kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Использование технологии проектной деятельности на уроках технологии»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Современному государству нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить, интегрировать полученные знания. Поэтому система образования должна подготовить людей, приспособленных к жизни в условиях информатизации и развития новых технологий. Всё чаще приходится задавать себе не только вопрос «чему учить?», «зачем учить?», «как учить?», но и вопрос «как учить результативно?». Поиски ответов на этот вопрос привели ученых и практиков к попытке превратить обучение в своего рода производственно- технологический процесс с гарантированным результатом, и в связи с этим в педагогике появилось направление - педагогические технологии. Среди разнообразных направлений новых педагогических технологий, на мой взгляд, наиболее эффективными являются обучение в сотрудничестве, игровые технологии, дифференцированный подход к обучению и
технология проектного обучения.

Современному государству нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить, интегрировать полученные знания. Поэтому система образования должна подготовить людей, приспособленных к жизни в условиях информатизации и развития новых технологий. Всё чаще приходится задавать себе не только вопрос «чему учить?», «зачем учить?», «как учить?», но и вопрос «как учить результативно?». Поиски ответов на этот вопрос привели ученых и практиков к попытке превратить обучение в своего рода производственно- технологический процесс с гарантированным результатом, и в связи с этим в педагогике появилось направление - педагогические технологии. Среди разнообразных направлений новых педагогических технологий, на мой взгляд, наиболее эффективными являются обучение в сотрудничестве, игровые технологии, дифференцированный подход к обучению и
технология проектного обучения.

Просмотр содержимого документа
««Использование технологии проектной деятельности на уроках технологии»»

«Использование технологии проектной деятельности

на уроках технологии»

Григорьева Ю.И.,

учитель технологии


Современному государству нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить, интегрировать полученные знания. Поэтому система образования должна подготовить людей, приспособленных к жизни в условиях информатизации и развития новых технологий. Всё чаще приходится задавать себе не только вопрос «чему учить?», «зачем учить?», «как учить?», но и вопрос «как учить результативно?». Поиски ответов на этот вопрос привели ученых и практиков к попытке превратить обучение в своего рода производственно- технологический процесс с гарантированным результатом, и в связи с этим в педагогике появилось направление - педагогические технологии. Среди разнообразных направлений новых педагогических технологий, на мой взгляд, наиболее эффективными являются обучение в сотрудничестве, игровые технологии, дифференцированный подход к обучению и
технология проектного обучения.

Проект – это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самим учащимся. Метод проектов допускает применение элементов других методик для достижения цели урока. Проект даёт учащимся опыт поиска информации, практического применения самообучения, саморазвития, самореализации и самоанализа своей деятельности, что позволяет формировать УУД в полном соответствии с требованиями ФГОС второго поколения.

Цель работы: применить технологию проектной деятельности на уроках технологии, определить эффективность данной технологии, возможность применения элементов других методик для достижения цели и задач урока.

Задачи:
- изучить технологию проектной деятельности с точки зрения применения ее на уроках трудового обучения;

- рассмотреть применение технологии творческих проектов в практической части работы на примере разработки урока технологии в 5 классе;

- дать оценку эффективности использования проектов.

Метод проектной деятельности.

Каждая педагогическая эпоха породила своё поколение технологий. Первое поколение образовательных технологий представляло собой традиционные методики; технологиями второго и третьего поколений были модульно-блочные и цельноблочные системы обучения; к четвёртому поколению образовательных технологий относится интегральная технология, одним из элементов которой является «Проектное обучение».

Метод проектов – это такая организация обучения, при которой учащиеся приобретают знания в процессе планирования и выполнения практических заданий – проектов. Метод возник во второй половине XIX века в сельскохозяйственных школах США, подробное освещение получил в трудах американских педагогов Дж. Дьюи, У.Х. Килпатрика, Э. Коллинза.

В последние годы во многих странах мира интерес к методу проектов значительно возрос.

Основными требованиями к использованию этого метода являются:

- наличие социально или личностно значимой проблемы, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска решения;

- теоретическая, практическая, познавательная значимость предполагаемых результатов;

- самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся;

- структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов);

- использование исследовательских методов: определение проблемы и вытекающих из неё задач исследования, выдвижение гипотез, обсуждение методов исследования, оформление результатов, анализ полученных данных, выводы.

В современной педагогике проектная деятельность используется вместе с традиционным предметным систематическим обучением как компонент системы продуктивного образования. Так, минимум содержания образовательной области «Технология» как обязательный элемент предусматривает модуль «Основы проектирования». В программах «Технологии» на выполнение проектов выделено до 25% учебного времени, а для проектов повышенной сложности учебное время дополняется за счёт внеучебного. Использование метода проектов позволяет на деле реализовать деятельностный подход в трудовом обучении учащихся, интегрировать знания и умения, полученные ими при изучении различных школьных дисциплин на разных этапах обучения. Особые умения не существуют ради самих себя, они не цель, но средство. Любая профессия имеет смысл, только если она отвечает на вопрос, что придаёт жизни человека смысл и качество, чем “я” отличаюсь от других, в чём мы схожи? Главная стратегическая цель педагогов – развитие у учащихся глубоких, устойчивых интересов в какой-либо области на основе широкой познавательной активности и любознательности. В решении этой проблемы можно выделить тактические задачи, такие, как мотивация учебной деятельности с доминированием мотивов её совершенствования, развитие познавательной самостоятельности, формирование и развитие творческих способностей, усвоение обобщённых и рациональных способов деятельности, а также конкретными науками, формирование опыта самообразования и т.д. Однако необходимо отметить, что если будет развиваться только стремление к познанию, то это может привести к отрицательным результатам. Люди, у которых развита только эта мотивация и не развита потребность в труде, могут испытывать нежелание работать. Одним из средств решения этих задач на уроках технологии являются творческие проекты учащихся.

Основными этапами работы над проектом являются:

 постановка цели: выбор темы проектного задания с учётом его практической значимости, выявление проблемы; формулировка задач;

 оценка интеллектуальных, материальных и финансовых возможностей, необходимых учащемуся для выполнения проекта;

 сбор и обработка необходимой информации при изучении литературы, обращение к банку данных;

 разработка идеи выполнения, планирование, организация и выполнение проекта с учётом требований дизайна и эргономики; самообразование и актуализация знаний при консультативной помощи учителя;

 обобщение результатов и выводы;

 оценка качества выполненной работы, защита проекта; анализ успехов и ошибок.

Творческий проект на уроках технологии – это учебно-трудовое задание, в результате которого создаётся продукт, обладающий субъективной, а иногда и объективной новизной. В соответствии с требованиями социального и научно-технического прогресса, творческие проекты по изготовлению изделий, пользующихся спросом, требуют знаний и умений предпринимательской деятельности. Это меняет не только содержание, но и методы обучения, вырабатывающие у учащихся качества личности, которые позволяли бы адаптироваться к новым социально-экономическим условиям. Так, при выполнении своего творческого проекта, учащиеся выполняют экономический расчёт, в котором отражают финансовые затраты на изготовление изделия, затраты времени, возможность массового производства, продажную цену и т.д. Как правило, учебные проекты содержат в себе проблему, требующую решения, а значит, формулируют одну или несколько задач. Эта задача должна быть привлекательна своей формулировкой и должна стимулировать повышение мотивации к проектной деятельности. Используя проектный метод обучения, дети постигают всю технологию решения задач – от постановки вопроса до представления результата. В образовательной области «Технология» использование метода проектов способствует формированию у школьников основ технологической грамотности, культуры труда, творческого подхода к решению поставленных задач, усвоение различных способов обработки материалов и информации. При организации работы учащихся по методу проектов возможна не только индивидуальная самостоятельная работа учащихся, но и групповая. Групповая работа привлекает участников своей деловой направленностью, общением, возможностью лучше узнать одноклассников, сравнить себя с ними, и расширить зону для самооценки.

Кроме этого, групповая работа:

- даёт возможность учащимся объединиться по интересам;

- обеспечивает для них разнообразие ролевой деятельности в процессе обучения;

- воспитывает обязательность выполнения задания в определённые сроки, так как от этого зависит успех работы всего коллектива;

- предоставляет возможность равноправия и свободу выражения идей, их отстаивание, аргументацию, но в то же время терпимость к чужой точке зрения;
- является одним из способов преодоления психологических барьеров в индивидуальном саморазвитии личности;

- позволяет проявить взаимопомощь и, вместе с тем, стимулирует дух соревнования и соперничества. Особенность системы выполнения проектов – совместная творческая работа учителя и учащегося. Реализация метода творческих проектов изменила позицию самого учителя, который из носителя готовых знаний стал организатором самостоятельной познавательной деятельности учеников. В целом в работе над проектом учитель - помогает ученикам в поиске нужных источников информации;

- сам является источником информации;

- координирует весь процесс;

- поощряет учеников;

- поддерживает непрерывную обратную связь для успешной работы учеников над проектом. Трудность выполнения проектов заключается в необходимости затрат учителем большого количества времени на индивидуальную работу с каждым учащимся. Проект является творческой работой, во время которой школьники продолжают пополнять знания и формировать умения, необходимые для выполнения работы на базе предыдущих разделов курса и дополнительных знаний. Работа над проектами позволяет полнее раскрыть творческий потенциал учителя, но в то же время при использовании проектного метода обучения задачи, стоящие перед учителем, усложняются. Учитель должен подробно определить основные и дополнительные цели и этапы работы, позволяющие сформировать творческие навыки и развить инициативу подростка. Учитель должен постоянно пополнять свои знания по тематике проектов, выступать “играющим тренером” в совместной работе. Работа в классе должна быть построена по типу работы творческой мастерской, где каждый ученик имеет своё рабочее место, оборудование, инструменты, справочную литературу, наглядные средства обучения, материалы, может получить консультацию учителя. Оформление интерьера мастерской желательно осуществлять в соответствии с требованиями современного дизайна, создавать в классе положительный психологический микроклимат. Нельзя рассматривать технологию исключительно как «практический» предмет, где главным является объект труда и не учитывается весь процесс создания изделия. Одним из заключительных этапов работы над проектом является оценивание результатов проектирования.

Оценивание – это имитация профессиональной экспертизы. Предварительно проект защищается в группе, затем дорабатывается и защищается окончательно. Возможными критериями оценки проекта могут быть:

1. конструктивные критерии – прочность, надёжность, удобство использования, соответствие конструкции назначению;

2. технологические критерии - количество используемых деталей, оригинальность применения и сочетание материалов, их долговечность, расход материалов, стандартность технологии, необходимое оборудование, сложность и объём выполненных работ, расход энергии при производстве;

3. экологические критерии – возможность использования отходов производства, загрязнение окружающей среды при производстве;
4. эстетические критерии – оригинальность формы, композиционная завершённость, цветовое решение, стиль, дизайн;

5. экономические и маркетинговые критерии – потребность в данном изделии на рынке, практическая направленность, возможность массового производства, финансовые затраты, уровень продажной цены, вид рекламы; При защите своего проекта учащиеся учатся убеждать своих одноклассников, преподавателей в значимости работы, показывают свою компетентность в специальных вопросах, касающихся проекта, старательность, добросовестность при выполнении задания, аргументированность предлагаемого решения, уровень творчества и оригинальность подходов. Рейтинговая оценка творческого проекта складывается из суммы средней оценки экспертов, самооценки исполнителя работы и оценки учителя.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Бершадский М.Е., Гузеев В.В. Дидактические и психологические основания образовательной технологии.М.: Центр “Педагогический поиск”, 2003.-256

2. Гузеев В.В. Планирование результатов образования и образовательная технология. М.: Народное образование, 2000. -240 с.

3. Дидактика средней школы: Некоторые проблемы современной дидактики./ Под ред. М.Н.Скаткина. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 1982.- 319 с.

4. Колеченко А.К. Энциклопедия педагогических технологий: Пособие для преподавателей. – СПб.: КАРО, 2002.- 368 с

5. Современные педагогические технологии основной школы в условиях ФГОС / О. Б. Даутова, Е. В. Иваньшина, О. А. Ивашедкина, Т. Б. Казачкова, О. Н. Крылова, И. В. Муштавинская. — Санкт-Петербург : КАРО, 2015. — 176 с. 13


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Технология

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
«Использование технологии проектной деятельности на уроках технологии»

Автор: Григорьева Юлия Ивановна

Дата: 13.12.2019

Номер свидетельства: 531808

Похожие файлы

object(ArrayObject)#850 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(241) "Конспект урока по предмету «Окружающий мир» с использованием технологии проектной деятельности. 4 класс. Тема- Организм человека.pdf"
    ["seo_title"] => string(80) "konspiekt_uroka_po_priedmietu_okruzhaiushchii_mir_s_ispol_zovaniiem_tiekhnologhi"
    ["file_id"] => string(6) "467772"
    ["category_seo"] => string(19) "okruzhayushchiy-mir"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1524750264"
  }
}
object(ArrayObject)#872 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(264) "Использование технологии проектной деятельности и системы интерактивного тестирования VOTUM в развитии иноязычной коммуникативной компетенции"
    ["seo_title"] => string(144) "ispolzovaniietiekhnologhiiproiektnoidieiatielnostiisistiemyintieraktivnoghotiestirovaniiavotumvrazvitiiinoiazychnoikommunikativnoikompietientsii"
    ["file_id"] => string(6) "335072"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1466152809"
  }
}
object(ArrayObject)#850 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(109) "Использование инновационных методов на уроках технологии. "
    ["seo_title"] => string(64) "ispol-zovaniie-innovatsionnykh-mietodov-na-urokakh-tiekhnologhii"
    ["file_id"] => string(6) "206999"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyad"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1430316730"
  }
}
object(ArrayObject)#872 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(143) "Проектная методика на уроках словесности как форма деятельности обучающихся "
    ["seo_title"] => string(90) "proiektnaia-mietodika-na-urokakh-sloviesnosti-kak-forma-dieiatiel-nosti-obuchaiushchikhsia"
    ["file_id"] => string(6) "111122"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1407124269"
  }
}
object(ArrayObject)#850 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(217) "Мастер-класс по теме: "Повышение эффективности уроков английского языка с помощью технологии проектной деятельности" "
    ["seo_title"] => string(134) "mastier-klass-po-tiemie-povyshieniie-effiektivnosti-urokov-anghliiskogho-iazyka-s-pomoshch-iu-tiekhnologhii-proiektnoi-dieiatiel-nosti"
    ["file_id"] => string(6) "115020"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1411791801"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства