kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Отчет о реализации индивидуальной методической темы

Нажмите, чтобы узнать подробности

Отчет о работе  над индивидуальной методической темой

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Отчет о реализации индивидуальной методической темы»

КАРАГАНДИНСКИЙ АГРОТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ












ОТЧЁТ

о реализации индивидуальной методической темы «Применение педагогических игровых, интерактивных технологий на уроках специальных дисциплин как средство активизации и интенсификации обучающихся»

(на примере дисциплины « Основы физиологии питания, санитария и гигиена)






Подготовила

Преподаватель спецдисциплин
















Караганда 2018г.



СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

  1. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

МЕТОДИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

  1. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

  2. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ

  3. ПРИЛОЖЕНИЕ






























Введение

Человеческая культура возникла и развертывается в игре, как игра.  

Й. Хейзинга

Проблема активизации познавательной деятельности студентов всегда была одной из наиболее актуальных в теории и практике обучения. В поисках путей её решения педагоги осваивали различные методы обучения, нестандартные формы проведения занятий, деловые и дидактические игры, интерактивные технологии.

Моя индивидуальная методическая тема «Применение педагогических игровых, интерактивных технологий на уроках специальных дисциплин как средство активизации и интенсификации обучающихся» в рамках внедрения Проекта по линии GTZ «Профессиональная педагогика».

Педагогическая игра, интерактивные технологии обладают существенным признаком - четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью. Игровое обучение предполагает решение проблем, связанных с профессиональной деятельностью, человеческими взаимоотношениями и личными трудностями.

Игра является уникальным механизмом аккумуляции и передачи социального опыта - как практического (овладение средствами решения задач), так и этического, связанного с определёнными правилами и нормами поведения в различных ситуациях. Активное применение игрового метода, интерактивных технологий обучения обусловлено требованиями повышения эффективности обучения за счёт более активного включения студентов в процесс не только получения знаний, но и непосредственного (здесь и теперь) их использования. Игровая технология обучения способствует развитию мотивации обучения, в игре каждый студент может проявить свои личные качества, знания и умения. При внедрении игровой технологии в учебный процесс формируются ценностные ориентации и установки профессиональной деятельности, включается момент социального взаимодействия. Функция игры - ее разнообразная полезность: коммуникативность, диагностичность, коррекция, социализация.

Большинству игр присущи 4 главные черты (по С.А.Шмакову):

  • свободная развивающая деятельность, предпринимаемая лишь по желанию студентов, позволяет получить удовольствие от самого процесса деятельности, независимо от результата, может оказаться не совсем таким, каким ожидался;

  • активный, творческий характер деятельности, в значительной мере импровизированной, направлен на самостоятельный поиск интересных фактов, добывание дополнительной информации, в т.ч. и на культурно-историческое наследие;

  • эмоциональная деятельность, соперничество, соревнование, конкуренция, стремление к улучшению результата, желание победить исключают такое понятие как «поражение», потому что в выигрыше оказываются все;

  • наличие правил, отражающих содержание игры, логическую последовательность её развития.

Учебная деятельность далека от реальной жизни и профессиональной деятельности. Зачастую это обуславливает формализм знаний, трудность их применения. Необходимость преодоления этих трудностей привела меня к необходимости усиления связи техники, производства, образования, науки, широкому использованию коллективных форм организации учебной деятельности, к которым и принадлежит деловая игра. Такой тип обучения реализует в себе следующие методологические принципы: единства содержания и формы, связи теории и практики, моделирования, системности.

Педагогическая игра и интерактивная технология отличается от многих других способов обучения. Студент чувствует свои силы и возможности, созданы условия его самореализации. Я привлекаю студентов к подготовке игры заранее, тогда они органично входят в игру, становятся активными её участниками.

К основным принципам организации игры я отношу: поддержание игровой атмосферы, отсутствие принуждения при вовлечении в игру, развитие игровой динамики, постепенное углубление содержания заданий.

В процессе проведения деловой игры я как педагог занимаю различные позиции: могу быть центром игры - руководителем, выполнять функцию игрока, вообще не участвовать. В ходе игры для студентов предусматриваю различные роли и виды деятельности, что поможет каждому обучаемому выбрать для себя посильную деятельность. Профилирующей функцией игрового обучения является то, что каждый участник имеет возможность прочувствовать механизм коллективной деятельности, эта технология вызывает потребность совершенствовать коммуникативную и психологическую компетентность.

Структуру учебного процесса на основе игры можно представить в виде этапов:

  • создание проблемной ситуации;

  • ход игры;

  • обсуждение результатов игры;

  • подведение итогов игры.

В практике преподавания специальных дисциплин я использую различные виды организации игровой деятельности, где студенты выступают в роли рецензентов, эрудитов, консультантов, экспертов, бригадиров.

Эти роли распределяются заранее совместно со студентами, обсуждается круг вопросов, форма проведения, обучающие сами предлагают свои собственные дополнения. Играя, обучающие принимают различные решения в соответствии с заданной целью, часто и в конфликтной ситуации, что обучает правилам разрешения споров.

Игровые технологии стимулируют познавательный интерес, ведь любая учебная игра толкает на поиск ответа, ситуация успеха создаёт благоприятную атмосферу, а результат в игре команды будет зависеть от всех участников. Использование деловых игр в учебно-воспитательном процессе позволяет сформировать у обучающихся:

  • умение находить пути решения, выработать общую точку зрения;

  • стремление понять и прислушаться к точке зрения других;

  • умение различать эмоциональное состояние соучастников и использовать это в ходе общения;

  • профессиональные умения в общении, интересы, позиции, психологические качества.

Игровые занятия индивидуализируют процесс обучения, что даёт возможность каждому участнику демонстрировать свой собственный потенциал, при этом расширяется интерес к выбранной специвльности, что позволяет наилучшим образом адаптироваться к ней в реальной практике. Опыт показывает, что на уроках, где проводится игра, отмечается высокая активизация деятельности студентов. Соревновательность в работе, возможность посовещаться, реализовать и восполнить острый дефицит времени - все эти игровые элементы активизируют учебную деятельность студентов, формируют интерес к предмету. Игры предполагают проблемный характер обучения, так как возникают вопросы, на которые нужно дать ответ, ситуации, в которых необходимо найти пути решения, что в итоге приводит к творческому поиску.

Отличительными признаками деловой игры можно назвать:

  • имитацию в игре реального процесса с помощью модели;

  • распределение ролей между участниками игры, их взаимодействие друг с другом; различие интересов у участников игры и появление конфликтных ситуаций;

  • наличие общей игровой цели у всего коллектива, которая достигается в процессе взаимодействия игроков и объединяет всех ее участников; учет результатов деятельности;

  • реализацию в игре цепочки решений, каждое из которых зависит от предыдущего, а также от решений, принимаемых другими участниками игры.

Несомненным достоинством деловых игр является то, что они соединяют теорию и практику, способствуя формированию в том числе и профессиональных знаний, и практических умений. Игры повышают интерес к изучаемому предмету, так как они сопровождаются положительными эмоциями.


Деловые игры можно сгруппировать следующим образом:

Вид

Содержание (цели и задачи)

1. «Разминочные» игры типа «мозговой атаки», «клуба знатоков», тематические развлекательные игры

Задача заключается в том, чтобы раскрепостить интересы и воображение участников, активизировать игровую и коллективистическую мотивацию, ориентировать на нестандартный подход к изучаемому материалу

2. Ситуативно-ролевые игры

Включают в себя анализ конкретных ситуаций и их ролевое проигрывание.

3. Конструктивно-ролевые, проблемно-ролевые, дискуссионные игры

Целью их использования является формирование навыков принятия и эффективного исполнения деловых ролей, обучение взаимодействию и сплоченности, продуктивному сотрудничеству, участие в выработке коллективных решений.

4. Творческие игры

Коллективное творчество по созданию технических, художественных, изыскательских и т.п. проектов. Включение студентов в эти игры способствует развитию творческого потенциала, воспитанию инициативности, смелости, настойчивости, ответственности.


В основу учебно-деловой игры положены следующие принципы:
- принцип имитационного моделирования конкретных условий и содержания соответствующего вида деятельности;
- принцип проблемности содержания учебной деловой игры и процесса его развертывания в познавательной деятельности;
- принцип совместной деятельности участников;
- принцип диалогического общения и взаимодействия партнеров;
Деловую игру рекомендую проводить перед изложением нового учебного материала, в этом случае она будет опираться только на личный опыт студентов и обнаружит пробелы в их знаниях.

Основная цель игры - повысить учебную и познавательную мотивацию  студентов, и тем самым повысить эффективность обучения. 

«Надо прогнать с уроков бога сна Морфея и чаще приглашать бога смеха Момуса» (Ш.А. Амонашвили)

   К  учебной игре, я предъявляю и психологические требования:

  • мотивация игровой деятельности на уроке, т.е., студентам необходимо испытывать потребность в ней;

  • психологическая и интеллектуальная готовность к участию в игре;

  • для создания радостного настроения, взаимопонимания, дружелюбия педагогу необходимо учитывать характер, темперамент, организованность каждого участника игры;

  • содержание игры должно быть интересно и значимо для её участников; игра завершается получением результатов, представляющих ценность для них;

Ожидаемые результаты по учебной дисциплине «Основы физиологии питания, санитария и гигиена» - сформированные профессиональные и общие компетенции:








Общие компетенции Код

Наименование общих компетенций

ОК 1

Понимать сущность и социальную значимость своей будущей специальности, проявлять к ней устойчивый интерес

ОК 2

Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем

ОК 3

Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы

ОК 4

Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач

ОК 5

Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности

ОК 6

Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами

ОК 7

Готовить к работе производственное помещение и поддерживать его санитарное состояние

В результате освоения дисциплины студент должен уметь:

  • соблюдать правила личной гигиены и санитарные требования при приготовлении пищи;

  • производить санитарную обработку оборудования и инвентаря;

  • готовить растворы дезинфицирующих и моющих средств;

  • выполнять простейшие микробиологические исследования и давать оценку полученных результатов.

В результате освоения дисциплины студент должен знать:

  • основные группы микроорганизмов;

  • основные пищевые инфекции и пищевые отравления;

  • возможные источники микробиологического загрязнения в пищевом производстве;

  • санитарно-технологические требования к помещениям, инвентарю, оборудованию, одежде;

  • правила личной гигиены работников пищевых производств;

  • классификацию моющих средств, правила их применения, условия и сроки хранения;

  • правила проведения дезинфекции, дезинсекции и дератизации.

В своей деятельности использую, как форму проведения урока - ролевую игру (разыгрывание ролей) - метод обучения, основная цель которого – обучение специалистов межличностному общению и взаимодействию в условиях совместной профессиональной деятельности. В этом ее отличие от деловой игры (их часто смешивают), которая в равной мере нацелена и на развитие предметно-технологической компетентности будущего специалиста

Реализация  игровых приёмов и ситуаций на учебных занятиях (шаги)    происходит в следующем направлении:

  • постановка дидактической цели перед студентами в форме игровой задачи;

  • подчинение  учебной деятельности правилам игры (распределение ролей);

  • использование  учебного материала в качестве  средства, достижения дидактической цели;

  • использование в учебной деятельности элемента соревнования, что позволяет  перевести дидактическую задачу в игровую;

  • успех выполнения дидактического задания связывается с игровым результатом.

Для студентов урок-игра - переход в иное психологическое состояние, это другой стиль общения, положительные эмоции, ощущение себя в новом качестве. Процесс игры позволяет формировать качества активного участника игрового процесса, учиться находить и принимать решения; развивать способности.  

Именно в игровой деятельности студенты  чувствуют себя свободно и комфортно, охотно принимают правила игры и естественно воспринимают и успехи и неудачи. Каждый  участник игровой деятельности  работает в силу своих возможностей и  благодаря коллективной работе достигается максимальный результат.


1. Основная часть

1.1. Теоретическая часть

Методическая разработка составлена в соответствии с основной программой, утвержденной в 2015 году, и может использоваться при проведении уроков обобщения и систематизации знаний по предмету «Основы физиологии питания, санитария и гигиена».

Разработка содержит следующие материалы: тема урока, цели урока, план урока, содержание урока, в приложениях приведены материалы, необходимые для проведения урока, предложен список литературы.

Представленная методическая разработка урока по дисциплине «Основы физиологии питания, санитария и гигиена» на 1 курсе поможет закрепить знания студентов по темам: «Морфология и микробиология микроорганизмов» и «Микробиология основных пищевых продуктов». Повторение и актуализация знаний по данным темам тесно связаны с последующим изучением материала по данному разделу. Комбинированная игровая форма урока позволяет рационально разнообразить методы и формы учебной деятельности. Методическая разработка включает описание методического приёма, позволяющего проверить сформированность знаний, умений и навыков; развить внимательность при осмыслении зрительно воспринимаемого материала; сформировать понимание того, что концентрация внимания на завершающем этапе работы влияет на результат в целом; формирование умения работать в определённых временных рамках и др. Достоинством урока является то, что студенты заинтересованы в описанном виде работы, так как он наполнен заданиями, требующими постоянного внимания, и содержит элемент соревновательности.

Всего по программе на раздел «Основы микробиологии» отводится 8 часов, на темы «Морфология и физиология микроорганизмов» 2 часа и «Микробиология основных пищевых продуктов» - 6 часов.

В процессе изучения тем «Морфология и микробиология микроорганизмов» и «Микробиология основных пищевых продуктов» студенты знакомятся с классификацией микроорганизмов, с их формой, строением, способами передвижения, размножения. С влиянием факторов внешней среды на микроорганизмы. Студенты изучают микробиологию хлебобулочных и мучных кондитерских изделий, мяса и мясопродуктов, рыбы и рыбных продуктов, молока, овощей, плодов и продуктов их переработки. Изучают микрофлору свежего мяса и микрофлору свежей рыбы.

Данный урок по темам 3.1., 3.2.,3.3 Раздела 3- «Основы микробиологии» является промежуточным, и преследует цель - обобщение и систематизация полученных знаний и направлен на решение следующих задач:

  • Выявление качества и уровня овладения знаниями и умениями на предыдущих уроках.

  • Развитие мышления, умения классифицировать, выявлять связи, формулировать выводы, развивать коммуникативные навыки при работе в группах, развивать познавательный интерес, умение объяснять особенности, закономерности, анализировать, сопоставлять и сравнивать.

Исходя из поставленных задач выбран тип занятия: урок обобщения и систематизации знаний, с целью активизации студентов определена форма проведения урока: игра-соревнование.


1.2. Методическая часть

Тема раздела: «Основы микробиологии»

Тема урока: Комбинированный: урок – игра «Знатоки микробиологии»

Цель:

  • Обобщить и систематизировать полученные знания по темам «Морфология и физиология микроорганизмов» и «Микробиология основных пищевых продуктов»

  • воспитывать общую культуру, эстетическое восприятие окружающего; создать условия для реальной самооценки студентов, реализации его как личности, стремление к достижению к цели, победе.

  • развивать репродуктивные навыки студентов: пространственное мышление, умение классифицировать, выявлять связи, формулировать выводы; развивать коммуникативные навыки при работе в группах, развивать познавательный интерес; развивать умение объяснять особенности:, закономерности:, анализировать:, сопоставлять:, сравнивать:

Задачи:

  •  выявить качество и уровень овладения знаниями и умениями, полученными на предыдущих уроках по данной теме, провести промежуточный контроль степени усвоения знаний раздела предмета

  • провести ролевую игру,

  • рефлексия (самооценка студентами)

Тип занятия: Комбинированный: урок – игра «Знатоки микробиологии»

(урок обобщения и систематизации знаний)

Форма урока: игра-соревнование

Методы обучения: Репродуктивный, частично-поисковый (эвристический), практическая работа, решение познавательных задач практической направленности, дидактическая игра.

Формы организации урока: Индивидуальная, фронтальная, групповая.

Материально-техническое обеспечение урока: ноутбуки, сенсорный экран, задания к конкурсам, секундомер, записи спокойной музыки, лист оценок за конкурсы, призы победителям.

Межпредметные связи: кулинария, товароведение пищевых продуктов, техническое оснащение и организация рабочего места.


План урока

  1. Организационный момент

  2. Введение в игру

  3. Этапы игры

  4. Подведение итогов

  5. Домашнее задание

Ход урока

  1. Организационный момент (7 минут)

Добрый день, приветствую вас на уроке по предмету «Основы физиологии питания, санитария и гигиена»

Тема нашего урока: урок – игра «Знатоки микробиологии».






Целью урока : Обобщить и систематизировать полученные знания по темам «Морфология и физиология микроорганизмов» и «Микробиология основных пищевых продуктов»

Слайд 2

Задачи:

  • образовательные: выявить качество и уровень овладения знаниями и умениями, полученными на предыдущих уроках по теме, обобщить материал как систему знаний.

  • воспитательные: воспитывать общую культуру, эстетическое восприятие окружающего; создать условия для реальной самооценки студентов, реализации его как личности.

  • развивающие: развивать пространственное мышление, умение классифицировать, выявлять связи, формулировать выводы; развивать коммуникативные навыки при работе в группах, развивать познавательный интерес; развивать умение объяснять особенности:, закономерности:, анализировать:, сопоставлять:, сравнивать.

(Приложение 1)

Ну что ж начнем…Урок наш будет проведен в виде соревновательной игры между командами, поэтому попрошу студентов поделиться на две команды и определить название, а жюри зарегистрировать название каждой из двух команд.




2.Введение в игру (3 минуты)

Наша игра будет проходить из 8 конкурсов, каждый этап это тема, изученная вами на предыдущих уроках. В каждом конкурсе вы можете зарабатывать баллы как в копилку команды, так и в личный зачет. Командные баллы мы будем выставлять в таблицу на доске, а за личную активность будете получать бонус. С критериями оценивания каждого этапа мы будем знакомиться в начале этапа. Все это позволит реально оценить ваши знания по разделу в целом и по темам в частности.

Жюри во время прохождения конкурсов проверяет выполнение заданий, фиксирует правильные ответы, заполняет таблицу результатов на доске (Приложение 2,3)

Итак, этапы нашей игры:

Конкурс 1. «Представление команд»

Конкурс 2. «Разминка»

Конкурс 3. «Определи группу микроорганизмов по описанию»

Конкурс 4. «Из большого – малое»

Конкурс 5. «Терминологический»

Конкурс 6. «Найди ошибку в тексте»

Конкурс 7. «Объясни рисунок»

Конкурс 8. «Кроссвордный»


3. Игра

Конкурс 1 Представление команд

1 команда: Микробиологи капитан……………, девиз, эмблема

2 команда: Знатоки науки, капитан ……………. девиз, эмблема

3 команда: Бактериологи, капитан ……………… девиз, эмблема

Максимальный бал – 3


Конкурс 2 Разминка

За 1 минуту команда вспоминает термины, относящиеся к теме «Форма бактерий»

Максимальный бал – 3

(Приложение 4)


Конкурс 3 «Определи группу микроорганизмов по описанию»

Каждой команде по очереди зачитываются 5 подсказок по одной из трёх групп микроорганизмов. Чем быстрее будет дано название загаданных организмов, тем больший балл зарабатывает к

(Приложение 5)


Конкурс 4. Из большого – малое

Вызываются по одному представителю от каждой команды. Перед ними – слово «микробиология». Подумав одну минуту, каждый по очереди должен назвать как можно больше новых слов.

Максимальный балл – 3.

Конкурс №5. Терминологический

Каждая группа должна представить точное определение понятий:

          -    автотрофы 

- аэробы

- гетеротрофы 

- анаэробы 

- зоонозы

- пастеризация

(Приложение 6)


Конкурс 6 «Найди ошибку в тексте»

Каждой команде зачитывается текст. После прослушивания студенты 1 минуту совещаются, а затем должны назвать ошибки, которые по их мнению, были допущены в тексте.

(Приложение 7)


Конкурс № 7 «Объясни рисунок»

Всем командам раздаются по одному рисунку. Студенты за 5 минут должны определить, что на них изображено и как можно подробнее об этом рассказать.

(Приложение 8)


Конкурс № 8 Кроссвордный

Максимальный балл - 3

Каждой команде предлагается кроссворд по теме «Патогенные микроорганизмы»

(Приложения 9,10)




Оценочный лист

Список команд

Конкурсы






































































































ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Урок носит репродуктивно-творческий и лично-ориентированный характер. Отличительными особенностями его являются активизация студентов на протяжении всего занятия, творческий подход и высокий уровень самостоятельности студентов к выполнению работ, использование ИКТ в процессе урока. Мной разработан дидактический материал в виде карточек-заданий по описанию микробиологии пищевых продуктов, оформлена презентация урока.

Как показала практика, очень хороший результат дало использование игровой технологии проведения урока, которая позволила стдентам получить и освоить большое количество информации, в то же время решить самую главную задачу урока – обобщить и закрепить пройденный материал. Игра изменяет отношения между студентами и педагогом, так как происходит в менее формальной обстановке, нежели обычный урок, учит сотрудничать, дискутировать, отстаивать свою точку зрения, проверить себя в различных ситуациях, снимает психологическое напряжение и страх перед неизвестностью. Уроки такого типа позволяют обсуждать полученные результаты всей группой, сами студенты находят друг у друга ошибки, сами же оценивают работу своих товарищей.

Таким образом, благодаря педагогическим игровым и интерактивным технологиям   мне, как педагогу, удалось решить очень важные проблемы обучения, а именно заинтересовать студентов в освоении новых знаний, применить уже имеющиеся знания в конкретных ситуациях, активизировать их  познавательную деятельность, повысить самооценку и  позволить им самореализоваться.  Данные технологии, использованные в процессе проведения урока, способствовали развитию ключевых компетентностей, т.к. здесь происходит получение и обмен новой информацией, сформированы навыки общения и взаимодействия и, конечно, произошел процесс приобретения и  обогащения знаний и личностного опыта, необходимого в дальнейшей жизни.

«Любое обучение человека есть не что иное, как искусство содействовать стремлению  природы к своему собственному развитию» (Ф. Песталоцци).


Самоанализ

Как показали результаты урока, именно такая методика построения и проведения заключительных уроков по темам является наиболее эффективным способом овладения знаниями и умениями по специальности. Цели и задачи выполнены….



















СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Матюхина З.П. «Основы физиологии питания, санитария и гигиена» учебник для проф. образования — М.: Издательский центр «Академия», 2009. — 256с.

  2. Мармузова Л.В. Основы микробиологии, санитарии и гигиены в пищевой промышленности, учебник для проф. образования — М.: Издательский центр «Академия», 2008. — 136с.

  3. Мартинчик А.Н., Королев А.А., Трофименко Л.С. Физиология питания, санитария и гигиена, учеб пособие для образовательных учреждений проф. образования — М.: Издательский центр «Академия», 2008. — 192с.

Дополнительные источники:

  1. Рубина Е.А. Санитария и гигиена питания, учеб пособие для студ. высш. учеб. заведений — М.: Издательский центр «Академия», 2009. — 288с.

  2. www.pitportal.ru

3. www.ecosystema.ru

4. http://bugabooks.com/book/17-biogeografiya/54-Page54.html

5.http://czl24.ru/spravochnik/vredbolezni/index.htm




Приложение 1



Вступительное слово преподавателя.

Микробиология – наука о весьма малых по размерам, не видимых невооруженным глазом организмах, которые так и называются – микроорганизмы или микробы. Однако микроорганизмы всегда имели и имеют огромное значение. С глубокой древности человек использовал микробиологические процессы сбраживания виноградного сока, скисания молока, приготовления теста. Виноделы и сыровары прошлого даже не догадывались о существовании микроорганизмов, но это не мешало им варить сыр и делать вино. Многое изменилось в конце 17-го века, когда в 1684 году голландец Антуан ван Левенгук, используя микроскопы со 160-ти кратным увеличением, открыл существование «крошечных созданий». С тех пор было открыто много секретов из жизни микробов, знания человечества о них колоссально расширились. Очень много было узнано о роли микробов в распространении многих заболеваний.

В настоящее время очень трудно переоценить роль знаний по микробиологии в профессиональной деятельности повара, а тем более технолога приготовления пищи. Без них нельзя сохранить высокое качество пищевых продуктов и предотвратить потребление продуктов, содержащих возбудители пищевых заболеваний и отравлений.

Мы с вами длительное время изучали основы микробиологии. На сегодняшнем занятии мы попытаемся вспомнить, повторить изученное, еще раз систематизировать разнообразные сведения об обширном мире микроорганизмов. А проведем это мы с вами в форме игры – соревнования. Ваша группа разделена на три команды, каждая из которых будет участвовать в разнообразных конкурсах. Я думаю, проигравших в нашей игре не будет, т.к. цель ее – устранить существующие пробелы в усвоенных вами знаниях основ микробиологии.

Ну что ж начнем…Урок наш будет проведен в виде соревновательной игры между командами, поэтому попрошу учащихся поделиться на две команды и придумать название, а жюри зарегистрировать название каждой из двух команд.


Приложение 4

Конкурс № 2 «Разминка»


За 1 минуту команда вспоминает термины, относящиеся к теме «Форма бактерий». Затем выходят по одному представителю от каждой команды и по очереди называют эти термины. Выигрывает тот, кто назвал последний термин.

Правильно: кокки, диплококки, тетракокки, стрептококки, сарцины, стафилококки, спирохеты, спириллы, вибрионы, (бациллы – бактерии, образующие споры).











Приложение 5


Конкурс №3. «Определи группу микроорганизмов по описанию»

 

Каждой команде по очереди зачитываются 5 подсказок по одной из трех групп микроорганизмов. Чем быстрее будет дано название загаданных организмов, тем больший балл зарабатывает команда.  

Максимальный балл – 3.

  1. Это одноклеточные организмы размером от 0,4 до 10 мкм.

  2. Клетки этих организмов не имеют оформленного ядра.

  3. На поверхности некоторых из них имеются нитевидные образования – жгутики.

  4. При неблагоприятных условиях многие образуют споры.

  5. Вызывают такие заболевания, как дизентерия, холера, брюшной тиф, дифтерия.

                                                 (бактерии)

  1. Это одноклеточные или многоклеточные организмы.

  2. В клетках имеются одно или несколько ядер.

  3. Клетки этих организмов имеют форму вытянутых переплетенных нитей и называются «гифы».

  4. Скопление клеток образует тело – «мицелий».

  5. Эти организмы используются при производстве сыров «Рокфор», «Камамбер».

                                                 (плесневые грибы)

  1. Это одноклеточные неподвижные микроорганизмы.

  2. Они имеют четко выраженное крупное ядро.

  3. Клетки бывают круглые, овальные, палочковидные без выростов.

  4. В благоприятных условиях активно размножаются прежде всего почкованием.

  5. Они способны расщеплять (сбраживать) сахара до спирта и углекислого газа.

                                                     (дрожжи)



Приложение 6

Конкурс № 5 «Терминологический»


          1.    Автотрофы (организмы, которые строят вещества своего тела из углекислого газа воздуха и воды.)

  1. Аэробы (организмы, нуждающиеся в кислороде)

  2. Гетеротрофы (организмы, использующие для питания готовые органические вещества)

  3. Анаэробы (организмы, живущие в среде, лишенной кислорода)

  4. Зоонозы (инфекционные болезни, передающиеся человеку от больных животных)

  5. Пастеризация (нагревание продукта до 63 – 90º С с целью уничтожения большинства микробов)


Приложение 7

«Найди ошибку в тексте»


Задание 1. Микробиология рыбы

Рыба является скоропортящимся продуктом, т.к. она сильно обсеменена микробами снаружи, внутри кишечника и в жабрах головы. После улова все эти микробы проникают внутрь ткани рыбы, вызывая ее порчу. В рыбе обнаруживаются микрококки, сарцины, гнилостные палочки. Особенно опасна палочка ботулинуса, вызывающая тяжелое отравление – ботритиоз. (Правильно – ботулизм, а ботритиоз – серая гниль, грибковое заболевание овощей).

При неправильном хранении охлажденной рыбы протеолитические ферменты микробов расщепляют ее белки с выделением ароматных веществ – эфирных масел (правильно – дурно пахнущих веществ – аммиака, сероводорода, индола), свидетельствующих о порче продукта. Свежезамороженная рыба хранится бесконечно долго, так как при температуре - 5ºС все микробы гибнут. (Правильно – довольно долго, т.к. при температуре - 5ºС микробиологические процессы приостанавливаются или идут замедленнее, вызывая иногда развитие на поверхности рыб плесневых грибов в виде одиночных точечных колоний)

Задание 2. Микробиология яиц

Некоторое время после снесения снаружи яйцо остается стерильным. (Правильно – яйцо обсеменяется микробами во время снесения).

Внутреннее содержимое яйца здоровой птицы долго остается без микробов благодаря естественному имунному веществу яйца – лизоциму, высохшей пленки на поверхности яйца и подскорлупной оболочки, препятствующих проникновению микробов внутрь. В процессе хранения защитные силы яйца слабеют, микробы, такие, как эхинококк, трихинеллы, (это паразитические черви, а не микробы, через скорлупу в яйцо не проникают) через поры в скорлупе проникают внутрь, подвергая его порче. У больной птицы, часто водоплавающей, в кишечнике могут содержаться микробы ботулинус, обсеменяющие яйцо внутри при формировании его в организме птицы и на скорлупе. Такое яйцо вызывает у людей заболевание – ботулизм (правильно – сальмонеллы, сальмонеллез). Чтобы удалить микробы с поверхности яиц, их перед использованием тщательно моют.

Задание 3. Микробиология молока

Молоко является прекрасной средой для развития микроорганизмов, которые попадают в него с вымени и шерсти животных, с рук доярок, подстилки скотного двора, инвентаря. В 1 мл молока обнаруживают несколько миллиардов микробов (правильно – несколько сотен тысяч). Охлаждение молока до +3ºС предотвращает дальнейшее развитие микробов в течение 2-30 часов. Затем наступает быстрое развитие всех микробов с преобладанием патогенных (правильно – молочно–кислых). Молоко прокисает, создаются благоприятные условия для развития плесневых грибов, а затем гнилостных микробов. В молоко могут попадать болезнетворные микробы – возбудители дизентерии, брюшного тифа, бруцеллеза, туберкулеза и др. Поэтому в общественном питании молоко обязательно кипятят. Практически совсем не содержит микробов стерилизованное, т.е. нагретое до 63-90ºС молоко (правильно – до 140ºС).

Приложение 8

«Объясни рисунок»


1 задание. Спорынья

Спорынья является паразитом злаковых культур. Гриб образует темные твердые склероции в завязи растения-хозяина в виде темно-фиолетового рожка. Попадая в организм с хлебом, блюдами из круп, яд спорыньи вызывает хроническое пищевое отравление эрготизм. В результате поражается нервная система, нарушается кровообращение. Для предупреждения эрготизма необходимо тщательно очищать продовольственное зерно от спорыньи.

2 задание. Гельминтозы (трихинеллы в свином мясе, широкий лентец в мышцах ерша)

Гельминтозы возникают у человека в результате поражения организма паразитическими червями гельминтами (глистами). Мелкие гельминты поражают различные органы человека: печень, легкие, мышцы, сердце, мозг, а крупные в основном паразитируют в кишечнике. Глистные заболевания проявляются у человека в виде похудания, малокровия, задержки роста и умственного развития у детей и т.д. Чаще всего человека поражают следующие гельминты: аскариды, цепни, трихинеллы, широкий лентец, описторхисы, эхинококк.

3 задание. Дрожжи

Дрожжи – одноклеточные неподвижные микроорганизмы. Клетки дрожжей размером до 15 мкм бывают разной формы: круглые, овальные, палочковидные. Они имеют четко выраженное крупное ядро, вакуоли и различные включения в цитоплазме в виде капелек жира, гликогена и т.д. Дрожжи размножаются в благоприятных условиях в течение нескольких часов следующими способами: почкованием, спорами, делением. Дрожжи широко распространены в природе. Они способны расщеплять сахара в спирт и углекислый газ. Спиртовое брожение используется в виноделии, хлебопечении и в производстве кисломолочных продуктов. Некоторые дрожжи отличаются высоким содержанием белков, жиров, витаминов группы В, минеральных веществ, поэтому применяют как пищевой и кормовой продукт.














Приложение 9

«Крассвордный»


Вопросы кроссворда


  1. Признаки болезни

  2. Растение семейства бобовых, употребление семян которого в сыром виде вызывает отравление

  3. Пищевое отравление микробного происхождения, вызываемое микробом, особенно часто развивающимся в плохо стерилизованных консервах

  4. Очень опасное заболевание, относящееся к группе острых кишечных инфекций

  5. Микотоксикоз, вызываемый спорыньей

  6. Группа заболеваний, возникающих от употребления пищи, содержащей ядовитые для организма вещества

  7. Процесс. Происходящий в организме при проникновении в него болезнетворных микробов

  8. Заболевание, которым можно заразится при употреблении яиц, мяса птицы, но не птичий грипп

  9. Группа инфекционных заболеваний, передающихся человеку от больных животных

  10. Отравления, возникающие в результате попадания в организм человека пищи, пораженной ядами микроскопических грибов

  11. её тщательное соблюдение – основное мероприятие по профилактике различных заболеваний

  12. Глистные заболевания



Приложение 10



Ответы:

  1. Симптомы

  2. Фасоль

  3. Ботулизм

  4. Холера

  5. Эрготизм

  6. Отравление

  7. Инфекция

  8. Сальмонеллез

  9. Зоонозы

  10. Микотоксикозы

  11. Чистота

  12. Гельминтозы

Слово: Патогенность

19



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Технология

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Отчет о реализации индивидуальной методической темы

Автор: Галунова Алла Викторовна

Дата: 19.06.2019

Номер свидетельства: 515295

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(85) "Творческий отчет учителя истории Аленовой К.Е."
    ["seo_title"] => string(54) "tvorchieskii-otchiet-uchitielia-istorii-alienovoi-k-ie"
    ["file_id"] => string(6) "287364"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1454481133"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(118) "Творческий отчет учителя истории Смирновской СШ №1 Аленовой К.Е."
    ["seo_title"] => string(72) "tvorchieskii-otchiet-uchitielia-istorii-smirnovskoi-ssh-1-alienovoi-k-ie"
    ["file_id"] => string(6) "287365"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1454481221"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(134) "«Металлы и экология» (Обобщение знаний по теме «Металлы». Решение задач). "
    ["seo_title"] => string(81) "mietally-i-ekologhiia-obobshchieniie-znanii-po-tiemie-mietally-rieshieniie-zadach"
    ["file_id"] => string(6) "111918"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1408043246"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(66) "анализ работы ШМО начальных классов"
    ["seo_title"] => string(40) "analiz-raboty-shmo-nachal-nykh-klassov-1"
    ["file_id"] => string(6) "306512"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1458142042"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(211) "Индивидуальный план работы на межаттестационный период по повышению профессионального уровня учителя математики"
    ["seo_title"] => string(113) "individualnyiplanrabotynamiezhattiestatsionnyipieriodpopovyshieniiuprofiessionalnoghourovniauchitieliamatiematiki"
    ["file_id"] => string(6) "320991"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1461182826"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства