Просмотр содержимого документа
«Формирование информационно – технологической культуры обучающихся через реализацию продуктивного обучения на уроках труда ( технологии)»
ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО – ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ ЧЕРЕЗ РЕАЛИЗАЦИЮ ПРОДУКТИВНОГО
ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ТРУДА ( ТЕХНОЛОГИИ)
Переход общества на информационно-технологическую стадию влечет радикальное преобразование социокультурного пространства, формирование информационно—технологической культуры учителя и ученика – культуры, которая преобразовывает деятельность человека, учит использовать современные информационные и прочие наукоемкие технологии. Уровень информационно--технологической культуры личности как части общей культуры выступает определяющим фактором дальнейшего культурно- технологического развития общества.
Для раскрытия организационных и содержательно методических сторон формирования информационно-технологической культуры на уроках технологии особый интерес представляют работы П.Р. Атутова, В.Д. Симоненко, М.В. Ретивых, Н.В. Матяш, Ю.Л. Хотунцева, В.П. Овечкина, В.Е. Медведева, Р.М. Чудинского, М.М. Левиной, И.Ф. Исаева, И.Л. Яцуковой.
В своей работе при определении подходов и путей формирования информационно-технологической культуры обучающихся опираюсь на мнение В.Д. Симоненко о том, что «информационно-технологическая культура – это высокий уровень развития личности и соответствующая ему способность вести эффективную и целесообразную преобразовательную деятельность с применением новейших технологий на благо человеку и техносферы в целом».
Необходимость формирования информационно-технологической культуры обучающихся обусловлена наличием ряда противоречий:
между возрастанием темпов экономического и культурно технологического развития и медленными темпами адаптации образования к происшедшим и происходящим в обществе переменам;
между потребностями современного человека в высоком уровне информационно-технологической культуры, являющейся условием успешной жизнедеятельности в разных сферах бытия, и наличием низкого уровня такой культуры у большинства людей;
между уровнем современной информационно-технологической подготовки обучающихся и задачами их технологического образования,
между возрастающими требованиями общества к выпускникам и неадекватностью методов, форм и средств формирования его информационно- технологической культуры, не обеспечивающих ее допустимый уровень.
На основе анализа психолого-педагогической литературы и практического опыта использования различных педагогических технологий можно сделать вывод о том, что наиболее результативными из них являются такие, как модульные, технология проблемного обучения, интерактивные, технологии проектного обучения, информационные технологии обучения и другие с учетом идей продуктивного обучения.
Продуктивное обучение получило широкое применение на Западе и пришлое в Россию в начале 90-х годов XX в. Основоположниками продуктивного обучения являются зарубежные ученые-педагоги И. Бем, Д. Дьюи, В. Лай, С, Френе, Й. Шнайдер и др. В нашей стране идеи продуктивного обучения встречаются у Л.Н. Толстого, в трудовых школах П.П. Блонского, С И Гессена, А.С. Макаренко, С Т Шацкого и др. В рамках этой системы работают Институты продуктивного обучения в Санкт-Петербурге, а также Германии, Испании, Венгрии и других стран.
Цель работы – внедрение в учебно-воспитательный процесс продуктивной технологии, позволяющей организовать учебный процесс с учетом ориентации на личность ученика, его интересы и способности и способствующей формированию информационно-технологической культуры.
Процесс обучения, ориентированный на формирование информационно- технологической культуры обучающихся, в рамках продуктивного обучения строится с учетом следующих принципов:
принцип проблемности;
принцип направленности на открытие новых знаний;
принцип индивидуализации и дифференциации обучения;
принцип оптимального развития различных видов мыслительной деятельности.
При анализе психологической и методической литературы по проблеме реализации продуктивного обучения был отобран ряд наиболее оптимальных форм обучения, способствующих эффективному формированию информационно-технологической культуры обучающегося.
Таблица 1. Методы формирования информационно- технологической культуры обучающихся в контексте продуктивного образования.
Рассказ, объяснение, беседа, дискуссия, лекция, работа с
источниками информации, проблемный метод и его разновидности, проектный метод, круглый стол
информационно- технологические
качества и ценности
Рассказ, объяснение, беседа, дискуссия, лекция, метод примера и рефлексия
информационно- технологические умения
Упражнения, приучение, инструктаж, наблюдение, иллюстрация и демонстрация, деловые игры, метод компьютерной поддержки, игровое проектирование индивидуального технологического
процесса, кружковая работа
информационно- технологические мышление и
мировоззрение
Олимпиады, конкурсы, соревнования, познавательные игры, дискуссии, эмоциональное воздействие
Построение процесса обучения на уроках технологии с использованием форм и методов продуктивного обучения действительно способствует повышению уровня информационно-технологической культуры обучающихся, о чем свидетельствуют результаты, полученные в ходе деятельности.
На начальном этапе были изучены концептуальные основы формирования информационно-технологической культуры личности и в соответствии с результатами диагностики социального заказа технологии продуктивного обучения используются в урочной и внеурочной деятельности. Была разработана и реализуется программа кружка «Декоративно – прикладное творчество» для обучающихся 4-5-х классов. На занятиях ученики овладевают информационными технологиями и технологиями работы с различными материалами.
В результате уровень информационно-технологической культуры обучающихся повышается, о чем свидетельствуют созданный ими творческий продукт, участие и победы в выставках и конкурсах прикладного творчества.
Полученные знания и умения способствуют:
профессиональному самоопределению школьников в условиях рынка труда;
формированию гуманистически и прагматически ориентированного мировоззрения, социально обоснованных ценностей ориентаций.
Формирование информационно-технологической культуры обучающихся через реализацию продуктивного обучения на уроках технологии нацелено на выполнение нового социального заказа школьному образованию, которое должно подготовить более 60% своих выпускников, способных к освоению сложных интеллектуальных, информационно насыщенных профессий, реализуемых в рамках продуктивной деятельности.
Работа над данной темой ориентирована на новую модель выпускника школы, на информационно-деятельностный подход к освоению базового учебного материала, что соответствует Концепции стандартов второго поколения и воплощению инициативы «Наша новая школа».
Безусловно, Новые стандарты – мощный стимул освоения современных технологий обучения. Продуктивные технологии – это сегодня и завтра российской системы образования.