kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Формирование универсальных учебных действий по технологии в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье представлена роль предмета "Технология" в развитии универсальных учебных действий, а также предложены учебные задания для проведения урока "Пищевые вещества" из раздела "Кулинария" в 5 классе.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Формирование универсальных учебных действий по технологии в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения»

Формирование универсальных учебных действий по технологии в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения



Аннотация: В статье представлена роль предмета "Технология" в развитии универсальных учебных действий, а также предложены учебные задания для проведения урока "Пищевые вещества" из раздела "Кулинария" в 5 классе.


Abstract: The article presents the role of the subject "Technology" in the development of universal educational actions, and suggested learning activities for Lesson "Nutrients" from the "Recipes" in the 5th grade.


Ключевые слова: универсальные учебные действия; учитель технологии; педагогический эксперимент; профессиональная компетентность.


По современным данным, объем научных знаний в мире удваивается примерно через каждые 8–10 лет. Это означает, что как бы школа не старалась успевать за развитием науки, содержание образования, которым овладевают учащиеся, быстро стареет по многим параметрам и нуждается в коррекции. Поэтому на современном этапе для ученика очень важно уметь самостоятельно и творчески мыслить, пополнять и обновлять знания, отбирать главное в большом объеме информации, следовательно, результаты обучения должны быть не в виде конкретных знаний, а в виде умения учиться. Темпы обновления знаний настолько высоки, что на протяжении жизни человеку приходится неоднократно переучиваться, овладевать новыми профессиями. Непрерывное образование становится реальностью и необходимостью в жизни человека.

Развитие СМИ и сети Интернет приводит к тому, что школа перестает быть единственным источником знаний и информации для школьника. В чем заключается задача школы?

Интеграция, обобщение, осмысление новых знаний, увязывание их с жизненным опытом ребенка на основе формирования умения учиться (учить себя) – вот та задача, в решении которой школе сегодня замены нет.


Жизнь требует новой работы с содержанием образования. Приоритетной целью школьного образования становится развитие у учащихся способности самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения.

Достижение данной цели становится возможным благодаря формированию системы универсальных учебных действий (УУД). В составе основных видов универсальных учебных действий можно выделить четыре блока: личностный, регулятивный, познавательный и коммуникативный.

Ведущую роль в формировании УУД играет учитель. Подбор содержания, разработка конкретного набора наиболее эффективных учебных заданий (в рамках каждой предметной области), определение планируемых результатов – всё это требует от педагога грамотного подхода.

Универсальные учебные действия - это навыки, которые необходимо закладывать еще в начальной школе на всех уроках и продолжать развивать в старших классах. Каждый учебный предмет в зависимости от предметного содержания и правильной организации учебной деятельности обучающихся раскрывает определённые возможности для формирования универсальных учебных действий.

Возможности предмета «Технология» позволяют гораздо больше, чем у других предметов. При соответствующем содержательном и методическом наполнении данный предмет может стать опорным для формирования системы универсальных учебных действий. В нём все элементы учебной деятельности достаточно наглядны, а значит и более понятны для детей.

Предмет «Технология» имеет практико-ориентированную направленность. Его содержание не только даёт ребенку представление о технологическом процессе, но и показывает, как использовать эти знания в разных сферах учебной и внеучебной деятельности (при поиске информации, усвоении новых знаний, выполнении практических заданий).

Практическая деятельность на уроках технологии является средством общего развития ребенка, становления социально значимых личностных качеств, а также формирования системы специальных технологических и универсальных учебных действий.

Разберем развитие УУД на примере одной из изучаемых тем «Пищевые вещества» из раздела «Кулинария" в 5 классе.

Для проведения урока по данной теме создаю определенный набор учебных заданий для развития УУД.


1. На первом уроке в начале учебного года знакомлю ребят с тем, что им предстоит пополнить свои знания о традиционных технологиях и познакомиться с новыми, современными их видами. В конце урока подвожу ребят к тому, что на следующей неделе мы с ними начнем изучать большой раздел нашего предмета - «Кулинария» и начнем мы его с изучения темы «Пищевые вещества». На доску вывешиваю таблицу «Пищевые вещества» и даю краткое описание темы. Они узнают от меня, что все продукты состоят из тысячи различных пищевых веществ. Для удобства их изучения пищевые вещества разделили на шесть больших групп: белки, жиры, углеводы, минеральные вещества, витамины, вода. Роль каждого из них в жизнедеятельности человека очень велика.

После такого краткого введения в тему распределяю домашние задания между девочками. Они должны будут дома подобрать материал о каждой из перечисленных групп, выяснить значимость их в питании человека, а также рассказать всем о том, в каких продуктах их находится больше всего.

Следующий урок уже строится на материале, подобранном ученицами дома из различных источников. Все внимательно слушают, добавляют свои умозаключения, задают вопросы, делают выводы. Учитель при этом направляет обсуждение в нужное русло, заостряет внимание девочек на главном в изучении данной темы.

В конце обсуждения темы мы общими усилиями делаем вывод, что белки, жиры и углеводы нужны человеку ежедневно в сравнительно больших количествах. Воду человек употребляет тоже помногу: от 1,5 до 3 литров в день. Есть вещества пищи, которые также необходимы человеку, но в значительно меньших количествах - это микроэлементы и витамины.

Особо интересный материал был подобран ученицей о роли витаминов в жизни человека. Она зачитала присутствующим отрывок из книги автора А.Якубенко «Солнце на обед». «…В 1913 году, русский корабль «Святой Фока», идущий к Северному полюсу, был вынужден остановиться на зимовку в бухте Тихой Земли Франца-Иосифа. На корабле давно закончились свежие овощи и мясо. Не было даже квашеной капусты. На обед участникам экспедиции давали изо дня в день суп из сушеной трески или мясных консервов. На второе полярники получали макароны или кашу. Однообразная пища давно вызывала у всех отвращение. Ели просто через силу.

13 ноября пожаловался штурман: десны распухли, а зубы шатаются, жевать он может только мягкое. С подобными жалобами обратился к судовому фельдшеру и повар. Спустя несколько дней на прием к фельдшеру пришел корабельный механик. Полураскрытые губы его обнажали полопавшиеся кровавые десна. Опухшее лицо, багрово – синие мешки под глазами говорили о серьезном заболевании. Болезнь поражала одного человека за другим. И у всех она протекала почти одинаково. Вначале появлялись слабость и одышка. Быстро падали силы. Выносливые, крепкие моряки становились вялыми, малоподвижными. Вскоре возникли боли в мышцах и суставах. Распухали и начали кровоточить десна, расшатывались и выпадали зубы. Под кожей появились кровоподтеки.

Спустя два месяца на корабле оставались здоровыми всего семь человек… Так на русскую экспедицию обрушился страшный бич – цинга. Опыт показал людям, что цингу можно излечить. Как только путешественникам удавалось раздобыть свежие овощи, фрукты, свежее мясо, так явления цинги у них стихали. Затем наступало полное выздоровление». Вот к таким тяжелым последствиям приводит нехватка витаминов в организме.

Общий вывод: если в организм не поступает в необходимом количестве хотя бы один из компонентов пищевых веществ, то процессы обмена веществ в человеческом организме замедляются и текут неправильно. Возникают тяжелые болезни.

После заслушивания и обсуждения мы переходим к следующему из учебных заданий для развития УУД на уроке по изучаемой теме.


2. Продуктивное чтение. Девочкам выдаются тексты с познавательным содержанием по изучаемой теме. Их задача: внимательно прочитать текст и выполнить задания данные ниже текста.

Текст. «Начнем с нашего обеденного стола. Что мы едим? Главным образом хлеб, суп, кашу, разные овощные и мучные блюда, фрукты – то, что нам дают растения. В них содержится большое количество питательных веществ: крахмал, сахар, белки и жиры. Казалось бы, что еще нужно? Но если в нашей пище нет мяса, яиц, рыбы, молока и других продуктов животного происхождения, нам начинает явно чего-то не хватать. Ведь давно и известно, что ни в мясе, ни в яйцах никаких особых питательных веществ нет: они состоят, в основном, из белков.

Может, дело в самих белках, может, они какие-нибудь «не такие»? В этом, оказывается, и заключается причина. В животных белках белки особенные. Они очень необходимы для строительства наших мышц, крови, внутренних органов, кожи. И обходиться без мяса, рыбы, молока, яиц человек долго не может.

Когда же все-таки приходится обходиться, организм, хотя ему и дают растительную пищу, начинает голодать. Человек как будто бы и сыт, но он все-таки голодает - вот такое получается странное положение! Замаскированный голод действует коварно, исподтишка, и в этом его особая опасность.

Особенно опасно белковое голодание детям: они плохо растут, болеют, а порой и умирают».


Выполни задания:


Напиши ключевое слово для этого отрывка. _______________________________________


Виды белков, о которых идет речь:_______________________________________________


Для чего организму нужны животные белки?______________________________________


Опасно ли белковое голодание для людей?_________________________________________


Почему опасно белковое голодание детям?_________________________________________


Выпиши из текста сведения о том, что происходит с организмом, когда человек питается только растительной пищей._____________________________________________________


 Что нового ты узнала на уроке?_________________________________________________


3. Физкультминутка для снятия напряжения на глаза.


4. Конкурс на лучший синквейн на тему «Пищевые вещества». Знакомлю присутствующих на уроке с понятием «синквейн».

1 строка – заголовок, в который выносится ключевое слово, понятие, тема синквейна, выраженное в форме существительного.

2 строка – два прилагательных.

3 строка – три глагола.

4 строка – фраза, несущая определенный смысл.

5 строка – резюме, вывод, одно слово, существительное.

Заслушивание полученных синквейнов учениц.


5. Оценивание учебных успехов по теме провожу в форме игры.
«Найди ошибку в высказываниях!» Девочкам предлагается прослушать несколько предложений, в некоторые из которых закралась ошибка. Правильные предложения ( без смысловой ошибки) они обозначают знаком «+», а неправильные - значком «-». Для проверки работ девочки обмениваются друг с другом тетрадями. Я на доске выписываю варианты правильных ответов, по которым они проверяют работы. При этом предупреждаю, что при одной допущенной ошибке они ставят друг другу оценку «5», при двух допущенных ошибках оценка будет соответствовать «4», при трех ошибках оценка снижается до «3». Девочкам дается возможность еще и ощутить себя на уроке в роли учителя.


После такой проработки темы усвоение материала проходит легко. На уроке прослеживается осмысление новых знаний, обобщение, увязывание имеющихся и полученных знаний с жизненным опытом.

Вот пример тому, как УУД, используемые на уроке, способствуют успешному усвоению знаний.


Предмет «Технология» нацелен на становление самосознания обучающегося как творческой личности, индивидуальности, формирование у него устойчивого стремления к творческой самореализации. Определенным набором учебных заданий у школьника последовательно формируется эмоционально-ценностное отношение к добросовестному творческому созидательному труду, как к одному из главных достоинств человека; осознание гармоничной связи мира вещей с миром природы и ответственности человека за поддержание этой гармонии; понимание ценности культурных традиций, отраженных в предметах материального мира, их общности и многообразия, интерес к их изучению. Тем самым, через приобщение к созидательной творческой деятельности, у ребенка формируется осознание своей работы, как части общечеловеческой культуры, закладываются основы нравственного самосознания.

Формирование познавательных учебных действий в курсе технологии осуществляется на основе интеграции интеллектуальной и предметно-практической деятельности, что позволяет ребёнку наиболее сознательно усваивать сложную информацию абстрактного характера и использовать её для решения разнообразных учебных и поисково-творческих задач. Школьники учатся находить необходимую для выполнения работы информацию в материалах учебника, рабочей тетради, разного рода дополнительной литературе, Интернете. Они также учатся анализировать предлагаемую информацию, сравнивать, характеризовать и оценивать возможность её использования в собственной деятельности.

Иными словами, нам, учителям, необходимо ребёнка «научить учиться», «научить жить», «научить жить вместе», «научить работать и зарабатывать» (из доклада ЮНЕСКО «В новое тысячелетие»).



Список  литературы

  1. Григорьев  Д.В.  Программы  внеурочной  деятельности.  Художественное  творчество.  Социальное  творчество:  пособие  для  учителей  общеобразоват.  учреждений/  Д.В.  Григорьев,  Б.В.  Куприянов.  М.:  Просвещение,  2011.  —  129  с.

  2.  Муравьев  Е.М.  Общие  основы  методики  преподавания  технологии  /  Е.М.  Муравьев,  В.Д.  Симоненко.  Брянск:  Издательство  БГПУ  им.  акад.  И.Г.  Петровского,  НМЦ  «Технология»,  2000.  —  235  с.

  3. Феденко  Л.Н.  Федеральные  государственные  образовательные  стандарты  общего  образования:  особенности  и  порядок  введения  /  Л.Н.  Феденко  //  Справочник  руководителя  образовательного  учреждения  —  2011.  —  №  5.  —  С.  20—25.

  4. Файзрахманова  А.Л.  Средний  школьный  возраст  как  период  первичной  социализации  в  процессе  профессионального  самоопределения  /  Файзрахманова  А.Л.  //  Личность,  семья  и  общество:  вопросы  педагогики  и  психологии.  —  2013.  —  №  30.  —  С.  54—58.

  5. Файзрахманова  А.Л.  Формирование  профориентационно  значимой  компетентности  у  учащихся  средних  классов  /  А.Л.  Файзрахманова  //  Образование  и  общество.  Орел:  Образование  и  общество,  —  2014.  —  №  1.  —  С.  37—39.

  6. Формирование  универсальных  учебных  действий  в  основной  школе:  от  действия  к  мысли.  Система  заданий:  пособие  для  учителя  /  А.Г.  Асмолов,  Г.В.  Бурменская,  И.А.  Володарская  и  др.;  под  ред.  А.Г.  Асмолова.  М.:  Просвещение,  2011.  —  159  с.



http://www.myshared.ru/slide/177598/

http://www.uchportal.ru/load/109

http://kak.znate.ru/docs/index-103167.html

http://www.liveinternet.ru/users/4980570/post237934416



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Технология

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Шлямова Анна Викторовна

Дата: 19.01.2021

Номер свидетельства: 570708

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(236) "Родительское собрание «Внедрение Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения в первых классах» "
    ["seo_title"] => string(141) "roditiel-skoie-sobraniie-vniedrieniie-fiedieral-nykh-ghosudarstviennykh-obrazovatiel-nykh-standartov-vtorogho-pokolieniia-v-piervykh-klassakh"
    ["file_id"] => string(6) "105950"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1402927692"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(142) "Технология системно - деятельностного подхода в обучении младших школьников "
    ["seo_title"] => string(88) "tiekhnologhiia-sistiemno-dieiatiel-nostnogho-podkhoda-v-obuchienii-mladshikh-shkol-nikov"
    ["file_id"] => string(6) "137603"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1417375635"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(187) "Основы  интегрированного  освоения изобразительного искусства в условиях реализации требований ФГОС"
    ["seo_title"] => string(109) "osnovy-intieghrirovannogho-osvoieniia-izobrazitiel-nogho-iskusstva-v-usloviiakh-riealizatsii-triebovanii-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "252745"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1447433075"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(139) "Проект урока английского языка на основе системно-деятельностного подхода "
    ["seo_title"] => string(84) "proiekt-uroka-anghliiskogho-iazyka-na-osnovie-sistiemno-dieiatiel-nostnogho-podkhoda"
    ["file_id"] => string(6) "104297"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402681550"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(169) "Технология развития критического мышления на уроках математики в условиях реализации ФГОС "
    ["seo_title"] => string(106) "tiekhnologhiia-razvitiia-kritichieskogho-myshlieniia-na-urokakh-matiematiki-v-usloviiakh-riealizatsii-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "125404"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1414967354"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства