Просмотр содержимого документа
«Техники запоминания на уроках технологии»
Статья "Мнемотехнические приемы в работе учителя технологии".
Курьязова Санобар Ибрагимовна
учитель технологии СОШ 28 Ургенч
Память – это фундамент нашего сознания, позволяющий запоминать то, что видим, слышим или делаем. В результате всё, что сохранилось в прошлом, воспроизводится в будущем.
С мнемотехникой я познакомилась на тренинге "Genius X" в Ташкенте. Эта техника меня очень заинтересовала. Начала изучать эту технику в интернете и набрала хороших поучительных идей. Применила на уроках, на конференции города, на занятиях в опорной школе. Действительно мнемотехника - техника развития мышления. Главное - техника помогает легко усваивать изученный материал.
Искусство запоминания развивалось средневековыми монахами, которым нужно было помнить огромное количество богослужебных текстов. В эпоху Возрождения знания стали считаться силой, способность держать знания в голове ценилась очень и очень высоко. Но в чем же был секрет этих людей? Как они без запинки произносили многочасовые речи, помнили огромные формулы и тексты?
Они пользовались специальным приемом запоминания информации — мнемотехникой. За многие века она претерпела колоссальные изменения, но суть ее осталась прежней. Техника, которая позволяет быстро и эффективно запоминать огромные объемы информации существует уже более 2500 лет.
Но в то же время парадокс налицо: почему, когда есть эффективные технологии, ребенок тратит 3 недели для того, чтобы запомнить страны Европы, когда это делается за 30 минут? Почему на запоминание правил дорожного движения люди тратят несколько недель, вместо одного вечера? Зачем ребенку ходить днями напролет зубрить стихотворение, когда это можно сделать за несколько элементарных действий и получить хорошую оценку. Зачем зубрить таблицу умножения, когда ее можно понять и выучить за два вечера? Почему нужно учить определения и формулы, когда их легко можно запомнить приемами мнемотехники?
Техники эффективного обучения, в первую очередь мнемотехнику, просто необходимо интегрировать в нашу систему образования.
Мнемотехника — набор приемов, методов для более легкого запоминания информации. Простыми словами — это специальные приемы, позволяющие запоминать трудное и сложное.
Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи. Мнемоника, или мнемотехника, - система различных приёмов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций, организация учебного процесса в виде игры. Использование мнемотехники в настоящее время становиться актуальным. Основной «секрет» мнемотехники очень прост и хорошо известен. Когда человек в своём воображении соединяет несколько зрительных образов, мозг фиксирует эту взаимосвязь. И в дальнейшем при припоминании по одному из образов этой ассоциации мозг воспроизводит все ранее соединённые образы.
Данная технология имеет:
1.Теоретическую основу – базируется на представлении о сложной и активной природе процессов запоминания, опирающихся у человека на целый ряд совместно работающих аппаратов мозговой коры, она открывает широкие возможности для более эффективного заучивания детьми текста, даже, что особенно важно, детьми с проблемами в развитии
2.Формирует воображение, понимание того, что слышишь; способность сохранять в памяти поступившую информацию;
3. Развивает образное мышление, творческие способности детей, зрительную память.
Отличительные особенности технологии:
-имеет чёткое теоретическое и экспериментальное обоснование;
-приемы запоминания индивидуализированы;
-широко используются образные коды, обеспечивающие быстрое запоминание;
-введено понятие ”навык запоминания” и разработана точная система контроля навыка запоминания.
Мнемотехника помогает развивать:
- ассоциативное мышление
- зрительную и слуховую память
- зрительное и слуховое внимание
- воображение
Цель обучения:
- развитие связной речи;
- преобразование абстрактных символов в образы (перекодирование информации);
- развитие мелкой моторики рук;
- развитие основных психических процессов – памяти, внимания, образного мышления;
- помогает овладение приёмами работы с мнемотаблицами и сокращает время обучения.
Предварительная работа:- наработка словаря (технологические выражения);- раздаточный материал;- обсуждение с детьми проведенных наблюдений за окружающим миром;- выбор приемов, с помощью которых можно заинтересовать детей.
Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определенная информация. Как любая работа строится от простого к сложному.
Мнемотаблицы могут быть предметные, предметно - схематические и схематические. Если дети, справились с предметной моделью, то задание усложняется: даётся предметно – схематическая модель. Этот вид мнемотаблиц включает меньшее количество изображений. И только после этого дается схематическая мнемотаблица.
Работа на занятиях по мнемотаблицам состоит из трех этапов.
1 этап: Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.
2 этап: Осуществляется перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов слов в образы.
3 этап: После перекодирования осуществляется пересказ сказки или рассказ по заданной теме. В младших классах с помощью учителя, в старших – дети должны уметь самостоятельно.
Технология является основой развития мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей учащихся, основой самореализации личности, развития способности к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию учебной деятельности.
Технология неразрывно связан со всеми школьными предметами, влияет на качество их усвоения, а в дальнейшем на качество овладения профессиональными навыками. В настоящее время мы сталкиваемся с тем, что объём информации с каждым днём возрастает. В этом потоке очень сложно ориентироваться. Люди все чаще не могут быстро концентрировать своё внимание, запоминать нужное и отсеивать второстепенное. Некоторые дети испытывают много трудностей при запоминании учебного материала по технологии и у них всё чаще возникают проблемы. Но проблем можно избежать, если не полагаться только на зубрёжку как единственный способ запоминания.
Наша задача – научить учащихся свободно строить монологическую и диалогическую речь, приближать каждый урок к естественным условиям общения, использовать такие методы и приёмы, которые позволят сделать более наглядным и лёгким материал, трудным для усвоения.
Почему некоторые дети не могут запомнить содержание текста или стихотворения, правила, но легко и быстро запоминают сюжеты кинофильмов и мультфильмов? Даже после объяснения нового материала, некоторые учащиеся помнят содержание текста, а другие нет. Как сохранить внимание, память и сделать процесс запоминания простым и быстроусваиваемым?
Возникает вопрос, есть ли специальные методы и приёмы, с помощью которых можно развивать память и речь учащихся?
Технологию развития памяти я применяю в своей работе более двух лет. На своём опыте я убедилась, что очень актуальна и полезна система опорных сигналов – мнемотаблиц, мнемодорожек и др.
Что же такое мнемотехника?
Мнемотехника (от греческого– искусство запоминания) – это совокупность методов и приёмов, которые обеспечивают эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации и развивает речь.
Приёмы мнемотехники многие помнят с детства, например, приём, который позволил запомнить последовательность цветов в радуге: «Каждый Охотник Желает Знать Где Сидит Фазан», кто хотя бы раз слышал эту фразу, тот никогда уже не забудет её.
Цель обучения с использованием приёмов мнемотехники – развитие образной, логической памяти учащихся через систему работы с использованием различных приёмов мнемотехники.
Мнемотехника помогает развивать: ассоциативное мышление, зрительную и слуховую память, внимание, воображение. Использование опорных рисунков для обучения заучиванию стихотворений, увлекает детей, превращает занятие в игру. Зрительный же образ, сохранившийся у учащихся после прослушивания, сопровождающегося просмотром рисунков, позволяет значительно быстро запомнить текст. Учащимся необходимо давать цветные мнемотаблицы, так как у них остаются в памяти отдельные образы: цыплёнок — жёлтого цвета, мышка — серая, ёлочка — зелёная.
В своей работе я широко применяю мнемотаблицы. Это схема, в которой содержится определённая информация в виде картинок, рисунков.
Как составить мнемотаблицу? На каждое слово или словосочетание подбирается картинка и весь текст «записывается» схематично. «Записать» можно текст, пословицу, загадку, используя картинку. Глядя на рисунки, учащиеся младших и старших классов воспроизводят содержание.
Схема — это зрительный план, который помогает ребёнку воссоздать услышанное.
Мнемотаблица строится по методу «от простого к сложному». Начинать построение таблицы следует с простейших мнемоквадратов, постепенно усложняя их мнемотаблицами, мнемодорожками.
Опираясь на методы педагогов и материалы Интернет-сайтов, разработала мнемотаблицы для заучивания и мнемодорожки для пересказа содержания текстов.Такие схемы (квадраты) на уроках выполняют и роль наглядного материала, который представляет собой полный текстовый материал в виде графического изображения.
Методика мнемотехники — несложный приём для развития речи. Иногда учеников пугает большой объём содержания текста, им кажется, что они никогда не смогут его пересказать. Но постепенно они понимают, что по картинкам пересказывать легко, особенно если большой текст даётся по блокам. Заучивать-то ничего не надо, нужно только «читать» картинки.
Овладение приёмами работы с мнемотаблицами значительно сокращает время обучения и одновременно решает следующие задачи:
- развиваются творческие способности, фантазия учащихся. Эффективность её состоит и в том, что на уроке осуществляется большой охват учащихся как сильных, так и слабоуспевающих, у последних особенно проявляется интерес к к технологии, развивается речь, память, обогащаются знания. Такие виды работ совершенствуют систему опроса, дают возможность охватить им всех учащихся, повышают качество знаний, постоянно расширяя и углубляя их.
Таким образом, на одном уроке учащиеся строят монологическое высказывание с опорой на мнемодорожку. При этом активизируется учебная деятельность и обогащается словарь школьников.
Постепенно слабые учащиеся приобретают навыки умения «читать»таблицы и схемы.
Схема как форма наглядности в обучении является не столько иллюстрацией, которая даётся параллельно с устным изложением теоретического материала, сколько ключом к решению практических задач. Схема привлекает простотой составления и простотой применения. Она уместна на разных этапах урока: при объяснении нового материала, при знакомстве с орфографическими правилами, при закреплении и повторении учебного материала. Также хочу представить вашему вниманию ещё один замечательный вид работы, развивающий зрительную память, логическое мышление, самостоятельность, поисковую, творческую деятельность учащихся – составление интеллектуальной карты.
Сегодня важно научить школьников мнемотехническим приёмам, чтобы процесс учёбы, в том числе урок технологии был увлекательным и результативным. И здесь особенно важным становится взаимодействие основного и дополнительного образования.
В своей работе учителя технологии используют словесные методы (объяснение, разъяснение, рассказ, беседа); наглядные (иллюстрация, демонстрационные). Широко используется предметно-практическая деятельность на занятия. Практика показала, что большинство детей в изготавливая изделие, пользуясь мнемотаблицами выполняют их быстрее и качественнее. Постепенно образное мышление учащихся укрепилось, стала более “цепкой”, их умения развиваются, они запоминают последовательность изготовления изделия намного лучше, больше по объёму, легче и эмоциональнее.
Положительные эффекты от занятий мнемотехникой следующие: - мощное развитие визуального мышления; - выработка устойчивого внимания (способность к длительной концентрации);- формирование способности к эффективному самостоятельному обучению.
Таким образом, с помощью мнемотаблиц, схем – моделей удалось достичь следующих результатов: у детей увеличился круг знаний об окружающем мире; появилось желание к самостоятельной деятельности; появился интерес к выполнению задания из разнообразных материалов; словарный запас вышел на более высокий уровень; дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед классом.
На начальном этапе обучения полезно использовать сенсорно-графические схемы В.К.Воробьевой, отражающие сенсорные каналы получения информации о признаках предметов (зрительный, обонятельный, тактильный, вкусовой) и сами признаки. Например, при рассматривании яблока детям предлагались следующие вопросы: - Что нам поможет увидеть яблоко - его форму, цвет, величину? Правильно, глаза (на табло помещается карточка с изображением глаза). Мы посмотрели на яблоко и увидели, что оно - красное (на табло помещается карточка, обозначающая красный цвет), круглое (карточка с изображением круга). Таким же образом на схеме размещаются соответствующие символы величины, вкуса и т. д. Наглядная схема – технологическая карта любого изделия или процесса.
Ребенок знает, с чего он должен начать, чем продолжить и уточнить свой рассказ, а также как его завершить. Это достигается использованием определенных символов, обозначающих различные признаки предметов.
Например: • цвет - дети рисуют цветовые пятна; • форма - дети называют какую форму имеет сам предмет или его части; • величина - дети рисуют два предмета контрастной величины; • человек - для чего объект нужен человеку, и каким образом человек о нем заботится; • контур из деталей предмета - обозначаются детали предмета; • рука - какие действия совершают с этим предметом; • знак вопроса - название предмета или объекта; • восклицательный знак - эмоции и чувства, которые вызывает этот предмет.
Заключение. Используя в своей работе наглядное моделирование, мы учим детей:добывать информацию, проводить исследование, делать сравнения, составлять четкий внутренний план умственных действий, речевого высказывания;формулировать и высказывать суждения, делать умозаключения;применение наглядного моделирования оказало положительное влияние на развитие неречевых процессов: внимания, памяти, мышления.
Можно сделать вывод, что, анализируя новый материал и графически его обозначая, ребенок (под руководством взрослых) учится самостоятельности, усидчивости, зрительно воспринимает план своих действий. У него повышается чувство заинтересованности и ответственности, появляется удовлетворенность результатами своего труда, совершенствуются такие психические процессы, как память, внимание, мышление, что положительно сказывается на результативности коррекционной работы. Использование наглядного моделирования в системе коррекционной работы дает положительный результат, что подтверждается данными диагностики общего развития развития детей. Из всего выше сказанного можно сделать вывод: метод наглядного моделирования можно и нужно использовать в системе как коррекционной работы с детьми младшего школьного возраста, так и в работе с детьми в коррекционных школах.
Список литературы: 1. Френсис Йетс "Искусство памяти". 1997 2. Матюгин И. Ю. "Методы развития памяти, образного мышления, воображения".1996. 3. Козаренко В. "Мнемотехника. Запоминание на основе визуального мышления". 2000. 4. Материалы Интернет-сайтов: Технология развития памяти и ее применение в педагогической практике. Мнемотехника как средство развития памяти учащихся.