. Инновация в образовании – это введение нового в цели, содержание и организацию образовательного процесса для развития образования, и оптимизации образовательной системы. В ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» экспериментальной и инновационной деятельности в сфере образования посвящена отдельная статья (ст. 20).
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Инновационные процессы в образовании»
Инновационные процессы в образовании
Модернизация образования сегодня невозможна без активной инновационной деятельности, ведь соответствие требованиям нового времени обязательно предполагает введение чего-либо нового в модернизируемый объект. Инновация в образовании – это введение нового в цели, содержание и организацию образовательного процесса для развития образования, и оптимизации образовательной системы. В ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» экспериментальной и инновационной деятельности в сфере образования посвящена отдельная статья (ст. 20). В качестве цели экспериментальной и инновационной деятельности определяется обеспечение «модернизации и развития системы образования с учетом основных направлений социально-экономического развития Российской Федерации, реализации приоритетных направлений государственной политики Российской Федерации в сфере образования». Инновационная деятельность, согласно данному ФЗ, должна быть «ориентирована на совершенствование научно-педагогического, учебно- методического, организационного, правового, финансово-экономического, кадрового, материально-технического обеспечения системы образования». В законе также указывается, что в ходе инновационной деятельности «должны быть обеспечены соблюдение прав и законных интересов участников образовательных отношений, предоставление и получение образования, уровень и качество которого не могут быть ниже требований, установленных федеральным государственным образовательным стандартом, федеральными государственными требованиями, образовательным стандартом».Инновационный процесс в образовании – процесс совершенствования образовательной практики, развития образовательных систем на основе нововведений (В.И. Загвязинский). Инновационный процесс отражает формирование и развитие содержания и организации нового (Т.И. Шамова). Инновационность всегда была свойственна педагогической деятельности как важнейшая характеристика, отражающая процесс развития педагогической науки и практики. В современном образовании инновации приобретают всё более широкое распространение. Именно инновации сегодня призваны гармонизировать отношения в образовательном процессе, привести его результаты в соответствие с требованиями общества и индивидуальными потребностями человека, решить проблемы формирования социально полезной и успешной личности. Образование как социально обусловленный процесс основывается на объективно существующих противоречиях, которые при определённых условиях становятся его движущими силами. Именно противоречиями образовательного процесса обусловлены инновации, происходящие в нём. Наиболее общее противоречие – это противоречие между постоянно растущими социальными и личностными потребностями в освоении, воспроизводстве и приумножении духовных богатств и материальных благ человеческой культуры с одной стороны и возможностями образовательной системы в удовлетворении этих потребностей – с другой. К частным относятся противоречия… - между массовым характером образования и необходимостью индивидуального развития личности в образовательном процессе; - между социальным заказом и содержанием школьного образования; - между целостностью личности как продукта образования и множественностью компонентов и факторов образовательного процесса; - между повышением профессионально обусловленных требований к педагогу и имеющимся у него уровнем профессионально-педагогической компетентности; - между гуманистической направленностью современного образования и нормативно-командным характером управления учебно-воспитательным процессом и др. Любое из перечисленных противоречий становится движущей силой инновационного процесса, если... а) разрешение противоречия осознаётся участниками инновационного процесса как необходимое, личностно и социально значимое; б) разрешение противоречия представляется осуществимым; в) противоречия преодолеваются последовательно, с опорой на возможности имеющейся образовательной системы и предыдущий опыт участников инновационного процесса. Логика инновационного процесса подчинена идее модернизации и оптимизации образовательной системы и отражает путь обновления образовательной системы, включающий выдвижение идеи, разработку проекта, экспертизу новшества, его внедрение и корректировку, распространение и рутинизацию нового опыта. Опираясь на работы Ю.К. Бабанского, П.И. Карташова, В.В. Краевского, М.Н. Скаткина, В.А. Сластёнина, Л.С. Подымовой, в проблеме педагогических инноваций можно выделить два основных аспекта: 1) внедрение достижений педагогической науки в практику образования; 2) изучение, обобщение и распространение передового педагогического опыта. В любой сфере деятельности и сознания человека наука и практика дополняют друг друга, обеспечивая развитие данной отрасли знаний человечества в целом. Следовательно, оба выделенных аспекта логично рассматривать как главные составляющие единого инновационного процесса, взаимосвязанные и взаимодействующие между собой. Анализ психолого-педагогической и методической литературы выявляет следующие источники инновационных идей:- социальный заказ, выражающий потребности страны, региона, города, района, села; - директивные и нормативные документы федерального, регионального и муниципального уровней управления образованием; - достижения различных наук о человека; - опытно-экспериментальная работа психолого-педагогической направленности; - имеющийся передовой педагогический опыт и зарубежный опыт в сфере образования; - творчество педагогов и руководителей образовательных учреждений, обусловленное необходимостью преодоления кризисных состояний в педагогической деятельности, поиска нестандартных решений педагогических и управленческих задач, как путь проб и ошибок. А.М. Соломатин и Л.Г. Сосновская отмечают, что «приоритетными целями современной школы становится качественное образование выпускников, расширение возможности выбора обучающимися индивидуального образовательного маршрута, формирование адаптивных умений. Это, в свою очередь, приводит к отказу от ориентации на „равномерность знаний“ в различных образовательных областях, допускается возможность того, что в разных образовательных областях учащиеся могут иметь различный уровень образованности». Современная школа становится адаптивной, стремящейся подготовить выпускников к жизни в новых социально-экономических условиях, в то же время сама, адаптируясь к их личностным особенностям. Социальный заказ, выраженный в целях образования, делает приоритетным не просто формирование высокого уровня знаний у выпускников, но развитие их исследовательских умений, творческих способностей. Гуманистическая педагогика выработала ряд требований к осуществляемым в школе инновационным процессам: - изменение целевой установки школы; - переориентация внутренних личностных установок педагога на гуманистическую сущность инновации; - индивидуализация и дифференциация обучения и воспитания; - создание благоприятной социально-психологической и предметно- пространственной образовательной среды; - обеспечение социальной и психологической защиты детей; - создание условий для развития наклонностей и способностей каждого ученика; - вера в ученика, в его силы и возможности, принятие ребёнка таким, какой он есть; - обеспечение успешности обучения и воспитания; - обоснованность уровня развития каждого ученика; - гуманизация образовательных отношений; - гуманитаризация образования, усиление его общечеловеческой, межпредметной направленности; - научно-методическое обеспечение инноваций. Для педагога-профессионала сегодня становится обязательным участие в происходящих инновационных процессах, а это значит, что в современных условиях существенно возрастают требования к нему.