Воспитательная:воспитывать аккуратность, бережное отношение к природе.
Формировать УУД:
Личностные: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи; ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей;
Регулятивные: в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания; самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.
Познавательные: осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; устанавливать аналогии;
Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию; использовать речь для регуляции своего действия; осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
Материалы: Разнообразные засушенные листья (можно собрать на экскурсии), цветная бумага, клей, ножницы, цветной картон, кисть для клея.
Оборудование: образцы аппликации, ТСО, презентация по теме урока.
Ход урока
ВРЕМЯ ЭТАПА
Содержание деятельности
4-5 мин
Организационный
момент
1. Самоопределение к деятельности. Положительный эмоциональный настрой.
Встали мы у парт красиво, Поздоровались учтиво, Тихо сели, спинки прямо. Глубоко мы все вздохнем – Технологию начнем!
2. Формулировка темы урока.
- Начнем урок с небольшой разминки:
Если в лес гулять пойдем,
Листьев там мы наберем.
А потом мы посидим,
Человечков смастерим
(дети выполняют названные действия).
Можно сделать птичку,
Собачку и лисичку
(учащиеся изображают животных).
- Что мы сегодня будем изготавливать на уроке?
С каким материалом работать? ( Ответы учащихся)
Повторение понятия «аппликация», природный материал. Аппликация— изготовление рисунка, картины из наклеенных или нашитых на что-нибудь деталей из цветной бумаги, материи и т.д.
Что же такое – природные материалы? В мире существует огромное количество материалов, которые принято называть «природные». Из самого названия становиться ясно, что к природным материалам относятся все то, что обильно преподносит нам сама природа. Это предметы, которые мы порой даже не замечаем, и всё то, что легко можно найти, едва выйдешь на прогулку: веточки, сучья, цветы, листья, шишки, солома, желуди, хвоя, трава и т.д.
1-2 мин.
Подготовка рабочего места
1.Проверка готовности к уроку.
Обучающиеся кладут на край парты учебные принадлежности в указанном порядке. Ученики объясняют, зачем необходимо соблюдать порядок на рабочем месте. 2. Повторение правил техники безопасности при работе с ножницами, клеем. (показ слайдов).
1.Вводная беседа о природе родного края, её богатстве и красоте, неоценимой пользе для людей, бережном отношении к ней. (показ слайдов)
2. Особенности работы с природным материалом – листьями растений. (Объяснение учителя, беседа с учащимися)
3. Демонстрация образца. Анализ образца.
(Показ слайдов)
4. Составление алгоритма выполнения аппликации из листьев:
Алгоритм:
Выбор композиции, образец.
Выбор основы (цветной картон)
Отбор листьев для аппликации.
Изготовление деталей – компонентов для аппликации.
Накладывание деталей, без наклеивания.
Наклеивание деталей на основу.
Анализ аппликации, внесение необходимых исправлений.
Соотношение аппликации с образцом.
Учащиеся определяют места и причины затруднений
10-15 мин
Изготовления изделия
Самостоятельная работа учащихся по алгоритму, под контролем учителя.
Физкультминутка «Листики» Мы листики осенние. На ветках мы сидим. Дунул ветер – полетели. Мы летели, мы летели И за парты тихо сели…
1-2 мин.
Соотнесение готового изделия с образцом.
Анализ готового изделия, доработка,
работа над ошибками. Учащиеся выполняют самопроверку по эталону
2-3 мин.
Оценка выполненной работы
Выставка работ учащихся. Учащиеся демонстрируют свои работы, объясняют, кого они изобразили, листья каких деревьев использовали, что было трудно, что понравилось, для чего применят изделие. Оценивают свое изделие: выполнено ли оно аккуратно, то есть, выполнено ли изделие тщательно, старательно, точно, чистая ли работа. Может быть над изделием нужно будет еще потрудиться, тогда учащиеся отмечают, конкретно над чем. Учитель задает вопросы на повторение материала урока.
2-3 мин.
Оценка выполненной работы
Выставка работ учащихся. Учащиеся демонстрируют свои работы, объясняют, кого они изобразили, листья каких деревьев использовали, что было трудно, что понравилось, для чего применят изделие. Оценивают свое изделие: выполнено ли оно аккуратно, то есть, выполнено ли изделие тщательно, старательно, точно, чистая ли работа. Может быть над изделием нужно будет еще потрудиться, тогда учащиеся отмечают, конкретно над чем. Учитель задает вопросы на повторение материала урока.
2-3 мин.
Подведение итога урока
Рефлексия действий (рассуждение учащихся). Самооценка, взаимооценка, оценка учителя. Учитель, рассматривая изделия, выполненные учащимися, отмечает их положительные стороны: насколько грамотно использовались листья, отмечает грамотное расположение элементов (чтобы их не было слишком мало или слишком много), аккуратность выполнения изделия (чтобы не было пятен, аккуратно были приклеены листья), советует, что необходимо учесть в будущем.
2-4 мин.
Домашнее задание. Уборка рабочего места.
Написать сочинение на тему
«Путешествие осеннего листочка».
Учащийся приводят в порядок рабочие места.
План-конспект урока 5 класс
Тема урока «Аппликация»
Время урока 90 мин.
Цель урока:создание условий для ознакомления учащихся с историей, видами аппликаций, систематизирования знаний о приемах изготовления аппликаций. Планируемый результат:продукт — карман фартука в технике«аппликация из ткани». Задачи: Образовательные: -дать понятие об аппликации, её видах, технологии выполнения и применении, Воспитательные: — воспитание навыков самостоятельной работы, аккуратности, ответственности за результаты своего труда. Развивающие: — развитие эстетического вкуса, самостоятельности и умения работать в нужном темпе, способствовать развитию мыслительных операций (анализ и синтез), способствовать развитию учащихся в соответствии с их способностями. Тип урока: урок с элементами проектно-исследовательского метода (выполнение заказа для швейной фабрики). Особенность урока: интеграция технологии, изобразительного искусства. Методы: наглядные, словесные, практические.
Формы работы: фронтальная, индивидуальная, групповая работа. Оборудование: бумага, лоскутки ткани, линейка, простой карандаш, ножницы, ИКТ, презентация«Аппликации» технологические карты, плакаты, опорные конспекты, образцы аппликаций, электрический утюг, гладильная доска, иголки, булавки, ножницы, швейные машины. Личностные УУД: — Развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности. Познавательные УУД:- систематизирование и расширение представлений детей о новых приёмах ручных и машинных работ; — соблюдение безопасных приемов труда, правил пожарной безопасности, — соблюдение трудовой и технологической дисциплины, — развитие конструктивного мышления, — осознание ответственности за качество результатов труда, — развитие композиционного мышления. Регулятивные УУД: — поиск и выделение необходимой информации; — умение осознанно строить речевое высказывание устно и письменно. Коммуникативные УУД: — допускать существование различных точек зрения; — адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач.
Этапыурока
Цель этапа
Деятельность учителя
Деятельность учащегося
Приёмы работы
1 этап Организацион-ный момент.
Позитивный настрой на урок.
– Здравствуйте девочки! С каким настроением мы пришли сегодня на урок, нарисуем смайлики в своих тетрадочках и улыбнёмся друг другу. Дежурный по классу у нас Шляхова Катя, Кашкарова Анастасия.
Итак, вы сшили своё первое изделие – фартук. В дальнейшем вы будете изготавливать более сложные швейные изделия: ночную сорочку, халат, юбку, платье.
А сейчас проверим, что вы усвоили с предыдущих занятий. Мы с вами разделимся на две команды. Каждой команде я раздам карточки с заданиями, подписываем фамилию и имя и отвечаем на вопросы (5 минут на работу по карточкам).
А теперь команды обменяются карточками и проверят их, если вы согласны с ответом – ставите +, если нет – ставите ! А теперь давайте проверим ваши ответы и выставим оценки (слайд№2, 3)
К какому виду одежды относится фартук? (К рабочей одежде).
А каким должен быть фартук, по-вашему? Каким требованиям он должен отвечать? (Красивым, удобным, практичным).
Да, действительно. Предметы быта, одежда должны быть не только удобными и практичными, но и красивыми. И этому в полной мере способствует декоративно-прикладное творчество.
Работают с карточками. Рассматривают изделия. Отвечают на вопросы и формулируют вывод о своих возможностях.
Личностные: осознание своих возможностей.
Познавательные: Формирование умений устанавливать взаимосвязь знаний по разным учебным предметам для решения прикладных учебных задач.
Регулятивные: умение составлять план и последовательность действий, осуществлять контроль по результату.
3 этап
Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
Вызвать эмоциональный настрой, постановка цели и задач урока.
Определить тему нашего сегодняшнего занятия вам поможет кроссворд, ключевое слово которого поможет сформировать тему урока (слайд №8)
Вопрос учащимся: С помощью каких видов декоративно-прикладного искусства мы можем украсить предметы быта, одежду? Я буду показывать вам готовые изделия, а вы называйте: (Вышивка, бисероплетение, вязание, макраме, аппликация) (слайд №4,5,6,7).
Вот мы и подошли к теме нашего сегодняшнего урока: «Аппликация».
Учитель записывает на доске тему «Аппликация», учащиеся делают то же в тетрадях.
Девочки, нам поступил заказ от швейной фабрики – необходимо разработать эскизы для украшения фартука. И так как мы свами знакомимся с таким видом декоративно – прикладного творчества как аппликация, то и эскизы будем выполнять в этой технике.
Что собой представляет этот вид творчества – аппликация? (Ответы учеников в свободной форме).
- Вы работали в технике аппликации? Когда и где? (На уроках технологии в начальной школе).
- А как бы вы сформулировали определение аппликации? (Ответы учеников в свободной форме).
- А теперь мы с вами попробуем разобраться и сформулировать точное определение аппликации. На столе, у каждой команды есть листок с определением аппликации. Давайте прочитаем их вслух. (Вызвать одну ученицу для чтения определений и прикрепить листы с определениями на доску).
Аппликация:
1. это создание художественных изображений наклеиванием на некоторую поверхность (основу) кусочков какого-либо материала.
2. это один из видов изобразительной техники, основанной на вырезании различных форм и закреплении их на другом материале, принятом за фон.
Мыслят, дают ответы, формируют тему урока, ставят цели и задачи:
1. Изучить декоративно-прикладное искусство в технике текстильной аппликации ,
Способствовать формированию представления о видах и истории аппликации.
А теперь давайте подробно рассмотрим эти определения. В чём они схожи и чем отличаются?
И в первом, и во втором определении есть слова «изобразительная», «изображение». О чём это говорит? (Аппликация должна что-то изображать, нести в себе какое-либо содержание).
По содержанию аппликации разделяют так:
- предметные (на изделии изображена одна деталь: гриб, солнышко, утёнок)
- сюжетные (изображён один или несколько предметов, совершающих действие)
- декоративные (включает в себя орнамент, узор) (Слайд №9)
Для выполнения аппликации нужна основа или фон, на котором будут располагаться детали.
Из какого материала может быть выполнена аппликация? (ткань, бумага, пуговицы, кожа, соломка)
(На доске плакат – ромашка. Посередине – слово «аппликация», лепестки – названия материалов для аппликации).
Сегодня вы будете разрабатывать эскиз украшения для фартука в технике «аппликация из ткани».
Вернёмся к определениям аппликации:
- В первом определении детали аппликации называют «кусочками какого-либо материала», а во втором это называется «различными формами». (Аппликация должна иметь какую-либо форму. Второе определение составлено более грамотно).
Посмотрим ещё раз на определения аппликации:
- как разъясняются способы прикрепления деталей к фону? (В одном определении говорится просто о наклеивании деталей на основу, а в другом – сначала вырезание деталей, а потом их закрепление на фоне.
Как выяснилось, второе определение более точное и понятное, поэтому в тетради записываем именно его. А к следующему уроку вам необходимо выучить его (Слайд №11).
Существуют различные способы прикрепления деталей к фону (ткани): Клеевая аппликация, пришивание деталей вручную петельным швом, машинная аппликация швом «зигзаг». Некоторым из вас я давала опережающее задание, поэтому выслушаем докладчиков, которые нам и расскажут и покажут про способы работы в технике «аппликация из ткани». (15 минут).
У каждого из вас есть опорный конспект с текстом выступающих с докладом, из которого необходимо выписать в тетради самую важную информацию (работа с тетрадями 5 минут) Физ. минутка (3 минуты)
Подумайте, на каких частях фартука может располагаться украшение в виде аппликации? (На кармане, на нагруднике, на нижней части фартука). Сегодня мы с вами будем украшать карман фартука.
А каким способом будем закреплять детали аппликации? ( ручным петельным швом или машинным швом «зигзаг»)
Как вы думаете, почему нельзя в данном случае использовать клеевую аппликацию, ведь она легче выполняется? (Фартук очень часто стирают, поэтому аппликация может отклеиться).
Приступим к выполнению заказа для фабрики.
Выкройка кармана у нас уже готова, осталось сделать шаблон для аппликации и подобрать гармоничное цветовое сочетание.
Выслушивание докладчиков, просмотр слайдов, фиксация важной информации в тетрадях.
Личностные: -проявление интереса и активности в выборе решения; установление личностного смысла знания.
Регулятивные: - умение составлять план и последовательность действий, осуществлять контроль по результату.
Познавательные: -умение рационально использовать технологическую информацию; оценивать технологические свойства материалов, ориентироваться в средствах и технологиях обработки материалов; умение подбирать инст-рументы, материалы и оборудование.
5 этап
Практическая работа.
Итак, одна команда будет выполнять аппликацию ручным петельным швом, а другая команда – машинным швом «зигзаг». Но перед тем, как начать работу вспомним инструменты и правила пользования ими. А для этого поиграем в игру «цепочка». (Для первой команды по цепочке необходимо назвать инструменты для ручных работ и правила пользования ими. А для второй команды – инструменты для выполнения машинных работ и правила пользования ими).
Во время работы учащиеся пользуются технологическими картами, предложенными учителем. (У каждого на столе).
В ходе работы учащихся учитель организует работу групп, следит за правильным выполнением этапов, контролирует и корректирует действия учеников, проводит фронтальный и индивидуальный инструктаж.
Подготовка эскиза-аппликации на листе бумаги, выбор цветовой гаммы, необходимых материалов, инструментов, приспособлений.
Выполнение практического задания по технологическим картам.
Личностные: умение овладеть нормами и правилами научной организации труда.
Развитие трудолюбия и ответственности за качество своей и коллективной деятельности.
Регулятивные:
умение составлять план и последовательность действий, осуществлять самоконтроль.
Познавательные: умение выделять необходимую информацию; умение ориентироваться в средствах и технологиях обработки материалов; умение планировать свою трудовую деятельность.
Коммуникативные:
формирование и аргументация своего мнения и позиции коммуникации, управление поведения партнёра.
6 этап Рефлексивно-оценочный.
Осмысление процесса и результата деятельности, коррекция.
Итак, сегодня вы познакомились с новым видом декоративно – прикладного творчества: аппликация из ткани. Все поработали на славу, предоставляем слово каждой творческой группе для защиты своей работы. (Организовать оценивание учащимися собственной деятельности на уроке).
Все молодцы! Оценки за выполнение аппликации: …… . Посмотрите, как много получилось у вас эскизов для украшения фартука. Нам осталось только всё оформить и отправить на фабрику. И может быть, когда – нибудь, вы узнаете свою работу у своих друзей и знакомых.
В завершении я предлагаю вам закончить предложение
- Сегодня на уроке я познакомилась….
- Сегодня на уроке я научилась……
Защита мини-проекта. Оценивается работа учащихся.
Познавательные:
рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результата деятельности.
Личностные: самооценка на основе критерия успешности, адекватное понимание причин успеха и неуспеха в учебной деятельности.
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества
7 этап
Информация о домашнем задании.
Обсуждение и запись домашнего задания.
Уборка рабочих мест.
Записывают домашнее задание.
План-конспект урока 5 класс
Время урока:45 мин.
Тема урока: Бумажная аппликация из вырванных деталей «Лес поздней осенью».
Цель урока: систематизировать и обобщить представления об изобразительных и конструктивных материалах и способах работы с ними.
Задачи:
Образовательная: совершенствование приемов создания аппликации на плоскости; формирование умений передавать настроение и эмоциональное отношение через художественный образ;
Развивающая: развитие воображения и творческих способностей.
Воспитывающая: воспитание навыков самостоятельной работы, аккуратности, ответственности за результаты своего труда.
Формировать УУД:
Личностные: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи; ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей;
Регулятивные: в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания; самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.
Оборудование: У учителя - план урока, на доске - выставка картин с осенними пейзажами,голубая бумага и разные материалы для демонстрации приемов работы, клей, кисть.
У учащихся - цветная бумага, клей, кисть.
Ход урока:
1.Организационный момент.
Проверяем готовность к уроку. На рабочих местах наличие клеёнок, тряпочек для вытирания рук, баночек с клеем, цветной бумаги, кисти для клея, конверты с заготовками.
Долгожданный дан звонок-начинаем мы урок.
Улыбнемся солнышку: Здравствуй, золотое!
Улыбнемся снегу: Приходи, зима!
Скоро Новый Год праздновать пора!
2.Актуализация знаний:
Дети, на наш адрес пришло загадочное письмо. Прочтём его?
Здравствуйте, ребятишки:
Девчонки и мальчишки!
Беспокоит Дед Мороз.
У меня такой вопрос:
Не забыли ли меня?
Ровно год здесь не был я!
Подросли ли?
Все ль здоровы?
Как учёба? Как друзья?
Все узнаю в праздник я!
А сейчас, я хочу спросить у вас:
Как дела в деревне вашей?
Как березки? Всех ли краше
Елочки пушистые?
Есть ли стужа на дворе?
Все ль деревья в серебре?
Напишите мне про это...
Или лучше вы картину
Мне составьте коллективно.
А я гружу подарков воз!
Скоро буду!
Дед Мороз!
Учитель:
Итак, Дед Мороз просит нам показать природу нашего края.
Хочет узнать, готова ли она к его приезду.
А какое время года сейчас? ( Осень)
Кто знает стихи об осени?
(Чтение стихов детьми)
1. Осень-чудная пора!
Любит осень детвора!
В лес с корзинками мы ходим!
Много там грибов находим!
2. Осень поздняя пришла.
Закружила, замела.
Речку, словно серебром,
Заковала тонким льдом.
Все дорожки, все тропинки
Запорошила снежком,
И снежинки, как пушинки
Закружились за окном.
3.Самоопределение к деятельности.
В каком стихотворении говорится о поздней осени?
Какие деревья можно встретить в нашем лесу?
Как они выглядят?
Подойдет ли мое описание:
Оделась в осенний наряд природа. Шелестят на ветру золотистые листья клёна, берёзы и красные листья осины.
Падает белыми хлопьями снег, укутывая пушистым покрывалом лес и землю. На полянке стоит вся в снегу зелёная елочка.
Сегодня на уроке мы выполним аппликацию «Лес поздней осенью». Покажем Деду Морозу как природа приготовилась к его приезду.
Работа по теме урока.
Для выполнения аппликации разделим детей класса на группы:
1 группа «Елочки»
2 группа «Берёзки»
3 группа Домики»
4 группа «Художники-оформители»
1 группа - изготовление ёлочек
2 группа - изготовление берёзок
3 группа — изготовление домиков
4 группа — изготовление солнышка, облаков, тропинок, пеньков и т. д..
Всю работу мы будем выполнять без ножниц, приемом вырывания.(Объяснение и показ учителя).
На доске находятся рисунки-чертежи, которые напомнят учащимся порядок выполненияю
5.Самостоятельная работа.
Дети по группам выполняют работу. Намазывают клеем изделия и приклеивают на общее панно.
6.Рефлексия.
Сравните кроны деревьев.
Есть ли различие?
7.Анализ и оценка работы. Домашнее задание
8. Итог урока.
План –конспект урока технологии
Время урока : 45 мин.
Класс:5
Тема урока: «Аппликация. Подарок для мамы»
Цель урока: научить учащихся, выполнять аппликацию.
Задачи урока:
Обучающая:. Ознакомить с техническими условиями и приёмами выполнения накладной аппликации.
Развививающая:
представление о взаимосвязи практического назначения изделия, его формы, материала и цвета с украшением;
логическое мышление;
умения и навыки выполнения аппликации.
Воспитывающая: Совершенствовать у детей способность эстетического восприятия декоративно-прикладного искусства.
Оборудование и инструменты:
утюг,
гладильная доска,
ножницы,
швейная машина,
ручные иголки,
лоскутки ткани 15*15 см. одноцветные для фона,
ткани различных рисунков и расцветок для аппликации или с сюжетными рисунками,
нитки катушечные и мулине,
копировальная бумага
Ход урока
Время
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
1 мин
I. Организационная часть.
10 -15 мин
II. Актуализация опорных знаний.
- Ребята тема нашего урока “Аппликация”.
В переводе с латинского слова аппликация означает “прикладывание”.
- В начальной школе вы уже занимались этим видом работы, но аппликация была из каких материалов? (Слайд 1)
Давайте построим логическую схему и посмотрим, что представляет собой аппликация
(у учащихся на партах лежат аншлаги со словами)
(аппликация, по виду материала, по способу прикрепления, природный материал, растительного происхождения, ветки, листья деревьев, цветы, семена, животного происхождения, покровные ткани, мех, кожа, механические ткани, косточки рыбьи, неприродный материал, бумага, белая, цветная, бархатная, приклеивание, термическим путём, полиэтилен, клеем, ПВА, “Момент”, пришивание, ручными стежками, прямые, петельные, машинными стежками, прямые, зигзагообразные.)(Слайд 2)
-из бумаги;
- природного материала.
10-13 мин
III. Формирование новых умений и навыков.
Накладное шитьё существует с давних времён. Люди украшают свою одежду и другие бытовые вещи, накладывая на них в соответствии с узором различные кусочки материала – ткань, кожу, мех – и закрепляя их нитками на ткани различными ручными стежками. (Слайд 3)
- Какие ручные стежки вы знаете?
При этом стежки должны плотно прилегать друг к другу. Кроме ручных приёмов используются разнообразные декоративные строчки, выполняемые на современных швейных машинах.
В технике накладного шитья орнамент может быть самый разнообразный: геометрический, тематический. Ткань изделия, ткань аппликации и нитки, используемые для вышивки, предварительно проверяют на прочность окраски. Для аппликации удобно пользоваться несыпучими тканями. Особенно хороши ткани типа сукна, драпа, тонкой искусственной и натуральной кожи. При выполнении накладного шитья из кусочков тонких тканей – ситца, сатина, фланели, байки - проклеивают с изнаночной стороны флизилином или дублерином для предохранения от осыпания нитей по срезам.
На приготовленную, таким образом, ткань переводят рисунок для аппликации, учитывая при этом направление нитей ткани изделия и накладки: долевые нити накладки должны располагаться по долевым нитям изделия, а поперечные нити – по поперечным.
- Почему это необходимо учитывать?
Перевод рисунка осуществляется с помощью копировальной бумаги, если цвет ткани или структура её не позволяет использовать копировальную бумагу, то по рисунку делают выкройки из плотной бумаги или картона, накладывают на нужную ткань и обводят цветным карандашом, или тонким кусочком сухого мыла. А также можно применить готовый сюжетный рисунок вырезав его отступив 2-3 мм. по всему краю рисунка.
Вырезанные детали узора или рисунка примётывают к основной ткани-фону нитками мулине, шелковыми или полиэстер.
- Можно ли прикреплять аппликацию хлопчатобумажными нитками?
- Как вы думаете, кроме ручных строчек, какие ещё можно применить при выполнении аппликации? (Слайд 4)
Ответ: после стирки изделия, место прикрепления аппликации может стянуть, если она неверно расположена.
Ответ: Нет. Так как со временем х/б нитки выцветают.
Ответ: машинная зигзагообразная строчка.
45 мин
IV. Применение полученных навыков
Практическая самостоятельная работа. Предложить работу на выбор прикрепление аппликации ручными стежками и машинной зигзагообразной строчкой.
Перед тем как приступить к выполнению аппликации, необходимо правильно организовать рабочее место, обратить внимание учащихся на соблюдение эстетических требований при выполнении аппликации: длина стежка, цвет ниток и ткани-фона.
Вспомнить правила безопасного труда при использовании ножниц, иголок. И соблюдать эти правила во время работы.
Раздать инструкционную карту выполнения аппликации. (Слайд 5)
(Для создания творческой обстановки включить лёгкую музыку)
Текущий инструктаж. Указать на ошибки, которые могут допустить ученики во время выполнения работы, и помочь исправить их.
Выполнение практической работы по инструкционным картам.
Ответы:
- Ножницы с сомкнутыми лезвиями должны находиться справа от работающего кольцами к нему. Передают их, сомкнув лезвиями, кольцами вперёд.
- Нельзя шить ржавой и тупой иглой.
- Нельзя вкалывать иголки в одежду, стол или другие предметы. Иголки надо хранить в игольнице или подушечке.
- Не прикусывать нитки зубами – т.к. можно испортить эмаль зубов и поранить губы.
10 мин
V. Подведение итогов урока
1. Вопросы для повторения:
- Что такое аппликация?
Ответы:
- В переводе с латинского слова аппликация означает “прикладывание”. Аппликация из ткани – накладное шитьё.
- Как подготовить ткань для аппликации?
-Проверить на прочность окраски, и при выполнении накладного шитья из кусочков тонких тканей – проклеивают с изнаночной стороны флизилином или дублерином для предохранения от осыпания нитей по срезам.
- Перевод рисунка осуществляется с помощью копировальной бумаги, или пользуются лекалом
2.Анализ выполненной работы и оценка
оценить, каждую работу учитывая аккуратность и правильность выполнения ручных и машинных стежков пришитой аппликации.
Оформить выставку выполненных работ
Итоги: Аппликация, или накладное шитьё очень интересный, простой и нетрудоёмкий вид творческой работы
Мы видим, спектр применения аппликации неограничен, и об этом знает каждый дизайнер одежды.
C приходом в лёгкую промышленность лазеров все кардинальным образом изменилось. На приведенных ниже фотографиях виден весьпроцесс изготовления аппликации поэтапно. (Слайд 6)
Прежде всего, на компьютере составляется программа для лазера, а в сам лазер заправляется материал. Затем лазер вырезает запрограммированную форму аппликации. Вышивальный автомат прострачивает контур будущей аппликации, куда и накладывается вырезанный лазером материал. Вышивальный автомат заканчивает аппликацию. (Слайд 7)
2 мин
Уборка рабочего места каждой девочкой.
Инструкционная карта выполнения аппликации
1. Выбрать аппликацию для работы (из предложенных учителем образцов сюжетных рисунков).
2. Выбрать ткань-фон для панно. Эта ткань должна быть больше, чем сама аппликация.
3. Выбранную аппликацию вырезают, отступая от края на 2-3 мм от контура рисунка.
4. Подклеить утюгом, с изнанки аппликации, дублерин или флизилин для предохранения нитей от осыпания.
5. Наметить место расположения аппликации на основной ткани-фона (учитывая направление долевых и поперечных нитей на основной ткани и аппликации).
6. Подобрать нитки мулине или катушечные (полиэстер, лавсановые, шёлковые) по цвету кромки аппликации.
7. Приметать аппликацию по краю к основной ткани-фону мелкими стежками швом “вперёд иголку”.
8. Пришить аппликацию по краю к основной ткани косыми, петельными, тамбурными стежками или машинной зигзагообразной строчкой.
Оформление панно
9. По краям панно выдернуть нитки – получить бахрому шириной 1 см. или приметать и пристрочить тесьму машинной строчкой.
10. Выполнить петли из тесьмы. Прикрепить их ручными стежками с изнаночной стороны к верхним углам панно.
Или:
9. Приклеить основную ткань по краю на картон такого же формата.
10. Выполнить рамку из цветной бумаги.
11. Наметить с изнаночной стороны картинки место под петельку и приклеить её.