Целью эстетического воспитания на уроках технологии является формирование всесторонне развитой личности, способной воспринимать, чувствовать и оценивать прекрасное в процессе трудовой деятельности.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Эстетическое воспитание на уроках технологии»
Эстетическое воспитание на уроках технологии
Комплексный подход воспитания, осуществляемый школой, создаёт условия для наиболее полного выявления интересов, склонностей, способностей школьников. Приобщение к социально-культурным, нравственным, эстетическим, экологическим и профессиональным ценностям необходимо для самореализации в трудовой сфере и других областях жизни. Большую роль в обучении, воспитании играет эстетическое воспитание.
Под эстетическим воспитанием понимают целенаправленное формирование в человеке его эстетического отношения к действительности.
Целью эстетического воспитания на уроках технологии является формирование всесторонне развитой личности, способной воспринимать, чувствовать и оценивать прекрасное в процессе трудовой деятельности.
Под основной идеей эстетического воспитания понимается - воспитание основ эстетической культуры и развитие художественных способностей; предоставление возможностей каждому ребенку выразить себя в художественной деятельности, трудовой , обогащение эстетическими знаниями, совершенствование умений и навыков.
На уроках ставятся задачи эстетического воспитания:
1. создание определенного запаса элементарных эстетических знаний и впечатлений, без которых не могут возникнуть склонность, тяга, интерес к эстетически значимым предметам и явлениям;
2. формирование на основе полученных знаний и развития способностей художественного и эстетического восприятия таких социально-психологических качеств человека, которые обеспечивают возможность эмоционально переживать и оценивать эстетически значимые предметы и явления, наслаждаться ими.
Названные задачи дают положительный результат лишь при условии их тесной взаимосвязи в процессе реализации. Для реализации задач эстетического воспитания детей школьного возраста необходимы определённые условия, в частности развивающая среда.
Она оказывает на ребёнка воздействие, которое по своей силе и значимости вряд ли может сравниться с другими. Если обстановка эстетична, красива, если ребёнок видит красивые взаимоотношения между людьми, слышит красивую речь, такой ребёнок с малых лет будет принимать эстетическое окружение как норму, а всё, что отличается от этой нормы будет вызывать у него не приятие. Детали эстетики быта: обстановка, красота людей между людьми, внешний вид человека.
В последние годы возросло внимание к проблемам теории и практики эстетического воспитания как важнейшему средству формирования отношения к действительности, средству нравственного и умственного воспитания, т.е. как средству формирования всесторонне развитой, духовно богатой личности. Научить видеть прекрасное вокруг себя, в окружающей действительности призвана система эстетического воспитания.
Изготовление своими руками красивых и нужных предметов вызывает повышенный интерес к работе и приносит удовлетворение результатами труда, возбуждает желание к последующей деятельности.
2. Эстетическое воспитание на уроках технологии основано на развитии интереса и творческих возможностей школьников. Урок технологии отличаются от других уроков. Он ближе к жизни, всё, что изучил теоретически можно сделать своими, но любое дело требует от учащихся знаний эстетических законов. Все учебные изделия выбираю с учетом ряда психологических особенностей обучаемых, поскольку только в этом случае возникает интерес и появляется мотивация к дальнейшей учебно-познавательной деятельности. Все объекты труда подбираю с таким расчетом, чтобы они были максимально познавательными с точки зрения политехнического обучения, имели эстетическую привлекательность, давали представление о традиционных художественных видах обработки материала. На протяжении многих лет учащиеся принимают участие в конкурсах, олимпиадах, выставках, и занимают призовые места. Я, как учитель технологии, также принимаю участие в НПК учителей.
Эстетическое воспитание в процессе овладения учащимися соответствующих технологий будет осуществляться более успешно при использовании возможностей современного компьютерного обеспечения Компьютер вошёл в жизнь урока. Ученицы готовят презентации, проекты. Учитель консультирует. Эстетическое воспитание влияет на развитие художественного вкуса, пространственного воображения, абстрактного мышления, глазомера. В процессе творческого труда позволяет решать задачи развития личности, формирования творческого отношения к труду и проблеме выбора профессии. Оценивая роль эстетического воспитания в развитии подростков, в целом, можно утверждать, что оно способствует формированию их творческого потенциала, оказывая разнообразное положительное влияние на развитие различных свойств, входящих в творческий комплекс личности. В работах отмечается эстетическое начало – нужность вещи, сочетание цвета, аккуратность, качественное исполнение изделия. Проектная деятельность на уроках технологии – главный фактор формирования эстетической культуры. В настоящее время проектная деятельность является самостоятельным видом деятельности, овладевать которым возможно не стихийно на бытовом уровне, а целенаправленно, в процессе организованного обучения. Нужно научить ученика чувствовать красоту на всех этапах проектной деятельности. В своей работе с учащимися я использую интернет ресурсы, книги, журналы.
3. Как педагога, меня особенно интересует проблема художественно-эстетического воспитания учащихся. Она направлена на развитие у детей способности чувствовать и понимать красоту в природе, искусстве, воспитании художественного вкуса. С этой точки зрения считаю плодотворной взаимосвязь образовательных областей «Технология» и «Искусство». Объекты труда, выполняемые на уроках технологии, я рассматриваю как средство художественно - эстетического воспитания школьников. В большинстве случаев эти изделия имеют практическое применение. Знание «законов красоты» позволяет создавать вещи, имеющие свой стиль и художественный образ. Изготовление своими руками полезных и красивых предметов быта и одежды делает уроки технологии в глазах учащихся интересными и полезными.
4. В режиме эффективной педагогической технологии эстетического направления разработаны уроки, в них учитываются задачи эстетического направления. Одно из главных условий полноценного эстетического развития детей, формирование их художественных способностей.
Эстетическое воспитание на уроках технологии осуществляется в разных формах в зависимости от принципа руководства их деятельностью, способа объединения школьников, вида деятельности.
Порой по внешнему виду видно, на каком уровне ученик дружит с законами эстетики. Не повредив душевный покой, постепенно, находим дорожку к прекрасному. Предлагаю темы для бесед. «Какой цвет мне к лицу?», «Завтрак, обед, ужин», « Мой дом – моя крепость», «Красота всегда в моде», «Праздник в вашем доме».
Немалую роль в эстетическом воспитании школьников играет и привлечение их к участию в конкурсах школьных, районных и областных, региональных. Именно на конкурсах видна вся гармония работ учащихся
5. Динамика результатов использования педагогической технологии на практике имеет позитивный рост. На протяжении ряда лет мои воспитанники участвуют в различных конкурсах, олимпиадах и имеют достижения:
Выводы: При проведении уроков технологии учитель имеет возможность систематически и последовательно формировать у учащихся эстетическое отношение к труду, что, прежде всего, проявляется в качественном выполнении заданий и трудовой культуре.
Данная работа имеет перспективы развития, а именно создание учебно-методических комплексов по различным видам рукоделия, содержащих теоретический материал, объекты проектной деятельности и методы диагностики.
Рекомендации: Работа по развитию эстетического вкуса школьников на уроках технологии должна быть систематической и целенаправленной. Предполагается, что данная работа будет продолжена в следующем учебном году.
Необходимо разработать диагностику по определению уровня развития эстетического вкуса на начало и конец учебного года, которая позволит определить дальнейшую, индивидуальную работу с учащимися.