Рабочая программа предназначена для обучающихся 9 классов и составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта с учётом концепции духовно-нравственного воспитания и планируемых результатов освоения основной образовательной программы среднего общегообразования.
Нормативные документы, на основании которых составлена рабочая программа
Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Приказ Минобрнауки России 06.10.2009 №373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» с изменениями и дополнениями.
Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 №1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» с изменениями и дополнениями.
Приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 №413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования» с изменениями и дополнениями.
Постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 30.06.2005 №373 «Об утверждении базисного учебного плана для образовательных учреждений Республики Саха (Якутия), реализующих программы общего образования».
Постановление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 №189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10». «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (с изменениями на 29.06.2011);
Федеральный перечень учебников, рекомендованных и допущенных Министерством просвещения РФ по приказу Минпросвещения РФ от 28.12.2018 №345
Примерной (типовая) образовательной программе по черчению, составленной на основе программы общеобразовательных учреждений: Черчение. 9 кл./Под руководством А.Д. Ботвинникова. - М.: Астрель, 2011г.
Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития, учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения черчения, которые определены стандартом.
Программа содержит перечень объёма обязательных теоретических знаний по предмету, тематическое планирование, список методических материалов для учителя и учебных материалов для учащихся, а также перечень графических и практических работ.
Целью данного курса является обучение учащихся графической грамоте и элементам графической культуры. Овладев базовым курсом в 8 - 9 класса, школьники должны научиться выполнять и читать комплексные чертежи (и эскизы) несложных деталей и сборочных единиц, их наглядные изображения; понимать и читать простейшие архитектурно-строительные чертежи, кинематические и электрические схемы простых изделий. Важнейшие задачи курса – развитие образного мышления учащихся и ознакомление их с процессом проектирования, осуществляемого средствами графики.
Задачи:
Дать учащимся знания основ метода прямоугольных проекций и построения аксонометрических изображений.
Ознакомить с важнейшими правилами выполнения чертежей, условными изображениями и обозначениями, установленными государственными стандартами.
Способствовать развитию пространственных представлений, имеющих большое значение в производственной деятельности, научить анализировать форму и конструкцию предметов и их графические изображения, понимать условности чертежа, читать и выполнять чертежи, а также простейшие электрические и кинематические схемы.
Развивать элементарные навыки культуры труда: уметь правильно организовать рабочее место, применять рациональные приемы работы чертежными и измерительными инструментами, соблюдать аккуратность и точность в работе.
Научить работать самостоятельно с учебными и справочными пособиями по черчению в процессе чтения и выполнения чертежей и эскизов.
Общая характеристика учебного предмета
Приоритетной целью школьного курса черчения является общая система развития мышления, пространственных представлений и графической грамотности учащихся. Школьный курс черчения помогает школьникам овладеть одним из средств познания окружающего мира; имеет большое значение для общего и политехнического образования учащихся; приобщает школьников к элементам инженерно-технических знаний в области техники и технологии современного производства; содействует развитию технического мышления, познавательных способностей учащихся. Кроме того, занятия черчением оказывают большое влияние на воспитание у школьников самостоятельности и наблюдательности, аккуратности и точности в работе, являющихся важнейшими элементами общей культуры труда; благоприятно воздействуют на формирование эстетического вкуса учащихся, что способствует разрешению задач их эстетического воспитания.
Черчение как учебный предмет во многом специфичен и значительно отличается от других школьных дисциплин. По этой причине совокупность методов обучения черчению отличается от методов обучения других предметов. Однако отдельные методы обучения, применяемые в черчении, не являются особыми методами. Они представляют собой видоизменение общих методов обучения.
В изучении курса черчения используются следующие методы:
Рассказ, объяснение, беседа, лекции, наблюдение, моделирование и конструирование, выполнение графических работ, работа с учебником и справочным материалом.
Принципы отбораосновного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.
Основной формойорганизации образовательного процесса при обучении черчению в 9 классе является урок. Кроме того, программа предполагает использование таких форм урок-практикум, урок-проект. Для реализации рабочей программы используются следующие технологии: технология проблемного обучения, проектная технология, технология развивающего обучения, технологии личностно-ориентированного обучения.
Логические связи с другими предметами.Предмет ―Черчение использует элементы знаний из других предметов для понимания и демонстрации собственных положений и теорий. Элементы содержания других учебных предметов, характеризующие какую-либо действительность с других позиций, могут стать основой для параллельного рассмотрения действительности, для создания интегрированных курсов.
Место предмета в базисном учебном плане
Курс черчения в школе направлен на формирование графической культуры учащихся, развитие мышления, а также творческого потенциала личности. Понятие «графическая культура» широко и многогранно.
Оптимальное изучение программы предполагает в 9 классе - 35 часов в год, 1 час в неделю.
Личностные и метапредметные результаты освоения курса
Содержание курсов ориентировано на системно-деятельностную организацию процесса формирования знаний, универсальных и специальных умений учащихся с опорой на использование современных технологий обучения. В соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования содержание и методический аппарат учебника должны быть направлены на получение личностных, метапредметных и предметных образовательных результатов.
Серьёзное внимание уделено достижению личностных результатов, т. е. системе ценностных отношений обучающихся: к себе, к другим участникам образовательного процесса или к самому образовательному процессу. Таким образом, усиливаются общекультурная направленность общего образования, универсализация и интеграция знаний.
Личностные результаты
формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики; проявление познавательной активности в области предметной технологической деятельности; проявление технико-технологического при организации своей деятельности;
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности, обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
овладение элементами организации умственного;
развитие трудолюбия и ответственности за результаты своей деятельности;
выражение желания учиться для удовлетворения перспективных потребностей;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками;
формирование индивидуально-личностных позиций учащихся.
Метапредметные результаты
самостоятельное определение цели своего обучения, постановка и формулировка для себя новых задач в учёбе и познавательной деятельности;
алгоритмизированное планирование процесса познавательной деятельности;
комбинирование известных алгоритмов технического и технологического творчества в ситуациях, не предполагающих стандартного применения одного из них;
поиск новых решений возникшей технической или организационной проблемы;
виртуальное и натурное моделирование технических объектов, продуктов и технологических процессов;
осознанное использование речевых средств в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей;
планирование и регуляция своей деятельности;
отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;
формирование и развитие компетентности в области использования информационно - коммуникационных технологий (ИКТ);
организация учебного сотрудничества и совместной деятельности с учителем и сверстниками; согласование и координация совместной познавательно-трудовой деятельности с другими её участниками;
оценивание правильности выполнения учебной задачи, собственных возможностей её решения; диагностика результатов познавательно-трудовой деятельности;
соблюдение норм и правил безопасности познавательно - трудовой деятельности и созидательного труда;
соблюдение норм и правил культуры труда в соответствии с технологической культурой;
Предметные результаты
использование для познания окружающего мира различных естественнонаучных методов: наблюдение, измерение, моделирование, конструирование; овладение адекватными способами решения теоретических и экспериментальных задач;
приемы работы с чертежными инструментами, правила выполнения чертежей;
основы прямоугольного проецирования на одну, две и три взаимно перпендикулярные плоскости проекций;
принципы построения наглядных изображений. анализировать графический состав изображений;
проводить самоконтроль правильности и качества выполнения простейших графических работ;
приводить примеры использования графики в жизни, быту и профессиональной деятельности человека.
Система оценки достижений обучающихсяосуществляется через решение тестов, самостоятельные работы, моделирование, поиск информации в различных источниках, работу с таблицами, выполнение исследовательских, проблемных заданий, практических и графических работ.
Содержание курса внеурочной деятельности
Обобщение сведений о способах проецирования (1 ч.)
Повторение материала по темам: «Прямоугольное проецирование» и «Аксонометрические проекции».
Сечения и разрезы (12 ч.)
Сечения. Правила выполнения наложенных и вынесенных сечений. Обозначение сечений. Графическое изображение материалов на сечениях. Выполнение сечений предметов.
Разрезы. Различия между разрезами и сечениями. Простые разрезы (горизонтальные, фронтальные и профильные). Соединения части вида с частью разреза. Обозначение разрезов. Местные разрезы. Особые случаи разрезов. Сложные разрезы (ступенчатый и ломаный). Применение разрезов в аксонометрических проекциях.
Пересечение поверхностей геометрических тел с плоскостью (10 ч.)
Взаиморасположение плоскости и поверхности. Сечение простых геометрических тел плоскостью их развёртки и аксонометрические проекции. Правила нахождения точек пересечения геометрического тела с плоскостью. Метод вспомогательных секущих поверхностей.
Сборочные чертежи (7 ч.)
Чертежи типовых соединений деталей. Общие понятия о соединении деталей. Разъемные соединения деталей: болтовые, шпилечные, винтовые, шпоночные и штифтовые. Ознакомление с условностями изображения и обозначения на чертежах неразъемных соединений (сварных, паяных, клеевых). Изображение резьбы на стержне и в отверстии. Обозначение метрической резьбы. Упрощенное изображение резьбовых соединений. Работа со стандартами и справочными материалами. Чтение чертежей, содержащих изображение изученных соединений деталей. Выполнение чертежей резьбовых соединений.
Сборочные чертежи изделий. Обобщение и систематизация знаний о сборочных чертежах (спецификация, номера позиций и др.), приобретенных учащимися в процессе трудового обучения. Изображения на сборочных чертежах.
Некоторые условности и упрощения на сборочных чертежах. Штриховка сечений смежных деталей. Размеры на сборочных чертежах. Чтение сборочных чертежей. Деталирование. Выполнение простейших сборочных чертежей, в том числе с элементами конструирования.
Чтение строительных чертежей (3 ч.)
Понятие об архитектурно-строительных чертежах, их назначении. Отличия строительных чертежей от машиностроительных. Фасады. Планы. Разрезы. Масштабы. Размеры на строительных чертежах. Условные изображения дверных и оконных проемов, санитарно-технического оборудования. Чтение несложных строительных чертежей. Работа со справочником.
Контрольная работа (1 ч.)
Обобщение знаний по курсу (1 ч.)
Обязательный минимум графических и практических работ
(Чертежи выполняются на отдельных листах формата А4, упражненияв тетрадях.)
Эскиз детали с выполнением необходимого разреза.
Чертеж детали с применением разреза (по одному или двум видам детали).
Устное чтение чертежей.
Чертёж геометрического тела пересечённого плоскостью.
Чертёж развёртки геометрического тела пересечённого плоскостью.
Построение аксонометрической проекции геометрического тела пересечённого плоскостью.
Эскиз с натуры (с применение необходимых разрезов, сечений и других условностей и упрощений).
Чертеж резьбового соединения.
Чтение сборочных чертежей (с выполнением технических рисунков 1—2 деталей).
Деталирование (выполняются чертежи 1—2 деталей).
Решение творческих задач с элементами конструирования.
Чтение строительных чертежей (с использованием справочных материалов).
Выполнение чертежа детали по сборочному чертежу (контрольная работа).
Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса
В учебно-методический комплект для образовательной области «Черчение» входят учебники, рабочие тетради для учащихся, методические рекомендации по организации учебной деятельности для учителя, методические рекомендации по оборудованию кабинета, таблицы, плакаты, макеты деталей, электронные наглядные пособия, специально разработанное оборудование для лабораторно-практических работ, технические средства обучения.
Перечень инструментов, принадлежностей и материалов для черчения:
Готовальня школьная или циркуль.
Угольники с углами 300, 600, 900; 450, 450, 900.
Транспортир.
Линейка.
Рейсшина;
Карандаши простые марки Т, ТМ, М.
Ластик
Тетрадь в клетку.
Формат А4.
Миллиметровая бумага;
Учебная литература:
Ботвинников А.Д., Виноградов В.Н., Вышнепольский И.С. Черчение: Учебник для 7-8 кл. – М.: АСТ: Астрель, 2011. – 224с.
Черчение. Рабочая тетрадь. Дополнительные упражнения к учебнику А.Д. Ботвинникова, В.Н. Виноградова, И.С. Вышнепольского И.С. /Вышнепольский - М.: Изд. Оникс 21 век, 2015 - 64 с.
Занимательное черчение на уроках и внеклассных занятиях/авт.-сост. С.В. Титов.-Волгоград: Учитель, 2014.-210с.
Подшибякин В. В. Черчение. Практикум. – Саратов: Лицей, 2013.-144с
Календарно - тематическое планирование
№
Тема урока
Кол-во часов
Дата проведения
Календ.
Факт.
Раздел 1
Сечения и разрезы
13
1
Обобщение сведений о способах проецирования.
1
05.09
2
Понятие о сечении. Наложенные сечения.
1
12.09
3
Вынесенные сечения.
1
19.09
4
Графическая работа №1 «Сечения».
1
26.09
5
Разрезы.
1
03.10
6
Простые разрезы. Фронтальный разрез.
1
10.10
7
Профильный разрез.
1
17.10
8
Горизонтальный разрез.
1
24.10
9
Графическая работа №2 «Простые разрезы».
1
31.10
10
Соединение части вида и части разреза.
1
14.11
11
Разрезы в аксонометрических проекциях.
1
21.11
12 - 13
Графическая работа №3 «Чертёж детали с применением разреза»
2
28.11 - 05.12
Раздел 2
Пересечение поверхностей геометрических тел с плоскостью
10
14 - 21
Пересечение плоскогранных тел с наклонной плоскостью.
8
12.12 - 13.02
22 - 23
Пересечение тел с вращения наклонной плоскостью.
2
20.02 - 27.02
Раздел 3
Сборочные чертежи
7
24
Общие сведения о соединениях деталей.
1
05.03
25
Графическая работа №4 «Эскиз резьбового соединения»
1
12.03
26
Общие сведения о штифтовых и шпоночных соединениях.
1
19.03
27
Графическая работа №5 «Эскиз шпоночного соединения».
1
02.04
28
Чтение сборочных чертежей.
1
09.04
29
Понятие о деталировании.
1
16.04
30
Графическая работа №6 «Деталирование»
1
30.04
Раздел 4
Чтение строительных чертежей
3
31
Основные особенности строительных чертежей.
1
07.05
32
Правила чтения строительных чертежей.
1
14.05
33
Практическая работа «Чтение строительного чертежа»