ХОД УРОКА
I. Организационный момент (1 мин.)
II. Актуализация знаний (3 мин.)
– Это что за птица к нам в гости прилетела? Давайте угадаем! ( Ответы детей)
Летает над калиткой
Птица,
Но на калитку
Не садится. (Чайка.)
– Давайте покажем, как летают птицы. (Запись с пением птиц.)
III. Постановка учебной задачи. «Открытие» детьми нового (15 мин.)
– Сегодня у нас праздник новой буквы. Вам с гостями нужно поучаствовать в весёлых конкурсах. Кого пригласим на этот праздник? (ответы детей)
– Послушайте стихотворение. Читает подготовленный ученик.
Быстро бегает джейран –
Грузовик опередил.
Ловко плавает кайман,
Потому что крокодил.
Чайка здорово летает
И парит легко, как пух.
Лайка просто так не лает –
Пёс – охотник, пёс – пастух.
(Приложение 1. Слайд 4 – животные)
– Кто к нам придёт на праздник? (Джейран, кайман, чайка, лайка)
– Кто нам расскажет об этих животных?
Джейран – небольшой быстроногий козлик, который живёт в пустыне.
Кайман – длинный зубастый крокодил.
Чайка – водоплавающая птица.
Лайка – порода охотничьих собак.
– А почему именно они пришли к нам в гости? Кто догадался? (В словах есть одинаковый звук [й'])
– Кто догадался, какова тема урока? (Звук [й'], буква й.)
– Чем мы будем заниматься на уроке? (Искать в словах звук [й'], составлять звуковые схемы слов, читать слова с буквой й, писать эту букву …)
– Да, сегодня у нас именинница й, поэтому мы должны всё узнать о звуке [й'] и букве й.
– Составьте звуковые схемы слов по желанию. 4 ученика у доски, остальные – на местах.
IV. Игра «Узнайте звук»
– Хлопните один раз в ладоши, если услышите звук [й'] в словах:
Лиса, лайка, игрок, лицо, умывальник, соловей, автобус, троллейбус, ножницы, машина, змей, май, чай.
А теперь наоборот. Игра «Кто больше?». По рядам. Придумайте слова со звуком [й'] в начале слова (йод, йогурт, йог), в середине (майка, зайка, копейка), в конце (каравай, пой, сарай).
Результаты соревнования фиксируются на доске мелом.
– Что можете сказать о звуке [й']? (Он согласный)
– Какие бывают согласные звуки? (Твёрдые и мягкие)
– Произнесите этот звук мягко, а затем твёрдо. Что заметили? (Этот звук никогда не бывает твёрдым, он всегда мягкий, независимо от того, какая буква после него стоит)
– Какой буквой обозначается на письме этот звук? (Буквой Й. Показ учителем этой буквы.)
V. Физкультминутка для пальцев рук (1 мин.)
Над волнами чайки кружат,
Полетим за ними дружно.
Брызги пены, шум прибоя,
А над морем – мы с тобою!
(Дети машут руками, словно крыльями.)
Мы теперь плывем по морю
И резвимся на просторе.
Веселее загребай
И дельфинов догоняй.