастерства на различных уровнях для обучающихся с ОВЗ.
В методическом пособии отражены современные методы и способы проведения уроков учебной и производственной практики, которые направлены на развитие личностного формирования специальных компетенций, способствующих проявлению самостоятельности, активности и творческой жизненной позиции, в успешном решении проблемы обеспечения доступности качественного профессионального образования у обучающихся с ОВЗ
Методическое пособие посвящено практике реализации ФГОС для обучающихся с ОВЗ
Источником практического опыта, положенного в основу данного методического пособия является проведение открытых уроков, уроков – конкурсов профессионального мастерства, подготовка, проведение и участие студентов и слушателей в конкурсах профессионального мастерства на различных уровнях (WorldSkills и Абилимпикс)
Изучение методического пособия обеспечивает работу по направлениям:
- обучающее;
- развивающее;
- воспитательное;
- воспитание положительных качеств личности;
- развитие творческих способностей,
- контроль за качеством работы).
2.Введение
Время диктует новые требования к уровню и содержанию подготовки молодого специалиста, умеющего самостоятельно мыслить, решать разнообразные задачи, встающие в процессе профессиональной деятельности.
Главной целью новых ФГОС стало раскрытие личности обучающегося с ОВЗ, его талантов, способности к самообучению и коллективной работе, формирование ответственности за свои поступки, создание дружелюбной среды, в том числе и во внеурочное время.
Основным условием приема на работу сегодня является не только наличие документа об окончании колледжа, но и опыт успешной практической деятельности по полученной специальности.
Социальная адаптация, занятость молодежи и подготовка к профессиональной деятельности являются одной из важнейших задач, решение которых позволит обеспечить реализацию прав молодежи на труд, свободу выбора заниматься любимой профессией и эффективно использовать их потенциал.
Для этого в нашем учебном заведении большое внимание уделяется проведению уроков – конкурсов, конкурсов профессионального мастерства.
Конкурс является массовым мероприятием, охватывает всех обучающихся колледжа, в том числе и обучающихся с ОВЗ.
Одной из важнейших задач мастера производственного обучения - главного наставника подрастающего поколения, является подготовка конкурентно – способного и востребованного на рынке трудамолодого рабочего.
Свою работу я начала с составления адаптированных рабочих программ по учебным предметам в соответствии с требованиями нового стандарта ФГОС.
Приложение программа1
Разработаласредства обучения для познавательной деятельности обучающихся с ОВЗ: тестовые задания, кроссворды, раздаточный материал по профессии, мультимедийные презентации для проведения вводного инструктажа, инструкционно – технологические карты, карточки – задания.
Мастер производственного обучения признан передавать юношам и девушкам свои знания и профессиональный опыт, идейную убежденность, воспитывать активную жизненную позицию. Подготовить квалифицированного, конкурентно - способного и востребованного на рынке труда обучающегося, раскрыть его потенциальные и индивидуальные творческие способности,сформировать личность обучающегося, привить морально - этические качества- – одна из основных задач при обучении детей с ОВЗ.
Повышение качества профессиональной подготовки обучающихся осуществляется через умения создавать и внедрять в учебный процесс новые современные технологии обучения, рационально сочетать теоретическое и практическое обучение, то есть делать его интегрированным.
Общие принципы и правила моей работы:
- Индивидуальный подход к каждому обучающемуся;
- Разнообразие форм и методов обучения;
- Доступность и наглядность обучения;
- Проявление педагогического такта;
- Ситуация успеха.
Для доступности и наглядности в обучении разрабатываю и внедряю в учебный процесс методические разработки, которые позволяют качественно и доступно обучать обучающихся с ОВЗ профессии по современным технологиям:
- «Облицовка потолков плиткой»;
- «Выполнение декоративной штукатурки с помощью рельефных валиков»;
- «Внедрение новых технологий дизайна при оклейке поверхностей различными видами обоев»;
-«Набивка рисунка по трафарету»;
- Выполнение простейших малярных отделок»;
- «Изготовление плитки из гипса в условиях учебной мастерской»;
- «Выполнение венецианской штукатурки» и другие.
Все методические пособия и разработки составлены по специально подобранному адаптированному современному материалу, который отсутствует на данный момент в учебниках.
Преимуществом таких разработок является доступность в обучении, наглядность выполняемых работ, самостоятельная творческая работа обучающихся с материалом для самоконтроля.
Обучающиеся с большим интересом изучают методические разработки, а затем полученные знания и умения реализуют на практике. Шаг за шагом преодолевают в себе робость и неуверенность при выполнении заданий, и первая искорка, первый огонек в их глазах к самостоятельному творчеству, к самостоятельной работе у них проложен.
Не зря говорят мудрецы, что ученик – это не сосуд, который нужно заполнить, а факел, который нужно зажечь. Вот это и есть основная задача мастера производственного обучения от искорки к искорке зажечь этот факел.
.Приложение методички2
В колледже активно формируется безбарьерная среда для обеспечения постоянного общения лиц с ОВЗ с нормально развивающимися детьми, их социальной адаптации и интеграции в общество.
Развитие основных компонентов творческой деятельности у обучающихся с ОВЗ осуществляется:
- при изучении предметов общеобразовательного и производственного цикла;
- на практических занятиях в учебных мастерских;
- во внеурочное время;
(кружки технического творчества, предметные кружки, кружки при учебно-производственной мастерской);
- участие в конкурсах профессионального мастерства.
1.2 Обоснование актуальности
Актуальность социализации студентов, с ограниченными возможностями здоровья настолько велика, именно в сегодняшних условиях, потому что социально-экономические преобразования требуют постоянной адаптации к меняющимся условиям.
Это побуждает педагогов к разработке новых форм и методов, содержания и организации образовательного процесса, к поиску новых эффективных педагогических технологий.
Право таких детей на образование – одна из важнейших задач государственной политики развития Российской Федерации (письмо Министерства образования РФ «О создании условий для получения образования детей с ограниченными возможностями здоровья и детей - инвалидов», № АФ-150\06 от 18.04.08).
Одной из главных задач деятельности колледжа отраслевых технологий строительства и лесной промышленности является социализация обучающихся с ОВЗ в условиях современной жизни и их творческое и профессиональное развитие.
Наш колледж располагает многими возможностями для успешной социализации личности студента с ограниченными возможностями здоровья. У нас есть большой опыт работы с такими детьми, есть все возможности использования новейших технологий в процессе обучения и социализации детей с ОВЗ.
В организации процесса образования и воспитания детей с ОВЗ необходимо понимание целей обновленного содержания образования, принятие своей собственной роли – не только как транслятора знаний, а организатора непосредственно образовательной деятельности обучающихся с ОВЗ и принятие необходимости внедрения инновационных технологий в образовательный процесс.
Особенное внимание при решении этой задачи уделяется работе с детьми с ОВЗ, детей -сирот, как категорией детей, особо нуждающихся в помощи и поддержке не только близких людей, но и педагогического коллектива колледжа. Только в тесном сотрудничестве можно помочь подростку осознать значимость своей личности, помочь ему само реализоваться и утвердиться в жизни.
В образовательном учреждении помимо учебных компетенций, у них формируются навыки общения с окружающими, расширяются возможности взаимодействия со сверстниками.
Наша главная цель – повысить уровень образования и общего развития таких подростков с помощью современных технологий, уроков п/о с квалифицированными мастерами производственного обучения.
Новые возможности для образования и развития помогают ребятам лучше адаптироваться к жизни после детского дома, школ коррекции (т.е. способствуют их социализации) и получить профессию, найти интересную работу после выпуска.
Обучающиесяс ограниченными возможностями здоровья требуют адаптированной к их возможностям индивидуальной программы обучения.
Получение ими образования является одним из неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности, что является важной частью приоритетного национального проекта.
2. Основная часть
2.1. «От мини –конкурсовк вершинам мастерства»
2. Цели и задачи учебно – методического пособия
Цель методического пособия:
Создание инклюзивного обучения, содействие успешного и эффективного освоения учебного материала.
Задачи методического пособия:
- Развить интерес к выбранной профессии и оценить возможности овладения ею;
- Развитие способностей к самообучению;
- Помочь обучающимся с ОВЗ реализовать свой творческий и интеллектуальный потенциал;
- Подготовить обучающихся с ОВЗ для участия в различных конкурсах профессионального мастерства;
- Создать ситуацию успеха;
- Подготовить обучающихся с ОВЗ к самостоятельной трудовой деятельности в социуме;
А как можно раскрыть творческие способности обучающихся с ОВЗ?
На мой взгляд раскрытие творческих способностей обучающихся с ОВЗ возможно спомощью проведенияразнообразных уроков производственного обучения. Одним из таких видов уроков является урок– конкурс профессионального мастерства.
Хорошо известна истина, что человека невозможно чему – нибудь научить, если он сам не овладеет умениями самостоятельно добывать знания. Эти знания и умения играют решающую роль в развитии личности.
В своей работе я обязательно использую современные технологии, которые оптимально обеспечивают результаты ФГОС:
ИКТ;
проектная технология;
исследовательская технология;
здоровье сберегающей и игровой технологий.
При проведении уроков – конкурсов профессионального мастерства решаю следующие задачи:
- применяю различные формы и методы обучения для развития и реализации творческих способностей, обучающихся с ОВЗ в процессе практического обучения;
- анализирую эффективность и целесообразность данной работы, и ее влияние на повышение доступности и качества обучения по выбранной профессии;
Наиболее успешному обучению детей с ОВЗ способствует красочный дидактический материал, наглядные пособия, инструкционные технологические карты, видео фильмы, презентации уроков, методические разработки и пособия.
Такие дети, нуждаются в дифференцированном подходе. При проведении уроков – конкурсов учитываюиндивидуальные возможности каждого ребенка, готовлю доступный материал, объясняю, помогаю освоить трудовые приёмы, чтобы они моглисамостоятельно применять их при выполнении практического задания.
Уроки - конкурсы в сравнении с другими формами работы более эффективно способствуют формированию опыта творческой деятельности у обучающихся с ОВЗ.
Развитие творческих способностей,обучающихся неразрывно связано с формированием у них интереса к будущей профессии.
Опыт моей работы и исследовательские данные показывают целесообразность введения в обучение уроков – конкурсов профессионального мастерства (урока – КПМ), как одного из типов урока производственного обучения, взамен традиционного урока контрольно – проверочного типа.
Для этого постояннопровожу уроки - конкурсы профессионального мастерства, как завершающее занятие по каждой пройденной теме программы - «От мини конкурсов к вершинам мастерства»
Определяющими признаками урока – конкурса профессионального мастерства является возможность не только планомерного определения уровня профессиональных знаний, умений и навыков у обучающихся с ОВЗ, но и в первую очередь формированию навыков самостоятельно находить пути решения различных задач, повышения качества выполняемых работ и производительности труда с использованием современного оборудования и приспособлений.
Если контрольно – проверочный урок позволяет организовать преимущественно репродуктивную деятельность, то урок – конкурс открывает возможность формирования творческого и самостоятельного подхода к выполнению производственных заданий с элементами рационализации.
Проведения уроков – конкурсов требует от мастера производственного обучения активизации процесса творческого поиска.
Систематическое выполнение заданий творческого типа постепенно создает основу исследовательской деятельности и способствует формированию пространственного мышления у обучающихся с ОВЗ, как важного профессионального качества в будущей деятельности молодого рабочего строительного профиля.
Структура урока – конкурса, проводимого в группе, включает в себя два тура: теоретический и практический.
Теоретический конкурс включает в себя выполнение тестовых заданий различного уровня сложности и содержания. Так как обучающиеся с ОВЗ быстро утомляются, часто им не хватает усидчивости, терпения включаю в теоретическое задание тренинги и различные динамические паузы для снятия усталости.
Практическая часть конкурса состоит из разнообразных практических заданий по итогам предыдущей темы.
Результаты урока – конкурса выставляются как итоговые за ту или иную тему учебной программы.
Психологическая атмосфера урока – конкурса создает благоприятные условия для коллективных форм труда, так как характерной особенностью его является формирование в группе отдельных пар или звеньев. Все они объединены выполнением определенного технологического процесса. Поэтому включение в соревновательную деятельность формирует в них уверенность, прививает самостоятельность и дисциплинированность, что важно для дальнейшей социальной адаптации к условиям ПОО.
Ответственность за результаты своего труда создает нравственно здоровую обстановку взаимного контроля, взаимопомощи, что имеет большое воспитательное значение и способствует формированию коммуникативных качеств.
У обучающихся с ОВЗ низкий уровень восприятия и развития мышления, поэтому при выполнении практических заданий на уроках - конкурсах использую максимальное количество наглядности, ярких примеров, проверяю правильность понимания поставленного вопроса или задания. Один и тот же материал или задание представляю в разных формах. Применяю ситуацию успеха.
Именно включение уроков – конкурсов в систему уроков производственного обучения, массового вовлечения обучающихся с ОВЗ в творческую деятельность и позволяет мастерам производственного обучения определить динамику развития их профессиональной самостоятельности, выявить направление и уровень профессиональной подготовки и в итоге определить возможных участников областных, региональных и Национальных конкурсов профессионального мастерства. (WorldSkills и Абилимпикс)
Одним из подходов к проведению уроков - конкурсов считаю информационную технологию обучения – как средство повышения качества профессионального обучения и развития творческих способностей у обучающихся с ОВЗ.
Нет такой профессии, в основе которой не было заложено творчество.
И действительно творчество способно сделать любую профессию интересной.
Особое место в своейработе уделяю техническому творчеству обучающихся.
Главное развивать творческие способности у обучающихся с ОВЗ на всех этапах обучения.
Например: При завершении изучения темы: «Облицовка поверхностей керамической плиткой» каждому обучающемуся даю индивидуальное задание – Разработать схему, чертеж, рисунок (по желанию) и выполнить облицовку вертикальной поверхности керамической плиткой различными способами «Шов в шов;«Вразбежку»;«По диагонали». Ребята с большим интересом всегда выполняют эту работу. Пределу их творчества и фантазий нет предела. Каждый старается сделать что то свое, не похожее на уже ранее выполняемые ими задания.
ПРИЛОЖЕНИЕ 3задание по плитке
Но обучение творчеству очень сложный процесс, требующий систематического и продуманного подхода. Техническое творчество – это, прежде всего средство воспитания. Воспитание таких важных качеств, как уважение и любовь к труду, к выбранной профессии,выносливость, целеустремлённость, воля к победе.
В техническом творчестве обучающиеся с ОВЗ видят своеобразный «мост» от технического творчества - к практическому заданию.
Поэтому для подготовки квалифицированных специалистов, способных к творческому труду, необходимо систематически совершенствовать способы и методы работы. Благодаря этому у обучающихся с ОВЗ расширяется кругозор, формируются практические навыки и умения, устойчивый интерес к приобретаемой профессии, вырабатываются волевые усилия по преодолению трудностей, формируется стремление к постоянному повышению уровня технических и профессиональных знаний, к творческим работам.
На каком бы уровне профессиональной подготовки не стояли обучающиеся с ОВЗ, я всегда помню, что ведущая роль в развитии технического творчества принадлежит содержанию образования и тем приемам, и способам, которыми это содержание усваивается. Поэтому, предлагая ту или иную задачу, учитываю индивидуальные способности каждого обучающегося сОВЗ, наличие у них знаний, умений и навыков по каждой теме, а также способы и методы их освоения.
В группе есть обучающиеся, которые пассивно реагируют на происходящее. Я думаю, что говорить о невысокой креативности таких детей нельзя. Поэтому как педагог при работе с такими детьми стараюсь быть готовой к тому, что они достаточно медленно переключаются с одного вида деятельности на другой, не жду от них быстрого включения в работу, выдерживаю паузу после вопроса, стараюсь переформулировать задание (если оно не понятно), даже сократить при необходимости. Показываю и доказываю свою заинтересованность, готовность помочь, чтобы в дальнейшем достичь позитивного результата, который послужит основой для индивидуальной и совместной творческой деятельности.
Мастерам производственного обучения важно не только научить обучающегося какому-нибудь делу, ремеслу, но и помочь ему в том, чтобы эти знания пригодились ему в дальнейшей жизни, а возможно, стали его основной профессией.
Приложение4
Динамика обученности по производственному обучению,
при применении различных форм
проведения уроков производственного обучения.
Итоговое занятие по теме программы: «Оштукатуривание поверхностей вручную»
Итоговое занятие по теме программы:
«Оштукатуривание четырехгранных колонн»
Динамика обученности по производственному обучению,
при применении различных форм
проведения уроков производственного обучения.
Итоговое занятие по теме программы: Итоговое занятие по теме программы:
Уже сегодня с уверенностью можно сказать, что уроки – конкурсы профессионального мастерства как завершающий этап изучения каждой темы учебной программы показали свою высокую эффективность.
А это значит, что мы добились поставленной цели.
Конкурсы профессионального мастерства дают уверенность обучающимся с ОВЗ в своих силах, знаниях, умениях и профессиональных навыках, соответствующих критериям и требованиям ФГОС.
3. Региональные конкурсы профессионального мастерства для
обучающихся с ОВЗ«Абилимпикс»
Абилимпикс – международное движение, основной деятельностью которого является проведение конкурсов профессионального мастерства для людей с инвалидностью с целью их профессиональной ориентации и содействия в трудоустройстве.
Цели:
- Выявление и повышение качества профессиональной подготовки обучающихся с ОВЗ, дальнейшее совершенствование их профессиональной компетенции, реализация творческого потенциала;
- Повышение престижа колледжа и социальной значимости рабочих профессий;
- Выявление наиболее одаренных и талантливых обучающихся по различным профилям подготовки;
- Повышение мотивации творческой активности педагогических работников в рамках наставничества, обучающихся с ОВЗ, в том числерекомендации победителей для участия в Национальных и Международных конкурсах профессионального мастерства.
Задачи:
- Стимулирование обучающихся с ОВЗ к дальнейшему профессиональному личностному развитию;
- Проверка способностей, обучающихся с ОВЗ к системному действию в профессиональных ситуациях;
- Совершенствование навыков самостоятельного эффективного решения задач профессиональной деятельности, развитие профессионального мышления;
- Развитие способностей, обучающихся с ОВЗ к творческой деятельности, анализу ошибок в профессиональной деятельности.
От уроков – конкурсов профессионального мастерства мы плавно переходим к Региональным чемпионатам профессионального мастерства.
Обучающиеся, которые неоднократно на уроках – конкурсах профессионального мастерствапоказывали хорошие результаты, занимали призовые места в группе и между группами стали участниками Региональных конкурсов профессионального мастерства.
После участия обучающихся с ОВЗ в конкурсах профессионального мастерства на уроках производственного обучения, конкурсах профессионального мастерства между группами в колледже - они уверено чувствуют себя на Региональных чемпионатах профессионального мастерства. Уверенно демонстрируют приобретенные навыки и умения, а также свое мастерство, так как способны самостоятельно решать задачи и выполнять практические задания.
Победители конкурсов на уровне образовательного учреждения начинают подготовку к Региональному чемпионату. Выполняют тренировочные работы по выполнению практического задания, соответствующего уровня сложности.
Практические задания, которые выполняют обучающиеся с ОВЗ на Региональных чемпионатах соответствуют всем требованиям и стандартам по уровню сложности, из альтернативного пакета, разработанного независимыми экспертами других регионов РФ.
Обучающиеся нашего колледжа принимают активное участие в Региональных конкурсах профессионального мастерства для обучающихся с ОВЗ и инвалидов – АБИЛИМПИКС.
В 2018 году в Региональном чемпионате профессионального мастерства «Абилимпикс» от нашего колледжа приняли участие трое наших обучающихся с ОВЗ по компетенции «Облицовка плиткой», где заняли 1 и 2 место.
Итоги участия в Региональных конкурсах профессионального мастерства:
Приложение 5 фото с конкурсов рег
3. Национальные конкурсы профессионального мастерства для
обучающихся с ОВЗ и инвалидов«Абилимпикс»
Национальный чемпионат «Абилимпикс» – конкурс профессионального мастерства для людей с инвалидностью, проводимый на федеральном уровне.
Участники чемпионата – физические лица с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья, принимающие участие в конкурсах профессионального мастерства.
Победители Регионального чемпионата «Абилимпикс» являются участниками Национального чемпионата «Абилимпикс»
На протяжении 2-х лет обучающиеся нашего колледжа принимают активное участие в Национальных чемпионатах «Абилимпикс» в городе Москва по двум компетенциям:«Штукатурные работы и сухое строительство»;
«Облицовка плиткой»
Итоги участия в Национальных чемпионатах:
В 2017 году мы заняли призовые места
Компетенция: «Штукатурные работы и сухое строительство»
1 место -Капралов Глеб
Компетенция:«Облицовка плиткой»
3 место – Кошель Денис
В 2018 году
Компетенция: «Штукатурные работы и сухое строительство»
3место - Капралов Глеб
Компетенция:«Облицовка плиткой»
4 место – Баев Владимир
Данные результаты показывают, что мы добились поставленной цели.
Приложение 6дипломы нац чем.
1.2. Новизна методического пособия
Определены и разработаны новые формы и методы проведения уроков производственного обучения, уроков – конкурсов профессионального мастерства;
Изучены и проанализированы различные уровни мотивации, личностной тревожности, и самооценки каждого обучающегося с ОВЗа на разных этапах обучения;
Разработаны и внедрены в действие новые современные подходы к организации и проведению уроков производственного обучения, уроков – конкурсов, конкурсов профессионального мастерства на различных уровнях.
1.3.Ожидаемые результаты реализации методической разработки и
способы их проверки
В ходе реализации данного методического пособия нам удалось решить следующие задачи:
1.Реализовать индивидуальные и творческие интересы личности обучающихся с ОВЗ, активизировать самостоятельностьс обучающихся в учебно-познавательном процессе;
2. Сформировать устойчивый интерес к выбранной профессии;
3. Повысить компетентность обучающихся с ОВЗ впринятии решений;
4. Повысить самоопределение обучающихся в информационной, социальной и культурной сферах жизнедеятельности, проживание ими ситуаций успеха, личностное саморазвитие;
5. СФормироватьценностное отношения к себе, другим, работе, человечеству.
Способ проверки:
6. Мониторинг уровней мотивации студентов на разных этапах обучения с помощью анкетирования
Мастер производственного обучения
Педагоги дополнительного образования
Социальные партнеры
Фонд «Надежда»
4.Материалы по апробациимодели
сопровождения и социализации студентов с ОВЗ
Основные направления, результаты и выводы, полученные в ходе реализации модели сопровождения и социализации студента, были апробированы на студентах и слушателях 1 курса ОГБПОУ «Костромской строительный техникум» в 2013/2014 учебном году. Авторской группой были разработаны различные тесты и анкеты и апробированы на разных этапах обучения – 1 и 2 полугодия 2013 – 2014 учебного года. В исследовании приняли участие 34 студента.
Цель исследования:
Обеспечение благоприятного психологического климата в группе и в колледже.
Оказание своевременной помощи каждому студенту с ОВЗ.
Выявление трудностей, препятствующих их эффективной профессиональной подготовке. Формирование активной жизненной позиции, жизненной стойкости, адекватного отношения к себе и окружающим.
Развитие толерантности по отношению к студентам с ОВЗ.
Проведение комплекса внеклассных мероприятий, обеспечивающих эффективность социализации студентов в техникуме.
Объект исследования: Процесс социализации студентов и слушателей в техникуме. Предмет исследования: Комплекс мероприятий, направленных на социализацию студентов и слушателей в техникуме.
Гипотеза исследования:Комплекс внеклассных мероприятий и профессиональное обучение в техникуме можно рассматривать в качестве средства социализации студентов и слушателей
Цель и гипотеза определили следующие задачи исследования:
1. Провести исследования уровня мотивации, личной тревожности и самооценкистудентов и слушателей на разных этапах обучения в техникуме.
2. Выявить комплекс мероприятий, обеспечивающих эффективность социализации студентов и слушателей в условиях техникума.
3. Выработать механизмы развития мотивации к творческой деятельности, к творческим способностям студентов и слушателей.
4. Создание условий для реализации студентами и слушателями приобретенных знаний умений и навыков.
5. Развитие опыта неформального общения, взаимодействия, сотрудничества студентов и слушателей, расширение рамок общения студентов с социумом.
При этом все мероприятия, проводимые в техникуме, включены в общую систему профессиональной подготовки будущих специалистов, что способствует созданию условий для профессионального и социального становления личности студентов и слушателей. Это обеспечивается за счет формирования профессиональных компетенций во время учебных занятий, внеклассных мероприятий, производственной практики, которые требуют от студентов и слушателей мобилизации внутренних ресурсов, системы знаний, умений и навыков, взрослости и осмысления. И если система знаний, умений, навыков приобретается в учебной деятельности, то взрослость, ответственность, организованность, увлеченность общим делом складываются при участии во внеклассных мероприятиях.
4.1 Анализы результатов диагностики студентов с ОВЗ.
В начале учебного года был проведен (срез №1- входной),
.Диаграмма №1
Уровень мотивации подростков
Было определено, что из 34 исследуемых высокий уровень мотивации имеют 9 (28%) человек, средний 15 (39%) человек, низкий уровень 10 (33%) человек.
Диаграмма №2.
Уровень личностной тревожности
Так же было выявлено, что из 34 исследуемых высокий уровень личностной тревожности имеют 18% (6 человек), средний 20% (7 человек), низкий 62% (21 человек) студентов и слушателей.
Диаграмма №3
Уровень самооценки слушателей.
Проводилось исследование, направленное на определение самооценки по результатам которого было выявлено, что высокий уровень самооценки имеют 21% (7 человек), средний 38% (13 человек), низкий 41% (14 человек) студентов и слушателей.
Во втором полугодии учебного года было проведено итоговое психодиагностическое обследование (срез №2) студентов с целью определения динамики таких показателей как тревожность, мотивация и самооценка студентов.
Диаграмма №4
Уровень мотивации, тревожности и самооценки студентов и слушателей.
Результаты мониторинга студентов и слушателей, участвовавших во внеклассных мероприятиях, проводимых в группе и в техникуме, свидетельствуют о том, что такое направление работы дает возможность раскрыть творческий потенциал, быть конкурентоспособным на рынке труда, развить целеустремленность и волю, уметь справляться с жизненными трудностями, быть мобильным в социокультурной и политико-экономической сферах общества.
5.Заключение
На основании опыта работы и выше изложенного материала хочу сделать вывод, что в обеспечение комфортности обучения и вовлечения студентов сОВЗ во внеурочную деятельность большую роль играют взрослые участники образовательного и воспитательного процесса – педагоги, родители, психологи, социальные педагоги. Личностные качества педагогов, сохранение тесных эмоциональных контактов студентов со взрослыми, постоянное и дружелюбное взаимодействие – залог создания и развития общего положительного эмоционального фона, обеспечивающего повышение уровня мотивации и самооценки, снижение уровня личностной тревожности у студентов с ОВЗ.. Секрет успешного воспитания лежит в уважении к студенту.
Таким образом, можно отметить, что за время обучения и участия во внеурочной деятельности у студентовнашего колледжавозрос уровень мотивации, снизился уровень личностной тревожности, возрос уровень самооценки.
Участие во внеурочных видах деятельности способствовало формированию положительного отношения к себе, уверенности в своих действиях, студенты и слушатели перестали испытывать дискомфорт от новых ситуаций, что обусловило снижение тревожности и формирование стойкого положительного интереса к самообразованию.
В ходе проведенных различных форм внеурочной деятельности были получены следующие результаты:
- Вовлечение студентов и слушателей во внеурочную деятельность способствовало приобретению студентами социальных знаний, понимание социальной реальности и повседневной жизни.
- Получение опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, профессиональному самоопределению.
- Воспитание у студентов толерантности, навыков здорового образа жизни, способности отказаться от пагубных привычек, повышение самоконтроля и самоуважения. Что приводит к достижению основной цели, а именно достижение студентами необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования в них принимаемой в обществе системы ценностей.
Таким образом, благодаря целенаправленной, скоординированной организации внеурочной деятельности были выявлены интересы и склонности каждого студента, были созданы условия для индивидуального развития каждого ребенка. Проводилась целенаправленная работа по формированию системы знаний, умений, навыков у студентов в избранном направлении деятельности.
Внеурочная деятельность способствовала развитию творческих способностей студентов. Были созданы благоприятные условия для реализации студентами приобретенных знаний умений и навыков. Студенты приобрели навыки неформального общения, взаимодействия, сотрудничества.
Следовательно внеурочная деятельность способствовала развитию у них мотивации к познанию и творчеству, личностному и профессиональному самоопределению, адаптации к жизни в обществе и приобщению к здоровому образу жизни.
Исходя из этого, мы считаем целесообразным продолжение активизации проводимой работы с привлечением социальных партнеров и различных организаций. Но для этого мы будем постоянно расширять связи с социальными партнерами на договорной основе:
- МУ «Пале»
- Молодежный центр «Кострома» и другими.
Активизировать работу с инспекцией по делам несовершеннолетних по профилактике ЗОЖ и правонарушений, с управлением Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков, областного наркологического диспансера, а так же органов опеки и попечительства.
6. Используемая литература
1.АксеноваЛ.И. Социальная педагогика в специальном образовании: Учебное пособие
для студ.ср.пед.уч.заведений - М., 2005.
2. Волынкин В.И. Педагогика. Высшее образование: Учебное.пособие - Ростов,2008.
3.Иванцова А. Работа социального педагога с детьми из неблагополучных семей
Воспитание школьников. 2000 - №7
4.Мудрик А. В. Основы социальной педагогики:
учебник для студентов образовательныхучреждений сред. проф. образования.
. Москва: Academia, 2006
5.Сластенин В.А. Социальный педагог: Готовность к профессиональной деятельности
Научные труды МПГУ. Серия Психолого - педагогические науки М, 1997 год
6.Альманах Института Коррекционной Педагогики РАО: «Единая концепция специального федерального государственного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья: основные положения», №16/2012, автор: Малофеев Н.Н., Никольская О.С., Кукушкина О.И., Гончарова Е.Л.
7. Акатов Л.И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья / М., 2004.
8. Выгодский Л.С. Основы дефектологии. – СПб. Издательство «Лань», 2003г.
9. Радугин А.А., К.А. Радугин. Социология. – М.: Центр, 2001.
10. Энциклопедия образовательных технологий том 1 автор Селевко Г.К. Народное образование 2006 год Москва НИИ школьных технологий
11.Энциклопедия образовательных технологий том 2 автор Селевко Г.К.
Народное образование 2006 год Москва НИИ школьных технологий
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1
Приложение11
Методика «Тест самооценки»
ИНСТРУКЦИЯ: Вам следует оценить самого себя по ряду качеств, таких как рост, сила, здоровье, красота, ум, доброта, везение, счастье, любовь окружающих, смелость, благополучие. Например, вам нужно оценить себя по росту. Представьте, что от 1 до 10 все человечество можно распределить по росту, с одного края (слева) будут находиться самые низкие люди, а с другого (справа) - самые высокие люди на земле. А теперь обведите кружочком, где с учетом твоего роста должен находиться ты сам.
object(ArrayObject)#851 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(262) "«Создание условий для формирования у обучающихся с ОВЗ положительных эмоций по отношению к трудовой деятельности в условиях реализации ФГОС»"
["seo_title"] => string(80) "sozdanie_uslovii_dlia_formirovaniia_u_obuchaiushchikhsia_s_ovz_polozhitelnykh_em"
["file_id"] => string(6) "533264"
["category_seo"] => string(6) "corect"
["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
["date"] => string(10) "1577097464"
}
}