Методические рекомендации к проведению уроков Технологии с использованием межпредметных связей
Методические рекомендации к проведению уроков Технологии с использованием межпредметных связей
В настоящее время, в двадцать первом веке, учетом все возрастающих требований современности к качеству образования, в условиях стремительно ускоряющегося научно-технического прогресса, важнейшей особенностью уроков технологии в школе является то, что они должны строится на уникальной психологической и дидактической базе (можно сказать, основной творческой составляющей учебного процесса) предметно-практической деятельности учащихся.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации к проведению уроков Технологии с использованием межпредметных связей»
Автор: Осипов Сергей Викторович - учитель технологии, первой квалификационной категории МОУ СОШ п. Поливаново МО «Барышский район» Ульяновской области
Методические рекомендации к проведению уроков Технологии с использованием межпредметных связей.
В настоящее время, в двадцать первом веке, учетом все возрастающих требований современности к качеству образования, в условиях стремительно ускоряющегося научно-технического прогресса, важнейшей особенностью уроков технологии в школе является то, что они должны строится на уникальной психологической и дидактической базе (можно сказать, основной творческой составляющей учебного процесса) предметно-практической деятельности учащихся.
Данная база, или даже точнее сказать основной фундамент, который служит необходимой составляющей целостного процесса духовного, морально- нравственного и интеллектуального развития учащихся. Организация продуктивной преобразующей творческой деятельности детей на уроках технологии создает важный противовес вербализму обучения на всех этапах образовательного процесса, который является одной из главных причин снижения учебно-познавательной мотивации, формализации знаний и в конечном счете низкой эффективности как обучения, так и воспитания.
Конкретная продуктивная предметная деятельность на уроках технологии должна являться основой формирования и дальнейшего всестороннего развития познавательных способностей школьников как младшего, так и среднего и старшего звеньев. Стремления активно познавать историю создания, развития технологической культуры и вековых традиций самобытных промыслов своего и других народов и уважительно относиться к ним.
Значение и возможности предмета «Технология» выходят далеко за рамки обеспечения учащихся сведениями о технологической картине мира. При соответствующем содержательном и методическим наполнении данный предмет может стать опорным для формирования системы универсальных учебных действий.
В нем все элементы учебной деятельности (планирование, ориентировка в задании, преобразование, оценка продукта, умение распознавать и ставить задачи, возникающие в контексте практической ситуации, предлагать практические способы решения, добиваться достижения результата и т.д.) предстают в наглядном виде и тем самым становятся более понятными для детей.
Практико-ориентированная направленность содержания учебного предмета «Технология» естественным путем интегрирует знания, полученные при изучении других учебных предметов (математика, физика, химия, история, изобразительное искусство, русский язык, литературное чтение и т.д.), и позволяет реализовать их в интеллектуально-практической деятельности ученика. Это, в свою очередь, создает условия для развития инициативности, изобретательности, гибкости мышления.
Занятия детей на уроках технологии продуктивной деятельностью создают уникальную основу для самореализации личности. Они отвечают возрастным особенностям психического развития детей, когда именно благодаря самостоятельно осуществляемой продуктивной проектной деятельности учащиеся могут реализовать свои умения, заслужить одобрение и получить признание (например, за проявленную в работе добросовестность, упорство в достижении цели или как авторы оригинальной творческой идеи, воплощенной в материальном виде).
В результате именно здесь закладываются основы трудолюбия и способности к самовыражению, формируются социально ценные практические умения, опыт преобразовательной деятельности и творчество.
Таким образом, учебный предмет «Технология» обеспечивает реальное включение в образовательный процесс различных структурных компонентов личности (интеллектуального, эмоционально-эстетического, духовно-нравственного, физического) в их единстве, что создает условия для гармонизации развития, сохранения и укрепления психического и физического здоровья подрастающего поколения.
Технология по своей сути является единственным в своем роде комплексным и интегративным учебным предметом. В содержательном плане он предполагает реальные (межпредметные) взаимосвязи практически со всеми учебными предметами. Приведем некоторые конкретные примеры.
Математика – основы конструирования, моделирование (преобразование объектов из чувственной формы в модели, воссоздание объектов по модели в материальном виде, мысленная трансформация объектов и пр.), выполнение расчетов, вычислений, построение форм с учетом основ геометрии, работа с геометрическими фигурами, телами, именованными числами.
Изобразительное искусство – использование средств художественной выразительности в целях гармонизации форм и конструкции, изготовление изделий на основе законов и правил декоративно-прикладного искусства и технического дизайна.
Окружающий мир – рассмотрение и анализ природных форм и конструкций как универсального источника инженерно-художественных идей для мастера, природы как источника сырья с учетом экологических проблем, деятельности человека как создателя материально-культурной среды обитания; изучение этнокультурных традиций.
Особую роль в этом направлении играет Русский язык . Развитие устной речи учащихся ( как один из векторов по применению элементов методики межпредметных связей Технологии и Русского языка) на основе использования важнейших видов речевой деятельности и основных типов учебных текстов в процессе анализа учебных (творческих) заданий и обсуждения результатов практической деятельности, способствует в следующих видах деятельности, а именно как то:
-описание конструкции изделия, материалов и способов их обработки;
-повествование о ходе действий и построении плана деятельности;
-построение логически связных высказываний в рассуждениях, обоснованиях, формулировании выводов).
Техника чтения в сущности может быть является даже самым главным инструментом для создания образа, реализуемого в проектируемом изделии.
И наконец чтобы не быть голословным, приведу пример выполнения ребятами творческого задания по изготовлению изделия под названием «Флюгер».
На первом этапе выполнения творческого проекта учащиеся изучали соответствующий раздел Географии и другие материалы по теме.
При этом стоит заметить, что когда перед нами были поставлены цели и задачи проекта, то ученики сначала имели слабые представления по данной тематике. Но уже при дальнейшем изучении вопроса, где очень важную помощь всем нам оказало применение методики системы ТРИЗ (теории решения изобретательских задач) все стало на свои места, и очертания будущих изделий (флюгера) у каждого приобрели конкретные формы и размеры.
В дальнейшем почти все ребята осознали такую простую истину о том, что изучаемые ими предметы очень тесно связаны дуг с другом, и все вместе необходимы для понимания общей картины изучаемого мира.
В нашем случае важно отметить следующее, что также изучение технологии в школе направлено на решение таких учебных задач, как:
-стимулирование и развитие любознательности, интереса к технике, миру профессий, потребности познавать общетехнологические, культурные традиции своего региона, России и других государств;
-формирование общей картины материальной и духовной культуры как продукта творческой предметно-преобразующей деятельности человека;
-формирование мотивации успеха и достижений, творческой самореализации, интереса к дизайнерской, художественно-конструкторской деятельности;
-формирование первоначальных конструкторско-технологических знаний и умений;
-развитие знаково-символического и пространственного мышления, творческого и репродуктивного воображения, творческого мышления;
-формирование индивидуального плана деятельности учащихся на основе поэтапной отработки предметно-преобразовательных действий, включающих целеполагание, планирование (умение составлять план действий и применять его для решения учебных задач), прогнозирование будущего результата при различных условиях выполнения действия, контроль качества продукции, коррекцию и оценку своего труда;
-овладение и дальнейшее развитие умениями передачи, поиска, преобразования, хранения информации, использования компьютера;
-поиска (проверки) необходимой информации в словарях, каталоге библиотеки.
Индивидуально- ориентированными (личностными) результатами изучения технологии являются воспитание и развитие социально и личностно значимых качеств личности, индивидуально-личностных позиций, ценностных установок, раскрывающих правильное отношение к труду, систему общепринятых норм и правил межличностного общения, обеспечивающую успешность совместной деятельности.
Метапредметными результатами изучения технологии является освоение учащимися универсальных способов деятельности, применимых как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях.
Предметными результатами изучения технологии являются доступные по возрасту общие сведения о технике, технологиях и технологической стороне труда, об основах культуры труда, элементарные умения предметно-преобразовательной деятельности, знания о различных рабочих профессиях. Умения ориентироваться в мире профессий, элементарный опыт творческой и проектной деятельности.
Также при планировании результатов образовательного процесса всегда надо помнить о важной роли воспитательного момента учебного процесса. Учитель должен знать и понимать, что в первую очередь он должен заложить в детях фундамент добра, и только затем приступать к освоению учебного материала с учётом вышеизложенных идей и разработок.