Программа внеурочная деятельность «Веселая мастерская» для 7-8 классов составлена в соответствии с требованиями Федерального Государственного образованного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО).
Декоративно-прикладное творчество является традиционным в любой стране мира. Предметная среда окружает человека постоянно, она влияет на подсознание, позитивно и негативно формируя его чувства, эмоции, манеру поведения и общения. Декоративно - прикладное творчество вносит свою лепту в духовное развитие, человека через созидательную, эстетически значимую творческую деятельность. Считается, что наиболее высокий уровень деятельности достигается человеком именно в творчестве. Творческая деятельность поднимает личность со ступени потребителя духовных и материальных ценностей до ступени их создателя. Декоративно-прикладное искусство обогащает стремления детей преобразовывать мир, развивает нестандартность мышления, индивидуальность, умение всматриваться, наблюдать и видеть новизну в реальных предметах. При знакомстве с произведениями декоративно-прикладного искусства дети знакомятся с самобытным творчеством и прикладным искусством наших коренных национальностей, связи искусства с бытом и жизнью народов. У детей проявляется интерес, а это зарождающееся чувство любви к родному краю, его истории, природе, труду людей. В процессе создания изделий у детей закрепляются четкие и достаточно полные представления о предметах, знания эталонов формы и цвета. Все это способствует формированию таких мыслительных операций, как анализ, синтез, сравнение, обобщение.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Веселая мастерская внеурочная деятельность»
Пояснительная записка
Программа внеурочная деятельность «Веселая мастерская» для 7-8 классов составлена в соответствии с требованиями Федерального Государственного образованного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО).
Декоративно-прикладное творчество является традиционным в любой стране мира. Предметная среда окружает человека постоянно, она влияет на подсознание, позитивно и негативно формируя его чувства, эмоции, манеру поведения и общения. Декоративно - прикладное творчество вносит свою лепту в духовное развитие, человека через созидательную, эстетически значимую творческую деятельность. Считается, что наиболее высокий уровень деятельности достигается человеком именно в творчестве. Творческая деятельность поднимает личность со ступени потребителя духовных и материальных ценностей до ступени их создателя. Декоративно-прикладное искусство обогащает стремления детей преобразовывать мир, развивает нестандартность мышления, индивидуальность, умение всматриваться, наблюдать и видеть новизну в реальных предметах. При знакомстве с произведениями декоративно-прикладного искусства дети знакомятся с самобытным творчеством и прикладным искусством наших коренных национальностей, связи искусства с бытом и жизнью народов. У детей проявляется интерес, а это зарождающееся чувство любви к родному краю, его истории, природе, труду людей. В процессе создания изделий у детей закрепляются четкие и достаточно полные представления о предметах, знания эталонов формы и цвета. Все это способствует формированию таких мыслительных операций, как анализ, синтез, сравнение, обобщение.
На нравственное воспитание детей существенное влияние оказывает и коллективный характер выполнения работ: дети, создавая каждый свое изделие, вместе составляют общую композицию. В процессе занятий декоративно-прикладного искусства воспитываются и нравственно-волевые качества: потребность доводить начатое дело до конца, заниматься сосредоточенно и целенаправленно, преодолевать трудности. При создании коллективных работ, воспитывается умение объединяться для общего дела,
учитывать интересы друг друга, умение действовать согласованно. Формируется умение уступать, выполнять свою часть работы самостоятельно, а если понадобиться, помочь другому.
Тематика программы дает возможность каждому ребенку овладеть различными видами художественной деятельности, основанных на материалах народного декоративно-прикладного искусства - одного из главных условий полноценного эстетического воспитания ребенка и развития его художественно-творческих способностей. Содержание программы способствует расширению кругозора обучающихся, развитию мышления, интереса к предмету. Формирует творческие способности, стремление к самообразованию и самостоятельной поисковой деятельности.
Практическая работа организована по индивидуальным заданиям таким образом, что характер работ вызывает у детей познавательный интерес, способствует развитию их пространственному воображению, умению анализировать, сравнивать, применять знания на практике, подбирать необходимые материалы и инструменты. Задания подобраны с учетом индивидуальной подготовленности, опыта, возрастных особенностей и способностей обучающихся. По форме они занимательны и требуют для их решения определенных творческих умений.
Цель и задачи программы
Цель программы:
«Воспитание личности творца, способного осуществлять свои творческие замыслы в области разных видов декоративно – прикладного искусства. Формирование у учащихся устойчивых систематических потребностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самоопределению в процессе познания искусства, истории, культуры, традиций».
Задачи:
-развивать стремление к углублению знаний;
-формировать интерес к декоративно-прикладному творчеству;
-развивать художественный вкус и ориентировать на качество изделия;
-развивать творческие способности, воображение; кругозор в области рукоделия;
-развивать индивидуальные способности обучающихся;
-формировать чувство самоконтроля, взаимопомощи;
-помогать детям в их желании сделать свои работы общественно значимыми.
Место предмета в учебном плане школы
Освоение учебного курса может начинаться с любого класса. Ежегодно на изучения отводится 1 час в неделю, срок реализации программы: 2 года 7класс- 35 часов, 8 класс- 35 часов, всего 70 часов
Планируемые результаты
Изучение внеурочная деятельность «Веселая мастерская» в основной школе обеспечивает достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования МБОУ «СОШ № 31» поселка Краснобродского
Личностные, метапредметные и предметные
результаты освоения
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качествах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения внеурочная деятельность «Веселая мастерская»
1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
8) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
9) формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;
10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
11) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных учебных действий, проявляющихся в познавательной и практической деятельности учащихся:
1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
8) смысловое чтение;
9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
11) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее - ИКТ компетенции); развитие мотивации к овладению культурой активного пользования словарями и другими поисковыми системами;
12) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
Содержание внеурочной деятельности «Веселая мастерская»
Вышивка бисером:
1.Основные приемы вышивания бисером.
История вышивания бисером. Художественная вышивка бисером. Основные приёмы вышивания бисером в свободной технике. Вышивание стеклярусом. Способы пришивания стекляруса
Батик:
1.Художественная роспись ткани.
Оснащение и материалы применяемые в росписи ткани. Основные виды и приемы составления композиции. Основы цветоведения. Дополнительные эффекты и устранение ошибок.
Практическая работа: «Упражнения по смешиванию цветов, выполнение рисунка в заданном цвете, составление колоритной палитры, размещение элементов композиции, создание творческой открытой или закрытой композиции, подбор и обработка ткани для росписи».
2.Основные виды росписи по ткани. Свободная акварельная живопись. Узелковая техника. Холодный батик. Особенности технологии различных видов росписи. Этапы работы. Способы окрашивания ткани.
Практическая работа: «работа с различными инструментами и приспособлениями для батика. Выполнение образцов отдельных элементов.
3.Выполнение творческого проекта .
Выполнение работы на свободную тему в технике холодный батик. Презентационная защита проекта. Выставка готовых работ.
Декупаж:
1.Виды декупажа.
История декупажа. Виды техник в декупаже. Способы выполнения декупажа на стекле, дереве. Приёмы декупажа на ткани и коже. Способы старения поверхности (лак с эффектом старения, патинирование, лак, подкрашенный порпориной и т.п.). Использование стиля «коллаж» в декупаже.
2.Основные правила и приемы декорирования изделий.
Инструменты и материалы используемые для декора. Способы подготовки различных поверхностей для декорирования. Виды красок и лаков,
используемых в декупаже. Проектирование изделий для данной техники. Правила составления композиций. Технология декорирования изделий с использованием различных техник декупажа. Приемы завершения работ, используя специальные виды красок и контур с глиттерами.
3.Новейшие методики техники декупажа.
Знакомство с последними разработками, материалами и методами, призванными сделать процесс искусства декупажа и декора ещё более доступным и увлекательным. Специальные секреты и ноу-хау при декорировании изделий.
4.Выполнение проектных работ.
Изготовление изделий в техниках: «салфеточная техника», «шебби-шик», одношаговый кракелюр.
Выполнение декупажа по дереву, по коже, по стеклу, по ткани по пластику и др. Защита проектов.
Валяние из шерсти:
1.Развитие художественного валяния:
История войлоковаляния. Технология валяния: мокрое валяние, бесшовное валяние объемных изделий, нуно-фелтинг, войлочные шарики, сухое валяние.
2.Техника и приемы изготовления изделий.
Изготовление панно на свободную тему по предложенным эскизам или собственному замыслу. Оформление работ. Валяные подушки-игрушки. Эскизы подушек. Технология цельноваляного (бесшовного) изделия. Цветовая гармония. Сухое валяние. Эскизирование и изготовление мелких сувенирных игрушек. Создание изделий на выкройке.
3.Защита проектных работ. Организация выставки.
Анализ работ. Рефлексия.
Тематический план
№ п/п
Название темы
Всего часов
Количество часов
7 класс
8 класс
1
Вышивка бисером
10
10
2
Батик
13
13
3
Декупаж
22
22
4
Валяние из шерсти
25
25
Итого:
70
35
35
Календарно - тематический план
7 класс
Номер занятия
Название раздела, темы
Дата
Вышивка бисером
1
«Жемчуг», который не к слезам. «Золотой век» русского бисера. Материалы и инструменты для рукоделия. Подготовка к работе.
2
Низание крестиками.
Практическая работа: «Низание: цепочки в один крестик, полоски в пять крестиков, угла, соединительного ряда».
Вышивка. Материалы и инструменты (подбор ниток, игл и др.). Основные приёмы работы.
Практическая работа: «Изготовление панно вышитого бисером». Оформление готового изделия. Хранение и восстановление изделий
Валяние из шерсти
11
Войлок. Краткая история, виды изделий и техники. Необходимые материалы и инструменты.
12-13
Создание войлочной картины в технике по - мокрому.
Особенности мокрого валяния: правильная раскладка шерсти, последовательность действий при мокром валянии, усадка изделия, использование декоративных волокон.
Практическая работа: «Эскиз к панно, создание панно в технике валяния по-мокрому».
14-15
Теплые шарфы: особенности раскладки и валяния.
Особенности раскладки шарфов (прямой шарф, шарф с воланами); техника «нуно-войлок»; прорезание дырок; валяние бахромы; учет усадки шерсти.
Практическая работа: «Цветовой эскиз к шарфу; раскладка шерсти и шелка для валяния; выполнение шарфа в технике «по-мокрому» с использованеим техник нуно-войлока, дырок и бахромы».
16-17
Изготовление войлочных цветов - брошей и интерьерных цветов.
Виды войлочных цветов; особенности их выполнения, особенности сочетания сухого и мокрого валяния.
Практическая работа: «Раскладка шерсти для броши и декоративного цветка; валяние основы для цветка по-мокрому; сборка цветка по-сухому в т.ч. на проволоке.»
18-19
Создание бижутерии из войлочных бусин.
Эскиз бижутерии из войлочных бусин. Особенности работы с фурнитурой.
Валяние варежек; расчет выкройки и особенности создания.
Особенности валяния варежек и пинеток.
Практическая работа: «Валяние варежек или пинеток».
26-27
Сумка из шерсти с элементами нуно-войлока. Особенности крепления ручек.
Особенности валяния сумок; эскиз сумки.
Практическая работа: «Выполнение цельноваляной сумки с ручками».
28-29
Войлочные домашние тапочки; валяние на колодке.
Особенности валяния и виды тапок; валяние на колодке; варианты декорирования тапок; эскиз тапок.
Практическая работа: «Построение выкройки, выполнение тапок в технике по-мокрому; выполнение декора тапок в виде многослойных цельноваляных цветов».
30-31
Создание шляпы (берета) на выкройке, валяние на болванке.
Особенности валяния шляп, валяние на болванке.
Практическая работа: «Построение выкройки для шляпы; выполнение шляпы или берета с украшением».
32-33
Одежда из войлока: построение выкройки, особенности раскладки, валяние на манекене.
Особенности цельноваляной одежды (жилета, сарафана, юбки); эскиз изделия.
Практическая работа: «Построение выкройки, выполнение изделия; доработка изделия (вшивание застежки, выполнение декора)».
34-35
Презентационная защита творческих работ. Организация выставки. Анализ работ. Рефлексия.
8 класс
Номер занятия
Название раздела, темы
Дата
Батик
1
История художественной росписи ткани. Различные техники росписи ткани.
2-3
Материалы и инструменты для ручной росписи ткани. Приемы работы. Техника безопасности при работе. Основы цветоведения, контрастов, цветовых отношений. Краски для ткани. Палитра. Правила натягивания ткани на подрамник.
Практическая работа: «Упражнения с использованием инструментов. Составление колоритной палитры. Подготовка ткани для работы»
4
Формы композиции, правила построения композиции. Определение формата. Расположение рисунка на ткани.
Практическая работа: «Размещение элементов композиции. Создание открытой или закрытой композиции».
5-6
Техника «Свободная роспись». Особенности технологии росписи. Правила резервирования ткани различными загустками. Виды загусток. Техника акварельной живописи «По сырому».
Практическая работа: «Резервирование ткани различными видами загусток»
7-8
Техника «Узелковый батик» с механическим резервированием ткани. Виды и способы окрашивания ткани с помощью завязывания различных узелков. Окраска ткани способами: «завязывание», «скручивание», «складывание и подгибание», «зашивание». Запаривание в домашних условиях, техника безопасности при окрашивании ткани.
Практическая работа: «Подготовка рабочего места, окрашивание ткани различными способами в узелковой технике».
9-10
Техника «Холодный батик». Приемы химического резервирования ткани. Правила нанесения рисунка на ткань и работы с резервом. Правила работы со стеклянной трубочкой. Роспись цветными резервами. Проверка нанесения резерва. Приемы росписи рисунка. Спецэффекты как средство улучшения внешнего вида работы. Знакомство с дополнительными эффектами: роспись по сырому, присыпка сухим красителем, солевые эффекты, сухая кисть. Способы устранения ошибок.
11-12
Практическая работа: «Проведение замкнутых контуров. Заливка красками «Эффект лепестка», «Эффект дождевых капель». Нанесение прозрачного резерва в несколько приемов «скрытый контур».
Практическая работа: «Выполнение декоративной композиции на свободную тему». Защита проектной работы.
13
Подготовка и проведение выставки изделий. Индивидуальные консультации. Подведение итогов.
Декупаж
14-15
История декупажа. Виды техник в декупаже. Инструменты и материалы используемые для декора. Способы подготовки различных поверхностей для декорирования. Виды красок и лаков, используемых в декупаже. Проектирование изделий для данной техники. Правила составления композиций. Технология декорирования изделий с использованием различных техник декупажа. Приемы завершения работ.
16-17
Классический декупаж.
Инструменты и материалы для декора, подготовка различных поверхностей для работы. Виды красок и лаков, используемых в декупаже. Составление композиции, правила и способы завершения работы. Отделочные работы. Техники: «салфеточная техника», «шебби-шик», одношаговый кракелюр.
Практическая работа: «Подготовка различного
рода поверхностей для их последующего декора.
Работа с бумажными и рисовыми салфетками. Выполнение фона. Изготовление изделий в техниках: «салфеточная техника», «шебби-шик», одношаговый кракелюр».
18-19
Художественный декупаж.
Правильное построение композиции. Выбор цветовой палитры для декора. Свет и тень.
Способы дорисовки мотива, подрисовка фона. Затенение в цвете и способы «растушёвки» цвета-техника «сфумато» (применение кисти, тампонирование и др.).
Практическая работа: «Декорирование изделия по выбору с применением техники «сфумато».
20-21
Декупаж на стекле и обратный декупаж.
Технология работы на стекле: обратный декупаж с классической картой и с применением рисовой бумаги. Выбор объекта и темы для украшения. Применение техники обратного декупажа для украшения стеклянной прозрачной поверхности. Основные приемы подготовки стеклянных поверхностей для декора. Правила наложения грунтовки, красочного слоя для создания фона, создание кракелюр на стеклянной поверхности. Технология создания полупрозрачного декора из рисовой бумаги. Правила составления композиции и наклеивание. Дорисовка мотивов и фона в обратном декупаже – соблюдение последовательности. Приемы нанесения защитного слоя.
Практическая работа: «Художественная растушёвка фона при обратном декупаже».
22-23
Двухкомпонентные кракелюры в декупаже.
Технология «состаривания» работ с помощью двухкомпонентных составов, образующих мелкие «фарфоровые» трещинки на задекорированной поверхности. Лаки и составы различных производителей.
Практическая работа: «Выбор препаратов для конкретных работ. Работа с кракелюрными лаками. Выбор сюжета и осуществление декора. Подготовка поверхности для покрытия кракелюрными составами. Выбор и использование двухкомпонентного кракелюрного состава. Завершение работы».
24-25
Декупаж на тёмном фоне – монохромный и цветной. Использование для декупажа мотивов старинных литографий ("print room"). Значение понятия "print room" или, по итальянски. – «Decorazione grottesca». Разновидности этого вида декупажа. Использование для этого метода специальной бумаги с черно-белыми мотивами. Технология раскрашивания лессировочными красками или цветная декупажная карта-как изысканная классическая техника декора.
Практическая работа: «Выполнение декупажа с окрашиванием разными способами».
26-27
Техника золочения.
Применение различных методов золочения в декупажных работах.
Практическая работа: «Декорирование в технике золочения предметов по выбору: табличка, тарелки из искусственного олова, панно, рамка для фото».
28-29
3D-декупаж и применение различных структурных составов. Применение различных типов структурных паст, и создание трехмерного изображения. Способы создания такого изображения.
Практическая работа: «Декорирование изделия из стекла декупажем с трехмерным изображением при использовании структурных паст».
30-31
Использование трафаретов и художественной техники «пэчворк» в декоре
Приемы использования трафаретов для декора предметов.
«Лоскутная живопись» - как техника рустикальной живописи. Применение акриловых красок, для создания трехмерного эффекта изделий из лоскутков.
Метод затенения с применением декупажа и трафаретов (декупаж в стиле «patchwork»). Использование специальных элементов для данной техники.
Практическая работа: «Ручная роспись различных изделий сшитых из кусочков материи. Подбор красок сочетающихся цветов и создание трехмерного лоскутного эффекта».
32-33
Декупаж на ткани и свечах.
Приемы украшения с помощью декупажа необычных и более сложных для декора поверхностей, (свечи - жирные поверхности и ткань - гибкие поверхности). Использование специальных препаратов и инструментов. Способы защиты работ.
Практическая работа: «Декорирование свечей и хозяйственной сумки».