Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа для 8 класса под ред. Казакевича В.М.»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа №6 им. И.Н. Ульянова» г. Ульяновска (корпус 2 «Губернаторский лицей №101»)
Рассмотрено
Руководитель ТЛ
___________ Артыков Т.Б.
подпись
протокол № ____ от
«__»_____2020 года
Согласовано
Заместитель директора школы по УВР
___________ Ермолаева Н.В.
подпись
«____»_____2020 года
Рассмотрено и принято
на заседании педагогического совета
протокол № ____ от
«__»_______2020 года
Утверждаю
Директор
__________ Малюгина Е.В.
подпись
приказ № _____ от «___»____2020 года
Рабочая программа
Наименование курса: Технология
Класс: 8 А,Б
Уровень общего образования: основное общее
Учитель технологии высшей квалификационной категории: Рудаков Александр Александрович
Количество часов по учебному плану: всего 34 часа в год, в неделю 1 час
Планирование составлено на основе:
Основная образовательная программа основного общего образования 5-9 классы (ФГОС) МБОУ «Губернаторский лицей №101».
Примерная рабочая программа. Технология. Методическое пособие. 5-9 классы: учебное пособие для общеобразовательных организаций / Казакевич В. М., Пичугина Г. В., Семенова Г. Ю. и др.- М. Просвещение, 2017. – 81 с.
Учебник: Казакевич В.М., Пичугина Г.В., Семёнова Г.Ю. и др. /Под ред. Казакевича B.M. -Технология. Учебное пособие. 8 класс. АО «Издательство «Просвещение», 2019 г.
Рабочую программу составил Рудаков Александр Александрович, учитель технологии высшей квалификационной категории
Ульяновск, 2020
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА
Предметные результаты:
формирование технологической культуры и культуры труда;
формирование проектного, инженерного, технологического мышления обучающегося, соответствующего актуальному технологическому укладу;
адаптивность к изменению технологического уклада;
осознание обучающимся роли техники и технологий и их влияния на развитие системы «природа — общество — человек»;
овладение методами исследовательской и проектной деятельности, решения творческих задач, моделирования, конструирования и эстетического оформления изделий, обеспечения сохранности продуктов труда;
овладение средствами графического отображения и формами визуального представления объектов или процессов, правилами выполнения графической документации (рисунок, эскиз, чертеж);
применение предметных знаний и формирование запроса у обучающегося к их получению для решения прикладных задач в своей текущей деятельности/реализации замыслов;
формирование культуры по работе с информацией, необходимой для решения учебных задач, и приобретение необходимых компетенций (например, поиск различными способами, верификация, анализ, синтез);
формирование представлений о развитии мира профессий, связанных с изучаемыми технологиями, для осознанного выбора собственной траектории развития.
Метапредметные результаты:
умения планирования процесса созидательной и познавательной деятельности;
умения выбирать оптимальные способы решения учебной или трудовой задачи на основе данных алгоритмов;
творческий подход к решению учебных и практических задач в процессе моделирования изделия или технологического процесса;
самостоятельности в учебной познавательно - трудовой деятельности;
способность моделировать планируемые процессы и объекты;
аргументирований обоснований решений и формулирование выводов; отображение в адекватной задачам форме результатов своей деятельности;
умение выбирать и использовать источники информации для подкрепления познавательной и созидательной деятельности;
умение организовывать эффективную коммуникацию в совместной деятельности с другими ее участниками;
соотнесение своего вклада с деятельностью других участников при решении общих задач коллектива;
оценка своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей по принятым в обществе и коллективе требованиям и принципам;
умение обосновывать пути и средства устранения ошибок или разрешения противоречий в выполняемой деятельности;
понимание необходимости соблюдения норм и правил культуры труда, правил безопасности деятельности в соответствии с местом и условиями деятельности.
Личностные результаты:
проявление познавательных интересов и творческой активности в данной области предметной технологической деятельности;
выражение желания учиться и трудиться на производстве для удовлетворения текущих и перспективных потребностей;
развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности;
овладение установками, нормами и правилами научной организации умственного и физического труда;
самооценка своих умственных и физических способностей для труда в различных сферах с позиций будущей социализации;
планирование образовательной и профессиональной карьеры;
осознание необходимости общественно полезного труда как условия безопасной и эффективной социализации;
бережное отношение к природным и хозяйственным ресурсам;
проявление технико-технологического и экономического мышления при организации своей деятельности.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА
Структура содержания программы выполнена по концентрической схеме. Содержание деятельности учащихся в каждом классе включает в себя 11 общих для всех классов модулей:
Модуль 1. Методы и средства творческой и проектной деятельности.
Модуль 2. Производство.
Модуль 3. Технология.
Модуль 4. Техника.
Модуль 5. Технологии получения, обработки, преобразования и использования
конструкционных материалов.
Модуль 6. Технологии обработки пищевых продуктов.
Модуль 7. Технологии получения, преобразования и использования энергии.
Модуль 8. Технологии получения, обработки и использования информации.
Модуль 9. Технологии растениеводства.
Модуль 10. Технологии животноводства.
Модуль 11. Социальные технологии.
Содержание модулей предусматривает изучение и усвоение информации по следующим сквозным тематическим линиям:
получение, обработка, хранение и использование технической и технологической информации;
элементы черчения, графики и дизайна;
элементы прикладной экономики, предпринимательства;
влияние технологических процессов на окружающую среду и здоровье человека;
технологическая культура производства;
культура и эстетика труда;
история, перспективы и социальные последствия развития техники и технологии;
виды профессионального труда и профессии.
Теоретические сведения.
Модуль 1. Методы и средства творческой и проектной деятельности.
Дизайн в процессе проектирования продукта труда. Методы дизайнерской деятельности. Метод мозгового штурма при создании инноваций.
Модуль 2. Производство.
Продукт труда. Стандарты производства продуктов труда. Эталоны контроля качества продуктов труда. Измерительные приборы и контроль стандартизированных характеристик продуктов труда.
Модуль 3. Технология.
Классификация технологий. Технологии материального производства. Технологии сельскохозяйственного производства и земледелия. Классификация информационных технологий.
Модуль 4. Техника.
Органы управления технологическими машинами. Системы управления. Автоматическое управление устройствами и машинами. Основные элементы автоматики. Автоматизация производства.
Модуль 5. Технологии получения, обработки, преобразования и использования конструкционных материалов.
Плавление материалов и отливка изделий. Пайка металлов. Сварка материалов. Закалка материалов. Электроискровая обработка материалов. Электрохимическая обработка металлов. Ультразвуковая обработка материалов. Лучевые методы обработки материалов. Особенности технологий обработки жидкостей и газов.
Модуль 6. Технологии обработки пищевых продуктов.
Мясо птицы. Мясо животных.
Модуль 7. Технологии получения, преобразования и использования энергии.
Выделение энергии при химических реакциях. Химическая обработка материалов и получение новых веществ.
Модуль 8. Технологии получения, обработки и использования информации.
Материальные формы представления информации для хранения. Средства записи информации. Современные технологии записи и хранения информации.
Модуль 9. Технологии растениеводства.
Микроорганизмы, их строение и значение для человека. Бактерии и вирусы в биотехнологиях. Культивирование одноклеточных зеленых водорослей. Использование одноклеточных грибов в биотехнологиях.
Модуль 10. Технологии животноводства.
Получение продукции животноводства. Разведение животных, их породы и продуктивность.
Модуль 11. Социальные технологии.
Основные категории рыночной экономики. Что такое рынок. Маркетинг как технология управления рынком. Методы стимулирования сбыта. Методы исследования рынка.
Практические работы.
Модуль 1. Методы и средства творческой и проектной деятельности.
Деловая игра: «Мозговой штурм». Разработка изделия на основе морфологического анализа. Разработка изделия на основе метода морфологической матрицы.
Модуль 2. Производство.
Сбор дополнительной информации по характеристикам выбранных продуктов труда в Интернете и справочной литературе. Проведение наблюдений. Ознакомление с измерительными приборами и проведение измерений различных физических величин. Экскурсии.
Модуль 3. Технология.
Сбор дополнительной информации в Интернете и справочной литературе об конкретных видах отраслевых технологий. Составление технологических карт изготовления возможных проектных изделий или организации услуг.
Модуль 4. Техника.
Изучение конструкции и принципов работы устройств и систем управления техников, автоматических устройств бытовой техники. Сборка простых автоматических устройств из деталей конструктора.
Модуль 5. Технологии получения, обработки, преобразования и использования конструкционных материалов.
Практические работы по изготовлению проектных изделии посредством технологий плавления и литья (новогодние свечи из парафина или воска). Закалка и испытание твёрдости металла. Пайка оловом. Сварка пластмасс. Организация экскурсий и интегрированных уроков с учреждениями СПО соответствующего профиля.
Модуль 6. Технологии обработки пищевых продуктов.
Определение доброкачественности мяса птицы и других пищевых продуктов органолептическим и методом химического анализа.
Модуль 7. Технологии получения, преобразования и использования энергии.
Сбор дополнительной информации в Интернете и справочной литературе об областях получения и применения химической энергии.
Модуль 8. Технологии получения, обработки и использования информации.
Составление формы протокола и проведение наблюдений реальных процессов. Проведение хронометража и фотографии учебной деятельности.
Модуль 9. Технологии растениеводства.
Определение микроорганизмов по внешнему виду. Создание условий для искусственного выращивания одноклеточных зеленых водорослей. Овладение биотехнологиями использования одноклеточных грибов на примере дрожжей. Овладение биотехнологиями использования кисломолочных бактерий для получения кисломолочной продукции (творога, кефира и др).
Модуль 10. Технологии животноводства.
Составление рационов для домашних животных, организация их кормления. Сбор информации и проведение исследования о влиянии на здоровье животных натуральных кормов.
Модуль 11. Социальные технологии.
Составление вопросников для выявления потребностей людей в качествах конкретного товара. Оценка качества рекламы в средствах массовой информации.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы
№ п/п
Название модуля
Количество часов
1
Методы и средства творческой и проектной деятельности
3
2
Производство
2
3
Технология
3
4
Техника
3
5
Технологии получения, обработки, преобразования и использования конструкционных материалов
3
6
Технологии обработки пищевых продуктов
4
7
Технологии получения, преобразования и использования энергии
3
8
Технологии получения, обработки и использования информации
3
9
Технологии растениеводства
4
10
Технологии животноводства
3
11
Социальные технологии
3
Итого
34
ПРИЛОЖЕНИЕ №1
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ по технологии для 8 классов
Тема урока
Кол - во
часов
Дата проведения
Оборудование, электронные образовательные ресурсы
Виды контроля результатов обучения
по плану
по факту
Модуль 1. Производство (3 ч.)
Общие правила техники безопасности на уроках технологии.
Входная диагностика позволяет видеть уровень знаний и творческих способностей обучающихся на начальном этапе обучения.
Рубежный контроль позволяет видеть процесс становления умений и навыков, заменять отдельные приёмы работы, вовремя менять виды работы, их последовательность в зависимости от особенностей той или иной группы обучаемых.
Итоговый контроль призван выявить конечный уровень обученности за весь курс, и выполняет оценочную функцию. Цель итогового контроля - определение способности обучаемых к знаний технологии в практической деятельности.
При оценке деятельности учащихся учитываются следующие критерии:
- знание содержания материала;
- активность учащихся в учебной деятельности;
- творческий подход к решению поставленных задач, оригинальность способов и методов решения проблем;
- самостоятельность, умение принимать решения, отстаивать свою точку зрения и убеждать других в процессе дискуссий;
- умение работать в группе, лидерские качества, способность к сотрудничеству и взаимопомощи.
Критерии оценивания устных ответов обучающихся
Отметка «5» ставится, если ученик полно излагает изученный материал, даёт правильное определение языковых понятий; обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные; излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.
Отметка «4» ставится, если ученик даёт ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для отметки «5», но допускает 1-2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1-2 недочёта в последовательности и языковом оформлении излагаемого.
Отметка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил; не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры; излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.
Отметка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Оценка «2» отмечает такие недостатки в подготовке ученика, которые являются серьёзным препятствием к успешному овладению последующим материалом.
Критерии оценивания практических работ
Отметка «5» ставится, если уровень знаний теоретических вопросов высокий и умение применять их в практической работе; степень овладения рабочими приемами; продолжительность выполнения работы; соблюдение требований безопасности труда и санитарно-гигиенических норм; качество выполненной работы.
Отметка «4» ставится, если уровень знаний теоретических вопросов высокий и умение применять их в практической работе, что удовлетворяющий тем же требованиям, что и для отметки «5», но допускает 1-2 ошибки, которые сам же исправляет; степень овладения рабочими приемами; продолжительность выполнения работы; соблюдение требований безопасности труда и санитарно-гигиенических норм; качество выполненной работы.
Отметка «3» ставится, если уровень знаний теоретических вопросов низкий и не в полной мере умеет применять их в практической работе; степень овладения рабочими приемами; продолжительность выполнения работы; соблюдение требований безопасности труда и санитарно-гигиенических норм; качество выполненной работы.
Отметка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части теоретических вопросов и не в полной мере умеет применять их в практической работе; низкая степень овладения рабочими приемами; продолжительность выполнения работы увеличенная; соблюдение требований безопасности труда и санитарно-гигиенических норм; некачественно выполнена работа либо не выполнена вовсе.